Учитель как ключевая фигура реализации ФГОС Лубкова Галина Анатольевна, заместитель директора по УВР, МБОУ «Солонцовская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Универсальные профессиональные компетенции педагога.
Advertisements

1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт.
1 ФГОС основного общего образования: отличительные характеристики.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
учебный год ПЕДСОВЕТ:. Задачи педсовета: Рассмотреть отличительные особенности стандартов 1 и 2 поколения Проанализировать первые результаты,
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
учебный год. Рассмотреть отличительные особенности ФГОС второго поколения Показать роль универсальных учебных действий в достижении требований.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Методическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара.
Федеральный государственный образовательный стандарт: основные позиции.
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Повышение профессионального мастерства педагогов в ходе реализации ООП НОО Семинар заместителей директоров по УВР I ступени образования 20 марта 2013 г.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Транксрипт:

Учитель как ключевая фигура реализации ФГОС Лубкова Галина Анатольевна, заместитель директора по УВР, МБОУ «Солонцовская СОШ»

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д.Ушинский

Сдвиг образовательной парадигмы Стандарты предыдущего поколения Новые ФГОС Содержание«Знаю, что…»«Знаю, как…» Форма образования ОбучениеУчебная деятельность Позиция учителяТрансляторОрганизатор деятельности НаставникСотрудник СудьяЭксперт Позиция ученикаОбъект обученияСубъект учебной деятельности Стиль управления школой Административно- иерархический Командный

Нормативно-правовая база ФГОС начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) ФГОС основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года 1897(зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 года 19644) ФГОС среднего (полного)общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года 413(зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 года 24480) ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от ФЗ

Требования к квалификации педагога Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593.) Приказ 209 от 24 марта 2010 г. (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999) «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Приказ 209 от 24 марта 2010 г. (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999) «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Общественный совет при Минобрнауки России: «Профессиональный стандарт педагога»(проект) Общественный совет при Минобрнауки России: «Профессиональный стандарт педагога»(проект)

Ключевые особенности ФГОС Стандарт предыдущего поколения – стандарт содержания образования Стандарт нового поколения – совокупность требований, обязательных при реализации ООП образовательными учреждениями

Что изменилось? 1.Структура стандарта ФГОС представляет собой совокупность требований: 1) к структуре основной образовательной программы; 2) к условиям реализации основной образовательной программы; 3) к результатам освоения основной образовательной программы. 2.Методология стандарта Во ФГОС последовательно реализуется системно- деятельностный подход. 3. Требования к результатам Ориентация не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты.

Структура стандартов первого и второго поколения 2004 годновые стандарты Требования к уровню подготовки выпускник ов Общеучебные умения, навыки, способы деятельности Учебные предметы (цели, обязательный минимум содержания) Требования к структуре образовательных программ (чему и как учить) Требования к результатам освоения образовательных программ Требования региона Требования школы Дополнительные требования не могут служить основанием для итоговой аттестации выпускников Требования муниципалитета Требования к условиям реализации образовательных программ

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Деятельностный подход становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

УУД Универсальные учебные действия – совокупность способов действий, обеспечивающая самостоятельное усвоение учащимися новых знаний, формирование умений

Четыре блока УУД: Личностные: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ценностно-смысловые установки, основы социальных компетенций, осознание российской идентичности.

Четыре блока УУД: Регулятивные: организация своей учебной и любой другой деятельности. Познавательные: общеучебные, логические; постановка и решение проблем. Коммуникативные: способность к продуктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.

Изменение позиции учителя в условиях внедрения ФГОС Традиционная дидактика Деятельность учителяДеятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика

ФГОС - новая парадигма отечественного образования Директор занимается нормативно-правовым обеспечением введения ФГОС, распределением ресурсов для достижения наилучшего результата. Завуч занимается методическим обеспечением педагогического процесса, решая проблему подготовки учителя к организации принципиально нового образования - процесса, основанного на системно-деятельностном подходе. Учитель обеспечивает качественную организацию учебно-воспитательного процесса в новых условиях, выполнение требований к результатам освоения ООП.

Новые требования к учителю Использование в учебно- воспитательном процессе разнообразных инновационных образовательных ресурсов. Владение педагогическими технологиями открытого, дистанционного образования. Активное участие в работе социальных образовательных сетей и образовательных сообществ. Освоение новой роли в педагогическом процессе.. Владение коммуникативными компетентностями. Владение информационными компетентностями. Владение правовыми компетентностями.

Универсальные профессиональные компетенции учителя Личностные Организационные Интеллектуальные Коммуникативные Ценностные ориентации гражданина Мотивация проф. деятельности Нравственно-этическая позиция Умение управлять своей деятельностью и учеников Саморегуляция учителя, способность к рефлексии Навыки информационного обеспечения своей деятельности и ученика Владение логическими операциями Способность выделять и решать проблемы Навыки учебного сотрудничества с учениками Эффективная совместная проф. деятельность Речевая и коммуникативная культура

Затруднения педагогов 1.Недостаточно точное и полное понимание целей, задач и функций УУД. 2.Трудности при освоении принципиально новых технологий формирования УУД: не хватает педагогического опыта или креативности в разработке и реализации данных технологий. 3.Страх перед нововведениями, инертность педагогического мышления, установка на старые, проверенные формы. 4.Несформированные универсальные профессиональные компетенции у педагогов, что в т. ч. усугубляет ситуацию неопределенности с формированием УУД у детей.

Группы педагогов по степени готовности к внедрению ФГОС Пассивные – могут, но не хотят: Могут применять новые технологии, но это зависит от формы стимулирования. Изменения воспринимают как необходимость Успешные – могут и хотят: Мотивированы, новация представляет личностную ценность. Успешны в освоении образовательных технологий на основе личных убеждений, глубокого осмысления теоретических основ, опыта реальных ситуаций Инертные – не хотят и не могут: Используют старые формы и методы деятельности, имитируют процесс внедрения нового. Не мотивированы на изменения, действуют только по требованию руководства. Активные – хотят, но не могут: Позитивно относятся к изменениям. Новация представляет личностную ценность. Дублируют новые подходы в своей деятельности без теоретического осмысления, не умеют их творчески перерабатывать

Непрерывность профессионального развития педагогов (п.22 ФГОС ООО) Формальное образование Программы повышения квалификации Программы переподготовки Модули (очно, дистанционно) Неформальное образование Семинары Инновационные комплексы Стажировочные площадки Методические дни Круглые столы Творческие группы Информальное образование Конкурсы Программы профразвития Самообразование Подготовка публикаций Выступления на конференциях Проведение мастер-классов

Непрерывность профессионального развития педагогов (п.22 ФГОС ООО) повышение квалификации раз в 5 лет (более 108 ч.), в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; аттестация педагогов; участие в профессиональных конкурсах, фестивалях, проектах; организация и проведение обучающих семинаров, педмастерских, мастер-классов, презентаций; создание и обобщение методических материалов

Обновление форм НМРШ Педсовет Постоянно действующий семинар (ПДС) Инструктивно-методическое совещание Коллективные Школьные кафедры педагогов Методические объединения ПМПК Педагогические мастерские Временные творческие группы Групповые Аттестация Курсовая подготовка Самообразование Наставничество Тьюторство Участие в профессиональных конкурсах Индивидуальные

Открытая педагогическая площадка для учителей района и края «Из опыта работы по введению ФГОС» день учителей географии. Тема: «Деятельностный характер обучения на уроке географии» день учителей словесности. Тема: «Особенности учебных занятий с позиций системно- деятельностного подхода» день учителей физической культуры. Тема: «Особенности интегративного курса по физическому воспитанию обучающихся на основе регби в рамках введения ФГОС ООО» день заместителей директора по УВР. Тема: «Методическое сопровождение учителя в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта»

– программа методического дня учителей географии по теме: «Деятельностный характер обучения на уроке географии» Установочное сообщение зам.директора по УВР Лубковой Галина Анатольевна; Урок географии в 5 «Б» классе на тему: «Мировой океан и его части» - учитель Мастикова Галина Николаевна; Педагогическая мастерская учителя географии Мастиковой Галины Николаевны; Семинары-практикумы «ЦОР в помощь учителю географии в условиях перехода к ФГОС» Васкевич Татьяна Евгеньевна, зам.директора по информатизации; «Учебно-методическое обеспечение введения ФГОС» Афанасьева Р.И., зам.директора по ВР, учитель биологии; Рефлексия дня.

– программа методического дня учителей словесности по теме: «Особенности учебных занятий с позиций системно-деятельностного подхода» Установочное сообщение зам.директора по УВР Лубковой Галины Анатольевны; Уроки русского языка (и их рефлексия): - в 5 «Б» классе на тему: «Морфологический разбор глагола» - учитель Гаврина Валентина Михайловна; - в 6 «А» классе на тему: «Имя числительное» учитель Журова Ольга Николаевна; Педагогическая мастерская учителя Долина Елены Павловны; Презентации педагогического опыта: - Карсак Елены Геннадьевны «Формирование УУД на уроках русского языка»; - Иоакиманской Светланы Николаевны «Организация продуктивной учебной деятельности на уроке»; Рефлексия дня.

программа методического дня учителей физической культуры по теме: «Особенности интегративного курса по физическому воспитанию обучающихся на основе регби в рамках введения ФГОС ООО» Установочные сообщения «Программа интегративного курса физического воспитания обучающихся общеобразовательных учреждений на основе регби» (Кичайкин Владимир Владимирович, заместитель директора РК «Енисей-СТМ»; Радченко Елена Станиславовна, главный специалист отдела спортивно- массовой работы МОиН Красноярского края); Открытый урок физической культуры в 5 «А» классе на тему: «Обучение технике владения мячом в регби». Самоанализ урока. (Лапковский Сергей Сергеевич); Мастер-класс Лапковского С.С. «Использование системы «Зеркало» для развития невербальных коммуникативных качеств учащихся».

программа дня заместителей директора по УВР по теме: «Методическое сопровождение учителя в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта» Установочное сообщение зам.директора по УВР Лубковой Галины Анатольевны; Уроки (и их рефлексия): - Обществознание в 5 «Б» классе на тему: «Безопасность жизни» - учитель Черникова Ольга Сергеевна; - Математика в 5 «А» классе на тему: «Умножение десятичных дробей» учитель Голомидова Ольга Владимировна; - Математика в 1 «А» классе на тему: «Названия и последовательность чисел от 11 до 20» учитель Шенфельд Евгения Ивановна; - Английский язык в 5 «Б» классе на тему: «Проект «Давай поставим пьесу» - учитель Наумова Ирина Ивановна; Внеучебные занятия: - Внеучебное занятие в 1 «Б» на тему: «Откуда берутся бездомные животные?» - учитель Устинович Вера Федоровна; - Внеучебное занятие «Азбука безопасности» в 5 «А» классе - учитель Андриенко Елена Александровна; Мастер-класс участника профессионального конкурса «Учитель года- 2013» Юсуповой Н.А. «Приемы и методы деятельностного подхода»; Рефлексия дня.

Итоги открытой педагогической площадки «Из опыта работы по введению ФГОС» В работе открытой педагогической площадки приняли участие 85 гостей (учителя, управленцы), в её организации активно участвовали 25 педагогов школы(71 %). Данная форма активизировала сплоченную командную работу учителей школы, позволила раскрыть профессиональный уровень, мастерство и творчество педагогов.

Участие педагогов школы в профессиональных конкурсах Победители конкурса «Лучшие учителя России 2006» 2 человека, 2007 г. – 1 учитель, 2009 г. – 2 человека Победители регионального уровня -2 человека (2007 г.), 2 (2008 г.), 3 (2009 г.) Победитель регионального конкурса «Учитель года Красноярского края 2003 г.», лауреат регионального конкурса «Учитель года Красноярского края 2011 г.» Победители и призеры районных конкурсов «Учитель года» - 5 человек; номинанты муниципального конкурса «Учитель года-2013» - 3 человека. Участники школьного профессионального конкурса «Учитель года» в уч.г. – 5 человек, уч.г. – 7 человек.

«В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться» Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание)