Стандарты предприятия: жизненный цикл создания и жизненный цикл забвения Аншина М.Л., Начальник Управления ИТ ОАО «СИБУР – Русские шины» Председатель Правления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Advertisements

1 Единое регулирование обращаемой продукции 2011 – 2018 в цифрах годы ПРИНЯТЫ РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ 46 технических регламентов ЕАЭС Из них ТР ЕАЭС.
Стандартизация, метрология, сертификация Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1. Роль стандартизации в развитии.
ПОЛИТИКА КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОАО «РЖД». О А О « Р О С С И Й С К И Е Ж Е Л Е З Н Ы Е Д О Р О Г И » 2 Утверждена распоряжением президента ОАО «РЖД»
Лекция 5. Дисциплина «Эффективность информационных систем» Экономический факультет кафедра «Информационные системы и технологии» Лекция 3. Оценка преимуществ.
Тема 4. Подтверждение соответствия Подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации,
Разработка программного обеспечения (Software Engineering) Часть 2. Создание ПО.
Тема 10. Аккредитация Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
Жизненный цикл ИС ЖЦ ПО - это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания ПО и заканчивается в момент его.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
МОДЕЛИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ Студент: Ермолович И.С. Группа: ИТ-33.
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
ТЕХПОСТАВКА сопровождение и аутсорсинг сложных телекоммуникационных и информационных систем.
Информационные системы Что такое ИС? Функции ИС Жизненные циклы ИС: Понятия Процессы Стадии Модели Основные способы построения ИС.
Жизненный цикл ИС период создания и использования информационных систем, начиная с момента возникновения необходимости в данной информационной системы.
ООО НПФ «СПАРК». Кредо: Оптимальные, адекватные и эффективные решения задач с учётом специфики и объективных реалий бизнеса Заказчика Инструменты: Современные.
Положение об отделе В.Андреев, Д.Сатин. Штат отдела начальник отдела; бизнес-аналитик; проектировщик пользовательских интерфейсов; специалист по анализу.
Стандарт (от англ. standard норма, образец) в широком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных.
Транксрипт:

Стандарты предприятия: жизненный цикл создания и жизненный цикл забвения Аншина М.Л., Начальник Управления ИТ ОАО «СИБУР – Русские шины» Председатель Правления фонда ФОСТАС 02 июня 2008 г. – Санкт-Петербург 18 июня 2008 г. – Киев

Основные проблемы ИТ по оценке западных исследователей Проблемы персонала Высокая стоимость/низкие ROI Операционные проблемы Непрозрачность ИТ Проблемы аутсорсинга Рассогласование между бизнесом и ИТ Инциденты по безопасности ИТ не соответствуют требованиям Проблемы, связанные с ИТ На основе опроса 695 респондентов

Что такое стандарт Договор между потребителем и поставщиком Принцип организации интерфейса между сущностями Набор понятий, определений и правил Положение для всеобщего и многократного использования Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. 27 декабря 2002 года N184-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

Официальная иерархия стандартов и стандарты организации Спецификации фирм – «стандарты де-факто» Открытые стандарты профессиональных сообществ и ассоциаций Отраслевые Территориальные (региональные) Национальные Международные Добровольные стандарты и обязательные технические регламенты Стандарт с точки зрения закона доброволен и становится обязательным в рамках соглашения (контракта) Внутренний стандарт организации строится на основании добровольных стандартов и спецификаций любых видов, а также обязательных технических регламентов 4

Договор Результат Документация Модель данных Проект/Процесс Отчетность Словарь Договор Результат Модель данных Словарь Юридическая основа Референсная модель корпоративных стандартов Многоуровневая модель корпоративных стандартов ПотребительПоставщик Что Как Проект/Процесс Документация Отчетность

Основные области стандартизации ИТ Стандарты ИТ АрхитектураДеятельность Проектная деятельность Процессная деятельность Поддержка пользователей Управление изменениями Управление уровнем сервиса Архитектура бизнес-процессов Архитектура сервисов Техническая архитектура ПС Архитектура данных Инфраструктура Оценка процессной деятельности Оценка проектной деятельности Оценка архитектуры Оценка ИТ Документы Оперативная деятельность Стратегическая деятельность

Для кого создается стандарт Инвесторы Руководство ИТ-специалисты Сотрудники компании Клиенты Stakeholders

Система стандартов организации Нельзя рассматривать стандарты изолированно

Причины создания корпоративных стандартов Мы не хуже других Чтобы наладить хоть какую-то управляемость Для преемственности Как мерка состояния ИТ Для повышения капитализации компании …

С чего начать? Понять, какие стандарты нужны Бенчмаркинг – что можно взять из своего и чужого опыта Увлечь руководство, пользователей и ИТ- специалистов Разработать план работ Привлечь как можно больше stakeholders Предусмотреть этап внедрения, пересмотра и выведения из эксплуатации Нужен ли пилотный проект?

Два типа жизненного цикла стандарта Большой взрыв Поступательное движение

Виды жизненного цикла стандарта Каскадная модель Спиральная модель Эволюционная модель

Пример – жизненный цикл SLA

Требования Проектирование Разработка Тестирование Внедрение Каскадная модель разработки стандарта Упорядоченная последовательность этапов Следующий этап не начинается до окончания предыдущего Проверка по окончанию каждого этапа Результаты каждого этапа документируются

+ и – каскадной модели Достоинства –жесткая структура –четкие критерии оценки стандарта Недостатки –Отсутствие результатов до конца внедрения –Отсутствие гибкости и принципов развития –Трудность формулировки требований –Высокая стоимость

Спиральная модель Процесс разбит на итерации – витки спирали На каждом витке разрабатывается и внедряется версия стандарта Каждый виток разбит на несколько секторов: –Определение целей каждой итерации, ограничений, альтернатив –Оценка альтернатив с точки зрения целей и ограничений, выявление и оценка рисков –Разработка стандарта на основе предыдущих редакций стандартов предприятия, новых/перспективных международных стандартов и лучших практик –Планирование следующего витка

+ и – спиральной модели Достоинства –По ходу проекта риски уменьшаются (но увеличиваются затраты) –Гибкость Недостатки –Сложность –Требует постоянного внимания руководства

Эволюционная модель Постоянная работа с заказчиками стандарта для определения требований к стандарту Разрабатываются те части стандарта, которые очевидны и понятны Затем стандарт эволюционирует, дорабатывается с учетом испытаний пользователями Эскизное описание Специфицирование Разработка Оценка Начальная версия Промежуточные версии Конечная версия Параллельные процессы

+ и – эволюционной модели Достоинства –Ранние результаты –Позволяет постепенно уточнять требования –Гибкость Недостатки –Неопределенность сроков –Может привести к методу проб и ошибок

Источники стандарта Классический метод (см. слайд Официальная иерархия стандартов и стандарты организации)Официальная иерархия стандартов и стандарты организации Бенчмаркинг (плагиат) Собственный опыт (метод проб и ошибок)

+ и – классического метода Достоинства –Высокое качество стандарта –Учет специфики компании Недостатки –Большие затраты

+ и – плагиата Достоинства –Дешевизна –Ранние результаты –Позволяет использовать лучшие практики –Хороший имидж Недостатки –Трудность внедрения –Отсутствие гибкости

+ и – метода проб и ошибок Достоинства –Доступность –Не требует высокой квалификации Недостатки –Может оказаться, что число ошибок равно количеству проб –Неопределенность –Высокие риски

Принцип выбора модели стандартизации Внутренние –Тип стандарта –Тип компании –Корпоративная культура –Квалификация ИТ –Квалификация пользователей Внешние –Рынок –Место компании на рынке –Область бизнеса –Тип продукции

Варианты ЖЦ для различных компаний Высокая Аудит, Консалтинг, Обучение, Техническая поддержка, Ремонт Спец.Наз., Пожарная команда Инжиниринговые компании Единичное и опытное производство Крупносерийное и массовое производство Массовые простые услуги Мелкий бизнес Промышленные холдинги Нестабильность бизнеса Отношения Сложность процесса получения результата Результат Срок жизни возрастает Низкая Срок жизни возрастает НизкаяВысокаяСредняя Модель водопада Эволюционная модель Спиральная модель Эволюционная модель

Варианты ЖЦ для компаний разного положения на рынке Эволюционная модель Доля рынка Темпы роста Эволюционная модель Спиральная модельМодель водопада

Варианты ЖЦ для различных этапов развития компании Вход на рынок Расцвет Зрелость Спад Эволюционная модель Спиральная модель и модель водопада Адаптация

Жизненный цикл забвения стандарта Гибель –Уход из компании владельца стандарта –Смена интерфейса –Прекращение области деятельности Увядание –Естественное старение –Отсутствие усилий по обновлению

Что надо знать о стандарте Наименование Заказчики Авторы Область стандартизации Описание стандарта Лицо или подразделение, обеспечивающее поддержку и развитие Дата создания Тип стандарта Формат – характер представления стандарта Ссылка на стандарт (идентификатор) Ссылка на источник(и) стандарта Связанные стандарты Область определения Частота пересмотра Права собственности на стандарт

Объективные препятствия стандартизации ИТ Разница менталитетов Отставание Невозможность впрямую использовать иностранные источники Отсутствие серьезной государственной поддержки Отсутствие привычки к финансированию внутренних работ по стандартизации Конфликт интересов исполнителя и заказчика Недостаток подготовленности ИТ- менеджеров в части создания/развития стандартов

Субъективные препятствия стандартизации ИТ Это дорого Это скучно Это лишает свободы («воли» ) Это навязывает ненужные обязанности и действия Не хватает времени Непонимание, зачем это нужно

Риски стандартизации Стандарт оказывается «слишком дорогим» Стандарт становится тормозом развития Забвение стандарта Устаревший стандарт Стандарт не может быть внедрен

Сколько стоят стандарты Стоимость разработки стандарта, внедрения, поддержки Трудно оценить ROI и TCO Трудно просчитать выгоды внедрения стандарта – легче потери от его невнедрения

Выводы Выбирайте модель ЖЦ, соответствующую Вашей компании и ее бизнесу Вводите приоритеты и последовательность создания стандартов по областям Считайте – хотя бы качественно - потери от невнедрения стандартов Договаривайтесь с руководством о финансировании ЖЦ стандартов Считайте риски и сокращайте их

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ?