Медицинские информационные технологии в России: что имеем и что используем. Концепция развития ИТК в здравоохранении и первоочередные действия по ее реализации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Перспективы развития информатизации системы образования г.Чебоксары.
Advertisements

БАРС.Web-Паспорт информатизации ЛПУ. Получение бланков документов (До 1 января 2011 г.) Информирование о гос.услугах (До 1 декабря 2010 г.) Подача документов.
Особенности реализации программы модернизации здравоохранения в части внедрения информационных технологий на территории Омской области Министерство здравоохранения.
Материальная база Педагогические кадры Учебный процесс Творческая группа учителей ИКТ Дополнительное образование Социальные проекты учащихся и учителей.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Директор ГУЗ «Ульяновский областной медицинский информационно- аналитический центр» А.Р. Гайнутдинов.
ИКТ- услуги в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения Директор Департамента информатизации Минздравсоцразвития России О.В. Симаков.
Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
Медицинские информационные технологии для лиц с ограниченными возможностями Михаил Эльянов Президент Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий.
Собственные задачи и интеграция с федеральными системами Директор ГОУЗ МИАЦ Свердловской области Ананьин Б.В.
Классификаторы и справочники в здравоохранении Лебедев Георгий Станиславович Заместитель директора ЦНИИОИЗ по ИТ III Всероссийская научно-практическая.
Лекция 3 Информационные системы Содержание учебного материала: 1. Информационные технологии медицинской организационно- управленческой информатики. 2.
30 лет спустя практически дословно перекочевали в концепцию создания в России Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. «Большая.
«Модернизация образования: адаптация информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и управление образовательным учреждением» Ковалев Александр.
Информационное обеспечение развития образования Демкин В.П. – проректор по ТГУ 2010 КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПО ПРОБЛЕМАМ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ.
О создании системы паспортизации медицинских учреждений и организаций РОССИЯ 2010.
Формирование информационно- технологической инфраструктуры «электронного государства» Росинформтехнологии Росинформтехнологии (Новосибирск, «ИнфоКоммуникации.
Региональный образовательный портал как необходимый компонент информационной образовательной среды субъекта РФ Н.С. Рузанова, проректор ПетрГУ; директор.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Практические аспекты внедрения электронного документооборота в органах государственного управления Проблемы сочетания электронного и бумажного документооборота.
Транксрипт:

Медицинские информационные технологии в России: что имеем и что используем. Концепция развития ИТК в здравоохранении и первоочередные действия по ее реализации Михаил Эльянов Генеральный директор Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий (АРМИТ), к.т.н. (095)

Рынок медицинских информационных технологий России. Ситуация. Перспективы. Подводные камни Михаил Эльянов Генеральный директор Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий (АРМИТ), к.т.н. (495)

Что препятствует внедрению медицинских компьютерных систем Михаил Эльянов. Генеральный директор Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий (АРМИТ), к.т.н. (095)

«Подводные камни» компьютеризации медицины Михаил Эльянов Генеральный директор Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий (АРМИТ), к.т.н. +7 (495)

Каталог «Медицинские информационные технологии» программные средства и банки данных медицинского назначения, программные средства и банки данных для решения информационных, управленческих, экономических и др. вопросов в области медицины открытые медицинские компьютерные системы и комплексы, т.е. системы, в которых возможны доступ к информационным массивам (базам данных и т.п.) «со стороны» и подключение к вычислительным сетям и т.д. Интернет-ресурсы и издания, включающие систематизированную информацию по медицинским информационным технологиям

6-й выпуск Каталога 775 компьютерных систем 320 фирм- разработчиков 12 разделов, более 100 рубрик 75%-80% рынка российских компьютерных систем Из 30 регионов России

Разделы каталога Комплексные медицинские информационные системы Исследования. Диагностика. Профилактика Организационно-экономическая деятельность ЛПУ Управление здравоохранением. Экология. Гигиена Страховая медицина. Расчеты по платным услугам. Расчет стоимости услуг Информационно-справочные системы и базы данных Фармакология. Аптека Средства обучения. Электронные атласы и издания. Переводчики Телемедицина. Интернет-медицина Системы обработки и анализа изображений Информация для разработчика (экспертные системы, инструментальные средства разработки и проектирования и др.) Издания и Интернет-ресурсы, включающие систематизированную информацию по МИТ

Наиболее популярные направления разработок Системы комплексной компьютеризации ЛПУ78 Планирование и учет медицинских услуг. Взаиморасчеты со страховыми организациями 25 Кадры, бухгалтерия, хозяйственная26 Здоровье населения. Заболеваемость51 Компьютеризация органов управления здравоохранением26 Лабораторные исследования31 Рентген. Флюорография. Радиология22 ЭКГ Автоматизация аптек 23 36

География разработок: представлено 30 регионов России Москва и Московская обл.210 (68.8%) Санкт-Петербург34 (11.1%) Новосибирская обл.7 ( 2.3%) Ростовская обл.6 ( 2.0%) Свердловская обл.6 ( 2.0%) Татарстан5 ( 1.6%) Другие регионы37 (12.1%)

Используемые СУБД FoxPro79 Clipper69 SQL Server36 Oracle32 MS Access23 Paradox13

СУБД в системах комплексной компьютеризации медучреждений Oracle18 MS SQL Server17 FoxPro11 Clipper8

Разработчики Государственные организации20% Коммерческие организации76% Некоммерческие организации4% Частные предпринимателименее 1%

Парк компьютерных систем в 72-х ЛПУ Управления здравоохранения СВАО г. Москвы Парк компьютерных систем в 72-х ЛПУ Управления здравоохранения СВАО г. Москвы Показатель Всего ПК Среднее число ПК в ЛПУ1117 Доля новых ПК (возраст 3 года и меньше) 26%61% ЛПУ с ЛВС31%67%

Структура парка компьютерных систем (УЗ СВАО г. Москвы) Компьютерные системы (АРМы) Системы для администрации (бухгалтерия, кадры, статистика, делопроизводство 58.5%50.8% Системы для решения задач ОМС 23.3%24.3% Собственно медицинские системы (диагностика, лечение, профилактика) 16.0%16.6% Юридические справочные системы 1.8%4.5% Инфраструктура (серверы, коммутационные станции) 0.4%3.6%

Таким образом: 16% ПК используется в качестве пишущих машинок или не используется вообще (большинство их этих ПК – Pentium III, IV). Это равно числу «медицинских» АРМов На долю менее 8% персонала приходится более 80% вычислительных ресурсов ЛПУ В 5% ЛПУ- сосредоточено более половины всех «медицинских» АРМ, а в 50% ЛПУ - нет ни одного (в 2001 г. – в 64%).

Расходы ЛПУ на компьютеризацию Расходы ЛПУ на компьютеризацию Статья расходовМлн. руб. На приобретение средств вычислительной техники 5.2 На приобретение программных средств1.2 На электросвязь0.6 На обучение0.3 На услуги сторонних организаций3.1 Прочие0.6 Итого11.0

Факторы, сдерживающие использование ИТ (по мнению ЛПУ) Фактор (из формы 3-информ Росстата РФ) Рейтинг важности фактора Отсутствие денежных средств1 Нехватка в ЛПУ квалифицированных специалистов по ИТ 2 Недостаточность знаний и навыков у работников ЛПУ для использования ИТ 3 Неопределенность экономической выгоды от использования ИТ 4

К этому следует добавить: Отсутствие у руководства медучреждений систематизированной информации о существующих системах, их сравнительных характеристиках, специфике использования (в условиях многократного и ничем не оправданного дублирования разработок) Отсутствие квалифицированной помощи медучреждениям при выборе и сопровождении компьютерных систем Информационная несовместимость систем

«Подводные камни» компьютеризации медицины Помимо перечисленных выше объективных причин, на которые принято указывать, имеются причины не менее, а иногда – и более существенные, но которые упоминаются значительно реже.

1. Необоснованная боязнь сотрудников, что внедрение ПК снизит их зарплату за счет «перераспределения» труда между ними и ПК.

2. Неоправданный оптимизм по поводу ожидания быстрого экономического эффекта от внедрения ПК, который часто сменяется потерей интереса к компьютеризации.

3. Нежелание руководства ЛПУ внедрять то, в чем не разбираешься. Уровень компьютерной грамотности абсолютного большинства медиков (в т.ч. руководящих) катастрофически низок. Компьютерные фобии

4. Непонимание руководителем всего комплекса проблем, связанных с владением и использованием вычислительной техники: - Не предусматривается техническое обслуживание, стоимость расходных материалов, сетевого оборудования, ИБП и т.д. - Программное обеспечение (и его сопровождение) стоит, как правило, значительно дороже «железа».

5. За внедрение компьютерных систем может «не погладить по головке» вышестоящее начальство (особенно, если его уровень компьютерной грамотности еще ниже): «Вам что, деньги девать некуда?»

6. Компьютеризация – это «усилитель» тех управленческих методов, которые используются в ЛПУ. Если работа организована плохо, то компьютеризация не улучшает, а только ухудшает ситуацию. Вместо обычной неразберихи появляется неразбериха компьютеризированная.

7. Легкость получения компьютерных документов приводит многих руководителей к убеждению, что главная цель компьютеризации – произвести как можно больше макулатуры, чтобы отделаться от начальства и проверяющих, а также - имитировать активную деятельность. При наличии лазерных принтеров отпечатать несколько томов отчетов труда не составляет.

8. Нежелание руководителя ЛПУ (или более высокого уровня) иметь объективную информацию, которая может поставить под сомнение «достижения» данного ЛПУ или иной структуры.

9. За результаты внедрения компьютерных систем должен отвечать руководитель высшего звена управления, а не руководитель службы компьютеризации или компьютеризируемого подразделения, как это обычно бывает

10. Использование информационных систем и в первую очередь Интернета - очень сильный антикоррупционный механизм: целесообразность приобретения аппаратуры, расходных материалов и т.д. на основании «рекомендаций» (руководящих или собственных сотрудников) может быть поставлена под сомнение в результате свободного поиска необходимой информации в Интернете.

11. Боязнь руководителя любого ранга утратить монопольное право на информацию и (или) на ее использование. Любой допущенный пользователь компьютерной системы может получить те же данные, что и руководитель. Чем выше уровень руководителя, тем сильнее может быть его противодействие.

12. Главное: В основе всего лежит НЕЖЕЛАНИЕ что-либо всерьез менять. Информационные технологии не будут широко использоваться в медицине до тех пор, пока: - жизнь и здоровье людей не станут реальной экономической категорией; - материальное положение медицинского чиновника не будет напрямую связано с конечным результатом его труда

Почему это происходит ? Отсутствует государственная политика в сфере медицинских информационных технологий Как следствие: отсутствуют рынок, конкурентная среда, единое информационное пространство

«Действующие лица» Минздрав РФ Система ОМС Разработчики «Обычные» медицинские учреждения «Продвинутые» медицинские учреждения Частнопрактику- ющие врачи. Коммерческие структуры

Минздрав РФ Полное отсутствие политики в области медицинских информационных технологий в течении многих лет Непонятно: кто за что отвечает и отвечает ли вообще Координация - ноль

Нужна ли компьютеризация чиновнику? Компьютеризация – это путь к получению ОБЪЕКТИВНОЙ информации Компьютеризация – это изменение форм УПРАВЛЕНИЯ и, следовательно, «ограничивание» чиновника и в т.ч. – его финансовых аппетитов Компьютеризация требует других чиновников

В результате создания единого информационного пространства и реальной конкурентной среды может исчезнуть много кормушек в виде: должностей «живых» денег на разработку и сопровождение неконкурентноспособной продукции командировок по родной стране, в страны ближнего и дальнего зарубежья с целью обмена несуществующим опытом по неработающим системам и т.д.

Система ОМС Реальная заинтересованность в развитии компьютеризации Развитая инфраструктура. Более 60 тыс. ПК (2004 г.) Наличие идеологии, специалистов, средств Самим фактом своего существования развеяла ряд мифов: ЛПУ не готовы, нет места, никто ничего не умеет и т.д. Одновременно: неурегулированность многих правовых аспектов доступа к информации

Разработчики Максимальная заинтересованность в развитии компьютеризации Вместе с тем многие фирмы: - НЕ конкурентноспособны - НЕ заинтересованы в создании единого информационного пространства - НЕ заинтересованы в стандартизации и в информационной совместимости

«Обычные» медучреждения (абсолютное большинство) Низкий уровень информационной культуры Отсутствие собственных служб информатизации Полная зависимость от точки зрения вышестоящих структур Максимальный уровень потребностей: компьютерные системы для бухгалтерии, кадров, ОМС Нежелание что-либо менять

«Продвинутые» медучреждения: научные и диагностические центры, крупные больницы и поликлиники, ведомственная медицина и др. Оснащенность средствами ВТ значительны выше среднего уровня (200 и более ПК) Собственные службы информатизации и собственные разработчики («плюс» и «минус» одновременно) Реальная экономическая заинтересованность руководства в компьютеризации Сильное и образованное руководство. Свобода рук – выше среднего уровня.

Частнопрактикующие врачи. Коммерческие структуры Один из самых перспективных сегментов рынка Объективно заинтересованы в компьютеризации

Ассоциации Развития Медицинских Информационных Технологий (АРМИТ) Создана в 2001году 38 организаций Основная задача - формирование единого информационного пространства, создание цивилизованного рынка

Основные направления работ Ассоциации Издание каталога «Медицинские информационные технологии» (МИТ) Создание Интернет-ресурса по МИТ Организация выставок и конференций Работа по информационной совместимости и стандартизации Создание центров МИТ

Интернет-портал Новости Об Ассоциации Интернет-версия Каталога «Медицинские информационные технологии» Сертификация Информационная совместимость и стандартизация Выставки, конференции, симпозиумы Тематические обзоры Экономика МИТ Юридический блок ВУЗы Защита диссертаций Биржа труда Литература

Организация выставок и конференций «Медицинские информационные технологии» (Москва, ) «Современные медицинские технологии и оборудование» (Пекин, 2004; Лиссабон, 2005) «MedSoft-2005» (Москва, 2005) «Экономика IT» (Хорватия, 2005) «MedSoft-2006» (Москва)

Центры МИТ на базе «продвинутых» медицинских учреждений Полигоны для отработки и проверки в условиях практического здравоохранения современных компьютерных систем Базы для отработки технологии комплексного использования и информационной совместимости различных компьютерных систем Центры обучения Маркетинговые центры

Информационная совместимость и стандартизация Создание рабочей группы Создание общедоступного банка нормативных документов, федеральных, региональных, отраслевых кодификаторов, классификаторов, справочников и др. «общеупотребительных» программных модулей Разработка технологий информационной совместимости; в первую очередь – с регистрами пациентов системы ОМС

Обязательные и рекомендуемые поля регистра пациентов PIN пациента (*) Фамилия Имя Отчество Дата рождения Код территории Почтовый индекс (*) Город (населенный пункт) Улица Код улицы (*) Дом Корпус Строение Квартира Телефон Полис ОМС - серия (*) - номер (*) Дата регистрации Время регистрации (*) Код регистратора (*) Наименование ЛПУ Код ЛПУ (*)

Кодификаторы и справочники системы ОМС Общероссийский кодификатор территорий РФ Кодификатор вида населенного пункта Московский кодификатор административно- территориальных образований Москвы Московский классификатор улиц Справочник «ЛПУ системы ОМС г.Москвы» Кодификатор «Профиль коек (отделений)» Кодификатор «Номенклатура медперсонала ЛПУ» Международный классификатор болезней МКБ-10 Справочник «Реестр медицинских услуг»

Важнейшая задача: обоснование экономической целесообразности внедрения информационных технологий

Без создания концепции и современной информационной инфраструктуры Национальный проект в сфере здравоохранения выполнен не будет решение любой серьезной задачи в государственном масштабе предполагает комплексное использование компьютерных технологий контроль за выполнением этих задач и эффективная обратная связь без компьютеризации на всех уровнях также невозможны

Цели разработки концепции - определить цели и «правила игры» в сфере ИКТ здравоохранения - создать организационную, информационную, техническую инфраструктуру, способствующую развитию и эффективному использованию ИКТ в здравоохранении, - снять имеющиеся препоны (организационные, юридические и др.) развитию и внедрению ИКТ, - создать благоприятный климат развитию ИКТ; в т.ч. дать стимул инвестиционной активности, - обеспечить концентрацию финансовых ресурсов на наиболее «принципиальных» участках, - упорядочить то, что имеется, - повысить уровень знаний медиков и организаторов здравоохранения в вопросах выбора и эксплуатации ИКТ, - возможно, самое важное – закрепить а сознании медиков и организаторов здравоохранения, что компьютер – это не просто один из видов техники (пусть, даже очень хорошей), а в первую очередь – средство УПРАВЛЕНИЯ.

Первоочередное Создание в Минздравсоцразвития СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО подразделения, ОТВЕЧАЮЩЕГО за развитие ИКТ Создание аналогичных подразделений в региональных органах управления здравоохранением Придание необходимого юридического статуса электронным медицинским документам Разработка системы методов и средств обеспечения стандартизации и информационной совместимости медицинских компьютерных систем