117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) 334-76-21, (495) 429-92-68 Российская Академия наук Издательский комплекс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Advertisements

1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Проектирование основной образовательной программы начального общего образования ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК» Российская Академия наук Издательский.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Госсен С.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112» 31 января.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
Основная образовательная программа НОО разрабатывается каждым образовательным учреждением: Закон РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Вьюгина Наталья Александровна, старший методист ГЦРО 2013 г.
Изменение требований по разработке основной образовательной программы НОО Изменение требований по разработке основной образовательной программы НОО в соответствии.
Основная образовательная программа начального общего образования как механизм реализации требований ФГОС НОО Черемисина В. Г., к.п.н., заведующая кафедрой.
Транксрипт:

117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 90 т/ф.: (495) , (495) Российская Академия наук Издательский комплекс "Наука" Издательство Академкнига/Учебник Проектирование основной образовательной программы основного общего образования

Как разработать основную образовательную программу школы ? В пособии, разработанном на основе основных положений ФГОС, представлена технология создания основной образовательной программы для начальной и основной школы с учетом изменений в федеральной нормативной базе + издание 2-е

Как в результате проектирования может (должна) выглядеть такая программа?. В сборниках (выпуск 1, 2) показан опыт проектирования основных образовательных программ, который может быть использован творческими группами для разработки и коррекции собственных вариантов создаваемых документов

Опора на нормативные документы: Приказ Минобрнауки от г. 655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре ООП ДО» Приказ Минобнауки от г. 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями приказы 1241 и 2357) Приказ Минобнауки от «Об утверждении и введении в действие ФГОС ООО» Приказ Минобрнауки от «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего (полного) общего образования» Положения, установки, влияющие проектирование ООП ООО

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Минобрнауки России от «17» декабря 2010 г. 1897

Стандарт включает в себя требования: - к результатам освоения ООП ООО; - к структуре ООП ООО, в т. ч. требования к соотношению частей программы, обязательной и вариативной части; -к условиям реализации ООП ООО (кадровым, финансовым, материально-техническим) «Три Т» Срок действия или срок освоения ООП?

Стандарт должен быть положен в основу деятельности: - разработчиков ООП ООО; - руководителей ОУ, их заместителей, отвечающих за качество реализации ООП ООО; - разработчиков примерных ООП ООО; - сотрудников учреждений профессионального педагогического образования, методических структур; - авторов учебной литературы; - руководителей и специалистов органов исполнительной власти и местного самоуправления

ООП ООО разрабатывается на основе примерной Какую программу считать примерной? ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленные во всех трех разделах ООП: целевом, содержательном и организационном. Особое соотношение инвариантной и вариативной частей:

Основная образовательная программа содержит: - обязательную часть (70% содержания программы), которая включает в себя требования Стандарта и Примерной программы; - вариативную часть (30% содержания программы) Соотношение 70/30 предлагается использовать в каждом разделе программы

Инвариантные: - ФГОС ООО -Примерная ООП ООО Вариативные: - Программа развития ОУ - Устав, Типовое положение об ОУ - концептуальные положения завершенных предметных линий (систем учебников); - учебный план, план воспитательной работы; - региональные (муниципальные) программы развития) При разработке программы используются следующие документы:

Требования к результатам освоения ООП ООО: - личностным - метапредметным - предметным (преемственность по структуре требований с начальной и средней школой)

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность (для внеурочной деятельности пока не прописан механизм реализации, как в начальной школе)

. Основная образовательная программа основного общего образования содержит три раздела: 1. Целевой 2. Содержательный 3. Организационный (по аналогии с начальной и средней школой)

1. Целевой раздел включает: 1.1. пояснительную записку (в т.ч. цели и задачи; принципы и подходы) 1.2. планируемые результаты освоения ООП ООО (личностные, метапредметные и предметные) 1.3. систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО (письменные и устные работы, проекты, практические и творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения)

Пример соотношения (70/30) Проектирование пояснительной записки Структурные компоненты пояснительно й записки Используемые документы (материалы) Итогов ый вариант ФГО С Приме р ная ООП УМ К Типовое положение, устав, программа развития ОУ Особенност и региона, муниципали тета Цели Задачи Принципы формировани я документа

Личностные Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) Предметные Предполагается экспертная оценка существующих вариантов планируемых результатов 1.2. Определение планируемых результатов:

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО включает: Основные направления и цели оценочной деятельности Механизм оценки предметных, метапредметных и личностных результатов Оценка динамики индивидуальных достижений Использование разнообразных методов и форм, дополняющих друг друга Описание организации промежуточной и итоговой аттестации в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, оценку проектной деятельности

1.Программу развития УУД 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; 3. Программу воспитания и социализации обучающихся в основной школе 4. Программу коррекционной работы 2. Содержательный раздел включает:

2.1. Программа развития УУД включает : 1) цели и задачи; 2) описание понятий, функций, состава и характеристик УУД; 3) типовые задачи применения УУД; 4) описание особенностей реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое) 5,6,7) описание содержания, видов и форм деятельности по развитию ИКТ-компетенций; их основных элементов; планируемых результатов; 8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; 9) описание условий, обеспечивающих развитие УУД, в т.ч. информационно-методического обеспечения, подготовки кадров; 10) систему оценки деятельности ОУ по формированию и развитию УУД; 11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.

. Программа формирования УУД Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования должны быть прописаны авторским коллективом УМК: - по учебным предметам и конкретным темам; - по личностным, метапредметным и коммуникативным УУД.

Типовые задачи формирования УУД (как проект для основной школы) Типы задач (заданий)Виды задач (заданий) ЛичностныеСамоопределение; саморазвитие; ценностно-смысловые установки; способность к осознанию российской идентичности; экологическое мышление РегулятивныеЦелеполагания; планирования; осуществления учебных действий; прогнозирования; контроля; коррекции; оценки; самоконтроля, самооценки ПознавательныеОбщеучебные; знаково-символические; информационные; логические; ИКТ-компетентности КоммуникативныеОрганизации общения; учебного сотрудничества и совместной деятельности; взаимодействия; управления коммуникацией.

2.2. Программы отдельных учебных предметов, курсов включают: 1) пояснительную записку; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся: 1) цель и задачи; 2) направления деятельности; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий; 4) формы профессиональной ориентации обучающихся; 5) этапы организации работы в системе социального воспитания; 6) основные формы педагогической поддержки социализации обучающихся; 7) модели организации работы по формированию ЗОЖ 8) описание деятельности в области экологического образования; 9) систему поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции; 10) критерии, показатели эффективности деятельности; 11) методику и инструментарий мониторинга; 12) планируемые результаты.

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся Направления деятельности в рамках программы воспитания и социализации: духовно-нравственное профориентация здровьесберегающая деятельность формирование экологической культуры Направления деятельности в рамках программы воспитания и социализации: духовно-нравственное профориентация здровьесберегающая деятельность формирование экологической культуры

2.4. Программа коррекционной работы 1) цели и задачи; 2) перечень и содержание коррекционных направлений; 3) система психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ; 4) механизм взаимодействия необходимых специалистов; 5) планируемые результаты коррекционной работы.

3. Организационный раздел включает: 1. Учебный план и план внеурочной деятельности 2. Систему условий реализации ООП

3.1. Учебный план В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы: - филология (русский и родной язык, литература (родная), иностранный язык, второй иностранный язык); - общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); - математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); - основы духовно-нравственной культуры народов России; - естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); - технология (технология); - физическая культура и ОБЖ (физическая культура, ОБЖ).

Внеурочная деятельность организуется по направлениям: духовно-нравственное физкультурно-спортивное и оздоровительное социальное общеинтеллектуальное общекультурное (по аналогии с начальной школой)

Организация внеурочной деятельности Основные положения: 1.Взаимосвязь содержания урочной и внеурочной деятельности при вариативности форм. 2.Направленность на формирование УУД. 3.Обязательность внеурочной деятельности. 4.Специальная подготовка педагогов доп. образования при проведении ими внеурочной деятельности. 5.Опора на опыт внеурочной занятости детей в конкретном образовательном учреждении.

Программы внеурочной деятельности Формы организации внеурочной деятельности Состав и структура направлений внеурочной деятельности Часов в недел ю Спортивно- оздоровительно е Духовно- нравственное Социальн ое Общеинтелл ектуальное Общекуль турное Музей в твоем классе Кружок, клуб, факультатив 2 Расчетно- конструктор ское бюро Факультатив 1 Изучение природы родного края Проектная деятельность 2 «Ключ и Заря» Научный клуб 1 «Мы и окружающи й мир» Научный клуб Заниматель ная экология Исследовател ьская лаборатория 1 Компьютерн ая долина Проектная деятельность 1 Город мастеров Творческая мастерская 1 Итого реализуемых направлений и рекомендуемых часов Вариант плана внеурочной деятельности (НШ)

Структура программы внеурочной деятельности (ФГОС для средней школы, приказ 413 от , п ) 1) пояснительная записка 2) общая характеристика курса 3) личностные и метапредметные результаты освоения курса 4) содержание курса внеурочной деятельности 5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; 6) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения курса.

3.2. Система условий реализации ООП Кадровые Финансовые Материально-технические Психолого-педагогические Информационно- методические

После завершения проектирования основной образовательной программы целесообразно: - провести внутреннюю экспертизу документа, в т.м числе используя компетенцию совета по введения ФГОС, органа ГОУ; - обсудить и утвердить образовательную программу на педагогическом совете ОУ; - инициировать внешнюю экспертизу документа на муниципальном или региональном уровне (в муниципальном методическом центре, региональном экспертном совете, в институте повышения квалификации и т.д.)

Критерии оценки основных образовательных программ 1. Документ разработан в соотношении 80/20 - начальная школа ; 70/30 основная школа; 2/3 и 1/3 - средняя школа. 2. Внутренняя структура и содержание разделов ООП соответствуют требованиям ФГОС. 3. Действует механизм уточнения (дополнения) ООП. 4. Основная образовательная программа является работающим документом.

Содержание и сроки коррекции ООП (фрагмент) Разделы программы Структурные элементы программы и обоснование их коррекции Рекомендуем ые сроки коррекции Целевой раздел Пояснитель ная записка Введение: в случае изменения федеральных и региональных нормативных документов, вида образовательного учреждения По мере поступления изменений Цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы: при условии коррекции перечня используемых УМК (завершенных предметных линий), утверждения новой программы развития школы, системы образования региона, муниципалитета апрель - сентябрь Состав участников образовательного процесса: - при изменении контингента обучающихся; - в случае коррекции состава социальных партнеров сен - авг апр - окт Общие подходы к организации внеурочной деятельности: при условия изменения модели внеурочной деятельности апрель - сентябрь

Спасибо за внимание! Издательство «Академкнига/Учебник Соломатин Александр Михайлович тел