Учебный курс «Человеко-центрированное проектирование ПО» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный курс «Человеко-центрированное проектирование ПО» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.
Advertisements

Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.
Типовые расчёты Растворы
Учебный курс «Человеко-центрированное проектирование ПО» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.

Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Michael Jackson
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Разработал: Учитель химии, биологии высшей квалификационной категории Баженов Алексей Анатольевич.
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
Информатика ЕГЭ Уровень - А4. Вариант 1 Вычислить 44(5) + 22(3) 1) 100(10) 2) (2) 3) 222(3) 4) 66(8)
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 3 класс Школа России Масько Любовь Георгиевна Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Программная система «Портал научной группы» (разработано в рамках ПНР-5) 24 марта 2011 г. Челябинск Южно-Уральский государственный университет 1.
Библиотечный урок 1.Познакомить учащихся со справочной литературой; 2.Развивать мышление и умение самостоятельно работать со справочной литературой,
Информатика ЕГЭ Уровень А1.
Учебный курс Объектно-ориентированный анализ и программирование Лекция 4 Трансформация логической модели в программный код Лекции читает кандидат технических.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Масштаб 1 : 5000 Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Транксрипт:

Учебный курс «Человеко-центрированное проектирование ПО» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна

Лекция 4 Исследование пользователей и предметной области Анализ данных (завершение)

Место в общем плане проектирования Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4. 3

Количественные методы анализа собранных данных Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.4 группировка вариантов ответов на открытые вопросы; преобразование вариантов ответов в числовые эквиваленты. Подготовка результатов исследования кластерный анализ (в комбинации с методами снижения размерности); анализ сводных таблиц. Группировка пользователей интерпретация результатов кластеризации; формирование составляющих профилей; контрольное мероприятие. Создание профиля каждой группы

Преобразование вариантов ответов в числовые эквиваленты Варианты ответа: номинальные; порядковые; непрерывные. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.5

6 Пример «ЭБ Яуза». Преобразование вариантов ответов в числовые эквиваленты.

Кластерный анализ данных 1)Отобрать разделяющие переменные; 2)Выполнить кластеризацию, например, методом k- средних, узнать: принадлежность объектов кластерам; расстояние до кластеров; переменные, различающие кластеры. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.7

Кластерный анализ данных. Инструменты 1)Бесплатные статистические пакеты: 1)надстройка для Excel – AtteStat ( – кластеризация данных; 2)надстройка для Excel – Chemometric ( ns/index.html) – метод главных компонент. ( ns/index.html 2)Исследование «ЭБ Яуза» выполнено с использование статистического пакета SPSS Statistics Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.8

Кластерный анализ данных. Отбор разделяющих переменных Метод главных компонент: 1)по каким переменным наши пользователи различаются? 2)как взаимосвязаны переменные? Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.9 Геометрическая интерпретация для случая двумерных данных (

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.10 Пример «ЭБ Яуза». Отбор разделяющих переменных и предположения о взаимосвязи переменных Матрица нагрузок Переменные Компоненты 123 берут книги у товарищей -,112-,150-,101 ищут книги в Интернет и др. сетях,134,018,109 важны отечественные реферативные БД,699,087-,003 важен доступ к зарубежным полнотекстовым научным изданиям,750,400-,044 нужен поиск отечественных журналов,699,274-,043 ищут литературу по УДК,747-,017-,262 ищут литературу по ГРНТИ,752-,022-,273 в библиотеку идут ради ДЗ (получить пособия) -,307-,061,202 в бибилиотеку идут ради НИР,367,091-,003 распечатывают требования,317,208,328 не справились с поиском на сайте -,299,171-,166 ничего не делают с поисковыми результатами -,220,057-,426 часто берут в бибилиотеке учебные пособия -,216,076,233 делятся с товарищами поисковыми результатами -,177,191,211 важен поиск полнотекстовых документов МГТУ,353,389,139 «никто не берёт книги у товарищей» «все ищут в Интернет» «все распечатывают требования» «всем нужны полные тексты»

Пример «ЭБ Яуза». Кластерный анализ данных Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.11 Номер кластераКоличество респондентов 14, , ,000 Число наблюдений в каждом кластере Расстояния между центрами кластеров Номер кластера ,44022, ,440 10, ,62010,098

Интерпретация результата кластеризации Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.12 выделить характеризующие кластер значения переменных; отбросить переменные, недифференцирующие кластеры; сформировать гипотезы, объясняющие выделенные особенности.

Пример «ЭБ Яуза». Выборочные характеристики центров кластеров Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.13

Пример «ЭБ Яуза». Анализ сводных таблиц 14 Демографические характеристики Цели использования библиотеки С какой целью чаще всего обращаются в библиотеку? Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.

Пример «ЭБ Яуза». Анализ сводных таблиц Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция Мотивы посещения библиотеки Почему пользователь приходит в библиотеку?

Пример «ЭБ Яуза». Анализ сводных таблиц Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция Ожидания от использования библиотеки Что Вы обычно делаете с результатами поиска литературы в электронной версии каталога? Ожидания от использования библиотеки Типовой вариант посещения абонемента библиотеки

Пример «ЭБ Яуза». Анализ сводных таблиц Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция Навыки использования библиотеки Как часто пользуются библиотекой?

Профиль группы пользователей Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.18 Профиль группы Профиль пользователя Профиль среды Профиль задач

Профиль пользователя Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.19 На какие вопросы надо ответить социально-демографические признаки; цели; мотивы; ожидания; область знания пользователя. Результатперечень характеристик людей, попавших в одну группу.

Профиль пользователя. Влияние на интерфейс Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.20 © UsabilityLabUsabilityLab

Профиль пользователя. Примеры. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.21 © UsabilityLabUsabilityLab Группа 1Группа 2

Пример «ЭБ Яуза». Профиль пользователя (1) Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.22

Пример «ЭБ Яуза». Профиль пользователя (2) Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4. 23

Пример «ЭБ Яуза». Профиль пользователя (3) Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4. 24

Профиль среды Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.25 На какие вопросы надо ответить место использования; рабочее место; ПО (ОС, браузер); аппаратное обеспечение; прерывания; освещённость; шумность. Результатперечень характеристик контекста использования продукта людьми, попавшими в одну группу.

Профиль среды. Влияние на интерфейс Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.26 © UsabilityLabUsabilityLab

Пример «ЭБ Яуза». Профиль среды (веб-сайт) Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция Работа с сайтом библиотеки МГТУ с использованием персонального компьютера * - по данным Google analytics.

Пример «ЭБ Яуза». Профиль среды (киоск) Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция Работа с электронной библиотекой МГТУ с использованием киоска

Профиль задач Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.29 На какие вопросы надо ответить вид деятельности; структура деятельности; задачи и связи между задачами; частота, важность и очерёдность задач; связи между пользователями и задачами Результат перечень задач для каждой группы пользователей с указанием их частоты, важности, очерёдности и связей между ними; перечень задач, подлежащих реализации в первую очередь; информация о различиях в потребностях разных пользователей.

Профиль задач Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция )Виды задач: производственная (регламентированная); личная (нерегламентированная). 2)Детализация задач (деятельность, задача, операция). 3)Характеристики задач (частота, важность, очерёдность). 4)Методы анализа задач: одномерный анализ; двумерный анализ.

Профиль задач. Одномерный анализ задач Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.31 Область применения Регламентированная деятельность Входные данные Перечень ролей и задач Выходные данные матрица «задача – роль пользователя»; перечень нагруженных участков функциональности.

Одномерный анализ задач. Пример Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.32 © UsabilityLabUsabilityLab

Профиль задач. Двумерный анализ задач Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.33 Область применения Нерегламентированная деятельность Входные данные Для каждой группы пользователей: сведения о важности и частоте каждой задачи (в баллах). Выходные данные Для каждой группы пользователей: перечень самых значимых задач (подлежащих реализации в первую очередь); различия в потребностях разных пользователей.

Двумерный анализ задач Для каждой группы пользователей: определить для каждой задачи значения частоты и важности в баллах (напр., из адаптивного интервью); вычислить значимость каждой задачи как расстояние от точки, соответствующей задаче с минимальным приоритетом, до точки с координатами рассматриваемой задачи (в пространстве «частота-важность»); вычислить среднее значение значимости для всех задач; отметить задачи, обладающие значимостью выше средней. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4. 34

Двумерный анализ. Значимость задачи Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция Рекомендуется использовать 5-бальную систему Рекомендуется использовать 5-бальную систему Высокоприоритетные задачи Низкоприоритетные задачи

Пример «ЭБ Яуза». Двумерный анализ задач Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция Пример задач пользователя из группы «Младший курс» ЗадачаВажностьЧастота поиск в электронном каталоге11 поиск полнотекстовых документов МГТУ21 скачивание полнотекстовых документов МГТУ21 удалённый заказ10 печать требования10 поиск по РЖ ВИНИТИ00 доступ к зарубежным РЖ и ИПС00 доступ к зарубежным полнотекстовым изданиям00 использование системы Athens00 поиск отечественных периодических изданий00 просмотр отсканированных оглавлений журналов10 доступ к сторонним справочникам10 доступ к правовым базам данных, патентам10 загрузка ПО MSDN AA11 просмотр каталога новых поступлений10 просмотр списков рекомендованной литературы10 просмотр списка книг «на руках»10 просмотр справочной информации о библиотеке10 чтение новостей библиотеки10 переход по ссылкам на интернет-ресурсы10 использование обратной связи с библиотекарями10

Пример «ЭБ Яуза». Двумерный анализ задач Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция Возможности (задачи) поиск в ЭК поиск полнотекстовых документов МГТУ скачивание полнотекстовых документов МГТУ удалённый заказ печать требования поиск по РЖ ВИНИТИ доступ к зарубежным РЖ и ИПС доступ к зарубежным полнотекстовым изданиям использование системы Athens поиск отечественных журналов Преподаватель Важность Частота Значимость2,152,66 1,121,002,152,50 1,672,47 Младший курс Важность Частота Значимость1,131,811,820,710,550,290,390,450,410,42 Аспирант Важность Частота Значимость2,282,372,271,411,191,692,232,341,802,01 Ср. значимость1,43

Пример «ЭБ Яуза». Двумерный анализ задач Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция Возможности (задачи) просмотр отсканированных оглавлений журналов МГТУ доступ к сторонним справочникам доступ к правовым базам данных, патентам ресурсы программы MSDN AA (ПО) каталог новых поступлений списки рекомендованной литературы (уч. планы) просмотр списка книг "на руках" справочная информация о библиотеке новости библиотеки ссылки на интернет- ресурсы обратная связь (вопрос библиотекарям) Преподаватель Важность Частота Значимость2,131,891,770,711,941,060,251,412,122,471,03 Младший курс Важность Частота Значимость0,610,560,541,470,641,031,220,850,730,830,97 Аспирант Важность Частота Значимость1,501,841,361,420,980,751,231,061,81 1,53 Ср. значимость1,43

Проверка непротиворечивости и достаточности синтезированных данных Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 4.39 Контрольное интервью с типичными представителями каждой группы: знания; деятельность; интересы; цели; опыт; проблемы.