Методические рекомендации по реализации элективных курсов Обучающий семинар 30 августа 2010 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района.
Advertisements

ПОРТФОЛИО КАК НОВАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ (материалы для дня открытых дверей ГОУ СОШ 617 имени генерала Д.Ф.Алексеева)
Программа элективного курса И.В.Ларионова. Элективные курсы (курсы по выбору) обязательны для старшеклассников. Они входят наряду с базовыми и профильными.
М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Ф ИРСТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА.
Творческая самореализация личности школьника в условиях модернизации системы образования.
«Портфолио как средство мотивации личностного развития учащихся» 2012 год.
Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.
Положение о модели портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся («портфолио») 1. Из общих положений. Индивидуальные образовательные достижения.
Общие положения организации предпрофильной подготовки девятиклассников.
Организации предпрофильной подготовки девятиклассников (теория)
Проект Портфолио учащегося как метод оценивания качества знаний и достижений.
Доступное и качественное образование каждому ученику (целевые установки на учебный год)
Профильное обучение-вектор развития. Основные модели профильного обучения однопрофильное многопрофильное по индивидуальным учебным планам на основе сетевого.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г р о Концепции модернизации российского образования на период.
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ в системе профильного образования.
Родительское собрание Май 2012 г. «Индивидуальный учебный план, как одна из форм профильного обучения»
Совещание по обсуждению содержания договора о реализации образовательной программы в сетевой форме в рамках деятельности экспериментальной площадки ФГАУ.
Пронина Н.А.. Медведев Д. А. Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого.
Портфолио ученика. Портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений школьников.
Формирование «портфолио» обучающегося профильной школы Семинар-практикум Томилова С.Б., зам.директора по УВР МБОУ СОШ 32 города Белово.
Транксрипт:

Методические рекомендации по реализации элективных курсов Обучающий семинар 30 августа 2010 года

Профильное обучение Профильное обучение – многоаспектная проблема общего образования современности. Профильное обучение – многостороннее комплексное средство повышения качества, эффективности и доступности общего образования. Профильное обучение – комплексная организационно - педагогическая инновация. Профильное обучение – локомотив современного образования.

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Элективные курсы являются неотъемлемыми компонентами вариативной системы образовательного процесса на ступенях основного общего и среднего ( полного ) общего образования, обеспечивающими успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.

СЛОВАРЬ Самоопределение – процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Профильное самоопределение – самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному ( профильному ) образованию. Профессиональное самоопределение – самостоятельный выбор профессии, осуществляемый в контексте социализации личности в результате анализа человеком своих внутренних ресурсов, в том числе и своих способностей, и соотнесение их с требованиями профессии.

Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки учебные предметы по выбору обучающихся IX (VIII-IX) классов из компонента общеобразовательного учреждения ( в учебном плане расположены за пределами обязательной учебной нагрузки ). …………………………………………………………………………………………………………………….. В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. 309-ФЗ при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения понятие «компонент образовательного учреждения» утрачивает свою силу, в связи с чем элективные курсы становятся элементом вариативной части учебного плана.

Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки Пробные Предметно - ориентированные пробы Профессиональные пробы Ориентационные

Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки Пробные создаются для того, чтобы ученик утвердился ( или отказался ) от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности. Предметно - ориентированные пробы Профессиональные пробы Ориентационные проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном ( профессиональном ) и социальном самоопределении ; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы. Кроме того, подобные курсы должны помочь выстроить ( хотя бы приблизительно ) проект своей профессиональной карьеры, освоить технологию выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.

Элективные учебные курсы предпрофильной подготовки Пробные Предметно - ориентированные пробы дают возможность апробировать разное предметное содержание с целью самоопределения ; проверяют готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне ; создают условия для подготовки к экзаменам по выбору ( по наиболее вероятным предметам будущего профиля ). Профессиональные пробы ориентированные на знакомство с различными типами и видами профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения. Например, в естественных науках это курсы, связанные с практическим экспериментированием ; в гуманитарных областях – работа с архивными документами, оригинальными текстами, в лингвистике – с аспектным переводом и пр. Профессиональные пробы могут также проводиться на базе предприятий ( организаций, учреждений ) – социальных партнёров школы. В практике ряда общеобразовательных школ разработаны и реализуются такие профессиональные пробы, проводимые на базе различных типов предприятий, организаций и учреждений. Ориентационные

Элективные учебные курсы профильного обучения обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего ( полного ) общего образования из компонента образовательного учреждения.

Элективные учебные курсы профильного обучения Предметные Элективные курсы повышенного уровня Элективные спецкурсы Репетиционные курсы Межпредметные и надпредметные Прикладные

Элективные учебные курсы профильного обучения Предметные решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета, входящего в базисный учебный план Элективные курсы повышенного уровня Элективные спецкурсы Репетиционные курсы Межпредметные и надпредметные выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане ( например : « Шедевры мирового кинематографа », « История делового костюма » и др.). Прикладные имеют своей целью обеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности. Среди них особую роль играют социальные практики.

Элективные учебные курсы профильного обучения Предметные Элективные курсы повышенного уровня на углубленное изучение предмета ( могут иметь как тематическое, так и временное согласование с профильным учебным предметом ) Элективные спецкурсы в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного учебного предмета ; или в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу и др. Репетиционные курсы ликвидация имеющихся « пробелов в знаниях » старшеклассника по предметам избранного профиля за предыдущие годы ; подготовка к сдаче единого государственного экзамена ( ЕГЭ ) по предметам на базовом уровне по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ. Межпредметные и надпредметные Прикладные Введение элективных курсов, нацеленных на подготовку к сдаче ЕГЭ по предметам на профильном уровне не допускается, так как учебные предметы профильного уровня предполагают углубленное изучение этих предметов.

Социальная практика внеурочная форма организации образовательной деятельности обучающихся в форме социально значимой деятельности определённой профильной направленности, нацеленная на решение задач их профильного и профессионального самоопределения посредством приобретения и осмысления социального опыта. Условием организации социальной практики является наличие партнёрских отношений между школой и предприятиями ( учреждениями, организациями ) экономической и социальной сферы. В практике работы российских школ реализуются социальные практики, предполагающие участие обучающихся : в благоустройстве и озеленении города, района ; в мероприятиях по поддержанию и функционированию учреждений культуры и спорта ; в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования ; в детских и молодежных общественных объединениях и организациях по реализации социальных программ, проектов, акций и других инициатив, имеющих социально значимую ценность. Социальные практики могут быть реализованы не только в форме элективных курсов профильного обучения, но и в системе дополнительного образования обучающихся, во внеклассной деятельности и др. в волонтёрских движениях и патронате ( совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи представителям социально не защищенных слоёв населения );

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов ( Пункт 7 статьи 32 Закона Российской Федерации « Об образовании »). Использование программ элективных учебных курсов в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения предполагает обязательное проведение следующих процедур : обсуждение и согласование на школьных методических объединениях ; внутреннее рецензирование ; рассмотрение ( согласование ) на методическом или педагогическом совете школы ; утверждение директором школы ; внешнее рецензирование, если программа авторская. В ходе внутреннего рецензирования, которое проводят наиболее опытные и квалифицированные учителя школы, руководители методических объединений оценивается :

Оценка степень новизны для обучающихся ; мотивирующий и развивающий потенциал программы ; здоровьесберегающие характеристики ; полнота содержания ; связность и систематичность изложенного материала ; соответствие содержания элективного курса общей направленности профиля ; методы обучения ; система оценивания и зачёта результатов освоения программы элективного курса ; реалистичность с точки зрения ресурсов ; формальная структура программы.

Опыт создания и внедрения элективных курсов, вопросы учебно - методического обеспечения элективных курсов широко освещаются в предметных научно - методических журналах (« Математика в школе », « Биология в школе », « Физика в школе » и других ), а также в учрежденном Российской академией образования журнале « Профильная школа ». В настоящее время в общеобразовательных учреждениях различных регионов России разработано и используется большое разнообразие элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения, претендующих на статус авторских и обладающих различным качеством. В связи с этим рекомендуется : организовать экспертизу программ элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения на муниципальном уровне ( силами муниципальных или сетевых экспертных комиссий ) и, при необходимости, на региональном уровне ; сформировать общедоступные муниципальные и региональные банки данных программ элективных курсов, разработанных и используемых в регионе и прошедших муниципальную ( региональную ) экспертизу.

Организация элективных курсов Ведение элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения может быть организовано следующим образом. Элективные курсы могут иметь различный объем : от до и более часов. Рекомендуемый объем – часов. В ходе предпрофильной подготовки ориентационные элективные курсы изучаются в течение учебного года ; пробные элективные курсы – как правило, в течение одной четверти. Элективные курсы профильного обучения могут иметь продолжительность от одной четверти до двух лет. Школа должна обеспечить обучающимся возможность выбора элективных курсов. Набор обучающихся на элективные учебные курсы осуществляется с помощью анкетирования, по результатам которого формируются группы для изучения элективных учебных предметов.

Элективные курсы как дифференцированная и вариативная часть образования в профильной школе требуют новых подходов к их организации. Широкий спектр и разнообразный характер элективных курсов может поставить отдельную школу в затруднительное положение, определяемое нехваткой педагогических кадров, отсутствием соответствующего учебно - методического обеспечения. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Они предусматривают объединение, кооперацию образовательного потенциала нескольких образовательных учреждений, включая образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования. Как правило, крайне нежелательным является организация ведения предпрофильных и профильных элективных курсов ( исключая репетиционные ) на основе вербальных методик и репродуктивных методов обучения.

Практика показывает, что наиболее эффективными для элективных курсов являются современные педагогические технологии, ориентированные на активную деятельность обучающегося и субъект - субъектное взаимодействие ( игровые, тренинговые и др.), а также : технология учебных проектов. Учебный проект – метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и её практическом достижении ; самостоятельная продуктивная или исследовательская деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно - практическую значимость. Основной тип учебного проекта – практико - ориентированный. Критерии оценки учебного проекта : актуальность и социальная значимость проблемы, на разрешение которой направлен проект ; глубина изучения проблемы ; наличие и качество практического результата, нацеленного на решение проблемы ; технология учебного исследования. Главная особенность исследовательской деятельности – это созданный интеллектуальный продукт, устанавливающий конкретную ( научную ) истину в ходе реализации определённых исследований и представленный в стандартном, заранее согласованном виде. Основные критерии оценки учебного исследования : научная значимость темы ; обоснованность выбора методов исследования и грамотность их использования ; глубина и грамотность анализа полученных результатов.

Оценивание учебных достижений при освоении элективных курсов рекомендуется осуществлять в соответствии с положениями, изложенными в методическом письме « Об оценивании индивидуальных образовательных достижений обучающегося в системе профильного обучения » ( письмо Департамента от г. 2827/03-18).

Оценка результатов изучения элективных курсов : 1. По окончанию изучения элективного курса учащиеся должны приобрести знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в лицее и успешной профессиональной карьеры по его окончанию. 2. Формы контроля уровня достижений и критерии оценки выбирает учитель: текущий контроль достижений учащихся промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся 3. Любой вид контроля осуществляется в баллах (2,3,4,5). 4. Методы итогового контроля. Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса проводится по мере завершения его изучения в рамках итоговой аттестации за курс средней школы: с помощью специальной зачетной работы (экзамен, тест, защита проекта, учебно- исследовательской работы и т.д.). по совокупности самостоятельно выполненных учащимся работ (схемы, чертежи, макеты, рефераты, отчеты об исследованиях, эссе и т.д.) по наличию документально подтвержденных достижений (грамоты, дипломы) В этом случае учащемуся в аттестат об основном и среднем полном общем образовании может быть выставлена оценка за элективный курс в баллах.

Под индивидуальными образовательными достижениями в системе профильного обучения понимаются : учебные результаты по предметам, входящим в инвариантный набор учебных курсов ; учебные результаты по предметам вариативного компонента – профильные и элективные курсы ; результаты прохождения социальных, производственных, языковых и других практик ; результаты внеучебной деятельности, в том числе участия в олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях ; спортивные и творческие достижения. Оценивание индивидуальных образовательных достижений обучающихся должно строиться в соответствии с характером профильного обучения, предполагающим большую степень самостоятельности в выборе предметов и уровней изучения материала, возможность формирования индивидуальных образовательный траекторий, широкое применение прогрессивных педагогических технологий, прежде всего проектных, исследовательских, прикладно - ориентированных, а также учитывая многообразие форм, в которых осуществляется обучение, включая сетевые и дистантные. Его основная направленность определяется новыми учебными стратегиями и целями, заданными в ряде актуальных, стратегических документов.

Важная цель портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть « картину » значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи : поддерживать высокую учебную мотивацию школьников ; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения ; развивать навыки рефлексивной и оценочной ( самооценочной ) деятельности обучающихся ; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность ; содействовать индивидуализации ( персонализации ) образования школьников. Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, что делает выбор дальнейшего направления и формы обучения со стороны старшеклассников более достоверным и ответственным.

Внутришкольный мониторинг, охватывающий различные сферы достижений обучающихся ( собственно учебные, социальные, личностный рост ) и использующий разнообразный набор оценочных инструментов, позволяет построить индивидуальный профиль ученика. Индивидуальный профиль показывает комплекс индивидуальных достижений учащегося, а также их динамику на определённом этапе обучения, например, за два последних года или весь период обучения в основной школе ; на старшей ступени и т. д. Инструменты мониторинга стандартизируются на уровне школы, и уровень индивидуальных образовательных достижений и их прогресс может рассматриваться в контексте системы внешних требований, а также учебных целей и ожиданий школы. То есть, актуальные образовательные достижения оцениваются относительно : прежних достижений данного ученика ; уровня ( среднего, высшего, низшего ) достижений данного класса ; стандарта образования ; уровня требований школы, определённых её уставными документами, программой развития и т. п.

Индивидуальный учебный документ ( зачётная книжка ). Полезным документом, который облегчает ученику накопление и систематизацию материалов в портфолио, может быть творческая ( зачётная ) книжка старшеклассника, особенно нужная тогда, когда он обучается по индивидуальному учебному плану. Подобный документ позволяет полностью аккумулировать информацию о школьных и внешкольных образовательных достижениях ученика, которая позже будет компактно представлена в итоговом документе портфолио. Кроме того, личная зачётная книжка помогает школьнику самостоятельно следить за своими успехами и контролировать выполнение учебных планов. Зачётная книжка имеет следующую структуру : Титульная ( паспортная ) страница – фиксирует фамилию, имя, отчество ( если имеется ) обучающегося, наименование общеобразовательного учреждения, класс, дату выдачи документа. Заверяется подписью обучающегося, подписью заместителя директора и печатью образовательного учреждения. Курс по выбору – указывается название курса и фамилия педагога, руководившего курсом, а также фиксируются номера и даты текущих либо итоговых заданий, выполненных учеником и их результаты. Каждая запись подтверждается подписью педагога. Внизу страницы помещается итоговая отметка. Дневник проекта – имеет структуру, аналогичную предыдущей. На странице размещается та же таблица, что и на странице « Курс по выбору ». Кроме этого делаются следующие записи : оценка работы над проектом, оценка продукта проектной деятельности, оценка презентации, итоговая оценка и подпись педагога. Замечания педагога – страница предназначена для комментариев и рекомендаций руководителя проектной работы обучающегося. Олимпиады и конкурсы ; практики – на этой странице размещаются две таблицы, фиксирующие информацию об участии ученика в олимпиадах и конкурсах различного уровня как внутри, так и вне школы, а также о пройденных им различного вида практиках.

Индивидуальный учебный план – на странице размещены две таблицы, фиксирующие инвариантную и вариативную часть ( включая проекты ) индивидуального учебного плана ученика. В таблице указаны : название предмета, число часов в год, оценки по полугодиям и итоговая оценка. Информация заверяется подписью классного руководителя. В случае отсутствия у школьника индивидуального учебного плана соответствующая страница в зачётной книжке отсутствует. Предлагаемая зачётная книжка совмещает функции дневника достижений и индивидуального учебного журнала. Она позволяет собрать воедино и представить полную информацию об учебной деятельности конкретного обучающегося, которая фрагментарно отражена целым рядом школьных документов, не покрывающих, тем не менее, всего ассортимента учебных курсов, имеющих профильную направленность. Таким образом, зачётная книжка не только значительно облегчает мониторинг учебных достижений ученика, но и компенсирует дефициты школьной документации, возникающие при введении профилизации. Предлагая данный поход к использованию портфолио и возможные варианты его оформления, надо ещё раз подчеркнуть, что в ходе освоения конкретным образовательным учреждением представленная модель должна адаптироваться к его особенностям и нуждам и может подвергаться модификациям, усовершенствованиям. Первоначально введение портфолио было, по преимуществу, мотивировано задачами построения образовательного рейтинга выпускников IX класса и вопросами оптимизации механизмов формирования X профильных классов. Реальная практика показала, что портфолио может выступать не только в качестве составляющей суммарного рейтинга ученика наряду с результатами экзаменов, но и быть многофункциональным средством отслеживания, презентации и оценивания индивидуальных образовательных достижений.