ФРИДРИХ НИЦШЕ: «Человек есть нечто, что должно превзойти.» Выполнила: Власова Я. В.,МФиИ, 2-Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнили: Сергей Суставов Анна Лебедева 2 курс, 2 группа, журналистика.
Advertisements

φιλίασοφία φιλοσοφία φιλία любовь, стремление, жажда + σοφία мудрость φιλοσοφία ( дословно : любовь к мудрости ) Философия - эта такая любовь к мудрости,
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Философия Фридриха Ницше Friedrich Nietzsche. 1) переоценка всех ценностей.
Человек. Природа. Общество.. Что делает человека человеком?
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Фридрих Ницше. Фридрих Ницше – немецкий философ, крупнейший представитель «философии жизни».
Музыка древнего человека. Подготовил ученик 7 класса Орлов Константин. Подготовил ученик 7 класса Орлов Константин.
Давид Эмиль Дюркгейм(15 апреля 1858 – 15 ноября 1917) Дюркгейм родился в лотарингском Эпинале в религиозной еврейской семье. Его отец, дед и прадед служили.
Презентация к уроку по немецкому языку (6 класс) по теме: Презентация "Братья Гримм"
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей… где особенно известны два поэта начала.
знаменитый французский философ, моралист и писатель. Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 г.; заболел оспой, навсегда обезобразившей.
Фридрих Вильгельм Ницше Презентацию подготовил: Трофимов Егор 10 «Г» Учитель: Гаража Надежда Викторовна.
Человеческие ценности. Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука.... (приносит лишь вред)
Одним из основателей многих наук, учений и понятий является древнегреческий философ Пифагор.
Тема: «Что возьмет с собой в дорогу выпускник» Форма занятия: час общения.
Родительское собрание Жизненные ценности подростков.
Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.) Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.)
Театр - это такая кафедра, с которой можно многое сказать миру.
Транксрипт:

ФРИДРИХ НИЦШЕ: «Человек есть нечто, что должно превзойти.» Выполнила: Власова Я. В.,МФиИ, 2-Г

Биография. Фридрих Вильгельм Ницше родился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, Саксония), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше ( ). Во время обучения в гимназии проявил способности к филологии и музыке. Его авторству принадлежит 73 музыкальных сочинения. Прекратил заниматься музыкальной композицией в 29 летнем возрасте, после того как подвергся критике со стороны ведущих музыкантов своего времени Ганса фон Бюлова за своё фортепианное сочинение «Манфред размышляющий» и Вагнера за пьесу «Отзвук новогодней ночи». В 1864 – 1869 годах Ницше изучал теологию и классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. В этот же период познакомился с сочинениями Шопенгауэра и стал поклонником его философии. На развитие Ницше также оказала влияние дружба с Рихардом Вагнером, продолжавшаяся три года. Когда началась франко-прусская война, он хотел попасть на фронт, но в силу того, что жил в нейтральном государстве Швейцарии, он смог попасть туда только в качестве санитара. От раненых он подхватил множество болезней.

Ницше был блестящим студентом и приобрёл прекрасную репутацию в научных кругах. Благодаря этому он уже в 1869 году в возрасте 25 лет получил должность профессора классической филологии Базельского университета. С перерывами на болезни и участие во Франко – Прусской войне гг. он проработал там около 10 лет. В это время Ницше являлся гражданином мира, поскольку в самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства.. В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья (почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, проблемы с желудком). В годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения. Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц, Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Творческая деятельность Ницше оборвалась по при- чине помутнения рассудка.

Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными. Популярность пришла к нему в конце 1880-х годов. Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни. Среди них плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов. Философ немедленно был помещён в провинциальную психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900 года.Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века.

Философия. Характерной особенностью философии Ницше является то, что она не организована в систему. Системный подход в этом случае он считал недобросовестным. Ницше противопоставляет свою философию классической, тем самым провоцируя переоценку ценностей современного ему общества, подвергая сомнению и вопрошанию все завуалированные религией предрассудки разума. Наибольший интерес у Ницше вызывают вопросы морали, постановки ценностей через себя, а не через религию и общественное мнение. Ницше одним из первых подверг сомнению единство субъекта, причинность воли, истину как единое основание мира, возможность рационального обоснования поступков. Его метафорическое, афористическое изложение своих взглядов снискало ему славу великого стилиста. Однако, афоризм для Ницше не просто стиль, но философская установка не давать окончательных ответов, а создавать напряжение мысли, давать возможность самому читателю «разрешать» возникающие парадоксы мысли.

Ницше и фашизм. Интересным фактом является то, что поклонником философии Фридриха Ницше был Адольф Гитлер. Она оказала огромное влияние на формирование его мировоззрения. В частности, термины «Сверхчеловек» и «Недочеловек» мы можем видеть как в философии Ницше, так и в идеологии фашистской Германии. ( Хотя довольно отчётливо видно, что национал-социалисты приписывали этим понятиям зависимость от принадлежности к той или иной расе, что не правомерно.)Кроме того, Ницше был яростным противником христианства, снискал себе славу ниспровергателя богов. Многие считают Ницше сторонником фашизма и противником христианства, полагая при этом, что одно следует из другого. По одной из его мыслей, вреднее всякого порока – деятельное сострадание к неудачникам и слабым – христианство. А что же есть счастье? –Чувство растущей власти, преодолеваемого сопротивления. Что дурно? – Всё, что происходит из слабости. Что хорошо? -Всё, что повышает в человеке волю к власти, самую власть.

В 1883-м году Ницше опубликовал очень красивое произведение. Оно называется «Так говорит Заратустра». Оно завораживает своей красотой. Напрасно искать в этой поэме Ницше хотя бы намек на человеколюбие, хоть каплю милосердия. Их, этих капель и намеков там нет. Все произведение пронизано тоской. Тоской по человеку завтрашнего дня, человеку, которого еще нет сегодня, среди козопасов и шутов, но который обязательно должен появиться завтра – сверхчеловек, единственное достойное существования существо. В человеке настоящего дня нет для Ницше ничего привлекательного. Человек сегодняшний для него жалок и уродлив, его священники - лживы и жадны, боги – ветхи и беспомощны. Они, эти боги, страшатся человека завтрашнего, страшатся сумерек, которые все более отбрасывает на них растущее дерево духа Заратустры. Единственное достоинство человека сегодняшнего – это то, что он является мостиком, канатом, ведущим над пропастью настоящего от человека прошлого к человеку будущему. Лишь немногие храбрецы отважно шагают по этому канату. Для них эта песнь, они жаждут напиться Заратустровой мудрости и шагнуть в будущее. Именно там, в будущем, обретет человек себя.

СВЕРХЧЕЛОВЕК Мечта о человеке будущего красной нитью проходит через всю философию Ницше. Он пишет: «Человек есть нечто, что должно прев- зойти. Что сделали вы, чтоб превзойти его? Все существа до сих пор создавали что-нибудь выше себя; а вы хотите быть отливом этой великой вол- ны и скорее вернуться к состоянию зверя, чем превзойти человека? Что такое обезьяна в отношении человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека – посмешищем или мучительным позором.» В этой мысли человек представлен как существо, обязанное достигнуть совершенства.

НЕДОЧЕЛОВЕК В книге «Весёлая наука» Ницше употребляет термины «сверхчеловек» и «недочеловек», не увязывая эти понятия с какой-либо конкретной расой, что не помешало нацистам интерпретировать их совершенно по-своему. В фашистской Германии под сверхчеловеком подразумевался ариец, изображавшийся в роли созидателя и героя. А представители огромного количества других рас, соответственно, представлены так называемым «недочеловеком», подлежащим уничтожению. Вот, собственно, качества, коими наделялся недочеловек: на вид – то же, что и человек, но по духов- ному уровню находящийся гораздо ниже, чем зверь; обладающий неуёмной тягой к разрушению; подверженный примитивной зависти и ревности.

Таким образом, философия Ницше далека от человеколюбивой. Но, на мой взгляд, нельзя сказать, будто идеология фашизма есть калька с идеологии Ницше. Последняя сурова и требовательна по отношению к людям, она обязывает нас стремиться к совершенству в собственном развитии, показывая наш идеал – легендарного «Сверхчеловека» и, соответственно, наш позор – «недочеловека». Идеология же фашизма отрицает ценность личности человека, о его качествах заставляет судить по расовой принадлежности, что является полным абсурдом.