15.12.20131 Развитие гендерной статистики в России Лидия Белоконная, заместитель начальника Управления статистики труда, образования, науки и культуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработано преподавателем статистики: Фроловой Т.А. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ.
Advertisements

Тема 2: Статистика экономически активного населения, занятости и безработицы. Вопросы: 1. Статистика экономически активного населения 2. Изучение экономически.
Статистика населения. Население это совокупность лиц, проживающих на определенной территории.
Межгосударственный статистический комитет Содружества Независимых Государств (Статкомитет СНГ) Ключевые направления разработки методологических материалов,
Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2016 года.
Встреча участников сети практиков в области миграции и денежных переводов ( МИРПАЛ) Сложности и перспективы развития сети МИРПАЛ в Республике Таджикистан.
Ежемесячный информационно- аналитический журнал «Социально-экономическое развитие Республики Казахстан»
Постановление Правительства РФ от г. 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим.
Европейская Экономическая Комиссия ООН Статистический отдел База данных и веб-сайт гендерной статистики ЕЭК ООН Статистический отдел ЕЭК ООН.
МАЛЫЙ БИЗНЕС БОЛЬШОЙ СТРАНЫ Сплошное наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства г. Территориальный орган Федеральной службы государственной.
Национальный статистический комитет Кыргызской Республики Официальная статистика по гендерному насилию (включая домашнее насилие)
Концепция создания нормативно-правовой базы, методических основ и систем информационного обеспечения органов исполнительной власти.
ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ ЕГО ФУНКЦИИ И ПРИЗНАКИ. Выполнила: Карюкова Алеся Игоревна. Проверила: Волощенко Елена Геннадьевна.
1 Постановление Правительства РФ от г. 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим.
Обследование населения по проблемам занятости. Обследование населения по проблемам занятости внедрено в статистическую практику с 1992 года. В гг.
Социально-экономическая статистика в условиях перехода к рыночным отношениям.
Неформальная занятость и занятость в неформальном секторе экономики Занятые в неформальном секторе - лица, которые в течение обследуемого периода были.
Вопросы совещания «Эффективный контракт. Система оценки эффективности деятельности работников учреждения» Концепция поэтапного совершенствования систем.
«Международная статистика» Подготовил: Бирюков Алексей, 2 курс 1 гр. ИВТиПТ ЮФУ.
Постановление Правительства РФ от г. 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим.
Транксрипт:

Развитие гендерной статистики в России Лидия Белоконная, заместитель начальника Управления статистики труда, образования, науки и культуры Федеральной службы государственной статистики России

Содержание Международные рекомендации Гендерная статистика в России, принципы формирования и цели Неформальная занятость в России

В России в последние годы изменились цели и задачи, формы и методы распространения статистических данных, возрос спрос на статистическую информацию, характеризующую проблемы гендерного равноправия, расширился круг пользователей ее. За годы, прошедшие после принятой V Международной конференцией женщин (Пекин, 1995) и одобренной Специальной сессией Генеральной ассамблеи ООН «Женщины в 2000 году: Пекинской декларации «Платформа действий», создано новое направление представления и использования статистической информации агрегированной по признаку пола.

Международные рекомендации 1. Пекинская декларация и платформа действий Деятельность, которая должна осуществляться национальными и международными статистическими службами и соответствующими учреждениями правительств … в соответствующих отраслях компетенции: а) обеспечение сбора, обработки, анализа и презентации статистических данных, касающихся людей, с разбивкой по признаку пола и по возрасту, чтобы они отражали проблемы и вопросы, связанные с жизнью женщин и мужчин в обществе; d) направление или назначение сотрудников для укрепления программ гендерной статистики и обеспечение координации, контроля и увязки со всеми областями статистической работы, а также подготовка материалов, обобщающих статистические данные из различных тематических областей;

Международные рекомендации (продолжение) е) принятие мер в целях совершенствования сбора данных о всестороннем вкладе женщин и мужчин в экономику, включая их участие в неформальном секторе…. f) получение всеобъемлющих данных о всех видах работы и занятости… 2. Рекомендации рабочих сессий ЕЭК ООН

Гендерная статистика, принципы формирования и цели. Пересмотр принципов формирования гендерной статистики осуществлялся в тесном взаимодействии с пользователями информации в следующих направлениях: систематизация, более широкая публикация и представление пользователям имеющейся информации в гендерном аспекте; введение и разработка новых показателей, позволяющих осуществлять сравнительный анализ положения женщин и мужчин в обществе.

Структура и принципы формирования Системы. Большое значение в работе по систематизации имеющейся информации в гендерном аспекте, имела подготовка в 1998 году Системы показателей гендерной статистики, которая периодически актуализируется. Федеральной службой государственной статистики (далее Россстат) в 1998 году в рамках Целевой федеральной программы «Реформирование статистики в годах» разработана Система показателей гендерной статистики (далее Система). Наряду с систематизацией показателей, традиционно применяемых для оценки положения женщин, в Систему включаются новые показатели, представляющие различные стороны жизнедеятельности женщин и мужчин.

Структура и принципы формирования Системы (продолжение) Система основывается на общепризнанных в международной статистике принципах, используемых статистическими службами других стран, рекомендациях международных организаций - ЮНЕСКО, ВОЗ, МОТ, ОЭСР, ООН. Система показателей разрабатывалась с учетом предложений федеральных органов исполнительной и законодательной власти, научных и общественных организаций. Система построена в виде статистического справочника и содержит перечень показателей, включающий: наименование показателя, разрезы разработки, источники и периодичность представления информации. Система содержит метаданные.

Схема системы показателей гендерной статистики Метаданные I раздел (действующие показатели) II раздел (показатели на перспективу)

Схема системы показателей гендерной статистики I. действующие показатели Метаданные Население Занятость и безработица Управление ст-ки труда Домохозяйства Уровень жизни Управление ст-ки уровня жизни Здравоохранение Правонарушения Управление ст-ки населения Образование Органы государственной власти

Система показателей гендерной статистики (фрагмент) Наименование показателя ПериодичностьРазрез разработки Источник информации Примечание Федера льные органы исполни тельной власти Наимено вание формы наблюд ения 5.4.Численность занятых Квартальная, годовая (среднем за период по субъектам РФ) По России, субъектам РФ, возрастным группам, уровням образования и видам поселения; семейному положению (пр. 7.2); месту основной работы (пр. 7.3) и семейному положению; статусу занятости (пр. 7.4) на основной работе Росстат Анкета обследов ания рабочей силы Утверждена Росстатом от оо.оо. оо

Продолжение (разрез разработки) по видам трудового договора (приложение 7.5); найму по месту основной работы и видам трудового договора; отраслям экономики (приложение 7.6) видам экономической деятельности (Приложение 7.7) на основной работе; занятиям (приложение 7.8) на основной работе; фактическому количеству рабочих часов в неделю на основной работе и семейному положению; обычному и фактическому количеству рабочих часов в неделю на основной работе и статусу; наличию дополнительной работы; причинам отсутствия (приложение 7.9) временно отсутствующих на основной работе; фактическому количеству рабочих часов в неделю на основной и дополнительных работах; готовности дополнительной занятости; месту дополнительной работы; статусу на дополнительной работе; видам трудового договора на дополнительной работе; отраслям экономики на дополнительной работе; занятиям на дополнительной работе; занятым производством товаров или услуг в домашнем хозяйстве по видам поселения

Источники инфомации Источниками информации в гендерном аспекте являются: сплошные и выборочные статистические наблюдения предприятий; обследования населения, проводимые органами государственной статистики, федеральными органами исполнительной власти; административная статистика. Система систематически актуализируется с учетом совершенствования программ статистических наблюдений.

Показатели, предлагаемые на перспективу (II раздел) Вид таблицы остается аналогичным, за исключением, последней графы, в которой: при наличии первичной информации предлагается осуществить разработку по полу; при отсутствии первичной информации предлагается разработка программы модулей к проводимым обследованиям, как, например, обследование рабочей силы, или нового обследования;

Публикации в гендерном аспекте Разрабатываемая информация в гендерном аспекте широко представлена в официальных статистических публикациях: «Женщины и мужчины России», публикуется систематически с 1997 года; «Итоги Всероссийской переписи населения, 2002» в 14 томах; «Экономическая активность населения»; «Труд и занятость в России», «Социальное положение и уровень жизни населения России» и других официальных изданиях.

Планы Росстата по дальнейшему развитию гендерной статистики Росстат ежегодно совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в период пересмотра форм государственного статистического наблюдения и программ обследований предприятий и населения последовательно продолжает работу по дальнейшему совершенствованию методов сбора, разработки и представления информации по полу потребителям. В целях получения данных о заработной плате работников организаций по профессиям и должностям Росстат разработал на принципиально новой основе методологию выборочного наблюдения и планирует получить данные по полу, возрасту, уровню образования, отработанному времени, а в будущем и по стажу работы.

Продолжение Наиболее полный учет гендерных факторов в демографических процессах входит в стратегию развития текущей статистики населения в ближайшей перспективе. В настоящее время прорабатываются вопросы проведения в России выборочного обследования семьи и рождаемости. Подобное исследование было уже проведено Европейской экономической комиссией ООН при финансовой поддержке ЮНФПА в 20 европейских странах. Существенно расширит возможности демографического анализа гендерных различий по отдельным группам населения создание многомерной базы первичных данных о родившихся, умерших, браках, разводах, мигрантах. В настоящее время Росстат участвует в пилотном проекте по ее созданию. Росстат принимает усилия по созданию методологии оценки межстрановой общей и трудовой миграции, в том числе нелегальной, в современных условиях. Планируется развитие статистики правонарушений в гендерном аспекте по жертвам насилия, по возрастным группам, социальному статусу, видам насилия, а также по месту совершения насилия.

Неформальная занятость в России

Международные стандарты Резолюция 15-ой Международной конференции статистиков труда (январь 1993г.) Единицы неформального сектора: не являются самостоятельными юридическими образованиями, созданными отдельно от домашнего хозяйства; небольшой размер предприятия с точки зрения занятости; рыночный характер деятельности. Лица, занятые в неформальном секторе: лица, которые в учетный период были заняты хотя бы на одном предприятии неформального сектора, независимо от статуса их занятости и того, было ли это их основное или дополнительное место работы.

Рекомендации Делийской группы Все страны должны использовать критерии правового статуса (некорпоративные предприятия), типа отчетности (отсутствие полного комплекта отчетности) и направленности производства (по крайней мере, некоторая доля рыночного выпуска). 2. Определение размера занятости на предприятии в национальной практике измерения неформального сектора оставлено на усмотрение стран. 3. Страны, использующие критерий отсутствия регистрации, должны предоставлять раздельные данные о предприятиях менее чем с пятью работниками и о предприятиях с численностью занятых пять и более человек. 4. Страны, включающие сельскохозяйственную деятельность, должны предоставлять данные отдельно для сельскохозяйственной и несельскохозяйственной деятельности.

Рекомендации Делийской группы (продолжение) 5. Страны должны включать лиц, занятых профессиональной или технической деятельностью, если они отвечают критериям определения неформального сектора. 6. Страны должны включать оплачиваемые домашние услуги, если они выполняются лицами, которые не являются наемными работниками. 7 Страны должны предоставлять отдельные данные о работниках на дому, включаемых в неформальный сектор. 8. Страны, обследующие и городские, и сельские районы, должны предоставлять данные отдельно для городских и сельских районов. 9. Страны, использующие обследования домашних хозяйств или смешанные обследования, должны прилагать усилия, чтобы учесть не только лиц, чье основное место работы находится в неформальном секторе, но также и тех, чья основная работа находится в другом секторе, но кто имеет вторичную занятость в неформальном секторе.

Резолюция 17-ой Международной конференции статистиков труда (октябрь-ноябрь 2003г.) Неформальные рабочие места: Рабочие места в неформальном секторе Неформальные рабочие места в формальном секторе работники без оформления трудовых отношений работники, не охваченные социальной защитой

Методология измерения неформальной занятости в России Рабочие места неформальной занятости

Население, занятое в неформальном секторе

Анализ данных о неформальной занятости в России

Рабочие места неформальной занятости По данным LFS, в 2003г., из общего количества рабочих мест основной и дополнительной работы 11,9 млн. рабочих мест (17,4%) классифицировались как рабочие места неформальной занятости, из них: 9,5 млн. рабочих мест (80%) являлись местом основной работы, 2,3 млн. рабочих мест (20%) – местом дополнительной работы. За период с 2001г. по 2003г. общее количество рабочих мест неформальной занятости увеличилось на 1,9 млн. или на 19%. На долю рабочих мест производственных единиц, относящихся к неформальному сектору, в 2003г. приходилось 92% общего количества рабочих мест, классифицируемых как рабочие места неформальной занятости.

Занятость в неформальном секторе В неформальном секторе в 2003г. было занято 10,6 млн. человек. Из них 8,74 млн. человек (82,6%) имели в неформальном секторе основную (единственную) работу. Для 1,85 млн. человек (17,4%) занятость в неформальном секторе была дополнительным источником дохода к работе вне этого сектора. В течение года неформальный сектор охватывал от 14% до 17% общей численности занятого населения. Среди сельских жителей охват занятостью в неформальном секторе в зависимости от времени года составляет от 24% до 31% общей численности занятого сельского населения, среди городских жителей %.

Охват занятостью в неформальном секторе экономики

Отраслевая структура занятости в неформальном секторе на основной работе

Занятые в неформальном секторе по статусу Среди занятых в неформальном секторе: 4,7 млн. человек, или 44% составляли наемные работники; 5,9 млн. человек, или 56% - работающие не по найму, из них 0,6 млн. человек являлись работодателями, нанимающими работников на постоянной основе 5,3 млн. человек осуществляли свою деятельность самостоятельно или с участием помогающих членов семьи или партнеров около 28% самостоятельно занятых имеют ту или иную форму регистрации своей деятельности

Состав занятых в неформальном секторе по полу В численности занятых в неформальном секторе женщины составляют 48%, в целом по экономике - 49%. В строительстве, на транспорте и в связи, в сфере финансовой деятельности, науки и научного обслуживания, здравоохранения, культуры представительство женщин в неформальном секторе заметно ниже по сравнению с формальным. В сельском хозяйстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и непроизводственных видах бытового обслуживания представительство женщин в неформальном секторе выше по сравнению с формальным.

Рабочее время в неформальном секторе Суммарная средняя фактическая продолжительность работы в неделю в неформальном секторе (с учетом времени, отработанного на основной и дополнительной работе) в 2003г. составила 34 часа. Средняя продолжительность работы в неформальном секторе городских жителей выше, чем сельских жителей: осенью и зимой - на часов в неделю, весной и летом - на 7-8 часов в неделю. Средняя продолжительность рабочей недели в неформальном секторе на основной работе составила в среднем 37,8 часа в неделю, на дополнительной работе - 16,7 часа в неделю. Перерабатывали по сравнению с нормальной продолжительностью рабочей недели (40 часов) 27% занятых в неформальном секторе на основной работе, в целом по экономике - 10% занятых на основной работе.

Занятость населения производством в домашнем хозяйстве продукции для реализации В 2003г. 3,5 млн. человек, или треть общей численности занятых в неформальном секторе, занимались в хозяйствах населения производством продукции для реализации, из них 1,9 млн. человек на условиях первичной занятости, 1,6 млн. человек - на условиях дополнительной трудовой деятельности. Среди населения, занятого производством продукции для реализации, доля городских жителей составляет около 14%. Во II и III кварталах размеры занятости населения производством в продукции для реализации на одну треть выше, чем в I и IV кварталах.

Заключение Успешность совершенствования гендерной статистики во многом зависит от налаживания диалога между производителями и потребителями этой статистики: государственными органами и неправительственными организациями, научными центрами, учеными. Причем речь идет о взаимодействии на всех этапах производства этой информации: от разработки программ статистических наблюдений до разработки данных, подготовки публикаций и форм распространения!