Презентация к выступлению на SocialCamp-2013 И.В.Задорин 02.06.2013 Социальное предпринимательство – новый формат социального активизма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Общественная поддержка НКО в российских регионах: проблемы и перспективы Исследовательская группа ЦИРКОН По заказу Агентства социальной информации в.
Advertisements

1 «Третий сектор» в России: текущее состояние и перспективы развития Исследовательская группа ЦИРКОН Задорин И.В., Презентация на семинаре «Полития»,
Некоторые данные исследования Дарья Мальцева, Исследовательская группа ЦИРКОН Выступление на круглом столе «Современная российская социологическая периодика:
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.

1. Определить последовательность проезда перекрестка
ЦИРКОН, 2006 г. Стр. 1 Исследовательская группа ЦИРКОН Социально-политическая активность молодежи Презентация выступления на семинаре «Полития», РОПЦ,
Школа глазами общества МОСКВА, Социологическое исследование ОБРАЗОВАНИЕ МОСКВЫ 2.2 Основные тенденции в оценке сферы образования участниками образовательного.
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
Отделение ПФР по Тамбовской области Проведение кампании по повышению пенсионной грамотности молодежи в Тамбовской области в 2011 году 8 февраля 2012 г.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ «МЕДИАФОКУС» ИНСТИТУТА «УРАЛИНСО» 16 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА 1 16 апреля 2010 года УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА.
ОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ТРЕУГОЛЬНИКЕ «ВЛАСТЬ-МЕДИА-ОБЩЕСТВО» По результатам всероссийских опросов ВЦИОМ сентября-октября 2010 г.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Комитет общественных связей города Москвы ГУ г. Москвы «Дом общественных организаций» Московский городской ресурсный центр 2011 год.
Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
© ЛИГО ГУ-ВШЭ 2008 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ ЛАБОРАТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА Доверие населения к НКО: проблема.
«» ВСЕРОССИЙСКИЙ СОВЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Эмпирическое исследование «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА НА МЕСТНОМ УРОВНЕ» При поддержке Высшей школы.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
Транксрипт:

Презентация к выступлению на SocialCamp-2013 И.В.Задорин Социальное предпринимательство – новый формат социального активизма

2 Два типа социальной активности Бизнес Инвестиции: деньги (финансовый капитал) труд знания, квалификация Основной профит: деньги (фин. капитал) Социальная активность Инвестиции: доверие, репутация труд, участие знания, квалификация Основной профит: доверие, репутация Результат, продукт: решение социальной проблемы Результат, продукт: товар, удовлетворение потребителя

3 Социальное предпринимательство Социальное предпринимательство – социальная активность в формате бизнеса или бизнес, ориентированный на решение социальной проблемы, а не на прибыль

4 Социальное предпринимательство Социальные предприниматели в России – есть ли они? кто они? какие они?

Основные результаты исследования Исследование проведено при поддержке Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Март 2013 Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики

6 Описание исследования. Цель исследования Цель исследования Составление (выявление, реконструкция) «портрета» социального предпринимателя, т.е. определение набора типовых (отличающих) характеристик субъекта социального предпринимательства, выполненное самими субъектами СП. Сравнительный анализ представителей двух сообществ – бизнесменов (предпринимателей в традиционном понимании) и социальных предпринимателей по ряду параметров, характеризующих готовность (склонность) к социальному предпринимательству. Проверка теста на определение склонности к социальному предпринимательству, разработанного в рамках опроса бизнесменов, не участвующих в программах СП.

7 Предмет исследования (1) Предмет исследования 1.Параметры, характеризующие склонность к социальному предпринимательству: ценностные ориентации, социальная ответственность и склонность к деятельности, направленной на решение социальных проблем, инновационность мышления и деятельности, экономическая эффективность бизнеса. Склонность к социальному предпринимательству Соответствующие ценностные ориентации (доверие, солидарность, активизм, альтруизм) Социальная ответственность, склонность к деятельности, направленной на решение социальных проблем Инновационность мышления и деятельности Экономическая эффективность бизнеса

8 Предмет исследования (2) Предмет исследования 2. Параметры, дополнительно характеризующие «портрет» социального предпринимателя, в том числе: Личный портрет «социального предпринимателя», (социально-демографические данные), основные социальные статусы и роли,, Социальные связи, участие в ассоциациях / сообществах / социальных сетях, вовлеченность во взаимодействие со структурами власти и МСУ, Опыт участия в других общественных практиках, включающих ценностные составляющие: благотворительность, общественная деятельность, Социальная мотивация СП, типы социальных проблем, актуальных и важных с точки зрения СП. 3. Представления о сути явления «социальное предпринимательство», его базовых составляющих. 4. Самоидентификация себя как социального предпринимателя, параметры самоидентификации.

9 Объект и выборка исследования Объект исследования Социальные предприниматели, идентифицированные в таком статусе внешними экспертами. Выборка исследования Итоговый объем выборочной совокупности составил 102 респондента: Источник информацииЧисло респондентов Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»60 Высшая школа менеджмента, СПбГУ «Управление проектами в области социального предпринимательства» Лаборатория социальных инноваций Cloudwatcher 7 Фонд «Навстречу переменам» (Reach for Change) Школа социального предпринимательства, г. Омск 5 Рекомендации респондентов - соц. предпринимателей фонда «Наше будущее» 6

10 Методика сбора данных Анкетирование (формализованная анкета, самозаполнение). Основным способом достижения респондентов было онлайн-анкетирование, в отдельных случаях использовалось очное и телефонное интервью. Инструментарий Инструментарий исследования в части, используемой для сравнительного анализа бизнесменов (предпринимателей в традиционном понимании) и социальных предпринимателей по ряду параметров, характеризующих готовность (склонность) к социальному предпринимательству, повторял инструментарий опроса бизнесменов.

11 Склонность к социальному предпринимательству Результаты теста

12 Ценностные ориентации (1) Можно доверять lllllllllllllllllllllllllllllll 62% Следует быть осторожными llllllllllllllllll 37% Затрудняюсь ответить 1% …согласия, сплоченности lllllllllllllllll 34% …несогласия, разобщенности llllllllllllllllllllllllllllllll 64% Затрудняюсь ответить l 2% …согласия, сплоченности llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 91% …несогласия, разобщенности llll 8% Затрудняюсь ответить 1% Да llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 92% Нет lll 7% Затрудняюсь ответить 1% Часто lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 81% Редко lllllllll 18% Затрудняюсь ответить 1% Часто lllllllllllllllllllllllll 50% Редко lllllllllllllllllllllll 46% Затрудняюсь ответить ll 4% Да lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 90% Нет llll 8% Затрудняюсь ответить l 2% Да llllllllllllllllllllllllllllllllll 67% Нет llllllllllllllll 33% Затрудняюсь ответить 0% Большинству людей можно доверять или в отношениях с людьми следует быть осторожными? Социальное доверие Сегодня в нашей стране среди людей больше… Вы себя считаете или не считаете общественно активным человеком? Принимаете ли Вы участие в работе общественных организаций и объединений? Общественная активность и участие Общественная солидарность А если говорить о людях, которые окружают лично Вас, среди них сегодня больше… Готовы ли объединяться с другими людьми для совместных действий? Готовность помогать друг другу у окружающих Готовность окружающих объединяться, чтобы вместе решать общественные проблемы

13 Ценностные ориентации (сравнение) «Можно доверять» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllllllll 27% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllllllllll 62% «…согласия, сплоченности» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllll 25% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllll 34% «…согласия, сплоченности» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllllllllllllllllllllllllll 73% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 91% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 85% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 92% «Часто» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllllllllllllll 50% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 81% «Часто» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllllllllll 32% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllll 50% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllllllllllllllllllllll 56% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 90% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllllllllll 31% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllllllllllllllll 67% Принимаете ли Вы участие в работе общественных организаций и объединений? Общественная активность и участие Общественная солидарность А если говорить о людях, которые окружают лично Вас, среди них сегодня больше… Готовы ли объединяться с другими людьми для совместных действий? Готовность помогать друг другу у окружающих Готовность окружающих объединяться, чтобы вместе решать общественные проблемы Большинству людей можно доверять или в отношениях с людьми следует быть осторожными? Социальное доверие Сегодня в нашей стране среди людей больше… Вы себя считаете или не считаете общественно активным человеком?

14 Социальная ответственность [фрагмент] (1) Скорее согласен llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 91% Скорее не согласен lll 6% Затрудняюсь ответить l 3% Скорее согласен lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 93% Скорее не согласен ll 5% Затрудняюсь ответить l 2% Скорее согласен llllllllllllll 29% Скорее не согласен llllllllllllllllllllllllllll 56% Затрудняюсь ответить lllllll 15% Да lllllllllllllllllllllllllllllll 62% Нет llllllllllllllllll 36% Затрудняюсь ответить l 2% Да lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 85% Нет lllll 11% Затрудняюсь ответить ll 4% Финансовый успех llllllllllllllllll 37% Самоутверждение llllllllll 20% Успех в обществе ll 4% Самореализация llllllllllllllllllllllllllll 56% Независимость llllllllllllll 29% Амбиции l 2% Реализовать идею lllllllllllllllllllllllllll 53% Желание быть полезным llllllllllllllllllll 40% Изменить мир к лучшему lllllllllllllllll 35% Мотивация ведения бизнеса Выберите, пожалуйста, из представленного списка не более трех мотивов, наиболее важных для Вас лично Предприниматели, бизнесмены должны участвовать в решении социальных проблем Предприниматели должны помогать развитию своего региона Ценностный уровень Предприниматель должен, прежде всего, исходить из экономической логики, а не из этических соображений Принимали ли Вы на работу представителей социально незащищенных групп? Направляли ли Вы средства в благотворительность? Поведенческий уровень

15 Социальная ответственность (сравнение) «Скорее согласен» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllllllllllllllllllllll 66% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 91% «Скорее согласен» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllllllllllllllllllllllllllllll 71% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 93% «Скорее не согласен» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllllll 34% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllllllllll 56% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllll 29% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllllllllll 62% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllllllllllllllll 44% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 85% «Реализовать идею» Опрос­2012 (Бизнес) lllllll 14% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllllll 53% «Желание быть полезным» Опрос­2012 (Бизнес) llllllll 16% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllll 40% «Изменить мир к лучшему» Опрос­2012 (Бизнес) llll 8% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllll 35% Мотивация ведения бизнеса Выберите, пожалуйста, из представленного списка не более трех мотивов, наиболее важных для Вас лично Предприниматели, бизнесмены должны участвовать в решении социальных проблем Предприниматели должны помогать развитию своего региона Ценностный уровень Предприниматель должен, прежде всего, исходить из экономической логики, а не из этических соображений Принимали ли Вы на работу представителей социально незащищенных групп? Направляли ли Вы средства в благотворительность? Поведенческий уровень

16 Инновационность мышления и деятельности (1) Да llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 91% Нет llll 8% Да llllllllllllllllllllllllllllllllll 68% Нет lllllllllll 22% Затрудняюсь ответить lllll 10% Да lllllllllllllllllllllllllllllllll 66% Нет lllllllllll 23% Затрудняюсь ответить lllll 11% Да lllllllllllllllll 35% Нет lllllllllllllllll 34% Затрудняюсь ответить llllllllllllllll 32% Да llllllllllllllllllllllll 48% Нет lllllllllllllllllll 39% Затрудняюсь ответить lllllll 14% Да lllllllllllllllllllllllllllllllllllll 73% Нет lllllllllllll 26% Затрудняюсь ответить 1% Есть, запатентованы ll 4% Есть, не запатентованы llllllll 17% Участвовал в НИОКР llllllllllllllllllll 41% Ничего нет llllllllllllllllllllll 44% Образователь- ный рост Повышали квалификацию в последние несколько лет? Новые виды продукции Новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, организации внешних связей Новые, нетрадиционные ресурсы Стажировки, курсы повышения квалификации сотрудников Инновационные действия на предприятии Наличие изобретений Есть ли у вас изобретения, опыт участия в НИОКР? Новые методы продаж, представления и продвижения товаров

17 Инновационность деятельности (сравнение) «Да» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllllllllllllllllll 58% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 91% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllllll 33% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllllllllllllllll 68% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllllllllllll 46% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllllllllllll 66% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllll 26% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllll 35% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllllllllllllllllll 48% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllllll 48% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllllllllllllllllllllll 55% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllllllllllllllll 73% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllll 30% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllllllllll 56% Образователь- ный рост Повышали квалификацию в последние несколько лет? Новые, нетрадиционные ресурсы Стажировки, курсы повышения квалификации сотрудников Инновационные действия на предприятии Наличие изобретений Есть ли у вас изобретения, опыт участия в НИОКР? Новые методы продаж, представления и продвижения товаров Новые виды продукции Новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, организации внешних связей

18 Экономическая эффективность бизнеса (1) Очень высокая llll 8% Высокая llllllllllllllllllllll 45% Средняя lllllllllllllllll 35% Низкая lll 7% Очень низкая 1% Затрудняюсь ответить ll 5% Очень высокая 1% Высокая llllllll 17% Средняя lllllllllllllllllllllllllll 54% Низкая llllllll 16% Очень низкая l 2% Затрудняюсь ответить lllll 10% 7-10 баллов lllllllllllllllllllllllllllllllllll 70% Менее 7 баллов llllllllllll 25% Информация не публикуется llllllll 16% Сайт предприятия llllllllllllllllllllllllllllll 59% Информационные буклеты lllllllllllllllllll 38% Годовые отчеты llllllll 16% Собственная периодика llll 9% Корпоративное радио l 2% Интернет-каталоги llllllllll 21% Местные СМИ lllllllllllllllllllllllll 50% Прозрачность и открытость Финансовая прозрачность предприятия? Публикуется ли информация о деятельности Вашего предприятия и каким образом? Конкуренто- способность Оцените, пожалуйста, конкурентоспособность Вашего предприятия на региональном рынке Экономическая эффективность Оцените, пожалуйста, экономическую эффективность Вашего предприятия за последний год

19 Экономическая эффективность бизнеса (сравнение) «Очень высокая» Опрос­2012 (Бизнес) lll 5% Опрос­2013 (СП) llll 8% «Высокая» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllllllll 28% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllll 45% «Очень высокая» Опрос­2012 (Бизнес) l 1% Опрос­2013 (СП) 1% «Высокая» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllll 19% Опрос­2013 (СП) llllllll 17% «7-10 баллов» Опрос­2012 (Бизнес) llllllllllllllllllllllllllllllllll 67% Опрос­2013 (СП) lllllllllllllllllllllllllllllllllll 70% «Да» Опрос­2012 (Бизнес) lllllllllllllllllllllllllllll 57% Опрос­2013 (СП) llllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll 84% Прозрачность и открытость Публикуется ли информация о деятельности Вашего предприятия и каким образом? Конкуренто- способность Оцените, пожалуйста, конкурентоспособность Вашего предприятия на региональном рынке Экономическая эффективность Оцените, пожалуйста, экономическую эффективность Вашего предприятия за последний год Финансовая прозрачность предприятия?

20 Частные индексы Ценностная ориентация Социальная ответственность Эффективность бизнесаИнновационность

21 Сводный индекс (склонность к СП)

22 1. Комплексные показатели отношения к социальному предпринимательству, рассчитанные на совокупности параметров, - ценностные ориентации, социальная ответственность, инновационность бизнеса - у социальных предпринимателей выше, чем у «обычных» бизнесменов, как минимум, в полтора раза. Иными словами говоря, у социальных предпринимателей: - более высокий уровень социального доверия и готовности к общественной солидарности, - больший оптимизм в оценках социальных явлений и более высокая общественная активность, - большая нацеленность на реализацию социально-ориентированных мероприятий в бизнесе, - большая склонность к использованию инновационных технологий и стремление к профессиональному и образовательному росту, - большая информационная открытость бизнеса. 2. Индекс экономической эффективности у социальных предпринимателей и у «обычных» бизнесменов практически не отличается. Очевидно, в показателях эффективности отражаются некие общие закономерности и тенденции бизнеса вообще, не зависящие от типа бизнеса (социально ориентированного или «традиционного»). 3. По совокупности показателей социальные предприниматели в целом демонстрируют существенно более высокую склонность к социально предпринимательской деятельности, чем представители «традиционного» бизнеса. Краткие выводы (1)

23 Портрет социального предпринимателя Результаты опроса

24 Генезис СП «Как давно Вы осуществляете свою деятельность как социальный предприниматель?» «До того, как Вы стали социальным предпринимателем, имели ли Вы какой- либо опыт предпринимательск ой деятельности?» «До того, как Вы стали социальным предпринимателем, имели ли Вы какой- либо опыт общественно полезной деятельности (например, благотворительной и т.п.)?»

25 Мотивация СП 49% 45% 42% 21% 15% 13% 8% 7% 2% Стремление найти выход своей жизненной энергии в реализации новой идеи, в осуществлении какой-либо социальной инновации (социального изменения) Стремление направить свои бизнес способности, предпринимательскую активность на решение социальных проблем Поиск способов изменить мир к лучшему, решить социальную проблему, не прибегая к помощи государства Стремление создать эффективное предприятие для обеспечения рабочими местами социально незащищенных граждан Не думал(а) об этом, решение заняться социальным предпринимательством было принято спонтанно Другое Желание использовать собственные финансовые и материальные ресурсы для оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию Желание попробовать реализовать на практике в России опыт зарубежных социальных предпринимателей, о которых узнал из средств массовой информации или иных источников Нет ответа «Что привело Вас лично (побудило, стало мотивом) к занятию социальным предпринимательством?»

26 Целевые аудитории «На какие конкретные группы населения ориентирована Ваша деятельность как социального предпринимателя?»

27 Сферы деятельности «В каких сферах (областях) Вы осуществляете деятельность как социальный предприниматель?»

28 Продукция «Какие услуги и товары Вы производите как социальный предприниматель?»

29 Источники финансирования «Укажите, пожалуйста, главные источники финансирования Вашей деятельности как социального предпринимателя. Отметьте примерную долю (в %) каждого источника в 2012 году»

30 Собственная хозяйственная деятельность Распределение выборочной совокупности респондентов по доле доходов от собственной предпринимательской деятельности в общей структуре источников финансирования их деятельности как социальных предпринимателей

31 Взаимодействие с органами власти и МСУ «Приходилось ли Вам при осуществлении Вашей деятельности социального предпринимателя взаимодействовать с федеральными и региональными органами власти или с органами местного самоуправления?»

32 Взаимодействие с органами власти и МСУ «Ниже представлены некоторые возможные поводы для коммуникации с органами власти и МСУ при осуществлении деятельности СП. В чем из перечисленного Вам как социальному предпринимателю приходилось принимать участие?»

33 Потребность в поддержке «Испытываете ли Вы как социальный предприниматель потребность в поддержке Вашей деятельности со стороны государственных органов или органов МСУ?» Формы поддержки со стороны органов государственной власти и МСУ % Финансовая (льготы, субсидии)47% Ресурсная (аренда помещений, рекламные площади) 22% Административная (диалог, правовое регулирование, устранение препятствий) 20% Информационная (обучение, консультации) 14% Оптимизация организации госзаказа, конкурсов 10% Не нуждаюсь в поддержке28% Затрудняюсь ответить5%

34 Сообщество СП Нет, ничего не знаю о них; 3% Да, часто встречаюсь, взаимодейст- вую; 11% Лично не знаком, но слышал о них; 12% Да, знаю лично; 65% Затрудняюсь ответить; 9% «Знаете ли Вы других социальных предпринимателей в России?» Да, считаю, но пока время еще не пришло; 8% Нет, не вижу необходимос ти в такой ассоциации; 5% Да, считаю, что необходимость в ассоциации назрела; 75% Затрудняюсь ответить; 12% «Считаете ли Вы необходимым создание ассоциации, общественной организации, объединения социальных предпринимателей для защиты своих интересов, прав, разработки законодательной базы СП и т.п.?»

35 1. Особенности мотивации предпринимательской деятельности социальных предпринимателей: - распространенность «альтруистических» мотивов, таких как достижение общественно значимых целей, желание быть полезным обществу, изменить мир к лучшему и т.п., - потребность в самореализации и личностном росте, - традиционный мотив ведения бизнеса - повышение собственного материального благосостояния - отходит у СП на второй план. 2. Социальное предпринимательство как явление в России сегодня находится в стадии становления и нуждается в поддержке со стороны органов власти и МСУ. В первую очередь, речь идет о финансовой поддержке в виде льготного налогообложения и кредитования, льготных тарифов на оплату коммунальных услуг и аренду помещений, а также прямого субсидирования. 3. Лишь около половины СП осуществляют выполнение своей социальной миссии на средства, полностью или в значительной мере заработанные ими в процессе собственной предпринимательской деятельности. 4. Основные целевые группы СП – дети, молодежь, семья, малообеспеченные, больные, пожилые граждане. Наиболее распространенные сферы деятельности: образование и наука; досуг, спорт, туризм; социальная защита. 5. Большинство респондентов видят потребность в создании общественной организации (ассоциации, союза и т.п.) для защиты общих интересов и прав СП. Краткие выводы (2)

36 Представления о социальном предпринимательстве Результаты опроса

37 Признаки СП «Выберите, пожалуйста, три наиболее важных и три наименее важных, с Вашей точки зрения, признака социального предпринимательства»

38 Самоидентификация СП «Отметьте, пожалуйста, какие из характеристик социального предпринимательства, описываемых экспертами, присущи Вам и Вашей деятельности»

39 Миссия СП (1) «Есть ли у Вас четко сформулированная миссия, выражающая то, ради чего Вы ведете свою деятельность как социального предпринимателя?» «Есть ли у Вас документ, в котором эта миссия зафиксирована?»

40 Миссия СП (2) Миссия% Помощь социально незащищенным группам (сиротам, инвалидам, престарелым, малоимущим) 17% Воспитание детей и укрепление семьи16% Развитие личности, образование14% Охрана здоровья (спорт, здравоохранение, экология, здоровый образ жизни)13% Позитивные изменения в социальной реальности, гражданское общество, профилактика негативных социальных явлений 10% Организация развивающего, познавательного досуга, в т.ч. для социально незащищенных групп (творчество, туризм, экотуризм) 9% Создание рабочих мест, в том числе для инвалидов7% Патриотизм, историко-культурное развитие3% Другое3% Нет миссии или ее невозможно назвать, затрудняюсь ответить28% Результаты группировки ответов на открытый вопрос

41 1. Участники опроса демонстрируют адекватное понимание смысла социального предпринимательства. Главные признаки СП, по мнению респондентов: первенство социальной миссии над коммерцией, новаторство и инновационность, экономическая эффективность и социальная ответственность. При этом респонденты свою собственную социально предпринимательскую деятельность наделяют теми же самыми свойствами (отличительными чертами), которые они считают наиболее важными признаками СП. 2. У части респондентов все же существует искаженное представление о СП скорее как о сугубо благотворительной деятельности (в частности, благотворительной деятельности предпринимателей). 3. Большинство участников опроса имеют четко сформулированную миссию, отражающую цель их социально предпринимательской деятельности, у половины из них миссия закреплена документально. 4. Самыми распространенными являются миссии деятельности СП, связанные с оказанием поддержки социально незащищенным группам, а также с воспитанием детей и укреплением семьи. Краткие выводы (3)

42 Социальное предпринимательство – новый формат социального активизма Тезисы для обсуждения

43 1. Социальное предпринимательство как бизнес, ориентированный на решение социальных проблем – возможен. Люди, склонные к социальному предпринимательству, есть, в т.ч. среди «обычных» бизнесменов. Главные тезисы

44 Главные тезисы 2. В настоящее время для развития социального предпринимательства возникла крайне благоприятная ситуация. Основные стейкхолдеры – государство и бизнес – заинтересованы в его развитии. Государство заинтересовано в передаче части своих функций по социальному обеспечению. Бизнес заинтересован в улучшении имиджа предпринимательства как такового и повышения общественного доверия, а СП – пример «чистого» предпринимательства.

45 Главные тезисы 3. Активисты НКО имею хороший потенциал для переформатирования своей деятельности в формат социального бизнеса.

46 Главные тезисы 4. Первоочередные задачи: информационная поддержка, продвижение, законодательная поддержка, доступ к государственным ресурам предпринимательское образование, обучение

Благодарим за внимание! Исследовательская группа ЦИРКОН Skype: zircon.r.g. 8(495) ,