Педагогический совет «Внедрение ФГОС 2-го поколения в школе. Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в практику.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Внедрение ФГОС 2-го поколения в школе. Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в практику работы школы».
Advertisements

Подготовила Клочкова А.А. 1 СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ ПРИ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ.
Школьный урок по новым стандартам. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов Подход к построению стандартов второго поколения.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПРИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Системно - деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Системно-деятельностный подход. Система дидактических принципов 1)Принцип деятельности 2)Принцип непрерывности 3)Принцип целостности 4)Принцип минимакса.
Каждый учитель, планируя урок, задумывается… а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть.
Системно-деятельностный подход в обучении как механизм реализации ФГОС нового поколения.
Системно – деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС.
Особенности организации современного урока в начальной школе.
Пример технологической карты урока открытия нового знания Этап урока Время Деятельность учеников Деятельность учителя Планируемые результаты ПредметныеУУД.
Типология современного урока (ФГОС). Новая типология уроков Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС к современному уроку ФГОС. Урок современного типа, прежде всего, подразумевает формирование универсальных учебных действий. « У ниверсальные.
Транксрипт:

Педагогический совет «Внедрение ФГОС 2-го поколения в школе. Введение федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в практику работы школы».

2 Стандарт общего образования Новая цель образования Новые средства обучения Новое содержание образования Новые технологии обучения Новые требования к подготовке учителя Новое целеполагание для учителей и обучающихся

Требования к результатам освоения ООП общего образования Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность мотивации к обучению; социальные компетентности и др. Метапредметные: освоение метапредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования, построение индивидуальной образовательной траектории Предметные: освоение умений, специфических для предметной области, виды деятельности по получению нового знания,, его преобразованию и применению в новых ситуациях, формирование научного типа мышления и др. Требования к: Результатам освоения программ профессионального образования (Стандарт ВПО) Результатам освоения программ ДПО (?????) Аттестации педагогических и управленческих кадров (нормативные документы, регламентация процесса, КИМы)

Инсерт Промаркеруйте текст, работая в парах: «V»«V»«+»«-»«?» Уже зналновоеДумал иначе Есть вопросы, не понял

Бортовой журнал Заполните бортовой журнал, обмениваясь информацией в группах. Огласите и поясните устно информацию в каждом столбике. Известная информация и предположения Новая информация

6 Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

7 Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай сделать – и я пойму. Цель учителя не наполнить сосуд знаниями, а разжечь в нем огонь познания (Сенека) Человек не может научиться играть на флейте, не приставив ее к губам. (Сократ) Сведений науки, не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава. Зато такие приемы никуда и не годятся...» (А. Дистервег. Руководство для немецких учителей )

Выберите понравившееся высказывание и создайте свой тезис, работая в парах.

9 Для чего учить? Чему учить? Как учить?

10 Традиционное обучениеИнновационное развивающее обучение 1) базируется на принципе доступности; 1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 2) учащийся действует как субъект собственной УД; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

11 Организация планирования урока Моделирование: процесс определения основных его параметров, эскиз урока, начальный этап перевода теории урока в практику. Проектирование: этап разработки компонентов педагогического процесса (задач, принципов, содержания, методов, форм учебной деятельности). Конструирование: создание технологии обучения учащихся как процесса освоения ими учебного материала Сценирование образовательной ситуации (обучение способам деятельности, при необходимости - изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающихся)

12 Целевая направленность урока Триединая дидактическая цель, конкретизируемая группами задач: Обучающего характера Воспитательного плана Развивающего плана Содержательная Деятельностная Направлены на формирование УУД различного характера

13 Типология урока Урок изучения (объяснения) нового материала Урок закрепления знаний и формирования умений и навыков Урок повторительно- обобщающего характера Урок коррекции знаний, умений и навыков (Урок работы над ошибками) Комбинированный урок Урок контроля знаний, умений и навыков Уроки «открытия- нового знания; Уроки рефлексии; Уроки общеметодологи ческой направленности; Уроки развивающего контроля.

. Урок «открытия»нового знания..Урок рефлексии. Деятельностная цель формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель - расширение ПОНЯТИЙНОЙ базы за счет включения в нее новых элементов Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов. Системообразующие цели уроков каждого типа

Урок общеметодологической направленности. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов

16 Структура урока Структура урока формирования и совершенствования знаний (урок изучения нового материала): 1)Организационный этап. 2)Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3)Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости). 4)Актуализация знаний. 5)Введение новых знаний. 6)Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7)Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8)Обобщение и систематизация знаний. 9)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10)Определение и разъяснение домашнего задания. Структура урока «открытия» нового знания, 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Найдите разницу в этапах традиционного урока и урока по новым образовательным стандартам, работая в группах. Как вы думаете, с какой целью введены новые этапы, и почему они так называются.

18 Самоанализ урока 1-й уровень (1 балл): учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ; 2-й (2 - 4 балла): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока; 3-й (7 баллов): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель – средства – результат»; 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока – с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.

19 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ 1.Удивляйся сам, удивляй других. 2.Нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. 3.Не останавливаться на достигнутом, всегда идти вперед. 4.Развивайся сам и развивай других.

Активные методы социально-психологического обучения

Активные методы обучения – что это? Активные методы обучения и воспитания - те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей». Г.П. Щедровицкий

Уровень усвоения информации в зависимости от формы обучения Лекция - 5% Чтение - 10% Аудио-визуальный метод - 20% Демонстрация - 30% Групповые дискуссии - 50% Активное обучение - 70% Обучение других / немедленное применение - 90%

Наиболее эффективными приемами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках являются: 1. Нетрадиционное начало традиционного урока (эпиграф, видеофрагмент, увертюра, ребус, загадка, анаграмма).

2. Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация конфликта; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора.

3. Использование видео и компьютерной наглядности, электронных учебных пособий, интерактивной доски. 4. Использование индуктивных и дедуктивных логических схем. 5. Использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «дебатов», «интервьюирования различных персонажей».

6. Элементы «изюминки» (обучающий анекдот, интеллектуальная разминка, шаржи, эпиграммы). 7. Реализация индивидуально- дифференцированного подхода к учащимся, организация групповой деятельности школьников (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава). 8. Нетрадиционные виды уроков (методы активного обучения).

Имитационные Игровые - Деловые игры (исследовательская, учебная) -Игровое проектирование -Ролевая игра -Оргдеятельностные игры Неигровые - Анализ конкретных ситуаций -Тренинг Неимитационные Проблемные лекции Проблемные семинары Тематические дискуссии Мозговой штурм Круглый стол Педагогические игровые упражнения Стажировки Классфикация методов активного обучения (по М. Новик)

Активное обучение предполагает: организацию комфортных условий обучения активное взаимодействие учащихся между собой (работа в парах и малых группах) моделирование жизненных ситуаций использование деловых и ролевых игр, тренинговых занятий решение проблем на основании анализа обстоятельств и ситуации стимулирование творческой активности и социального опыта

Методы активного обучения: «Дискуссия» метод свободного коллективного обсуждения проблемы, стимулируемый специальными вопросами и требующий подведения итога «Мозговой штурм» метод позволяет выдвигать новые идеи, активизировать восприятие или оценку какой-либо проблемы или ситуации Работа в малых группах (в парах, в тройках, в группах по 5-6 человек) метод, позволяющий выполнить конкретное задание, развивающий учебное сотрудничество и умение работать в команде «Аквариум» метод, при котором класс делится на два круга –внутренний и внешний. Внутренний круг получает задание для обсуждения. Ученики из внешнего круга слушаю их доводы, затем дополняют их собственными.

Письмо по кругу 1.Активные методы обучения это-… 2.Методы активного обучения позволяют… 3.Я буду использовать активные методы обучения для того, чтобы…

Педагог предлагает детям ситуацию: дети вылепили из снега 2 снеговиков. Один растаял через день, второй стоял до конца зимы. Как вы думаете, почему так получилось? Пример решения задачи классифицирования одних и тех же предметов по разным основаниям: яблоко клен слон дуб мышь самолет банан яхта собака апельсин сосна автомобиль

Категориальное объединение: яблоко, банан, апельсин – фрукты; клен, дуб, сосна – деревья; слон, мышь, собака – животные; самолет, яхта, автомобиль – транспорт. Функциональное объединение: яблоко, банан, апельсин, самолет, яхта, автомобиль – предметы потребления; клен, дуб, сосна, слон, мышь, собака – живые существа, поддерживающие равновесие в природе.

Пространственное объединение: яблоко, клен, дуб, слон, мышь, банан, сосна – живут в дикой природе; самолет, яхта, автомобиль, собака – имеют специальные помещения. Аналитическое объединение: яблоко, клен, дуб, банан, сосна, апельсин, самолет, яхта, автомобиль – могут быть желто-зелеными; слон, мышь, собака – имеют четыре ноги; яблоко, слон, мышь, апельсин, собака, автомобиль могут иметь округлые формы.

Упражнения для формирования навыков делать простые аналогии. Скажите, на что похожи: облака, очертания деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки. Посложнее: назовите как можно больше предметов, которые одновременно являются блестящими, синими, твердыми. Назовите как можно больше существ со следующими признаками: добрый, шумный, подвижный, сильный.

Традиционные заданияОбновленные задания Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3- му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол. Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования ФГОС

«Тонкие» вопросы Кто? Что? Когда? Почему вы так думаете? Будет? Может? Мог ли? Как звали? Было ли? Верно ли? «Толстые» вопросы Дайте три объяснения, почему? Почему вы так считаете? В чём различие? Что, если? Предположите, что будет дальше? Согласны ли вы?

Шесть шляп шляпа эмоций шляпа информации шляпа роста возможностей шляпа оптимизма шляпа пессимизмашляпа процесса

Пришло ли время ввести ФГОС в школы России?

белая шляпа - шляпа информации Кратко изложите факты, по вашему мнению, которые предполагают решительные действия( введение ФГОС) в сфере образования.

красная шляпа - шляпа эмоций Какие эмоции испытывали вы, услышав о том, что вводятся новые стандарты.

чёрная шляпа - шляпа пессимизма Укажите причины, по которым не нужно вводить новые образовательные стандарты.

жёлтая шляпа - шляпа оптимизма Что положительного вы вынесли для себя, читая ФГОС?

зелёная шляпа - шляпа роста возможностей Если бы вы были авторами новых образовательных стандартов, какие изменения предложили бы для обсуждения?

Быть ли в ногу со временем- вот в чём вопрос!