Региональный компонент «Русское речевое общение» в системе подготовки к ЕГЭ в 11 классе Автор: Гурская Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ Одинцовского лицея 2
«Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», - говорил Алексей Толстой
Усвоение русского языка в школе - сложный психофизиологический и психолого-педагогический процесс, направленный на решение следующих лингвистических задач: а) усвоение знаний о языке, т.е. формирование языковой компетенции; б) формирование коммуникативных навыков и умений, т.е. формирование коммуникативной компетенции
Лингвистическая компетенция: умение пользоваться языком, умение классифицировать изучаемые явления, соотносить их с другими в системе родного языка.
Формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях: репродуктивном (адекватно понимать информацию текста) продуктивном (создавать текст)
Основные проблемы методики преподавания русского языка в основной и старшей школе Преимущество информационного принципа преподавания над практико- ориентированным подходом к обучению русскому языку. Отсутствие у учащихся системности представлений о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов. Недостаток в содержании обучения русскому языку коммуникативно-значимых элементов, направленных на развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Итоговая аттестация по русскому языку выпускников 11-х классов Результаты экзамена должны продемонстрировать сформированность у выпускников лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций, а также готовность выпускников к дальнейшей жизни
Проверка практических умений форма предъявления языковых средств - текст
Готовы ли выпускники создать текст- рассуждение? Сформированы ли у них умения выстраивать суждения относительно мнения, заявленного автором текста, в соответствии с их личными представлениями, жизненным опытом, законами природы и общества? Умеют ли они соглашаться или не соглашаться с позицией автора? Насколько этично выпускники это делают?
Региональный компонент «Русское речевое общение»
Почему выбор пособия для уроков регионального компонента является оправданным? Уроки, разработанные на основе пособия, отвечают общим требованиям, предъявляемым к урокам регионального компонента, и реализуют основные цели языкового образования. Содержание пособия соответствует обязательному минимуму содержания образования по русскому языку и повторяет структуру самого экзамена. Материалы пособия отобраны и структурированы на основе компетентностного подхода и обеспечивают формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Введение курса «Русское речевое общение» в старших классах позволило создать систему формирования речевой личности, которая грамотно ведет диалог, отвечает четко на поставленный вопрос, может сообщить необходимые сведения, корректно и лаконично возразить собеседнику или поддержать его точку зрения.
Уроки по данному курсу позволяют системно работать над культурой речи наших выпускников, начиная с речевой разминки и заканчивая созданием собственного текста
В рамках данного пособия авторы попытались обобщить необходимые основы теоретических знаний, имеющийся опыт, представленный в методической литературе, с целью помочь учителю разработать системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся.
Константин Ушинский: «Только система, конечно, разумная, выходящая из прямой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет, голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто»
Задания учебного курса помогают в системе повторять знания, полученные на уроках русского языка и литературы: Богатство содержания речи, важность поставленной темы. Точность, ясность и простота речи. Чистота речи. Соблюдение стилевых особенностей речи. Богатство лексических, грамматических и синтаксических конструкций. Соблюдение орфоэпических норм речи. Образность, эмоциональность и благозвучие речи. Логичность речи.
Основная форма работы – комплексный анализ текста, при котором ведётся коррекция и совершенствование взаимосвязанной речевой деятельности: говорения, чтения, письма, аудирования
Методы работы: Семантико-стилистический метод Лингвистический комментарий Метод построчного анализа (вслед за автором) Метод сквозного и композиционного анализа Лингвистический эксперимент Сопоставительный метод Метод проектов
Реализация регионального компонента по русскому языку в 10 классе Тема, содержание урока Формы работы Речевое общение и речевое воздействие. Язык- важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык РФ Составление библиографической справки. Аннотация. Работа с текстом «Похвала книге»
Тема, содержание урока Формы работы Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет. Речевая роль. Речевая ситуация. Сферы и среды речевого общения Восстановленное письмо. Анализ речевого поведения литературных героев. Создание текста - речевой характеристики. Проектная работа.
Тема, содержание урока Формы работы Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные стили и типы речи. Отбор и организация языковых средств с учётом РС. Анализ текстов различных стилей и типов речи. Тестирование. Создание собственных текстов различных стилей и типов речи.
Тема, содержание урока Формы работы Владение нормами русского литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописной и стилистической. Владение коммуникативными качествами речи. Диагностические работы, проверяющие уровень владения различными нормами речи. Контрольная работа «Нормы речи». Создание собственного текста в соответствии со всеми нормами
Приоритетные направления в методике преподавания русского языка с учётом регионального компонента: усиление практической направленности уроков; формирование у учащихся представления о каждой языковой единице как уникальном целостном явлении ; развитие языкового чутья; совершенствование коммуникативных умений и навыков, направленных на овладение учащимися всеми видами речевой деятельности.
Результаты работы ГодКлассыУровень обученности Качество обученности н, 10-у 100%62% н, 11-у 100%79%; средний балл ЕГЭ н100%89,6%
«Заговори, чтоб я тебя увидел!» Сократ