Региональный компонент «Русское речевое общение» в системе подготовки к ЕГЭ в 11 классе Автор: Гурская Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Создание элективных курсов как средство реализации профильного обучения» Шапошникова Лидия Александровна, учитель русского языка и литературы Кирсановской.
Advertisements

Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Применение орфографических и пунктуационных правил при создании учащимися собственных текстов в рамках подготовки к ЕГЭ.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Дисциплины «Русский язык». Воспитание формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; Дальнейшее развитие.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Standart. edu. ru.. Начальная Основная Старшая Повышение квалификации Введение ФГОС Апробация Доп. материалы Базовые документы Обсуждение Глоссарий Контакты.
Программа курса по выбору для 9 класса по русскому языку « Культура речи – зеркало души»
Сравнительный анализ программ по русскому языку 4-5 классов. Учитель начальных классов ДМФМШ 17 Билан З.М.
МОУ «ДУБРОВСКАЯ СОШ» ФЕВРАЛЬ 2009 ГОДА. «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ДОЛЖНА ФОРМИРОВАТЬ ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, А ТАКЖЕ.
Организация работы учителей русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования Выполнила учитель русского.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Средства и технологии формирования навыков самоорганизанизации и самоконтроля в ходе решения лингвистических задач на уроках английского языка.
Методическое сопровождение обновления содержания образования по русскому языку и литературе рекомендации для системы ММС.
Задания итоговой аттестации в 9-м классе проверяют: лингвистическую компетенцию, т. е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Современные цели обучения иностранным языкам в начальной школе и их реализация в УМК по английскому языку Данилина Анжела Викторовна, Учитель английского.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
Тверской областной институт усовершенствования учителей Педагогический проект Разработка элективного курса «Деловое общение и деловое письмо» для учащихся.
Транксрипт:

Региональный компонент «Русское речевое общение» в системе подготовки к ЕГЭ в 11 классе Автор: Гурская Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ Одинцовского лицея 2

«Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», - говорил Алексей Толстой

Усвоение русского языка в школе - сложный психофизиологический и психолого-педагогический процесс, направленный на решение следующих лингвистических задач: а) усвоение знаний о языке, т.е. формирование языковой компетенции; б) формирование коммуникативных навыков и умений, т.е. формирование коммуникативной компетенции

Лингвистическая компетенция: умение пользоваться языком, умение классифицировать изучаемые явления, соотносить их с другими в системе родного языка.

Формирование и развитие навыков речевого общения на двух уровнях: репродуктивном (адекватно понимать информацию текста) продуктивном (создавать текст)

Основные проблемы методики преподавания русского языка в основной и старшей школе Преимущество информационного принципа преподавания над практико- ориентированным подходом к обучению русскому языку. Отсутствие у учащихся системности представлений о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов. Недостаток в содержании обучения русскому языку коммуникативно-значимых элементов, направленных на развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Итоговая аттестация по русскому языку выпускников 11-х классов Результаты экзамена должны продемонстрировать сформированность у выпускников лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций, а также готовность выпускников к дальнейшей жизни

Проверка практических умений форма предъявления языковых средств - текст

Готовы ли выпускники создать текст- рассуждение? Сформированы ли у них умения выстраивать суждения относительно мнения, заявленного автором текста, в соответствии с их личными представлениями, жизненным опытом, законами природы и общества? Умеют ли они соглашаться или не соглашаться с позицией автора? Насколько этично выпускники это делают?

Региональный компонент «Русское речевое общение»

Почему выбор пособия для уроков регионального компонента является оправданным? Уроки, разработанные на основе пособия, отвечают общим требованиям, предъявляемым к урокам регионального компонента, и реализуют основные цели языкового образования. Содержание пособия соответствует обязательному минимуму содержания образования по русскому языку и повторяет структуру самого экзамена. Материалы пособия отобраны и структурированы на основе компетентностного подхода и обеспечивают формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Введение курса «Русское речевое общение» в старших классах позволило создать систему формирования речевой личности, которая грамотно ведет диалог, отвечает четко на поставленный вопрос, может сообщить необходимые сведения, корректно и лаконично возразить собеседнику или поддержать его точку зрения.

Уроки по данному курсу позволяют системно работать над культурой речи наших выпускников, начиная с речевой разминки и заканчивая созданием собственного текста

В рамках данного пособия авторы попытались обобщить необходимые основы теоретических знаний, имеющийся опыт, представленный в методической литературе, с целью помочь учителю разработать системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся.

Константин Ушинский: «Только система, конечно, разумная, выходящая из прямой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет, голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто»

Задания учебного курса помогают в системе повторять знания, полученные на уроках русского языка и литературы: Богатство содержания речи, важность поставленной темы. Точность, ясность и простота речи. Чистота речи. Соблюдение стилевых особенностей речи. Богатство лексических, грамматических и синтаксических конструкций. Соблюдение орфоэпических норм речи. Образность, эмоциональность и благозвучие речи. Логичность речи.

Основная форма работы – комплексный анализ текста, при котором ведётся коррекция и совершенствование взаимосвязанной речевой деятельности: говорения, чтения, письма, аудирования

Методы работы: Семантико-стилистический метод Лингвистический комментарий Метод построчного анализа (вслед за автором) Метод сквозного и композиционного анализа Лингвистический эксперимент Сопоставительный метод Метод проектов

Реализация регионального компонента по русскому языку в 10 классе Тема, содержание урока Формы работы Речевое общение и речевое воздействие. Язык- важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык РФ Составление библиографической справки. Аннотация. Работа с текстом «Похвала книге»

Тема, содержание урока Формы работы Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет. Речевая роль. Речевая ситуация. Сферы и среды речевого общения Восстановленное письмо. Анализ речевого поведения литературных героев. Создание текста - речевой характеристики. Проектная работа.

Тема, содержание урока Формы работы Текст как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные стили и типы речи. Отбор и организация языковых средств с учётом РС. Анализ текстов различных стилей и типов речи. Тестирование. Создание собственных текстов различных стилей и типов речи.

Тема, содержание урока Формы работы Владение нормами русского литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописной и стилистической. Владение коммуникативными качествами речи. Диагностические работы, проверяющие уровень владения различными нормами речи. Контрольная работа «Нормы речи». Создание собственного текста в соответствии со всеми нормами

Приоритетные направления в методике преподавания русского языка с учётом регионального компонента: усиление практической направленности уроков; формирование у учащихся представления о каждой языковой единице как уникальном целостном явлении ; развитие языкового чутья; совершенствование коммуникативных умений и навыков, направленных на овладение учащимися всеми видами речевой деятельности.

Результаты работы ГодКлассыУровень обученности Качество обученности н, 10-у 100%62% н, 11-у 100%79%; средний балл ЕГЭ н100%89,6%

«Заговори, чтоб я тебя увидел!» Сократ