Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий Докладчики: Зенкина С.В. – доктор педагогических наук, профессор svetlana_zenkina@mail.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дистанционные образовательные технологии. Цели и задачи использования ДОТ Удовлетворение потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.
Advertisements

Понимание, направления использования в системе высшего профессионального образования.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения ДО в современном образовании Кирилл Сергеевич Лебедев Руководитель.
1 Круглый стол «Дистанционное образование » Обучение детей-инвалидов с применением дистанционных технологий Татьяна Дмитриевна Васман, заведующая центром.
Д истанционное обучение в современном образовании Керимова Кристина Владимировна п едагог-организатор, педагог дополнительного образования первой категории.
Модели организации дистанционного обучения Подготовил: Батищев А.В.
Организация деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей- инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации.
8-ое заседание Координационного совета по информатизации при РСС (17-18 октября 2005 г., Ереван) Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
Типы и особенности электронных образовательных ресурсов.
Использование ЭОР на уроках математики. Актуальность Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не.
Понятие «Дистанционное обучение» Информационный подход Смысл ДО – обмен качественной информацией с помощью информационных технологий. Смысл ДО – обмен.
Дистанционное обучение школьников. Дистанционное обучение – интерактивное взаимодействие как между учителем и учащимися, так и между ними и интерактивным.
Дистанционное обучение как элемент заочного обучения в вечерней школе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.
Методические рекомендации по применению ЦОР к учебнику "Математика, 5-6 классы» Виленкин Н.Я.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
Система дистанционного обучения в сфере довузовской подготовки в Челябинской области Челябинский государственный университет Мартынова Е.А., д.п.н., профессор.
Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс А.Н.Юраш Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального.
Транксрипт:

Обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий Докладчики: Зенкина С.В. – доктор педагогических наук, профессор Жемаева Е.М. – аспирант НИИ социальной педагогики РАО

Надомное образование Надомное образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе в соответствии с действующим Перечнем заболеваний, по которым дети выводятся на индивидуальное обучение на дому. Расписание уроков при надомном обучении не такое жесткое, как в школе. Уроки могут быть как менее продолжительными (20-25 минут), так и более длинными (до 1,5-2 часов). Все зависит от состояния здоровья ребенка!

Сайт: Валеологические рекомендации для родителей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, обучающихся на дому с использованием компьютера Памятка для родителей (законных представителей) детей, нуждающихся в обучении с применением дистанционных образовательных технологий Гигиенические требования к организации работы с персональным компьютером

Как правило, надомное обучение по общей программе выглядит следующим образом: для 1-4 классов - 8 уроков в неделю; для 5-8 классов - 10 уроков в неделю; для 9 классов - 11 уроков в неделю; для классов - 12 уроков в неделю. В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей- инвалидов могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N "Об индивидуальном обучении больных детей на дому". При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно- гигиеническими требованиями.

САНПИН: Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать: для детей 6-10 лет- 15 мин; для детей лет – 20 мин; старше 13 лет – мин (на 2-м часу работы не более 20 мин).

Оптимальное количество занятий в течение дня: - для детей 6-10 лет– 1 занятие; - для детей лет – 2 занятия; - старше 13 лет – 3 занятия.

Что же такое дистанционное обучение (обучение с использованием дистанционных образовательных технологий ДОТ)? интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. Дистанционное обучение это новая, специфичная форма обучения, совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, Индивидуализация обучения

Технологии дистанционного обучения Кейсовые технологии, Сетевые технологии, ТВ-технология

Кейсовые технологии Сетевые технологии ТВ- технология Реализуется с помощью специального набора («кейса») учебно- методических материалов, скомплектованного, согласно образовательной программе учебного предмета, и передаваемого учащемуся для самостоятельного изучения: текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно- методических материалов, их рассылке через компьютерные сети и современные коммуникации при организации регулярных консультаций у преподавателей (тьюторов) традиционным или дистанционным способами. Обеспечения учащихся учебной и другой информацией из электронных библиотек, баз данных. - Использовании сети Интернет для обеспечения учащихся доступом к информационным и учебно-методическим материалам, для интерактивного взаимодействия субъектов учебного процесса и проведения аттестационных мероприятий; - Изучение материала осуществляется с помощью видеоконференций, вебинаров, чатов, форумов; лабораторные занятия организуются с помощью автоматизированного или виртуального лабораторного практикума через Интернет; - Консультации с учителем могут проходить в режиме off-line (электронная почта, форумы на сайтах учебных подразделений) или on-line (видеоконференции, чаты на сайтах учебных подразделений). - Программа сетевого обучения состоит из отдельных курсов (модулей). В качестве контроля используются компьютерные тестирующие системы, защита разработанных проектов и также традиционные формы: собеседования, консультации, проводимые в режиме видеоконференции. Редко применяемый вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения и спутникового вещания для доставки обучаемому учебно- методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей- тьюторов.

Виды дистанционного обучения ( обучение с использованием ДОТ )

Чат-занятия. ! Веб-занятия. (вебинары) ! Телеконферен ция. Телеприсутст вие. Сочетание электронных образовательны х ресурсов (ЭОР) и сети Интернет ! Учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникац ий. Проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Аудиоконференц ия, видеоконференц ия (видеоконферен цсвязь) Набор технологий, позволяющий пользователю получить впечатление того, что он находится и/или воздействует на место, отличное от его физического местоположения. Обучение осуществляется на основе изучения материалов компакт-дисков и интернет- технологий.

ЧАТ (с англ. – разговор, в сети Интернет Чат - это такая страница, где вы можете в реальном времени общаться с другими посетителями). Такое общение происходит в режиме набора текстов. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

ВЕБ-ЗАНЯТИЯ дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины». Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным (по очереди) характером взаимодействия учеников и педагогов.

Электронная почта наиболее распространённый сервис интернета, т.к. является исторически первой информационной услугой Off -line пересылка и получение электронных сообщений («письма» или «электронные письма») по распределённой (в том числе глобальной) компьютерной сети. обратная связь с учителем!

Для того, чтобы дистанционное обучение приносило результаты, при разработке программ дистанционного обучения нужно учитывать не только технические и технологические моменты, связанные с организацией данного процесса, образовательные стандарты, САНПИН, но и специфику заболевания, особенности и условия формирования личности обучаемых. Поэтому мы предлагаем следующую логику: Форма и специфика заболевания Формы обучения Виды дистанционног о обучения Специфический контент ЭОР

Формы ДЦП Двойная гимиплегия Спастическая диплегия Гемипаретическая форма Гиперкинетическая форма Атонически-астатическая форма

Двойная гимиплегия Самая тяжелая форма заболевания. Двигательные функции рук и ног практически отсутствуют из-за повышенного тонуса мышц. Психическое развитие ребенка находится на уровне умственной отсталости, речь отсутствует. Для обучения детей с такой формой заболевания можно предлагать видеоматериалы (обучающие фильмы). Индивидуальные занятия со специалистом.

Спастическая диплегия При данной форме наблюдается вторичная задержка психического развития, которая при правильном лечении может быть устранена. У 30 – 35% наблюдается легкая умственная отсталость. При тяжелой форме дети самостоятельно не передвигаются или передвигаются с помощью костылей. Манипулятивная деятельность рук у них значительно снижена. У 50 – 60% наблюдается задержка психического развития. Дети со средней степенью тяжести передвигаются самостоятельно, но с дефектной осанкой. У них неплохо развита манипулятивная деятельность рук. Речевые нарушения при данной форме наблюдаются в 40 – 50%. Ребенок при данной форме может овладеть рядом трудовых навыков, писать, обслуживать себя. При обучении нужно использовать инструменты, связанные с развитием способов коммуникации (форумы, чаты, видеоконференции, в режиме практических, семинарских занятий, связанных с обсуждением каких-либо вопросов). Из технических средств нужны средства для развития манипулятивной деятельности рук (трекболы, джойстики…). Для средней формы заболевания можно рекомендовать ЧАТ. Для данной формы заболевания можно задействовать все виды дистанционного обучения.

Гемипаретическая форма Эта форма заболевания характеризуется поражением односторонних руки и ноги. При этой форме поражена одна сторона тела. Тяжелее поражается верхняя конечность. Правосторонний гемипарез встречается чаще, чем левосторонний. Легкая степень умственной отсталости наблюдается 25 – 35% случаев. Речевые расстройства наблюдается у 20 – 35% детей. У 40 – 50% наблюдается судорожный синдром. Возможны элементы дистанционного обучения (вебинары, форумы, видеоконференции, прохождение электронных учебных модулей). ЭОР на развитие речи, функций мозга (право- или левополушарного развития, в зависимости от поражения: правое – логика, левое – эмоциональность, творчество)

Гиперкинетическая форма В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются насильственные движения (гиперкинезы), мышечная ригидность шеи, туловища, ног. Интенсивность гиперкинеза усиливается под влиянием эмоциональных раздражителей. Нарушение речи встречаются в 90% случаях, нарушение слуха – в 25 – 30%, ЗПР – в 50%. Трудности в обучении могут быть связаны с тяжелыми расстройствами речи и произвольной моторики из-за гиперкинезов. Возможны элементы дистанционного обучения (вебинары, форумы, видеоконференции, прохождение электронных учебных модулей).

Атонически-астатическая форма Эта форма характеризуется низким тонусом мышц, нарушением координации движений, равновесия. Речевые расстройства наблюдаются в 60 – 70% случаях, имеет место ЗПР. Активные виды дистанционного обучения (форум, чат, видеоконференции и др.) малоэффективны, но возможно прохождение дистанционных курсов по учебным предметам и работа со специальными электронными ресурсами, развивающими речь.

Специализированное оборудование и программное обеспечение Программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи Клавиатура с большими кнопками Компьютерный джойстик, набор цветных выносных компьютерных кнопок Клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода Графический планшет

Формы ДЦПВиды ДОТЭОР Двойная гимиплегия ТВ-технология видеоматериалы (обучающие фильмы) Спастическая диплегия Виды ДОТ, связанные с развитием способов коммуникации: форумы, чаты, видеоконференции, вебинары, работа с электронными учебными модулями - Усиленные мотивирующие компоненты в ЭОР - Элементы, развивающие пространственное восприятие, внимание - Учебные видеоролики, видеофильмы, анимации, элементы интерактивного взаимодействия Гемипаретическая форма элементы дистанционного обучения ЭОР на развитие речи, функций мозга Элементы, развивающие пространственное восприятие, внимание Гиперкинетическая форма элементы дистанционного обучения ЭОР, развивающие речь ПО экранного доступа с синтезом речи Атонически- астатическая форма Активные виды дистанционного обучения ЭОР, развивающие речь Полноценные модули электронных учебных курсов

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) как контент дистанционных курсов. Работа с ЭОР без сети (локальной, глобальной) и с использованием сети. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) из коллекции: Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР)

Особенности ЭОР Усиленные мотивирующие компоненты (системы поощрений, контроля, управления собственной деятельностью) Развитая система навигации по содержанию ЭОР Элементы, развивающие пространственное восприятие, внимание Учебные видеоролики, видеофильмы, анимации, элементы интерактивного взаимодействия и коммуникации(обязательно с озвучиванием, но без резких звуков) Важная мысль: мы должны не только создавать и адаптировать контент ЭОР для реализации обучения субъектов данной категории, но и предлагать соответствующие ресурсы для развития того или иного нарушения.

Сегодняшнее время и современные технологии дают нам шанс помогать тем, кому эта помощь необходима.