Элективные курсы в предпрофильной подготовке и в профильном обучении. Разработка программы элективного курса. Елена Владимировна Кучковская Институт повышения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Элективные курсы в предпрофильной подготовке (9-ый класс) и в профильном обучении (10-11-й классы) Презентацию приготовила методист по химии МОУ ЦИМПО.
Advertisements

Элективные курсы в предпрофильной подготовке (8-9-й классы) и в профильном обучении (10-11-й классы) Разработка программы элективного курса. Автор Жильцова.
"Учитель есть помощник природы, а не её владыка, её образователь, а не преобразователь". Я. А. Коменский.
набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер; Возможность менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум.
ЭЛЕКТИВНЫЕ ОРИЕНТАЦИОННЫЕ КУРСЫ В ПРОФИЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ Составитель : Александрова А. Г.
Как составить элективный курс Методические рекомендации.
Педагогический совет г. ИТОГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ предпрофильной подготовки в 7-9 классах в школе, в рамках работы экспериментальной площадки.
Элективные курсы: алгоритм создания Подготовила: Юдина С. М., учитель русского языка МОУ «Лицей 3» Норильск 2008.
Предпрофильная подготовка Цели, содержание, организация Л.В. Балахчи.
Предпрофильная подготовка. Курсы по выбору. системный администратор МОУ ДПО "ЦИТ" Кишертского района Казанцев Николай Висентьевич Инженер МОУ ДПО ММЦ Чернушинского.
ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района.
Ю.С.Шапакина, руководитель структурного подразделения перспективных образовательных технологий Учебно-методического центра Солнечногорск 2007.
Требования к содержанию и оформлению рабочих программ.
Составление основной образовательной программы школы и рабочих программ по предметам.
Информационно – методический отдел Рекомендации по разработке рабочих программ по предметам.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Предпрофильный курс Мир химии Матвеева З.В. – учитель химии.
Радиация и жизнь Межпредметный элективный курс по физике+биологии для 9 классов Авторы : Боровнёва В. А. – МОУ «Гимназия 8», учитель физики, высшая категория.
Три вида учебного плана Базисный учебный план Примерный учебный план Рабочий учебный план.
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Транксрипт:

Элективные курсы в предпрофильной подготовке и в профильном обучении. Разработка программы элективного курса. Елена Владимировна Кучковская Институт повышения квалификации работников образования

(от лат. Electus – избранный) Понятие «элективный» (от лат. Electus – избранный) избирательный. Элективные курсы – это курсы по выбору обязательные для посещения.

Особенности курсов по выбору в предпрофильной подготовке (9-ом классе) Профориентационная направленность Краткосрочность (от 8 до 34 часов) Нестандартизованность Вариативность

Элективные курсы в предпрофильной подготовке предметно-ориентированные (пробные) межпредметные (ориентационные)

Задачи предметно- ориентированных курсов Реализация учеником интереса к учебному предмету. Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне. Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, то есть к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Задачи межпредметных (ориентационных) курсов Создание базы для ориентации учеников в мире современных профессий. Ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям. Поддержание мотивации к тому или иному профилю.

Задачи элективные курсов в х классах: «надстраивают» профильный курс; развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне; способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Типы элективных курсов в профильной школе: Предметные Межпредметные По предметам, не входящих в базисный учебный план

Технология разработки программы элективного курса

Программа – это средство перевода научных знаний и опыта практических действий в плоскость освоения учащимися (Давыдов). Функции программы: Программа делает научные знания предметом учебной деятельности (отбираем, структурируем). Программа является средством достижения целей образования. Это механизм их достижения. Программа – это средство контроля, она позволяет установить достижимость результатов.

Научные знания Опыт практической деятельности Учебный процесс, определяемый программой результат

Ограничения, связанные с разработкой и реализацией программы элективного курса Частные и общие цели. Исходный уровень подготовки учащихся. Внешние требования.

Предварительная работа Проанализировать содержание предмета в рамках выбранного профиля. Определить, чем содержание элективного курса будет отличаться от базового или профильного курса. Определить основные мотивы выбора разрабатываемого курса. Определить содержание учебного курса с учетом отведенного для изучения времени. Продумать название курса. Определить цель, т.е. образ желаемого будущего (результат).

Определить основные виды деятельности учащихся. Выяснить возможность обеспечения курса учебными и другими вспомогательными материалами. Продумать форму отчетности по итогам освоения курса (проект, сочинение и т.д.). Продумать систему оценивания. Определить критерии, позволяющие оценить успешность реализации программы.

Структурные элементы программы элективного курса Титульный лист Пояснительная записка Структура курса Содержание курса Учебно - тематический план Учебно- методическое обеспечение Список литературы Приложения

Титульный лист Управление образования администрации (указывается название муниципального образования) Муниципальное образовательное учреждение (указывается название) Утверждена методическим советом МОУ методическим советом УО «__» ________200 г. Протокол __ Председатель МС ________________ Автор разработки: _____________________ _____________________ ФИО полностью, должность, место работы 200_г (город, район, нас. Пункт) _____________________________________________ (название разработки) Элективный курс (для 9 класса предпрофильной подготовки или профильного обучения классы)

Пояснительная записка Актуальность Цель Задачи Критерии, позволяющие оценить успешность освоения программы курса Описание структуры изложения материала Соотношение часов теоретической и практической частей Формы и методы работы Образовательные технологии Ожидаемые результаты Система оценивания

Структура изложения материала: Линейная Концентрическая Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3

Спиральная Смешанная Модуль 1 Модуль 2 Модуль 3 Модуль 1Модуль 2 Модуль 3 Модуль 4 Модуль 5Модуль 6

Учебно-тематический план

Образовательный продукт это материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях. Образовательным продуктом ученика могут быть: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, компьютерная программа, схема, модель, трактат, глоссарий и т.д.

Форма проведения конференция, семинар, создание проекта, лекция, тренинг, ОДИ, просмотр видео фильма и т.д.

Учебно-методическое обеспечение дидактические материалы описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий анкеты тесты для входной диагностики алгоритмы самостоятельной работы над выполнением таких заданий, как: реферат, публичное выступление, лабораторный опыт. темы рефератов, исследований, выступлений проблемные вопросы для самостоятельного поиска или исследования. список литературы для учителя и ученика

Ключевые суперкомпетентности математическая компетентность (умение работать с числом, числовой информацией, владение математическими умениями), коммуникативная (умение вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться, информационная (владение информационными технологиями, работа со всеми видами информации), автономизационная (способность к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентноспособности), социальная (умение жить и работать с людьми, близкими, в трудовом коллективе, в команде), продуктивная (умение работать и зарабатывать, быть способным создавать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них), нравственная (готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам).

Экспертиза и утверждение программ элективных курсов 1 этап – внутренний, где курсы по выбору рассматривает методическое объединение учителей-предметников (научно-методический совет школы). 2 этап – внешняя экспертиза элективного курса осуществляется на уровне методического совета городского или районного комитета по образованию (органы управления образованием). 3 этап – экспертиза сотрудниками ИИПКРО. 4 этап – рассмотрение и утверждение программы на областном экспертном совете в ГУОиПО Иркутской области. Все программы элективных курсов запускаются в реализацию только после экспертизы ИПКРО и утверждения на областном экспертном совете.

В основе программы следующая схема: 1.Особенности курса (в форме вопросов и ответов в таблице) 2. Цели (иметь представление, знать, уметь, иметь опыт (владеть) 3. Структура курса (с указанием целей по каждому модулю) 4. Содержание курса и учебная деятельность 5. Ожидаемые результаты (необходимо соотнести с целями) 6. Учебно-методическое обеспечение (анкеты, тесты для входной диагностики, алгоритмы, кроссворды, темы рефератов, исследований, выступлений список литературы) 7. Список литературы, используемый при подготовке программы, разработки уроков, дискуссий и т.д.)