ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Понятие и структура личности: основные подходы Презентацию подготовили Умова Луиза и Чемко Дина 1 курс 3 группа РиСО.
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
1. Понятие « личность » 2. Понятие « индивид » 3. Понятие « индивидуальность » 4. Закрепление изученного : - определения понятий - схемы понятий - тестовые.
Самопроверка. 1.Человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности определяется понятием: а. гражданин, б. личность, в. индивидуум,
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Понятия «личность» и «индивидуальность» «индивидуальные свойства личности – это не одно и тоже, что личностные свойства индивида, то есть свойства, характеризующие.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
Проблема человека как предмет осмысления в современной философии и науке. 1. Бытие человека как философская проблема. 2. Природа и сущность человека. 3.«Я-образ»
Общая персонология (лат. persona - особа, личность, маска; греч. λόγος слово, мысль, смысл)- наука о личности Поле существования и развития общей персонологии.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Понятие личности в психологии Выполнила: Студентка группы М-13 Шевченко Юлия.
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Культурно- истрическая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского.
Транксрипт:

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Презентацию подготовила: Студентка группы ОВ – 31 Пожидаева Екатерина

ИНДИВИД – представитель биологического вида (заложена генетическая программа развития по определенному типу, т.е. при благоприятных условиях индивид может стать человеком). ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – 1) социально значимое своеобразие психики и личности; система черт, отличающих одного человека от другого. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – 2) это личность в её неповторимости.

ЛИЧНОСТЬ – 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью с общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении; 3) дееспособный член общества, имеющий определенный статус в нем.

Личностью не рождаются, ею становятся в несколько этапов: I этап – 3 года – появление самосознания – осознание себя, как объекта сознания, как субъекта самоволеизъявления, о себе говорит «я», проявляется негативизм. II этап – до 15 лет – характеризуется началом полового созревания, поиском индивидуальности. III этап взрослость – получение профессии и определенных достижений в ней, создание семьи, наличие социальной и финансовой свободы и ответственности.

БИХЕВИОРИЗМ (И.П. Павлов, Б.Ф. Скиннер): ЛИЧНОСТЬ – это «набор» определенных форм поведения, которые приобретаются посредством оперантного научения. 2 типа подкрепления и стимула: 1) первичные (безусловные), которые не зависят от научения, - пища, вода, физический комфорт, секс; 2) вторичные (условные), которые осуществляют подкрепление тесно ассоциируясь с первичным подкреплением, - одобрение или подчинение окружающих, деньги и др.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (К. Роджерс, А. Маслоу): в центре внимания поставлен здоровый творческий индивид и то, что его волнует: любовь, смысл жизни, развитие источником активности является стремление к самоактуализации (раскрытие своих сил, возможностей). Гуманистическая психология изучает внутренний мир человека.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Комплексный Деятельностный Структурно-динамический подход подход подход Б.Г. Ананьев А.Н. Леонтьев К.К. Платонов

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД. Он выделял уровни организации человека (индивид – личность – индивидуальность). Он считал, что в изучении человека надо выделять статус личности, общественные функции, мировоззрение. СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Выделяют в структуре личности подструктуры: 1. Направленность личности – убеждение, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. Формируется при жизни, изменяется в процессе обучения 2. Опыт – приобретается при жизни. 3. Индивидуальные особенности психических процессов – способ ощущений, восприятия, воля, память, мышление. Формируется путем упражнений. 4. Биопсихические свойства – темперамент, характер, пол, возраст

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Согласно Леонтьеву, личность - внутренний момент деятельности. Личность развивается в процессе дифференцирования, систематизации деятельностей. Личность возникает не в одной деятельности, а на стыке разных деятельностей. В деятельности складывается иерархия мотивов, следовательно, возникает способность или возможность принятия решения. Иерархия мотивов складывается в дошкольном возрасте. Второе рождение личности – подростковый возраст. Сознательная личность – это личность, обладающая развитым самосознанием, развитой позицией и мировоззрением. Личность, согласно Леонтьеву, является системным качеством индивида, которое формируется в деятельности и в процессе овладения общественно-историческим опытом.

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Категории субъект и деятельность для Рубинштейна были одинаково очень важны. Согласно Рубинштейну, ребенок изначально является активным субъектом. Эта активность позволяет ребенку войти в деятельность, войти в социальные взаимодействия. Согласно Рубинштейну, развитие происходит следующим образом: внешнее действует через внутреннее – принцип детерминизма Рубинштейна. Внешнее – любые воздействия на ребенка, которые преломляются через внутренние условия, постепенно становясь ими. Вначале внутренними условиями являются врожденные факторы, врожденные особенности. Личность, по Рубинштейну, не низводится до каких-то безличных внутренних условий, но выступает исторически обусловленной.

ЛИЧНОСТЬ характеризуется активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний (мотивация достижения, риск). Личность характеризуется направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений, идеалов, в которых проявляют себя потребности человека.

Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции некоторых важных сторон активности личности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я (образ Я, Я-концепция), система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, обнаруживающая себя в самооценках, уровне притязаний и т.д.

Таким образом, личность в психологии в разных научных школах понимается в связи с принципами исследования, определением предмета психологии. Определенный в научной школе предмет психологического исследования, подход к психическому определяет взгляд на природу личности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ – это процесс вхождения личности в общество. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ – это факторы внешней социальной среды и внутренних личностных факторов. Социализация происходит в следующих сферах жизни человека: -деятельности (умение говорить, учиться) -общении -в сфере самосознания

Дифференциальная психология личность изучается как составная структура, выделяются единицы и элементы личность изучается как составная структура, выделяются единицы и элементы

Субъекта нельзя рассматривать изолированно от мира, в котором он живет и действует. Если в человеке сочетается несколько субъектов, значит каждый человек одновременно существует в нескольких мирах. Он является частью различных предметных областей. Таких основных областей можно выделить 3: природа, общество, культура. А) природный субъект, Б) социальный В) культурный.

А: субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды (на основе врожденного опыта, полученного в биологической эволюции). Так человек, как часть природы (животное), есть представитель своего биологического вида. субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды (на основе врожденного опыта, полученного в биологической эволюции). Так человек, как часть природы (животное), есть представитель своего биологического вида.

Б: субъект присвоения и адекватного применения коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе. Каждый человек – член определенного общества, обладающий психическими свойствами, приемами общения, адекватными занимаемой им позиции. субъект присвоения и адекватного применения коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в данном обществе. Каждый человек – член определенного общества, обладающий психическими свойствами, приемами общения, адекватными занимаемой им позиции.

В: субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе универсальных, т.е. общечеловеческих норм. При решении собственных проблем (например, в ситуации мотивационного конфликта) человек может стать субъектом культуры, способным к осмысленному преобразованию уже присвоенных им социальных правил. субъект самостоятельного и ответственного решения собственных проблем на основе универсальных, т.е. общечеловеческих норм. При решении собственных проблем (например, в ситуации мотивационного конфликта) человек может стать субъектом культуры, способным к осмысленному преобразованию уже присвоенных им социальных правил.

Развитие личности А. Н. Леонтьев: три направления развития личности и измерения ее структуры: А. Н. Леонтьев: три направления развития личности и измерения ее структуры: широта связей человека с общественным миром (число потенциальных мотивов деятельности). Набор. Например, когнитивная сложность. широта связей человека с общественным миром (число потенциальных мотивов деятельности). Набор. Например, когнитивная сложность. степень иерархизации мотивов (соподчинение мотивов), упорядоченный набор. степень иерархизации мотивов (соподчинение мотивов), упорядоченный набор. индивидуальный профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов. Жан Пиаже: качественно разные стадии развития. индивидуальный профиль мотивационной сферы. Изучение с помощью временных срезов. Жан Пиаже: качественно разные стадии развития.

Критерии сформировавшейся личности: Существует иерархия мотивов, человек способен преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого (первое рождение личности). Существует иерархия мотивов, человек способен преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого (первое рождение личности). Существует способность к сознательному руководству своим поведением, наличие самосознания (второе рождение личности). Существует способность к сознательному руководству своим поведением, наличие самосознания (второе рождение личности). Развитие личности. Развитие личности. Личность в общественной истории. Личность в общественной истории. Личность в онтогенезе Личность в онтогенезе

Личность в онтогенезе : развитие потребностно– мотивационной сферой (первое рождение, в поступке), развитие самосознания (второе рождение, в поступке осознанном).

Характеристики личности: Личность по определению является творческой, она выходит за пределы собственного опыта (трансценденция), личность преобразует собственные привычные способы мышления, поведения, представления о мире. Если личность выходит только за пределы социального индивида – выскочил из семьи – тогда нет разницы между героем и преступником. Раскольников – вряд ли личность. Его вопрос – ложный. Это – мнимая личность. Подлинная личность выходит за собственные пределы; преобразует привычное собственное мышление.

Характеристики личности: Личность многогранна, множественна, но сохраняет целостность. Внутренняя разнородность. Личность не избегает противоречий - внутренний диалог личности, обсуждение различных вариантов решения проблемы. Амбивалентность мышления. Личность многогранна, множественна, но сохраняет целостность. Внутренняя разнородность. Личность не избегает противоречий - внутренний диалог личности, обсуждение различных вариантов решения проблемы. Амбивалентность мышления.

Характеристики личности: Личность существует только в развитии.

Литература