Финансовый университет при Правительстве РФ Архангельский филиал Центр финансово-экономических исследований Федеральный закон 83-ФЗ: проблемы реализации А.Г. Тутыгин член Общественного Совета при МТУ Росфиннадзора в Архангельской области, руководитель ЦФЭИ
Ключевые проблемы: недостаточный уровень финансирования бюджетных учреждений, нехватка ресурсов трудности работы с казначейством ограничение авансовых платежей по заключенным договорам (< 30%) изъятие у учреждений бюджетных остатков в конце года работа в рамках ФЗ 94-ФЗ
«Погрешности» ФЗ 83-ФЗ: «обрывочный» формат закона отсутствие публично обсужденной, официально озвученной и утвержденной целостной концепции заложенные на концептуальном уровне большие риски, в т.ч. коррупционные, вынужденно снижаемые подзаконными актами
«Три кита» ФЗ 83-ФЗ: Госзадание Норм. затраты Субсидии
Плюсы и минусы ФЗ 83-ФЗ: Финансово- хозяйственные планы вместо смет Не изымаются остатки (ст.30 п.17) Снимаются ограничения по авансам Избыточная открытость (ст.6 п.19) Не решает проблем ФЗ 94-ФЗ Расчет нормативных затрат производится «обратным счетом»
Место государственного задания в системе планирования (Минфин России) Концепция долгосрочного развития РФ Государственные программы Подпрограммы Государственные задания Показатели непосредственного результата для ФГУ Показатели конечного результата для ФГУ Мониторинг достижения Отчеты о выполнении гос.заданий Показатели конечного результата для ФОИВ Зависят от деятельности ФГУ Публичные рейтинги ФГУ, фин.стимулиро вание Поощрения, наказания + средства на решение проблем ФГУ
7 Финансовое обеспечение выполнения ГЗ: Отраслевой Порядок определения расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества федерального государственного бюджетного учреждения Методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений (утв. приказом Минфина России от н) Расчетно-нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг Расчетно-нормативные затраты на содержание имущества федерального государственного бюджетного учреждения
Какие нормативы используются? Метод прямого счета по статьям затрат Используется система частных норм и натуральных нормативов Метод обратного счета (от имеющихся финансовых ресурсов) Общий объем финансирования/объем Ежегодный пересмотр или экстраполяция темпов роста Натуральные нормативы не используются (или используются ограниченно) (+) Простота, реализуемость Натуральные нормативы (+) Четкость, простота, прозрачность планирования (-) Нормативы устаревают, не отражают реальной потребности Финансовые нормативы (+) возможность для альтернативных решений, свобода в соотношении ресурсов в рамках установленной статьи Финансирование ГЗ - использование финансовых нормативов
Отклонение групповых нормативов затрат на общехозяйственные нужды от фактических расходов Источник:
Направления развития: НОРМАТИВЫ финансового обеспечения государственных заданий Индиви- дуальные Групповые нормативы Региональные коэффициенты Поправочные коэффициенты Формульные Цель
Нужно соотнести ФЗ 83-ФЗ и НСОТ: Постановление Правительства РФ от – введение НСОТ. Задача: усилить связь результатов труда работников с оплатой труда) Задача ФЗ 83-ФЗ: усилить связь результатов труда учреждения с объемом финансирования
Некоторые выводы: Принимая ФЗ 83-ФЗ, государство предприняло попытку снять ряд обязательств по финансированию бюджетного сектора, но не сняло соответствующих ограничений Субсидии, госзадания, нормативные затраты внедрены чисто условно, субсидии формируются в «ручном режиме» Сохранение бюджетных остатков и авансирование – не заслуга ФЗ 83-ФЗ Новации ФЗ 83-ФЗ по условиям хозяйствования и НСОТ не увязаны между собой