ЛОББИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПОДГОТОВИЛИ: БУЗНИКОВА ЛЮБОВЬ И ВАРЛАМОВА ИРИНА (КБ-31-10) НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ТИХОНОВА С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лоббизм Лобби́зм (англ. lobbyism, от англ. lobby кулуары) давление на парламентариев путём личного или письменного обращения либо другим способом (организации.
Advertisements

Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования механизма взаимодействия.
Институционализация российского лоббизма: проблемы современности Ильичева Людмила Ефимовна- доктор политических наук, профессор
ДОКТРИНА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ Представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения.
Презентацию выполнили студенты группы 9 По 101: Штельтер Никита Куценко Алексей Поморов Никита.
Экологическое право: соотношение частных, общественных и публичных интересов Воронцова О.В.1.
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМЫ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ,
Основные направления деятельности Союза Российских Пивоваров на гг. А.О.Артемьев Заместитель Председателя Совета Союза Президент ОАО «Пивоваренная.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Практика проведения экспертизы на коррупциогенность и основные направления противодействия коррупции в Томской области Т.А. Логунова начальник отдела экспертизы.
Принципы и правила общественного контроля в свете реализации Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Нормативные.
Правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти.
ПОЛОЖЕНИЕ об Учебно-методическом объединении профессионального образования Приволжского федерального округа Идиатуллина Э.Д., заместитель министра образования.
Регламентация механизмов взаимодействия государства и бизнес- институтов 1 Васильева Светлана., к.ю.н., доцент кафедры конституционного и муниципального.
Кафедра конституционного и административного права.
Концепция Программы Общественной палаты Российской Федерации «Эко - ответственность» Москва 2010 проект.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА Общественных советов Приложение.
Органы государственной власти взаимодействующие с религиозными объединениями.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Аналитическое управление Москва – 2010.
Проф. Михаил Федотов, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Москва, 2012.
Транксрипт:

ЛОББИЗМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ПОДГОТОВИЛИ: БУЗНИКОВА ЛЮБОВЬ И ВАРЛАМОВА ИРИНА (КБ-31-10) НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ТИХОНОВА С.В.

ЛОББИЗМ Крытая площадка для прогулок, коридорПрогулочная площадка в монастыре Помещение для прогулок в палате общин Англии Покупка голосов за деньги в кулуарах конгресса У.С. Грант ( ) - американский политический и военный деятель, полководец северян в годы Гражданской войны в США, генерал армии, 18-й президент США

БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ Лоббизм (от англ. lobby кулуары) – система контор и агентств крупных монополий при законодательных органах США, оказывающих прямое давление (вплоть до подкупа) на законодателей и государственных чиновников в интересах этих компаний.

По ветви власти Законодательное Исполнительное Судебное По управлен- ческому решению Правотворческое Правоприменительное Правоинтерпритационное По характеру интереса Политическое Социальное Экономическое Финансовое Правовое По времени действия Одноразовый» Постоянный По уровню власти Федеральное Местное По заинтересо- ванным лицам Социальных структур Ведомственное Региональное Иностранное Виды лоббизма

ПРЕДМЕТ И ЦЕЛИ ЛОББИЗМА Предмет лоббизм а РесурсПроблемаПозиция Цели лоббизма Создание механизмов контроля Пресечение коррупции Обеспечение гласности и открытости власти Ограничение влияние отдельных групп интересов Увеличение круга субъектов осуществле- ния государствен- ной политики Демократиза- ция государствен ной власти

ФОРМЫ ЛОББИЗМА Прямой - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью оказания давления, которые проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата. Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

МЕТОДЫ ЛОББИЗМА "Неформальная" форма - влияние на государственных служащих аппарата законодательных и исполнительных органов власти. "Совещательная" форма - участие в работе заседания законодательного или правительственного комитетов и комиссий, рабочих групп, консультативно-совещательного органа. "Экспертная" форма - подготовка экспертных заключений, выводов и других информационно-аналитических материалов и распространение их среди представителей власти. "Консультационная" форма - консультирование чиновников относительно положений проекта нормативного акта, обсуждаемого в парламенте. "Правотворческая" форма - подготовка и обсуждение проекта нормативно-правового акта соответствующим органом государственной власти.

ТЕХНОЛОГИИ ЛОББИЗМА Внедрение агентов влияния. Навязывание конкурентам заведомо неэффективных объектов лоббистского воздействия. Перетягивание субъектов политического процесса на свою сторону переговорами и силой событий. Канализирование кризисных тенденций на своих конкурентов. Чем шире основание, тем выше верхушка. Знание политических противников тех чиновников, которые работают на ваших конкурентов. Знание личных «слабостей» конкурентов и контрагентов. Игра против игрока, а не только против расклада. Участие в исках и судебных тяжбах. Поддерживание страхов активистов и депутатов и сотрудничество с обеими сторонами. Умение использовать тех чиновников, которые на первый взгляд не имеют отношения к лоббируемой сфере. Создание и усиление противников компании-конкурента в стане чиновников «нейтральной стороны».

ИНСТРУМЕНТЫ ЛОББИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Рекрутирование своих сотрудников во власть. 2. Подкуп должностных лиц. 3. Неформальные контакты (в т.ч. - игра на личных слабостях). 4. Участие в работе политических и общественных организаций (в т.ч. - профессиональных объединений). 5. Покровительство чиновников. 6. Судебные процедуры (иски, тяжбы, апелляции, аресты). 7. СМИ (в т.ч. печатная пресса, телевидение, интернет). 8. Создание специальных отделов по связям с органами государственной власти.

ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛОББИЗМА Позитивные функции лоббизма Негативные функции лоббизма Придает высокую динамику и гибкость политическим решениям, усиливает позиции законодательной власти. Инструмент приоритетного удовлетворения иностранных интересов в ущерб государственным интересам. Мобилизует общественную поддержку или оппозицию законопроекту, соперник бюрократии. Проводник неправового воздействия (давления) на государственные органы. Обеспечивает интересы меньшинств.Опасность монополизации интересов. Социальные негосударственные структуры сами пытаются решать свои проблемы. Усиливает крайние узкоэгоистичные формы удовлетворения интересов. Своеобразное социально-политическое стимулирование. Сопутствует осуществлению корпоративных интересов. Расширяет информационную и организационную базу принимаемых решений. Дестабилизирует государственную политику. Способ достижения консенсуса.Социальная несправедливость.

ЭТАПЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ I. (С начала 90-х гг.) - представители бизнеса предпочитают решать возникшие вопросы через заинтересованных людей во властных структурах по средствам «покупки решений», происходит пренебрежение общественными интересами над частными; II. (С начала 2000-х гг.) - представители бизнеса предпочитают выстраивать сотрудничество с властью, основанное на взаимодействии по средствам выборных органов, бизнес ассоциаций и объединений, других элементов гражданского общества, бизнес ищет баланс с интересами общества; III. Современный этап (с 2008 г.) - представители бизнеса и власти стремятся сотрудничать, власть призывает участвовать бизнес по развитию приоритетных направлений экономики, вменяет бизнесу социальную ответственность перед обществом.

ЛОББИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЕ РОССИИ Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации". К формам лоббизма в Общественной палате России можно отнести: 1. Общественную экспертизу законопроектов и вынесение их на публичное обсуждение. 2. В рамках проведения общественной экспертизы член Общественной палаты Российской Федерации предлагает внести поправки к законопроектам в форме замечаний и предложений. 3. Обращение членов Общественной палаты Российской Федерации. 4. Комиссионное обращение. 5. Обращение совета Общественной палаты России. 6. Проведение пленарных заседаний, совещаний, слушаний, круглых столов, семинаров, научно-практических конференций и других мероприятий с участием представителей органов государственной власти.

ИНСТИТУТ ЛОББИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Для организации института лоббизма в современной России необходимо создание следующих важных элементов: 1)Законодательная база (прежде всего - Федеральный Закон «О деятельности лоббистов»); 2)Постоянно действующие открытые экспертные совещательные площадки в федеральных и региональных органах государственной власти; 3)Специальный информационный ресурс; 4)Реестр содержащий данные о лоббистских организациях и лоббистах, которые должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. 5)Профессиональные образовательные учреждения, учебные программы; 6)Укрепление роли и увеличение самостоятельности законодательной ветви власти.

СПЕЦИФИКА ЛОББИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Среди региональных групп интересов наибольшим влиянием пользуются Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская, Тюменская группы. Свое влияние они оказывают в основном через 4 канала – Администрацию Президента, Государственную Думу, Совет Федерации и Правительство РФ. С учётом новой системы организации Администрации Президента РФ - существенное место в региональном лоббистском процессе заняли аппараты Полпредов и Федеральных инспекторов. Наиболее ярким феноменом российского регионального лоббизма стало административное предпринимательство. Совет Федерации называют "палатой лоббистов" из-за того, что больше половины его состава - это представители регионального бизнеса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В России лоббистские технологии не институализированы, а все нормы лоббистской деятельности - условны. "Повязанность" и "замазанность" до сих пор являются хорошим пропуском в российскую политическую элиту. На Западе же - это скорее препятствие для осуществления лоббистской деятельности. Еще одна отличительная особенность российского лоббизма - большой вес "внутренних лоббистов". Рынок лоббистских услуг, в свою очередь, чутко реагирует на степень серьёзности проводимой Правительством антикоррупционной политики. Лоббизм, безусловно, представляет собой важный механизм принятия взвешенных государственных решений на основе согласования различных позиций и интересов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Гриб В.В. Формы и методы лоббистской деятельности в общественной палате России. в Общественной палате России // Юрист, 2010, Олейник А. Политэкономия власти: подходы к анализу отношений между государством и бизнесом в России // Вопросы экономики Субочев В. В. Лоббизм как инструмент отстаивания законных интересов //Право и политика Фокин В. Особенности отношений бизнеса и власти в России // Международные процессы, 2009.