ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В МИРЕ ЛЮДЕЙ» ПО СОДЕЙСТВИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ Москва – Псков – Опочка – Красногородск.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Advertisements

« Добровольческое движение как средство развития социальной компетентности школьников» учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ 12 г. Ржева Шубелевой.
ШКОЛА «ЖИЗНИ» Психолого-медико-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ в школе «Перспектива»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия 1 города Кузнецка год.
Программа развития воспитания в системе образования Хабаровского края на годы Постановление Правительства Хабаровского края 253-пр от
Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Муравейник" Цели и задачи программы Направления и виды деятельности Принципы Этапы.
МГОСГИ МГОСГИ Из опыта организации сопровождения деятельности психологической службы образовательных учреждений.
МКОУ «Житниковская средняя общеобразовательная школа» Целевая воспитательная программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» Апрель
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Фролов Артём Алексеевич Мастер производственного обучения, инструктор по физической культуре. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего.
это человек с определенным социально- принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции.
Психологическая помощь детям при подготовке к самостоятельной жизни ГОУ АО «Северодвинский детский дом»
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Муниципальное образовательное учреждение Панинская начальная общеобразовательная школа – центр социокультурного пространства села.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Программа по повышению качества образования через личностно ориентированное обучение.
Мониторинг реализации программы воспитания и социализации в ОУ Г.Н.Кучеренко, заместитель директора по УВР МОУ СОШ 59 О.А.Беляева, руководитель психологической.
Дополнительная образовательная программа социально - педагогической направленности «Добровольчество» деятельности детской подростковой организации «Юная.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Транксрипт:

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В МИРЕ ЛЮДЕЙ» ПО СОДЕЙСТВИЮ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ Москва – Псков – Опочка – Красногородск – Печоры 2010 год ГОУ СПО Опочецкий педагогический колледж

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ Адаптация социальная (от лат. adapto – приспособляю и socialis – общественный) – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Адаптация социальная детей-сирот – самостоятельный процесс приспособления детей-сирот к новым условиям социальной среды. Для этого им необходимо понять себя, свою новую социальную роль, усвоить систему знаний, норм и ценностей, позволяющих им функционировать в качестве полноправного члена общества. 2 ? ? ? ? ?

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В мире людей» 3. Цель программы - проведение работы по социальной адаптации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемой при участии студентов-добровольцев, содействие интеграции детей в социальное пространство, в рамках которого реализуется программа. Основные задачи программы: -проводить мероприятия, направленные на личностное и социальное развитие детей, на их профессиональное самоопределение и способствующие повышению степени социальной адаптации детей- сирот и их интеграции в общество; -развивать студенческие добровольческие инициативы; -осуществлять мониторинг степени социализации и социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений.

4 В основу концепции Программы положены идеи социальной обусловленности развития человека как личности. Лишь во взаимоотношениях с различными общностями происходит личностное самоопределение, саморазвитие и самореализация человека. Исходя из того, что ребенок не объект и конечный продукт социальных влияний, а субъект свободного и ответственного саморазвития, можно решать задачу превращения его в активного, думающего человека, готового к социальной мобильности, к личностному росту, профессиональному самоопределению и способного преобразовывать окружающий мир и самого себя. ИЗ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРАММЫ «В мире людей»

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ И ПЕРИОД ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ 5 Участники программы: Дети в возрасте от 11 до 18 лет – 55 человека Специалисты детских учреждений – 22 человека Добровольцы – 45 человек Преподаватели и сотрудники ОПК – 16 человек Период реализации Региональной программы сентябрь 2008г. – декабрь 2010г.

6 ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ «Эстафета добра» Формы работы: добровольческая акция, социальное проектирование, тренинги «Мы - жители страны Любви и Добра!», «Добрый след в стране Любви и Добра», «Культура моего Я», «Жить с достоинством. Что это значит?» (поздравление ветеранов педагогического труда с Днем учителя, ветеранов войны с Днем Победы, оказание помощи пожилым людям, поздравление с Новым годом детей- инвалидов, воспитанников Печорского детского дома, пожилых людей, проживающих в Домах-интернатах изготовление поделок и вручение их ветеранам войны и труда, проекты «Наши руки не для скуки», «Мы в мире не одни», «Дари радость и добро»).

7 ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ «Трудовая инициатива» Формы работы: трудовые акции, профдиагностика, экскурсии в профессиональные образовательные учреждения и на предприятия, практические занятия, мастер-классы (акции по изготовлению новогодних игрушек, кормушек для птиц, ремонту книг в библиотеке, мастер-классы по оригами, практические занятия по ручному труду).

8 «Лидер здоровья» Формы работы: веселые старты, баскетбол-шоу и блиц-турнир по футболу, мастер-классы по степ-аэробике, спортивные праздники; викторины «Марафон здоровья», «О спорт, ты – мир», занятия кружка «Красота силы», практические занятия по привитию навыков ЗОЖ («Помоги себе сам», «Компьютер и здоровье), по созданию эмблемы для Олимпиады в Сочи и др. ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

9 «Возвращение к истокам» Формы работы: тренинговые занятия по духовно- нравственному развитию, например, на темы: «Живительная сила истоков», «Бесценный дар слова», «Родной очаг. Имя», «Родные просторы. Лес»; посещение святых мест Псковщины: Словенские ключи в Изборске, Печорский и Снетогорский монастыри, экскурсии в Псков, Санкт-Петербург, Петергоф. ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

10 «Эстетическое воспитание» Формы работы: кружок «Театр кукол», социальные пробы: посещение музеев, дельфинария, цирка, кафе, просмотры спектаклей Псковского театра кукол и Псковского драматического театра; творческие встречи с фольклорными ансамблями, с любителями бардовской песни с мастерами-флористами. ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

11 «Школа гражданского общества» Формы работы: ролевые игры, беседы, мини-проекты, социокультурные тренинги по разрешению конфликтных ситуаций, развитию навыков самопрезентации, рефлексии, предвидению последствий своих поступков. Темы занятий: «Познай себя», «Моя визитная карточка», «Человек и его сущность», «Мои жизненные ценности», «Человек среди людей», «Роскошь человеческого общения», «Я гражданин России», «Твои права и обязанности» и др. Мини-проект «Я - гражданин России» 1. Моя жизненная позиция. 2. Я воспитанник школы-интерната. 3. Я житель города…. 4. Мои жизненные планы. Моделирование ситуаций. 1. Вы едете в переполненном пассажирами автобусе. Вам нужно выйти. 2. В парке стоит одна скамейка. У вас резко заболела голова. Вы хотите отдохнуть, но скамейка занята. ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

12 «Дом. Семья. Россия» Формы работы: социокультурные тренинги «Что такое семья?», «Я и моя семья», «Что такое любовь?», «Путь к обретению себя», «Таким я вижу свой дом», «Психология отношений между людьми», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек» и др., коллективно-творческая работа, краеведческие экскурсии, конкурс рисунков и сочинений на тему «Моя Россия». Задания творческого, игрового характера типа: 1. Продолжить фразу: Любовь – это… Любовь с первого взгляда – … Первая любовь – … 2. Игра «Известная пара». Назвать известные влюбленные, лирические пары; например, Ромео и Джульетта. 3. Игра « Без слов». Задача – без слов, используя жесты и мимику, донести смысл строк из известных песен, пословиц, поговорок на тему любви, а остальные угадывают. 4. Игра « Статуя». Придумать и показать монумент, посвященный любви. 5. Выбор крылатых выражений о любви и обоснование своего выбора. ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

13 «Международные обмены» В рамках социальных проектов «Ищем друзей», «Шире круг» ребята учились составлять личные и коллективные письма на английском и немецком языках, работали с электронной почтой, познакомились с сайтами для общения и официальным сайтом Санта Клауса (The North Pole Web Site).. Занятия посвящались любимым праздникам в западных странах – Рождеству, Пасхе и др. Каждый воспитанник написал и отправил письмо Санта Клаусу и получил от него ответ. Главное – дети получили опыт по установлению международных контактов с через Интернет. ЛИЧНОСТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ

14 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ Педагогом-психологом проведено диагностирование личностных качеств, профессиональных склонностей и интересов, консультирование детей по полученным результатам, отраженным в индивидуальных портфолио воспитанников. С целью профориентации была организована экскурсия по Опочецкому педагогическому колледжу, поездка в Псковский колледж строительства и экономики, Псковский сельхозтехникум, ПУ 1 г. Опочки. Также ребята познакомились с производством «Псковского хлебокомбината», керамического завода «Гончар»; встречались с людьми разных профессий: пекарь, мастер по обжигу, художник, работник аптеки, почты, продавец.

15 ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Проекты детей и студентов: «Наши руки не для скуки», «Мы в мире не одни», «Доброе дело» («Эстафета добра»), «Ищем друзей», «Шире круг» («Международные обмены»), «И это всё о нём», «Мой кумир» (Кружок «Программист»), «Кактусы» (исследование агрессивности), «Семья и род», «Память живет в наших сердцах», «Доброта» («Возвращение к истокам»), «Спектакль в подарок выпускникам», «Дари радость и добро» («Эстетическое воспитание»), «Я гражданин России», «Свой мир мы строим сами» («Школа гражданского общества») и др. Всероссийский конкурс социальных проектов «Добрые дела от доброго сердца»: - «Не порвется связь времен…» (Печорская школа-интернат; Семеньков Александр, Базылев Алексей); - «Наша река – родные берега» (Красногородская школа-интернат; Никаноров Руслан, Соловьев Дмитрий, Колесникова Диана, Карасева Наталья).

16 развитие социальной активности детей и студентов; формирование жизненно-значимых социальных навыков у всех участников проектной деятельности (постановка цели, планирование деятельности, поиск ресурсов, прогнозирование рисков и результатов работы, умение работать в команде и др.); личностное развитие детей; постепенная интеграция детей в социальное пространство местных сообществ; формирование позитивного общественного мнения о детях- сиротах; апробирование специалистами ОУ современных социально- педагогических технологий, повышение квалификации педагогов; знакомство студентов с технологией социального проектирования. Результаты использования метода социального проектирования

17 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В МИРЕ ЛЮДЕЙ» Критерии эффективности Региональной программы - социальная адаптация детей-сирот: успешность выпускников, уменьшение динамики асоциальных проявлений; - социальная активность детей-сирот; - удовлетворенность участников процессом и результатами участия в программе; - социальная активность добровольцев; - укрепление партнерских отношений между учреждениями, участвующими в программе. Мониторинг эффективности программы - анкетирование, опрос детей; - наблюдение; - оценка педагогов, - психологическая диагностика.

18 Социальная адаптация детей-сирот

19 Уровни Показатели на начало мониторинга (май 2009г.) Показатели на конец мониторинга (декабрь 2010г.) Высокий35%57% Средний42%30% Низкий23%13% Социальная активность детей-сирот

20 Уровни Показатели на начало мониторинга (май 2009г.) Показатели на конец мониторинга (май 2010г.) Высокий48%65% Средний52%35% Низкий-- Социальная активность студентов- добровольцев

21 РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА

Договор о сотрудничестве 22 СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОУ СПО ОПК и ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ ДУ ОПК Директор ДУ Зам.директора ДУ, кураторы программы Психологи ДУ Специалисты ДУ Дети-сироты Директор ГОУ СПО ОПК Зам.директора по научно-методической работе Педагог-психолог ОПК Преподаватели ОПК Студенты- добровольцы

23 СХЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ – ПАРТНЕРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГОУ Псковской области ГОУ Красногородская школа-интернат ГОУ Печорская школа-интернат ГОУ СПО Опочецкий педагогический колледж ФГОУ СПО «Псковский колледж строительства и экономики» ФГОУ СПО «Псковский сельскохозяйственный техникум» Центральная районная библиотека Клуб любителей флористики г.Опочка ГОУ СПО «Псковский областной колледж искусства им. Н.А.Римского-Корсакова МОУ «Глубоковская общеобразовательная школа» Клуб любителей бардовской песни г.Опочка ГОУ «Печорский дом ребенка» Туристическое агентство «Традиция» п.Пушкинские Горы Снетогорский монастырь Печорский монастырь Музеи М.П.Мусоргского, С.В.Ковалевской Театр кукол г.Псков Псковский драматический театр Планетарий г.Псков Музеи г.Пскова, п.Изборск

24 ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «В МИРЕ ЛЮДЕЙ» Семинар директоров интернатных учреждений «Вопросы социализации воспитанников интернатных учреждений» (Псков, апрель 2010; Андреева М.Л.) Международная научно-практической конференции «Учитель: вчера, сегодня, завтра» (Псков, ПГПУ, июнь 2010 ; Андреева М.Л.) II научно-практическая конференция студентов СПО и НПО Псковской области «Жить и работать – в Псковской области» (октябрь 2009г.) XVII научной конференции студентов педагогических колледжей РФ «Роль профессионального образования в формировании ценностных ориентаций молодежи» по теме «Добровольческая студенческая деятельность по сопровождению процесса социальной адаптации детей-сирот, проживающих в условиях интернатных учреждений» (Архангельск, март 2010г.) Круглый стол «Итоги работы по реализации Программы «В мире людей» (Псков, Государственное управление образования, декабрь 2010 ; Андреева М.Л., Сорокина Л.А., Лысачёва А.)

25 ПЕРЕЧЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 1.Модульная подпрограмма «Возвращение к истокам»: «Бесценный дар слова»; «Родной очаг. Имя»; «Родные просторы. Лес», «Семья и род», «Доброта». 2. Модульная подпрограмма «Лидер здоровья»: положение о «Веселых стартах»; сценарный план спортивного праздника; сценарий конкурса «Баскетбол-шоу»; занятия «Помоги себе сам», «Мир народных игр», методический материал по степ-аэробике, викторины «Марафон здоровья», «О спорт, ты – мир», «Талисманы зимних Олимпиад». 3. Модульная подпрограмма «Школа гражданского общества»: тренинги «Человек и его сущность», «Мои жизненные ценности», «Роскошь человеческого общения», «Человек среди людей». «Я гражданин России», «Твои права и обязанности», «Человек сам судья и творец каждого дня», «Будь слугой совести и хозяином воли», «Свой мир мы строим сами». 4. Модульная подпрограмма «Эстафета добра»: социальные проекты «Мы в мире не одни», «Добрые дела». Тренинги «Культура моего Я», «Жить с достоинством. Что это значит?», «Мы - жители страны Любви и Добра!», «Добрый след в стране Любви и Добра». 5. Модульная подпрограмма «Эстетическое воспитание и развитие детей»: занятия «Красота спасет мир», «Правила поведения за столом», социальные проекты «Спектакль в подарок», «Дари радость и добро». 6. Модульная подпрограмма «Дом. Семья. Россия»: занятия « Что такое любовь?», «Путь к обретению себя», «Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек», «Психология отношений между людьми», «Таким я вижу свой дом». Для ОУ создана методическая копилка - 47 конспектов мероприятий.

26 ПЕРЕЧЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Социально-психологические тренинги для детей: «Морское путешествие» (тренинг общения); «Стратегия выбора профессии» (тренинг по профориентации); социальный проект «Кактусы»; занятия «Что такое эмпатия?». «Развиваем эмпатию», «Эмпатия в действии», «Способы выражения чувств», «Как справиться со злостью», «Мои эмоции» и др. Семинары-практикумы и тренинги для специалистов ДУ: семинар-практикум «Гуманизация педагогического процесса»; тренинг «Управление конфликтными ситуациями»; семинар-практикум ««Психологическая диета: педагогические условия эмоционального воспитания»; семинар «Проявление акцентуации характера у подростка»; тренинг «Эмоциональное выгорание: причины, условия предупреждения, пути преодоления».

27 Рост степени социальной адаптации детей-сирот. Рост социальной активности всех участников Программы. Активизация научно-методической деятельности педагогов ОУ (в том числе по апробированию современных социально-педагогических технологий). Активизация добровольческого движения в коллективе студентов. Принятие ценности добровольческой деятельности всеми участниками Программы. Повышение качества профессиональной подготовки студентов (в области работы с детьми, проживающими в интернатных учреждениях). Укрепление партнерских отношений между учреждениями, участвующими в Программе. Активизация воспитательной работы в ОУ, актуализация таких форм работы, как добровольческая акция, социальная проба, социальный проект. Укрепление материально-технического оснащения образовательного процесса в ОПК. Рост авторитета педагогического коллектива ОПК как непрерывно развивающегося, инновационного, мобильного сообщества. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «В МИРЕ ЛЮДЕЙ»