РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ РАСЧЁТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЧНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСУРСА ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПРИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Развитие методов расчётно-экспериментального обеспечения проектирования, испытаний и производства композиционных и гибридных авиаконструкций.
Advertisements

Управление ресурсными характеристиками электрооборудования АЭС Определение остаточного ресурса неметалических элементов электрооборудования. 1.
Наименование работы Исследования и разработки экспериментальной базы аэродинамики и прочности ЛА в части аппаратно- программных средств и используемого.
1 РАЗРАБОТКА МЕТОДА ФИЗИЧЕСКОГО И МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ОТСЕКОВ И СИСТЕМ, РАСЧЁТНЫХ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Азербайджанский Государственный Экономический Универститет Факультет: Товароведение Предмет: Основы сертификации Презентация на тему: Сертификационные.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ ЗАО « Проектнефтегаз.
1 Основы надежности ЛА ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.
УТКИН Денис Михайлович ЗОЛЬНИКОВ Владимир Константинович УТКИН Денис Михайлович МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИХ.
Разработка и внедрение технологии виртуального проектирования и компьютерного моделирования перспективных изделий автомобильной промышленности с использованием.
СОПРОТИВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ Основные требования к конструкциям Природные ресурсы должны использоваться рационально. Соответственно, от конструкций требуется.
2006 IX конференция пользователей MSC | 25 – 26 Октября, 2006 | Москва, Российская Федерация Расчетно-экспериментальное моделирование работы вытеснительной.
1 Основы надежности ЛА Модели формирования параметрических отказов изделий АТ.
АНАЛИЗ ДАННЫХ НА КОМПЬЮТЕРЕ. Регрессионный анализ.
ТашГТУ Каф. « Сопрамат, ТММ » Максудова Н. А. Тема 1: Введение в Сопротивления Материалов Задачи Сопротивления Материалов.
Российская конференция пользователей систем MSC | октября 2006 г. | Москва Анализ долговечности тележки вагона метро с применением программных продуктов.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ MSC.FATIGUE ДЛЯ РАСЧЁТА ДОЛГОВЕЧНОСТИ НЕСУЩИХ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ВНИКТИ, 2006 г. Авторы:
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОТКАЗНОСТИ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НАДЁЖНОСТИ.
Разработка фотоэлектрических преобразователей на основе кристаллического кремния с конкурентными на мировом рынке энергетическими и экономическими показателями.
Формализованные методы в управлении предприятием Докладчик: С.И. Шаныгин Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального.
1 Основы надежности ЛА Показатели надежности. 2 Во процессе эксплуатации для анализа надежности изделий АТ используют показатели надежности.
Транксрипт:

РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ РАСЧЁТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЧНОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСУРСА ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННО-КЛИМАТИЧЕСКИХ И КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРАХ НИО-9 Руководитель НИР : Калюта А. А.

Основание для выполнения НИР: Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года» (ФЦП РГАТ), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. 728, с изменениями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 г. 284 и изменениями от 7 мая 2008 года 364,Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года» (ФЦП РГАТ), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. 728, с изменениями в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2007 г. 284 и изменениями от 7 мая 2008 года 364, Извещение Экспертного Совета при Научно-координационном совете Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по координации, научно-техническому и организационному сопровождению реализации Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года» от 29 октября 2009 года «О рассмотрении предложений на выполнение работ в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года».Извещение Экспертного Совета при Научно-координационном совете Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по координации, научно-техническому и организационному сопровождению реализации Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года» от 29 октября 2009 года «О рассмотрении предложений на выполнение работ в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года».

Цели исследований Общая: обеспечение снижения веса силовой конструкции самолетов нового поколения на 10…20 % и увеличение ресурса в 2…3 раза.Общая: обеспечение снижения веса силовой конструкции самолетов нового поколения на 10…20 % и увеличение ресурса в 2…3 раза. Этап 1. Исследование эффективности традиционных и перспективных конструктивно-технологических методов обеспечения и повышения усталостной долговечности заклёпочных и болтовых соединений из алюминиевых, титановых сплавов, композиционных материалов в ожидаемых условиях эксплуатации авиационной техники нового поколения. Разработка методов оценки и прогнозирования остаточной прочности и сопротивления усталости высокоресурсных элементов авиаконструкций.Этап 1. Исследование эффективности традиционных и перспективных конструктивно-технологических методов обеспечения и повышения усталостной долговечности заклёпочных и болтовых соединений из алюминиевых, титановых сплавов, композиционных материалов в ожидаемых условиях эксплуатации авиационной техники нового поколения. Разработка методов оценки и прогнозирования остаточной прочности и сопротивления усталости высокоресурсных элементов авиаконструкций. Этап 2. Разработка и исследования расчётно-экспериментальных методов прогнозирования и обеспечения прочности и ресурса изделий авиационной техники при коррозионных воздействияхЭтап 2. Разработка и исследования расчётно-экспериментальных методов прогнозирования и обеспечения прочности и ресурса изделий авиационной техники при коррозионных воздействиях Этап 3. Разработка и совершенствование статистических методов расчётно-экспериментальной оценки и прогнозирования характеристик общей и остаточной прочности и усталостной долговечности конструкционных материалов, высокоресурсных элементов конструкций и особоответственных узлов и частей планера летательных аппаратов с учетом конструктивно- технологических и эксплуатационно-климатических факторов.Этап 3. Разработка и совершенствование статистических методов расчётно-экспериментальной оценки и прогнозирования характеристик общей и остаточной прочности и усталостной долговечности конструкционных материалов, высокоресурсных элементов конструкций и особоответственных узлов и частей планера летательных аппаратов с учетом конструктивно- технологических и эксплуатационно-климатических факторов.

Сроки, этапы и задачи работы: Сроки выполнения этаповСроки выполнения этапов Этап 1 январь 2013 г. июнь 2015 годаЭтап 1 январь 2013 г. июнь 2015 года Этап 2 январь 2013 г. сентябрь 2015 годаЭтап 2 январь 2013 г. сентябрь 2015 года Этап 3 июль 2013 г. ноябрь 2015 годаЭтап 3 июль 2013 г. ноябрь 2015 года

Этап Экспериментальное изучение влияния новых и перспективных технологий производства воздушных судов нового поколения и технологической наследственности на сопротивление усталости, герметичность, коррозионную стойкость конструктивных элементов и их соединений.1.1. Экспериментальное изучение влияния новых и перспективных технологий производства воздушных судов нового поколения и технологической наследственности на сопротивление усталости, герметичность, коррозионную стойкость конструктивных элементов и их соединений Экспериментальная оценка влияния релаксационных процессов, процессов старения, обусловленных временными, эксплуатационными и технологическими факторами, на общие и остаточные характеристики статической прочности, усталостной долговечности и эффективность мероприятий по повышению прочности и ресурса элементов конструкций планера самолёта.1.2. Экспериментальная оценка влияния релаксационных процессов, процессов старения, обусловленных временными, эксплуатационными и технологическими факторами, на общие и остаточные характеристики статической прочности, усталостной долговечности и эффективность мероприятий по повышению прочности и ресурса элементов конструкций планера самолёта Разработка рекомендаций по обеспечению и повышению конструктивно-технологическими методами показателей прочности, несущей способности, герметичности и проектного ресурса планера и механических систем летательных аппаратов в эксплуатационных условиях.1.3. Разработка рекомендаций по обеспечению и повышению конструктивно-технологическими методами показателей прочности, несущей способности, герметичности и проектного ресурса планера и механических систем летательных аппаратов в эксплуатационных условиях Разработка методов оценки и прогнозирования остаточной прочности и усталостной долговечности высокоресурсных элементов авиаконструкций.1.4. Разработка методов оценки и прогнозирования остаточной прочности и усталостной долговечности высокоресурсных элементов авиаконструкций.

Влияние времени экспозиции на сопротивление усталости заклёпочного соединения

Зависимость усталостной долговечности плоских образцов из алюминиевого сплава АК4-1Т1, л.3 с центральным заполненным отверстием от относительного натяга в полулогарифмических координатах. σ m = 133 МПа, σ a = 39 МПа, f = 5,5 Гц

Зависимость усталостной долговечности плоских образцов с центральным отверстием из алюминиевого сплава АК4-1Т1, л.3 с заполненным отверстием от продолжительности экспозиции в лабораторных условиях при температуре 20ºС. Конус – сталь 30ХГСА. Начальный натяг 3%. σ m = 133 МПа, σ a = 39 МПа, f = 5,5 Гц.

Зависимость относительного натяга от продолжительности экспозиции

Исследование влияния воздействия импульсного электрического тока при технологических операциях формообразования деталей планера самолета из алюминиевых сплавов –––– 1 – исходное состояние,–––– 1 – исходное состояние, –––– 2 – деформирование после воздействия ИЭТ (I =10 кА; τ = 120 с; Т = ° С),–––– 2 – деформирование после воздействия ИЭТ (I =10 кА; τ = 120 с; Т = ° С), – деформирование после воздействия ИЭТ (I = 10 кА; τ = 30 с; Т = ° С) – деформирование после воздействия ИЭТ (I = 10 кА; τ = 30 с; Т = ° С). Частота нагружения f = 20 Гц; коэффициент асимметрии R = 0,1.Частота нагружения f = 20 Гц; коэффициент асимметрии R = 0,1. Усталостная долговечность образцов с отверстием (К t = 2,5), изготовленных из сплава Д16чАТ, л. 4 мм, деформированного (ε = 1,5%) при нормальной температуре после воздействия импульсного электрического токаУсталостная долговечность образцов с отверстием (К t = 2,5), изготовленных из сплава Д16чАТ, л. 4 мм, деформированного (ε = 1,5%) при нормальной температуре после воздействия импульсного электрического тока

Этап Разработка единого подхода к нормированию по условиям остаточной прочности и усталостной долговечности коррозионных эксплуатационных повреждений;2.1. Разработка единого подхода к нормированию по условиям остаточной прочности и усталостной долговечности коррозионных эксплуатационных повреждений; 2.2. Выявление универсальных качественных и количественных показателей или параметров (меры) коррозионного поражения, однозначно отражающих его влияние на изменение механических характеристик конструкционных материалов при статическом и циклическом нагружении или несущей способности и ресурса конструктивных элементов;2.2. Выявление универсальных качественных и количественных показателей или параметров (меры) коррозионного поражения, однозначно отражающих его влияние на изменение механических характеристик конструкционных материалов при статическом и циклическом нагружении или несущей способности и ресурса конструктивных элементов; 2.3. Получение фундаментальных зависимостей сопротивления усталости лёгких конструкционных сплавов от меры их повреждения коррозией и календарного срока службы;2.3. Получение фундаментальных зависимостей сопротивления усталости лёгких конструкционных сплавов от меры их повреждения коррозией и календарного срока службы; 2.4. Разработка методов прогнозирования (оценки с учётом вероятности наступления событий) остаточной коррозионно- усталостной долговечности элементов планера летательного аппарата с коррозионными повреждениями.2.4. Разработка методов прогнозирования (оценки с учётом вероятности наступления событий) остаточной коррозионно- усталостной долговечности элементов планера летательного аппарата с коррозионными повреждениями.

f = F/t 2, F площадь миделя повреждения; t толщина образца. Зависимости циклической долговечности сплава В95пчТ2 от определяющего параметра f поверхностной язвы. Результаты испытаний, кривые регрессии и границы 95%-ных доверительных областей кривых (штриховые линии)

N, цикл σ, кг/мм 2 σ1σ1 σ2σ2 Квантильные кривые регрессииКвантильная кривая усталости max, кгс/мм N, циклы P = 0,5 P = 0,1 P = 0,01 Кривые усталости сплава с поверхностными язвами размером f = 0,1, 1,0 и 5,0 для вероятностей разрушения P = 0,5. 0,1 и 0,01 Nσ m = C f N, цикл Y(1, f, P, Pc) Y(2, f, P, Pc)

N, цикл ,01 0, f max = 10 кгс/мм 2 max = 13,5 кгс/мм 2 max = 18 кгс/мм 2 P = 0,5 P = 0,1 P = 0,01 Рисунок 4.15 Результаты испытаний и кривые зависимости циклической долговечности сплава от параметра f поверхностной язвы при уровнях напряжений max = 10, 13,5 и 18 кгс/мм 2 для вероятностей разрушения 0,5; 0,1 и 0,01. Нижние границы для вероятностей 0,1 и 0,01 определены с доверительной вероятностью 0,95

Изменение усталостной долговечности "гладких" образцов (kt =1,15) из сплава 1163РТВ с различной обработкой поверхности листа «ТО» при σ max =200 МПа после экспозиции в коррозионных средах в течение 300 суток без нагрузки (а) и под напряжением σ ст = 80 МПа (б)

Этап Выявление методами линейного регрессионного анализа общих зависимостей (линейных или кусочно-линейных в двойных логарифмических координатах) изменения параметров уравнений регрессии от количественных характеристик значимых конструктивно - технологических и эксплуатационно-климатических факторов.3.1. Выявление методами линейного регрессионного анализа общих зависимостей (линейных или кусочно-линейных в двойных логарифмических координатах) изменения параметров уравнений регрессии от количественных характеристик значимых конструктивно - технологических и эксплуатационно-климатических факторов Определение функциональных и корреляционных связей для функций влияния характеристик значимых конструктивно- технологических и эксплуатационно-климатических факторов на параметры уравнений регрессии конструкционных материалов, типовых конструктивных элементов, локальных зон натурных авиаконструкций.3.2. Определение функциональных и корреляционных связей для функций влияния характеристик значимых конструктивно- технологических и эксплуатационно-климатических факторов на параметры уравнений регрессии конструкционных материалов, типовых конструктивных элементов, локальных зон натурных авиаконструкций Разработка и оценка эффективности, надёжности и достоверности статистических расчётно-экспериментальных методов прогнозирования прочности и ресурса изделий авиационной техники на основе методов регрессионного анализа.3.3. Разработка и оценка эффективности, надёжности и достоверности статистических расчётно-экспериментальных методов прогнозирования прочности и ресурса изделий авиационной техники на основе методов регрессионного анализа.

1. Разработка и исследование расчётно-экспериментальных методов прогнозирования усталостной долговечности изделий авиационной техники. Кривые усталости образцов из сплава 1163АТВ с Kt = 1,15 (1); 2,78 (2); 2,6 (3) ( при 10 4 N 5×10 6 циклов)Кривые усталости образцов из сплава 1163АТВ с Kt = 1,15 (1); 2,78 (2); 2,6 (3) ( при 10 4 N 5×10 6 циклов)

Кривые усталости образцов с отверстием d = 5 мм из сплава 1201Т1 при σ m = 180 (1), 150 (2), 130 (3), 108,3 (4), 84 (5), 70 (6), 35 (7), 0 (8) МПа

Зависимость между коэффициентами уравнений регрессии (отнулевое нагружение, 54 кривых уст., Д16АТ, АК4-1АТ1, 1163АТВ, 1201Т1, ПТ-7М, ВТ1-0, 12Х18Н10Т) lgN i = a + b lgσ maxi = a + (1,57 – 0,39 a) lgσ maxi (4) Для алюминиевых сплавов (32 кривых усталости) b = 1,6382 – 0,3994a

ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ, ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ, ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ:ОБЪЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ: механические характеристики конструкционных металлических и композиционных материалов, характеристики прочности и сопротивления усталости типовых конструктивных образцов и элементов авиаконструкций при статическом и циклическом и программном нагружении в зависимости от значимых конструктивно- технологических и эксплуатационно-климатических факторов. механические характеристики конструкционных металлических и композиционных материалов, характеристики прочности и сопротивления усталости типовых конструктивных образцов и элементов авиаконструкций при статическом и циклическом и программном нагружении в зависимости от значимых конструктивно- технологических и эксплуатационно-климатических факторов. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ:ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ: проектные показатели общих и межремонтных ресурсов и календарных сроков службы авиатехники нового поколения; проектные показатели общих и межремонтных ресурсов и календарных сроков службы авиатехники нового поколения; конструктивно-технологическое исполнение воздушных судов нового поколения ; конструктивно-технологическое исполнение воздушных судов нового поколения ; номенклатура и механические характеристики конструкционных материалов, применяемых в конструкции планера воздушных судов нового поколения; номенклатура и механические характеристики конструкционных материалов, применяемых в конструкции планера воздушных судов нового поколения; технологическое обеспечение производства воздушных судов нового поколения (оборудование, техпроцессы и операции, финишные и упрочняющие операции, их параметры и стабильность, технологическая наследственность, крепёж, доводка по весу и предельным отклонениям размеров, сборка, компенсация производственных погрешностей, входной и выходной контроль); технологическое обеспечение производства воздушных судов нового поколения (оборудование, техпроцессы и операции, финишные и упрочняющие операции, их параметры и стабильность, технологическая наследственность, крепёж, доводка по весу и предельным отклонениям размеров, сборка, компенсация производственных погрешностей, входной и выходной контроль); ожидаемые условия эксплуатации, нагруженность и интенсивность применения воздушных судов нового поколения, ожидаемые условия эксплуатации, нагруженность и интенсивность применения воздушных судов нового поколения, факторы, отражающие конструктивно-технологические и эксплуатационные особенности новых и перспективных воздушных судов малой авиации. факторы, отражающие конструктивно-технологические и эксплуатационные особенности новых и перспективных воздушных судов малой авиации.

ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ гладкие образцы, образцы с различными концентраторами напряжений из алюминиевых и титановых сплавов, полимерных композиционных материалов, образцы заклёпочных, болтовых, сварных и комбинированных соединений, гибридные конструкции, натурные элементы конструкции планера самолёта, изготовленные по традиционным, новым и перспективным технологиям в условиях опытного и серийного авиационного производства для обоснования возможности практической реализации разработанных методов и технологических рекомендаций,гладкие образцы, образцы с различными концентраторами напряжений из алюминиевых и титановых сплавов, полимерных композиционных материалов, образцы заклёпочных, болтовых, сварных и комбинированных соединений, гибридные конструкции, натурные элементы конструкции планера самолёта, изготовленные по традиционным, новым и перспективным технологиям в условиях опытного и серийного авиационного производства для обоснования возможности практической реализации разработанных методов и технологических рекомендаций, образцы конструкционных материалов и соединений, использующихся в конструкции планера, элементов механических и трубопроводных систем новых и перспективных воздушных судов малой авиации.образцы конструкционных материалов и соединений, использующихся в конструкции планера, элементов механических и трубопроводных систем новых и перспективных воздушных судов малой авиации.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ 1. Расчётно-экспериментальные исследования по выявлению значимых конструктивно- технологических факторов, обеспечивающих основной прирост долговечности типовых конструктивных образцов, заклёпочных и болтовых соединений, натурных конструкций.1. Расчётно-экспериментальные исследования по выявлению значимых конструктивно- технологических факторов, обеспечивающих основной прирост долговечности типовых конструктивных образцов, заклёпочных и болтовых соединений, натурных конструкций. 2. Выявление эксплуатационно-климатических факторов, значимых по влиянию на показатели прочности и сопротивления усталости для определения срока службы и ресурса соединений.2. Выявление эксплуатационно-климатических факторов, значимых по влиянию на показатели прочности и сопротивления усталости для определения срока службы и ресурса соединений. 3. Исследование технического и коррозионного состояния элементов натурных авиаконструкций с большой эксплуатационной наработкой и образцов заклёпочных и болтовых соединений после различных воздействий внешней среды и временных экспозиций, изучение процессов деградации свойств материалов и прочностных и усталостных характеристик элементов конструкций.3. Исследование технического и коррозионного состояния элементов натурных авиаконструкций с большой эксплуатационной наработкой и образцов заклёпочных и болтовых соединений после различных воздействий внешней среды и временных экспозиций, изучение процессов деградации свойств материалов и прочностных и усталостных характеристик элементов конструкций. 4. Исследование влияния временнόго фактора на усталостную долговечность болтовых и заклёпочных соединений, модельных и натурных конструкций с эффектом упрочнения.4. Исследование влияния временнόго фактора на усталостную долговечность болтовых и заклёпочных соединений, модельных и натурных конструкций с эффектом упрочнения. 5. Исследование и моделирование процессов старения и деградации конструкционных материалов и конструктивных элементов (заклёпочных и болтовых соединений), композиционных материалов и конструкций из них), накопления повреждений в эксплуатации.5. Исследование и моделирование процессов старения и деградации конструкционных материалов и конструктивных элементов (заклёпочных и болтовых соединений), композиционных материалов и конструкций из них), накопления повреждений в эксплуатации. 6. Исследование влияния модельных форсированных температурно-силовых воздействий на остаточную долговечность заклёпочных, болтовых и комбинированных соединений с учетом конструктивно-технологических особенностей элементов конструкций.6. Исследование влияния модельных форсированных температурно-силовых воздействий на остаточную долговечность заклёпочных, болтовых и комбинированных соединений с учетом конструктивно-технологических особенностей элементов конструкций. 7. Определение эквивалентов между продолжительностью календарных периодов хранения и параметрами форсированных режимов температурных экспозиций образцов заклёпочных и болтовых соединений.7. Определение эквивалентов между продолжительностью календарных периодов хранения и параметрами форсированных режимов температурных экспозиций образцов заклёпочных и болтовых соединений. 8. Разработка методов определения эквивалентных по остаточной долговечности периодов экспозиции при различных параметрических воздействиях и комплексных лабораторных и натурных ресурсных испытаниях и прогнозирования срока службы и ресурса летательных аппаратов с учетом воздействия внешних факторов.8. Разработка методов определения эквивалентных по остаточной долговечности периодов экспозиции при различных параметрических воздействиях и комплексных лабораторных и натурных ресурсных испытаниях и прогнозирования срока службы и ресурса летательных аппаратов с учетом воздействия внешних факторов.

Актуальность и ожидаемые результаты Соответствие целей и задач НИР директивам Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года» по обеспечению для самолетов нового поколения снижения веса силовой конструкции на 10…20 % и увеличение ресурса в 2…3 раза и проектного ресурса среднемагистральных самолётов до 90 … 100 тысяч лётных часов.Соответствие целей и задач НИР директивам Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года» по обеспечению для самолетов нового поколения снижения веса силовой конструкции на 10…20 % и увеличение ресурса в 2…3 раза и проектного ресурса среднемагистральных самолётов до 90 … 100 тысяч лётных часов. 1.Сокращение стоимости, объёмов и сроков лабораторных испытаний в 3…5 раз, натурных испытаний – до 2 раз. 2.Повышение достоверности результатов (снижение погрешности) расчётов общих и остаточных показателей сопротивления усталости образцов материалов и долговечности конструкций в 2…4 раза во всём исследуемом диапазоне конструктивно-технологических и эксплуатационно-климатических воздействий. Результаты работы могут быть использованы при проведении работ по оценке ресурса планера самолётов SSJ, МС-21, 2020, СДС, воздушных судов малой авиации.Результаты работы могут быть использованы при проведении работ по оценке ресурса планера самолётов SSJ, МС-21, 2020, СДС, воздушных судов малой авиации.

Спасибо за внимание!

ПРИЛОЖЕНИЕ Информационно- иллюстративный материалИнформационно- иллюстративный материал

1. Разработка и исследование расчётно-экспериментальных методов прогнозирования усталостной долговечности изделий авиационной техники. Кривые усталости образцов из сплава 1163АТВ с Kt = 1,15 (1); 2,78 (2); 2,6 (3) ( при 10 4 N 5×10 6 циклов)Кривые усталости образцов из сплава 1163АТВ с Kt = 1,15 (1); 2,78 (2); 2,6 (3) ( при 10 4 N 5×10 6 циклов)

Кривые усталости образцов с отверстием d = 5 мм из сплава 1201Т1 при σ m = 180 (1), 150 (2), 130 (3), 108,3 (4), 84 (5), 70 (6), 35 (7), 0 (8) МПа

Уравнение кривой усталости При отнулевом нагружении:При отнулевом нагружении: lgN i = a + b lgσ maxi ( 1 )lgN i = a + b lgσ maxi ( 1 ) При нагружении с переменными σ m и σ a :При нагружении с переменными σ m и σ a : lg N i = a + b lg σ ai (2)lg N i = a + b lg σ ai (2) Уравнение регрессии:Уравнение регрессии: y = a + bx, (3) y = a + bx, (3) где y i = lg N i, x i = lgσ maxi или x i = lgσ ai,где y i = lg N i, x i = lgσ maxi или x i = lgσ ai,

Расчёт коэффициентов уравнений регрессии средние значения изучаемых величин

Зависимость между коэффициентами уравнений регрессии (отнулевое нагружение, 54 кривых уст., Д16АТ, АК4-1АТ1, 1163АТВ, 1201Т1, ПТ-7М, ВТ1-0, 12Х18Н10Т) lgN i = a + b lgσ maxi = a + (1,57 – 0,39 a) lgσ maxi (4) Для алюминиевых сплавов (32 кривых усталости) b = 1,6382 – 0,3994a

Зависимость между температурой испытаний и параметрами уравнений регрессии образцов с отверстием из сплава АК4-1АТ (1, 2) и АК4-1АТ1 (3, 4)

Влияние толщины на коэффициенты уравнений регрессии образцов с отверстием (К t = 2,56) из приповерхностных слоёв плиты сплава 1201Т1

Зависимость коэффициентов уравнений регрессии a (тёмные точки), b (светлые точки) от К t (Д16АТ)

Зависимости коэффициентов уравнений регрессии от величины σ m для образцов из Д16АТ (1, 2), из плиты 1201 (3, 4, 5,6), сварных образцов из листа 1201Т1 (7, 8), образцов с отверстием из листа 1201Т1 (9, 10)

Влияние длительности предварительной выдержки в среде NaCl (τ, час) на параметры уравнений регрессии образцов из сплавов Д16АТ (1, 2), АК4 – 1АТ1 (3, 4), 1201 (5, 6): a тёмные точки, b светлые точки

Методика ускоренных испытаний при отнулевых циклах нагружения Выполнив усталостные испытания на одном уровне максимального напряжения цикла и вычислив в соответствии с (4) коэффициент а, по экспериментально полученной зависимости b = f(a) можно определить параметр b и записать уравнение регрессии.Выполнив усталостные испытания на одном уровне максимального напряжения цикла и вычислив в соответствии с (4) коэффициент а, по экспериментально полученной зависимости b = f(a) можно определить параметр b и записать уравнение регрессии.

Модификации кривых усталости для расчёта долговечности шассийных балок (В95пчТ1, h c 3 до 20мм)

Усталостная долговечность шассийной балки На основании исходной кривой усталости N p = программных блоков.На основании исходной кривой усталости N p = программных блоков. На основании модифицированных кривых усталости N p = программных блоков.На основании модифицированных кривых усталости N p = программных блоков. Экспериментальное значение Nэ = программных блоков.Экспериментальное значение Nэ = программных блоков.

Ожидаемые результаты Выявляемые с помощью методов статистического анализа общие закономерности усталостного разрушения позволят:Выявляемые с помощью методов статистического анализа общие закономерности усталостного разрушения позволят: 1.Использовать ускоренную методику усталостных испытаний образцов для оценки ресурса изделий,1.Использовать ускоренную методику усталостных испытаний образцов для оценки ресурса изделий, 2.Осуществлять расчётное прогнозирование усталостной долговечности изделий авиационной техники при вариации эксплуатационно-технологических и конструктивно-технологических факторов во всём вероятностном диапазоне,2.Осуществлять расчётное прогнозирование усталостной долговечности изделий авиационной техники при вариации эксплуатационно-технологических и конструктивно-технологических факторов во всём вероятностном диапазоне, 3.Осуществлять коррекцию базовых кривых усталости для расчётной оценки долговечности высоконагруженных зон конструкции при проектировании и разработке ЛА в широком диапазоне эксплуатационных нагрузок.3.Осуществлять коррекцию базовых кривых усталости для расчётной оценки долговечности высоконагруженных зон конструкции при проектировании и разработке ЛА в широком диапазоне эксплуатационных нагрузок.

Разработка и исследования расчётно-экспериментальных методов прогнозирования и обеспечения прочности и ресурса изделий авиационной техники при воздействии эксплуатационно-климатических факторов Необходимость :Необходимость : 1.Отсутствие методов определения соответствия (МОС) требованиям АП, например, АП при доказательстве допустимости коррозионного повреждения; 2.Требования Руководства по разработке Программ ТОиР MSG-3 установление допустимого уровня коррозии для каждого конструктивно-важного элемента; 3.Переход на эксплуатацию по состоянию эффективность эксплуатации по состоянию перед другими формами ТО определяется максимальным использованием работоспособности каждого изделия необходима количественная оценка текущего состояния по результатам обследования.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 1.Разработка меры для коррозионного повреждения, определяющей остаточную прочность и коррозионно-усталостную долговечность конструкции с коррозией. 2.Определение критериев (мерил оценки) повреждений коррозией конструкций, имеющих конструктивные концентраторы напряжений. Например, сравнение КП и конструкции по равновероятности усталостного разрушения Р(К) = Р (П) = Р: Например, сравнение КП и конструкции по равновероятности усталостного разрушения Р(К) = Р (П) = Р: Р(Э) 2Р при Р

Плотности распределения (логарифмов) долговечности образцов с концентратором напряжений и коррозионным повреждением y = lgN M К Мп Повреждение Концентратор К Плотность распределения (логарифма) долговечности

Примеры коррозионных повреждений натурных конструкций Поверхностное повреждение типа коррозионной язвы обшивки фюзеляжа Ту-154Б Повреждение на кромке Поверхностное повреждение расслаивающей коррозией стенки стрингера фюзеляжа Ту-154Б Повреждение на кромке нижней полки балки

Модели коррозионных повреждений Пример поверхностного повреждения Поверхностное повреждениеКромочное повреждение Пример кромочного повреждения

f = F/t 2, F площадь миделя повреждения; t толщина образца. Зависимости циклической долговечности сплава В95пчТ2 от определяющего параметра f поверхностной язвы. Результаты испытаний, кривые регрессии и границы 95%-ных доверительных областей кривых (штриховые линии)

Расчётная схема модели полки лонжерона с повреждением

Результаты испытаний на усталость и кривая усталости полок со свободным отверстием σ max, кгс/мм 2 N, цикл Зависимость выборочной дисперсии величины y = lgN от максимального напряжения цикла по результатам испытаний образцов-полок σ max, кгс/мм 2 sh 2

y = lgN M j Y j (f) ПовреждениеОтверстие Плотность распределения (логарифма) долговечности

Задача 1: допускаемое с вероятностью Р(Я)/Р при вероятности разрушения P повреждение кромки в мм 2 F, мм 2 Р(Я) P Р(Я) P Р(Я) P σ max = 10 кгс/мм 2 σ max = 13,5 кгс/мм 2 σ max = 18 кгс/мм 2 P= 0,01 0,05 0,1 0,5 P= 0,01 0,05 0,1 0,5 y = lgN M j Y j (f)

y = lgN Задача 2: долговечность полки с повреждением кромки f при вероятности разрушения P σ max = 10 кгс/мм 2 σ max = 13,5 кгс/мм 2 σ max = 18 кгс/мм 2 ff N, цикл N, цикл N, цикл P = 0,5 0,1 0,05 0,01

N, цикл σ, кг/мм 2 σ1σ1 σ2σ2 Квантильные кривые регрессииКвантильная кривая усталости max, кгс/мм N, циклы P = 0,5 P = 0,1 P = 0,01 Кривые усталости сплава с поверхностными язвами размером f = 0,1, 1,0 и 5,0 для вероятностей разрушения P = 0,5. 0,1 и 0,01 Nσ m = C f N, цикл Y(1, f, P, Pc) Y(2, f, P, Pc)

N, цикл ,01 0, f max = 10 кгс/мм 2 max = 13,5 кгс/мм 2 max = 18 кгс/мм 2 P = 0,5 P = 0,1 P = 0,01 Рисунок 4.15 Результаты испытаний и кривые зависимости циклической долговечности сплава от параметра f поверхностной язвы при уровнях напряжений max = 10, 13,5 и 18 кгс/мм 2 для вероятностей разрушения 0,5; 0,1 и 0,01. Нижние границы для вероятностей 0,1 и 0,01 определены с доверительной вероятностью 0,95

Модельный образец из листовых алюминиев сплавов Д16АТ и 1163АТ: исходный – δ = 4,0 мм, после двухстороннего размерного химического травления – δ = 2,5 мм (РХТ), после двухстороннего размерного химического травления с образованием односторонней бонки и с последующим упрочнением локальным пластическим деформированием – δ = 2,5 мм (РХТ + У). Внешний вид образца

Изготовление образца

Определение синергетических зон с положительным эффектом при многомерном нагружении авиаконструкций Синергетическая зона образцов с отверстиемСинергетическая зона образцов с отверстием

Усталостная долговечность образцов с вырезами δ = 6,0 мм Р н = 2200 кГс со смазкой

тип 2 тип 3 тип 4 тип

Относительное упрочнение

0,000 5,000 10,000 15,000 20,000 25,000 30, тип упрочнения во сколько раз изменилась долговечность 1 тип 2 тип 3 тип 4 тип

Свободный вырез

δ = 6,0 мм Рн = 2200 кГс со смазкой

Актуальность и ожидаемые результаты Соответствие целей и задач НИР директивам Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года» по обеспечению для самолетов нового поколения снижения веса силовой конструкции на 10…20 % и увеличение ресурса в 2…3 раза и проектного ресурса среднемагистральных самолётов до 90 … 100 тысяч лётных часов.Соответствие целей и задач НИР директивам Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на годы и на период до 2015 года» по обеспечению для самолетов нового поколения снижения веса силовой конструкции на 10…20 % и увеличение ресурса в 2…3 раза и проектного ресурса среднемагистральных самолётов до 90 … 100 тысяч лётных часов. 1.Сокращение стоимости, объёмов и сроков лабораторных испытаний в 3…5 раз, натурных испытаний – до 2 раз. 2.Повышение достоверности результатов (снижение погрешности) расчётов общих и остаточных показателей сопротивления усталости образцов материалов и долговечности конструкций в 2…4 раза во всём исследуемом диапазоне конструктивно-технологических и эксплуатационно-климатических воздействий. Результаты работы могут быть использованы при проведении работ по оценке ресурса планера самолётов SSJ, МС-21, 2020, СДС, воздушных судов малой авиации.Результаты работы могут быть использованы при проведении работ по оценке ресурса планера самолётов SSJ, МС-21, 2020, СДС, воздушных судов малой авиации.

Спасибо за внимание!