Концепт «ПРАВО НА РАЗВИТИЕ» З. А. Кучкаров, заведующий кафедрой концептуального анализа и проектирования МФТИ, директор Аналитического центра «Концепт»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепт «ПРАВО НА РАЗВИТИЕ» З. А. Кучкаров, заведующий кафедрой концептуального анализа МФТИ, директор Аналитического центра «Концепт» 8 октября 2011.
Advertisements

Цель: способствовать включению учащихся в процесс освоения и воспитания уважения к правам человека.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 10 класс Урок 19.
О целях и задачах Международной организации труда Международная организация Декларация МОТ от 10 мая 1944 года.
Презентация на тему:. Конституция - основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, основные.
Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. Уникальная положительная.
Права ребенка «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность.
Декларация о правах умственно отсталых лиц. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 года на 2027-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи.
Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА.
Права и обязанности граждан. Что мы знаем? Что мы хотим узнать?
Всеобщая декларация прав человека 9 класс Обществознание.
Декларация прав ребёнка. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, устанавливает следующие принципы: Ребенку должны принадлежать все указанные в.
Раздел I. Основы безопасности личности, общества и государства Глава 1. Национальная безопасность России в современном мире УРОК 2:
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ ДЕНЬ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ.
Классный час « Права детей, обязанности государства и родителей»
Конвенции права ребёнка Выполнили работу Разинова Екатерина, Столярова Ирина.
Конвенция ООН о правах ребёнка международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является.
Тема фестиваля: «Права ребёнка в современном мире» Номинация: « Права детей и угроза социального экстремизма» Выполнил: Николаев Сергей Витальевич Норильск,
Право на детство. Кем быть? Любовь Забота Защита Хорошие условия Образование Успешный взрослый человек.
РОЛЬ ЭКОНОМИКИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. «Экономика лишь условие и средство человеческой жизни, но не цель её, не высшая ценность и не определяющая причина».
Транксрипт:

Концепт «ПРАВО НА РАЗВИТИЕ» З. А. Кучкаров, заведующий кафедрой концептуального анализа и проектирования МФТИ, директор Аналитического центра «Концепт» 18 октября 2011

Декларация о праве на развитие. Принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 года резолюцией 41/128 Генеральная Ассамблея, … признавая, что развитие является всесторонним экономическим, социальным, культурным и политическим процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в развитии и в справедливом распределении создаваемых в ходе его благ, испытывая озабоченность в связи с существованием серьезных препятствий на пути развития и полного самовыражения человека и народов, связанных, в частности, с отрицанием гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, признавая, что человек является основным субъектом процесса развития и что вследствие этого в политике в области развития человек должен рассматриваться как главный участник и бенефициарий развития,

Декларация о праве на развитие сознавая, что усилия на международном уровне, направленные на содействие развитию и защиту прав человека, должны сопровождаться усилиями по установлению нового международного экономического порядка, подтверждая, что право на развитие является неотъемлемым правом человека и что равенство возможностей для развития является прерогативой как государств, так и людей, составляющих государство, провозглашает следующую Декларацию о праве на развитие: Статья 1 1. Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами. 2. Право человека на развитие предполагает также осуществление в полной мере права народов на самоопределение, которое включает согласно соответствующим положениям обоих Международных пактов о правах человека осуществление их неотъемлемого права на полный суверенитет над всеми своими природными богатствами и ресурсами.

Декларация о праве на развитие Статья 2 1. Человек является основным субъектом процесса развития и должен быть активным участником и бенефициарием права на развитие. 2. Все люди несут ответственность за развитие в индивидуальном и коллективном плане с учетом необходимости полного уважения прав человека и основных свобод, а также своих обязанностей перед обществом, которое только и может обеспечить свободное и полное развитие человеческой личности, и поэтому они должны поощрять и защищать соответствующий политический, социальный и экономический порядок, необходимый для развития. 3. Государства имеют право и обязанность определять соответствующую национальную политику развития, направленную на постоянное повышение благосостояния всего населения и всех отдельных лиц на основе их активного, свободного и конструктивного участия в развитии и в справедливом распределении создаваемых в ходе его благ. Статья 3 1. Государства несут основную ответственность за создание национальных и международных условий, благоприятных для осуществления права на развитие.

Концепт «Развитие» «Развитие» один из наиболее интригующих концептов в теории систем, в философии развитие – категория Говоря о развитии имеют ввиду широкий спектр понятий – от экономического РОСТА с сохранением тех же бизнес процессов, до приобретения новых качеств Но разработка концепта РАЗВИТИЕ не цель сообщения, мы воспользуемся для концептуализации права на развитие пятеркой системных классов, которую много лет успешно применяем при проектировании систем организационного управления: 1.«создание- 2.-функционирование- 3.-поддержание- 4.-развитие- 5.-ликвидация»

Концепт «Право» Право это гарантированная возможность чего-то достичь или что-то получить. Право вместе с тем – это ограниченная возможность чего-то достичь или что-то получить Право субъекту гарантирует/обеспечивает другой субъект. Права двух субъектов могут конфликтовать друг с другом Тогда конфликт Права на развитие разрешает третий субъект Итак, Право это трехместное субъект-субъектное отношение, в котором отношение пары субъектов установленно/регулируется третьим субъектом

Подход к определению концепта «Право на развитие» Право на развитие не может быть исследовано и концептуализировано без исторического плана – без обращения к исторически более ранним правам на функционирование, поддержание, создание и ликвидацию, праву на изменение и на сохранение Права на этих теоретико-системных классов конфликтуют между собой по определению

Примеры интерпретаций системных концептов как объектов права Право на создание уведомительный характер создания фирм; на рождение запрет абортов католической церковью; Право на функционирование право на жизнь, право на труд, на жилище, на безопасность, нормы Гражданского кодекса; Право на поддержание право на медицинское обслуживание, право на пенсионное обеспечение, страхования рисков в бизнесе; Право на развитие право на образование; на экономический рост; Право на ликвидацию институт цивилизованного банкротства; борьба за эвтаназию Право на стабильность. Сохранение культурной традиции, языка Право на изменения (например, свобода перемещения). На адаптацию к изменяющимся условиям. На развитие. На опережающее развитие, на стратегическое развитие Ограничение на неизвестное/опасное развитие – например, запрет на клонирование

Возможные Субъекты права на развитие Индивид Личность, протосубъект (социализирующийся ребенок) Социальная группа Профессиональная корпорация Транснациональная корпорация Этнос Суперэтнос Страна Группы стран

Примеры отношений между теоретико- системными классами конфликтность и эмерджентность В силу нарастания ограничений для Роста, рост вытесняется в Развитие. Например, завоевывать территории стало нельзя – идем развивать товары и захватывать рынки Развитие одного субъекта ограничено каким-то сопряженным/комплиментарным развитием иного субъекта. Например, устройство, выпущенное в одной стране, не будет продаваться, если в других странах не произошло развитие новой потребности, новых знаний освоение устройства и не возник спрос Развитие с целеполаганием может конфликтовать и ограничивать развитие-эволюцию Право на стратегическое развитие, на опережение – новое издание «права силы» Гедонизм развития – развитие ради развития, в ущерб иным субъектам

Субъект-субъектное отношение – взаимные ограничения Ограниченное развитие. Развитие всегда ограничено. Развитие ограничено ресурсами. Один субъект ограничивает развитие другого Может иметь место не просто ограничение, но и целенаправленное разрушение развитие другого А «Ничем не ограниченное развитие» по-видимому, дает колоссальные эффекты. Этот терм теории наиболее интригующий для исследования Плата за неразвитие. Например, Пенсионное отношение – это КТО КОМУ одолжил некое количество труда. Почему и сколько благ – т.е. ТРУДА – молодые должны отдать пожилым. Если уровень жизни нового поколения растет, может ли он одновременно расти у пенсионеров? Это консервация труда. Но труда не эквивалентного. В Финляндии пенсионеры требуют включать в бесплатную медицинскую помощь все вновь открываемые медицинские технологии. Но это непосильно для текущего функционирования. …Развитие не исследовано даже в своей базисной типологии

Примеры интерпретаций одновременного сосуществования систем Одновременное «Функционирование всех» – это дележ социального и освоенного ресурса Одновременный «Рост всех» – это освоение нового природного ресурса А лишь одновременное «развитие всех» – это развитие...всех. Развитие каждого в интересах развития всех. Активы – люди. Образованные и здоровые создадут большую стоимость, чем неграмотные и больные Есть международный «Индекс развития человеческого капитала»

Концептуальное пространство (типология) «права на развитие»