Семья, род, фамильные традиции, преемственность поколений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Урок литературы в 10 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2015 год в России объявлен Годом литературы. «Есть вечные песни, великие творения, завещаемые из века в век». А.И. Герцен.
Advertisements

« … Нигде с такой яркостию и силою не выступала русская семейная жизнь, как в «Войне и мире». Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая.
Писатель утверждал, что люди как реки: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных начинается.
Нравственность - Влечения человека имеют три источника: душу, разум и тело. Влечение души порождает дружбу. Влечение ума порождает уважение. Влечение.
Зуева Л.В. 1 Урок литературы в 10 классе Автор - ЗУЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА, учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 9 имени В.Т. Степанченко города.
Семья Болконских. Выполнила Агабабян А.Г., ученица 10 класса МОУ «Вещевская СОШ». Учитель Беспалова И.С г.
Быть женщиной и жить любя, Светить и озаряться светом. И тратить целый век себя. Какая честь в призванье этом !
Творческий проект на тему «Семья Болконских в романе Л.Толстого «Война и мир» Авторы: Бобрышова Кристина, Бочаров Дмитрий, ученики 10 класса Руководитель:
Автор Бондарева Е.Ф., МОУ «Екатерининская средняя общеобразовательная школа» Третьяковского района Алтайского края.
Л.Н.Толстой «Война и мир». Исторические события Война 1805 года Отечественная война 1812 года Бородинское сражение Пожар Москвы.
Лободина Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы Базовской СОШ Ольховатского района Воронежской области Урок - концерт «Мастерство.
«Чтобы жить честно…». Жизненные искания героев романа «Война и мир» - Андрея Болконского и Пьера Безухова. Урок эстетического освоения текста (10 класс)
В романе Л. Н. Толстого Война и мир показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности.
Творческий проект на тему «Семья Курагиных в романе Л.Толстого «Война и мир» Авторы: Судякова Мария и Харитонова Татьяна ученицы 10 класса МОУ «Среднекибечская.
«Мысль семейная» в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Урок-мастерская.
«Жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских..
«Почему ты плачешь?»- Маленький мальчик спросил свою Мать. Потому что я Женщина,- ответила она. Я не понял,- сказал он. Мать лишь крепко обняла его и сказала:
Изображение русского общества начала XIXвека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Быть женщиной..... Человеческая мудрость гласит....
Путешествие по дому «Школа 2100» часть 5. «Какой дом – такие и дети» Все – Все – Все.
Транксрипт:

Семья, род, фамильные традиции, преемственность поколений в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Урок литературы в 10 классе

Цель - дидактическая: раскрытие мастерства писателя в отражении семейных взаимоотношений, влияющих на род, фамильные традиции, на преемственность поколений; - развивающая: развитие умений анализировать текст, сопоставлять, решать проблемные ситуации и вопросы; - воспитывающая: воспитание семьянина

Тесты Кому принадлежат слова: а) «Вы знаете, я сделал много для воспитания, все, что может отец… Мои дети – обуза моего существования…» б) «Математика - великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. Стерпится – слюбится. Дурь из головы выскочит» в) «Нездоровы, брат бывают только дураки да развратники» г) «Есть два порока: праздность и суеверие» д) «Коли тебя убьют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повел себя не как сын (чей?), мне будет… стыдно» е) «Вы, графинюшка, мотовка известная…» (по какому случаю сказано?)

2. Узнайте героев романа: а) «…Женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение» б) «вид человека, любящего и умеющего пожить…», «…шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать…», «танцевал хорошо и знал это…» в) «в напудренном парике невысокая фигурка старика с маленькими сухими ручками и серыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и молодых блестящих глаз» г) «… по прозванию в обществе прусский король» д) «…главное условие для деятельности есть порядок, то и порядок в его образе жизни был доведен до последней степени точности» е) «резок и неизменно требователен» ж) «…он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся человеку…», «… говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы»

Характерные черты отцов в семьях Курагиных, Болконских, Ростовых Курагины (отец)Болконские (отец)Ростовы (отец) «значительный человек» «равнодушие и даже насмешка» «холодный скучающий тон» «актер» «покойный дурак» «беспокойный дурак» «светский человек» «свободные и фамильярные движения» «фрейлинская рука» «победительный вид» «глаза смотрели то нагло- шутливо, то испуганно оглядываясь» «в кафтане с тремя звездами, величественно, высоко неся голову» «фамильярная поза» «мой дорогой», «мой друг», «дурни» «строгий порядок» «жил безвыездно» «главная добродетель: деятельность и ум» «резок и неизменно требователен» «возбуждал страх и почтительность» «невысокая фигурка с маленькими сухими ручками» «насупливался» «умные и молодые блестящие глаза» «упорная и много выдерживающая сила свежей старости» «внимательно и нежно» «настоятельно требовал» «доказывал» «закричал, встряхивая косичкою» «строже и строже смотрел» «сударыня» «медлительность движений» «любящий и умеющий пожить» «молодецки расставив ноги» «очень дурной, но самоуверенный французский язык» «хохотал звучным, басистым смехом, колебавшим все его полное тело, как смеются люди, всегда хорошо евшие и особенно пившие» «с видом удовольствия смотрел» «графинюшка» «яйца курицу учат»

Слова-характеристики героев. Курагин: Свет, фальшь, равнодушие, актер, фамильярность, эгоизм… Болконский: порядок, строгость, резкость, честь, ум, работоспособность, деятельность, бесцеремонность … Ростов: доброта, любовь, прямодушие, удовольствие от жизни…

Стили семейных взаимоотношений Попустительский (либеральный: отстраненность, отчужденность членов семьи друг от друга, полное безразличие к делам и чувствам другого) Авторитарный (бесцеремонное отношение членов семьи, жесткость, диктат,черствость, холодность по отношению друг к другу) Демократический (сотрудничество, взаимопомощь, развитая культура чувств и эмоций, полное равноправие всех участников семейного союза)

Типы смысловой направленности взаимоотношений в семьях 1 тип – направленность на деятельность (преимущественно трудовую) 2 тип – направленность на взаимоотношения с другими людьми («нужные» люди) 3 тип – направленность на себя и самоудовлетворение. В семье должен проявляться баланс трех направленностей при одновременном преобладании первых двух из них 1 тип порождает бездушных прагматиков, не принимающих помыслы других 2 тип – излишняя ориентация на «нужных» людей, «своих» и «чужих» 3 тип – эгоисты, себялюбцы, не способны быть в семье полноценно счастливы

Древняя формула чувств из трактата «Ветви персика» гласит: «Влечения человека имеют три источника: ум, душу и тело. Влечение ума порождает уважение, влечение души порождает дружбу, влечении тела порождает желание. Слияние трех влечений порождает любовь»

Соотнесите фразы с героями романа «Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить обязанности» (А. Шопенгауер) «Мужчина и женщина – это две ноты, без которых струны человеческого сердца не дают правильного и полного аккорда» (Д.Мадзини) «Любовь – это желание жить» (К. Тилье) «Любовь одна, но подделок под нее – тысячи» (Ф. Ларошфуко)

Преемственность поколений в романе «Война и мир»

«Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною». И вдруг Николенька почувствовал рыдания, захватившие его грудь, и заплакал.