Традиции и обычаи народов Кавказа в романе «Герой нашего времени». Работа Балкаровой Нины ученицы 10 «А» класса МОУ СОШ с.п. Второй Лескен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени
Advertisements

МБОУ СОШ 61 п.Персиановского Октябрьского района Ростовской области Урок-суд над Печориным (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») 9 класс Автор:
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,
Психологизм романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1. История создания романа 2.Сюжет, композиция, жанр 3. Система рассказчиков в романе Автор: Фомичева С.В. ГБОУ школа 464 г.Павловска.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Учитель русского языка и литературы Маджидова Эргашхон Джабаровна.
Михаил Юрьевич Лермонтов Роман «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе Проблема личности- центральная в романе: «История души человеческой…едва ли.
Выполнила ученица 9 класса Балабанова Лариса. М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841) «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого,
Для героя монастырь-символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами и «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от.
Подготовка к написанию сочинения М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» 9 класс.
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
Споры в критике вокруг романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »
Роман М.В. Лермонтова «Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной личности, воплотившей в своей неповторимой индивидуальности противоречия.
«Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины» М. Ю. Лермонтов.
М.Ю.Лермонтов Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Печорин – «портрет поколения». Печорин – «портрет поколения».
Презентацию подготовила Честных Ирина, ученица 9 «В» класса МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Тамбовской области.
Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
Транксрипт:

Традиции и обычаи народов Кавказа в романе «Герой нашего времени». Работа Балкаровой Нины ученицы 10 «А» класса МОУ СОШ с.п. Второй Лескен.

Раннее детство По небу полуночи ангел летел И тихую песню он пел; Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез ; И звук его песни в душе молодой Остался – без слов,но живой.

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ 2(14)октября (27)июля 1841 «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека- грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». «Любили мы его все. У многих сложился такой взгляд, что у него был тяжелый, придирчивый характер. Ну, так это неправда; знать только нужно было, с какой стороны подойти… Пошлости, к которой он был необыкновенно чуток, в людях не терпел, но с людьми простыми и искренними и сам был прост и ласков».

Судьба Лермонтова сложилась так, что именно Кавказом были порождены самые яркие впечатления детства. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева несколько раз возила внука Мишу Лермонтова на Кавказ. Ему полюбились и запомнились эти места: горы, небо, люди и их обычаи. И позже в своем творчестве поэт неоднократно обращался к кавказской теме. Это стихотворения: «Кавказу», «Утро на Кавказе», «Валерик» и др.; повести и поэмы: «Измаил- Бей», «Черкесы», «Мцыри», «Демон», «Кавказский пленник», «Аул Бестунджи», «Хаджи Абрек» и очерк «Кавказец», «Герой нашего времени». Чудесна природа Кавказа восторгом отзывалась в сердце поэта: Горный народ- кавказцы: Велик, богат аул Джемат, Он никому не платит дани; Его стена- ручной булат; Его мечеть- на поле брани, В огнях войны закалены; Дела их громки по Кавказу, В народах дальних и чужих, И сердца русского ни разу Не миновала пуля их. М.Ю.Лермонтов- офицер и участник знаменитого сражения у реки Валерик. За его мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях, Лермонтова трижды представляли к высоким наградам, но на все ходатайства был один ответ: «… Государь император не изволил изъявить монаршего согласия на испрашиваемую награду…» Если задуматься над строками поэта в стихотворении «Кавказу», написанном в 1830 году,Лермонтов с горечью восклицает: Кавказ! Далекая страна! Жилище вольности простой! И ты несчастьями полна И окровавлена войной! Почти 50 лет в XIX столетии шла война с горцами. Сложился среди русских офицеров, по мнению Лермонтова, определенный тип людей- кавказцы. Об этих людях он говорит в своем очерке «Кавказец». Эти люди- не просто офицеры Кавказской армии, а «настоящие кавказцы». Такой настоящий кавказец, по мнению Лермонтова, - «существо полурусское, полуазиатское»,т.е. кавказец скорее по профессии. Кавказская тема занимает исключительное место в жизни и творчестве Лермонтова. «Южный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими. благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии…» - В.Г.Белинский.

« Герой нашего времени» ( ) «Новым, прекрасным подарком русской литературе» назвали романом «Герой нашего времени» современники М.Ю.Лермонтова. В романе все было необычно: и название, и композиция, и острый психологизм. Смысл и цель романа объяснил сам автор: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. … Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. … Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить- это уж Бог знает!» «Напрасно я старался бы воспроизвести могучее впечатление, произведенное на нас этим чисто лермонтовским романом». «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою». Если б жив был Лермонтов, то не нужны были бы ни я, ни Достоевский». Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать».

Я выбрала эту тему, потому что мне нравиться творчество Лермонтова, то с каким чувством написано каждое его произведение. Произведением, которое разбираю я, является роман «Герой нашего времени». Этот роман в развитии последующей русской литературы трудно переоценить. В своей работе я вплотную подхожу к образу Печорина, ведь самой большой загадкой этого романа является то, что после стольких лет люди не пришли к общему мнению по поводу, управлял ли Печорин своей судьбой или был всего лишь жертвой своего времени. Приводя мнения таких людей, как Белинский, Добролюбов, Мануйлова, я хотела собрать по частям Печорина, того которого представляю. Но к моему огорчению, мне так и не удалось дойти до точки. Или мнение Белинского, который высоко, на мой взгляд, ценил Печорина: «Печорин-натура одаренная. Он не переоценивает себя, говоря: « я чувствую в душе моей силы необъятные ». Печорин обладает острым аналитическим умом, позволяющий ему верно и глубоко судить о людях, о жизни. Он видит пороки окружающего его общества и относится к нему остро отрицательно. Он стоит значительно выше своей среды, для которой он, как и герой лермонтовских драм является «странным человеком». Развившаяся у Печорина рефлексия, побуждающая его анализировать каждый свой поступок, судить себя, вызывает у него не только критическое отношение к другим, но и к самому себе. Это ставит его значительно выше Онегина, у которого самокритическое начало выражено крайне слабо. Взять, например такие противоречивые мнения, как Добролюбова, говорящего о Печорине, как о человеке: «Печорин - действительно презирает людей, хорошо понимая их слабости; он действительно умеет владеть сердцем женщины, не на краткое мгновенье, а надолго, нередко навсегда. Все, что ему встречается на дороге, он умеет отстранить или уничтожить. Одно только несчастье, он не знает куда идти. Сердце его пусто и холодно ко всему. Он все испытал, и ему еще в юности опротивели все удовольствия, которые можно достать за деньги; любовь светских красавиц тоже опротивела ему, потому что ничего не давала сердцу; науки тоже надоели, потому что он увидел, что от них не зависят ни слава, ни счастье; самые счастливые люди-невежды; а слава-удача; военные опасности ему тоже скоро наскучили, потому что она не видела смысла, и скоро привык к ним. Наконец, даже простосердечная, чистая любовь дикой девушки, которая ему самому нравится, тоже надоедает ему; он в ней не находит удовлетворения своим порывам. Наряду с Печориным я в своей работе показываю и других героев: Максим Максимовича, княжна Мери, Веру, Вернера и Грушницкого, Вулича, так как я их вижу. Например: Грушницкий, на мой взгляд, один из самых реалистичных, объектированных образов. В нем отображен тип романтика не по внутреннему своему складу, а по следованию за модой. Этот вид романтизма, который нравится романтическим провинциалкам до безумия, который только драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания.

Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» необычен прежде всего тем, что состоит из пяти частей, каждая из которых может существовать самостоятельно. И в то же время все части стянуты воедино образом главного героя. Глава «Бэла» стоит в романе впереди других и играет важную идейно- композиционную роль. Первая глава вводит читателя и в особый мир Кавказа, и в особый мир главного героя! Повествование ведется от первого лица, роман открывает рассказчик, видимо, близкий автору человек. Читатель сразу погружается в ароматную атмосферу Кавказа, видит красоту южной природы, знакомится с горцами, их обычаями, нравами, узнает о жизни русских офицеров в этом краю. Пейзажные зарисовки полны чувством восхищения экзотической для северного человека природой, пронизаны поэзией, романтически окрашены. Пейзаж играет важную роль не только как экзотическое, романтическое место действия романа. Он во многом определяет события произведения. Яркая, контрастная, первозданная природа Кавказа рождает красивых, гордых, независимых, ярких людей, естественных в своих проявлениях и порывах. Природа и люди Кавказа привлекают своей красотой и необузданностью Печорина.

Фабульный порядок «Герой нашего времени». 1.Тамань 2.Княжна Мери 3.Фаталист 4.Бэла 5.Максим Максимыч

Образ Максима Максимыча «История души человеческой,едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа,»- писал Лермонтов. Одним из интереснейших героев романа Лермонтова Герой нашего времени является Максим Максимыч. Это чуткая натура, надолго сохраняющая свои привязанности. Он любил его, как родного, и был очень обижен холодной и натянутой встречей, но остался ему верен до конца. Он очень любил Бэлу, любил, как дочь. Он очень сожалел о том, что она умерла, и все-таки понимал, что Печорин бросил бы ее в конце концов, а для бедной горянки это было бы гораздо хуже смерти. Любовь Максима Максимыча к Бэле именно отцовская любовь с оттенком суровой жалости. И то, что он был способен на такие чувства, доказывает широту его души. Он мог понять, казалось бы, совсем чуждые его представлениям поступки, порядки и обычаи горцев. Он говорил про убийство отца Бэлы Казбичем: «Конечно, по-ихнему, он был совершенно прав». Это был человек, способный горячо любить и прощать. Редкие качества! Как и другие герои, он позволяет нам глубже понять образ главного героя романа – Печорина. Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе повлияли на его душу и восприятие жизни. Он многое повидал, за спиной у него большой опыт. Много времени Максим Максимыч провел в далеких неприступных крепостях. Жизнь среди солдат, несомненно, сказалась на его характере. Мы видим, что у него довольно узкий кругозор. Но это не следствие его натуры, а следствие того, что многие годы весь круг его общения состоял из черкесов и солдат. Стоит упомянуть об отношении Максима Максимыча к своим врагам – черкесам. Несмотря на то, что он говорит о них с явным пренебрежением, он все же изучил их язык, хорошо знает их обычаи и порядки. Его глазами мы смотрим на черкесов, их традиции и быт. Вся жизнь Максима Максимыча прошла среди простых людей. Он не испытал настоящей любви. Ему некого было даже полюбить. Все свое нерастраченное чувство любви он отдает Бэле. Будучи очень преданным Печорину, он все же не может простить ему гибель девушки. Забывая о себе, он служит людям, не требуя в ответ благодарности. Служение людям - смысл его жизни. Даже маленькие проявления привязанности к себе он очень ценит. Тем более нам становится понятно его огорчение тем, что перед смертью Бэла не вспомнила о нем. Хотя тут же оговаривается, что не такой уж он человек, чтобы думать о нем перед смертью. Армейская жизнь приучила его к дисциплине. Служебный долг для него превыше всего. Ожидая Печорина на станции, он в первый раз от роду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности. Максим Максимыч типичный лучший представитель своей среды. Несмотря на тяготы жизни, он сохранил прекрасную душу. Он добр, отзывчив, у него золотое сердце. Максим Максимыч позволяет нам понять Печорина, так и Печорин высвечивает лучшие качества человека из народа. Этот человек верит в дружбу. Сравнивая этих героев, мы видим, насколько простой офицер морально выше пресыщенного жизнью аристократа Печорина.

Женские образы Нет ничего на свете прекраснее женщины Тютчев Окольно посвящено стихов, рассказов, романов, повестей русской женщине! Ей посвящают музыку, во имя нее Совершают подвиги, делают открытия, стреляются, сходят с ума. О ней поют. На ней держится земля. В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Писатели, изображая в произведениях лучших своих героинь, выражали через них свою жизненную философию. И, на мой взгляд, роль женщины в обществе самая важная. О женских образах девятнадцатого столетия принято говорить "пленительные". И это правда. Женщина источник радости, силы и вдохновения. Лермонтов писал: "И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, и царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови". Эти слова как нельзя лучше раскрывают характер главного героя Печорина и его отношение к женщинам. Их в романе три: Бэла, княжна Мери и Вера. Бэла юная черкешенка, о которой мы узнаем из рассказа Максима Максимыча. Печорин, увидев ее на свадьбе, был пленен ее внешностью и какой-то необычайностью. Она показалась ему воплощением непосредственности, естественности, то есть всего того, чего Печорин не встречал в знакомых ему светских дамах. Его очень увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и Бэла с радостью приняла свою судьбу, Печорин понял, что он обманут: ".любовь дикарки немногим лучше любви знатной барышни, невежество и простодушие одной также надоедают, как и кокетство другой". Не следует забывать, что это мнение не автора, а Печорина, который, как известно из содержания романа, быстро во всем разочаровывался. У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твердость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа. Совсем другой выглядит княжна Мери. О ней мы узнаем из дневника Печорина, в котором подробно описано "водяное общество "Пятигорска, где пребывал герой. Уже в первом разговоре с Грушницким о княжне Мери звучит ироничный, несколько насмешливый тон повествования. Мери Лиговская совсем молода, хороша собой, неопытна, кокетлива. Она, естественно, не особенно хорошо разбирается в людях, не видит фарсовости Грушницкого, недопонимает рассчитанности игры Печорина. Ей хочется жить так, как принято в их знатном кругу, с некоторым тщеславием, блеском. Мери становится предметом соперничества между Грушницким и Печориным. Эта недостойная игра одного губит, другого забавляет. У Печорина, впрочем, есть и своя цель: бывая у Лиговских, он имеет возможность видеть там Веру. Думаю, что в такой обстановке княжне Мери было очень трудно стать самой собой и, возможно, проявить свои лучшие качества. Почему Печорину так скучно и одиноко? Ответить на этот вопрос значит раскрыть причину его горестей. Печорин неординарная личность, следовательно, он по-своему искал это в женщинах, искал ту, которая могла бы целиком захватить его душу. Но таковой не было. И, на мой взгляд, Лермонтов ставил перед собой задачу шире, чем показ молодых, неопытных, несчастных девушек, раздавленных эгоизмом Печорина.

Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени». Объясняя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал : " Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою ". Онегин отражение эпохи 20- х годов, эпохи декабристов ; Печорин герой третьего десятилетия, " жестокого века ". Оба они мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Онегин в период общественного оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белинский говорит : " Онегин скучает, а Печорин страдает ". Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из - под опеки родных, " пустился в большой свет " и " стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями ". Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и чтение книг. После " нашумевшей истории в Петербурге " Печорина ссылают на Кавказ. Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами указывает на его аристократическое происхождение : " бледный, благородный лоб ", " маленькая аристократическая рука ", " ослепительно - чистое белье ". Печорин физически сильный и выносливый человек : " широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни. непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными ". В портрете героя отражены и внутренние качества : противоречивость и скрытность. Не удивительно ли, что, " несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные ?" Глаза не смеялись, когда он смеялся ". Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен :" Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья ". Он прекрасно разбирается в людях ( например, в Грушницком, в княжне Мэри ), не удовлетворяется сонной жизнью " водяного общества " и дает уничтожающие характеристики столичным аристократам. Память Печорина насыщена сведениями из литературы и истории. В его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, название произведений, имена писателей и литературных героев. Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается для того, чтобы " изведать предел подлости моего противника ". Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стремится к активной жизни. " Рожденный для высокой цели ", он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение. Окружающим он причиняет горе, и это углубляет его страдания. Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мэри и Веры, Максима Максимыча. Однако с богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов раскрывает и такие качества Печорина, которые резко снижают его образ.

Как видит Лермонтов героя своего времени в романе «Герой нашего времени». Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники". Лермонтов как- будто сравнивает себя с тучками, называя их "вечными странниками", а себя" изгнанником". Приехав служить за Терек, Печорин знакомится с Максимом Максимовичем. Это старый штабс-капитан-человек честный и добрый, накопивший за свои годы значительный жизненный опыт. Максим Максимович( можно сказать) сводит его с Белой. Бэла привлекает Печорина цельностью и естественностью натуры. В "любви дикарки" он пытается найти забвение от его тоски, но его ненасытное сердце не могли долго жить одним чувством. Поэтому, украв Бэлу, он обличает её на вечное страдание из-за смерти отца. Вскоре она ему наскучила, как и всё в то время. Он, не желая, заставляет её умереть. Печорин приносит страдания всем окружающим его людям. Но, может быть, он любил её, сам того не осознавая; ведь при встрече с Максимом Максимовичем, он не хотел вспоминать прошлое, может быть, прошлое вызывало страдания и чувство вины у Печорина. Вообще, наш герой говорил о женщинах и любви с иронией. В истории с Мэри Печорин, затевая интригу, не преследует никакой цели. Мэри молода, самолюбива, доверчива. Но страх потерять свободу заставляет героя подавить зарождающееся чувство. Глубокое и давнее чувство Печорин испытывал и к Вере. " Она единственная женщина в мире, которую я не в силах обмануть".В ера лучше, чем кто-либо другой, " проникла во все тайны" его души. Печорин способен на глубокую любовь. Он горячо любит Веру. Получив её последнее письмо, он прыгнул на Чернеца и поскакал в Пятигорск. Но, может бать, в некоторых случаях, его можно назвать эгоистом, так как, соблазнив Мэри только для того, чтобы соблазнить, он сообщает ей, что он не любит её. На Кавказе он встречается с Грушницким. Грушницкий-пародия на Печорина. Поэтому он и раздражает главного героя романа. Во время дуэли за Мэри Печорин предлагает Грушницкому примирение, но ситуация уже не обратима: "Нам на земле вдвоём нет места!" Накануне дуэли, вспоминая о прожитой жизни, Печорин задумался над вопросом: зачем он жил? Для какой цели Родился? На плечи Печорина ложится ещё одна смерть. Ещё одним другом Печорина был Вернер. Это две различные натуры с противоположными чертами характера. Вернер способен на истинные чувства..Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука. Почему же судьба героя так трагична?Ответом на этот вопрос является последняя глава "Фаталист". Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные. Она начинается с философского спора Печорина с Буличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок?" Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во - первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок,окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважное нападение Печорина на казака убийцу.

Образ Печорина Роман "Герой нашего времени", выйдя в свет, вызвал противоречивые суждения среди читателей. Образ Печорина был для них непривычен. В предисловии Лермонтов дает свое объяснение этому: "Отчего же этот характер. не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?" Таким предисловием Лермонтов сам указал на реалистический подход к Главной проблеме своего творчеств - проблеме личности и общества. В романе содержатся тенденции к осуждению как общества, так и героя. Признавая вину общества в том, что оно породило Печорина, автор тем не менее не считает, что герой прав. Центральная задача романа - раскрыть глубину образа Печорина. Уже из самой композиции романа нам становится видна бесцельность его жизни, мелочность и непоследовательность его действий. Повести в романе расположены не в хронологическом порядке, между ними нет видимой сюжетной связи. Это как бы отрывки жизни. Но в то же время, они призваны показать разные черты печоринского характера. В "Беле". В повести "Тамань" Лермонтов применил метод реалистической романтики - красота и свобода вольной жизни контрастируют с обыденностью положения проезжего офицеpa. "Максим Максимыч" - это как бы конец круга: Печорин оказался в исходной точке, все им исчерпано и испробовано. Глубина внутреннего мира, и в то же время отрицательные черты Печорина, мотивы его действии наиболее ярко раскрываются в "Княжне Мери". У этих повестей' есть и еще одна немаловажная функция: показать отчужденность Печорина от людей. Помещая героя в разные условия, в разное окружение, Лермонтов хочет показать, что Печорину они чужды, что ему нет места в жизни, в какой бы обстановке он ни оказался. Порождение общества, Печорин в то же время отщепенец, искатель, лишенный почвы, поэтому он не подчинен ни традициям, ни моральным нормам той среды, откуда он вышел, так и той, в которую попадает. Того, что ни ищет, там нет. Его, подобно лермонтовскому "Парусу", влечет к необычным тревогам и опасностям, так как он полон действенной энергии. Но он направляет свою активную волю на заурядные обстоятельства, для которых она становится разрушительной. Превознесение своей воли и своих желаний, жажда власти над людьми - это проявление разрыва между его стремлением и жизнью, он ищет выход своей невостребованной энергии. Но "чудный мир тревог и битв", который он ищет, не лежит в будничной жизни, его там нет. Есть ли у Печорина цель? Да, он ищет счастье, подразумевая под ним "насыщенную гордость". Наверное, он имеет в виду славу, то есть признание обществом его ценности и ценности его действий. Но, как я уже говорила, его дела мелки, а цели случайны и незначительны. Характерной чертой Печорина является рефлектирующее сознание, которое является следствием разрыва между желаемым и действительным. Наиболее глубоко эта рефлексия проявляется в "Княжне Мери", в дневнике Печорина. Его характер раскрывается в разных настроениях и в разных ситуациях. Печорин осмысляет и осуждает свои действия. Он борется не только с другими, но прежде всего с самим собой.

Новые подходы к рассмотрению личности Печорина Белинский. Добролюбов. Чернышевский считают, что Печорин - одаренный человек, личность, искалеченная светским воспитанием, другие полагали, что Печорин безнравственен, антиморален и даже вульгарен. В.Г. Белинский первым возвеличил Печорина, увидев в его образе воплощение критического духа своего времени, он защищает Печорина, прорицая ему прекрасное будущее. Чернышевский и Добролюбов шли вслед за Белинским, говоря о Печорине как о человеке с сильной душой, твердой волей, как об истинном герое своего времени. Реакционно-демократическая критика которую представлял в М.В.Тамарин дала отрицательную оценку личности главного персонажа романа, видя в нем пустого человека, чуждого духу русской жизни. С возникновением негативных оценок появляются произведения, пародирующие "Героя нашего времени».

Печорин как тип лишнего человека в романе «Герой нашего времени». Лермонтов писал, что история жизни человека бывает порой интересней истории целого народа. В романе "Герой нашего времени" он показал моменты жизни человека, лишнего для своей эпохи. Этим человеком является Печорин, который в силу обстоятельств становится "лишним человеком". Писатель раскрывает причины сделавшие Печорина "земной ненужностью" на этом свете. Трагедия его состоит в том, что несмотря на свои способности, герой не может найти себе место в жизни у него нет цели. И его силы находятся на приключения. Критики, сравнивая Печорина с Онегиным, говорили: "Если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает. " Это объясняется тем, что "герой нашего времени" живет во время жестоких гонений всего передового, которые наступили после разгрома декабристов. Онегин может отдать свои силы на борьбу за народное дело, но он не делает этого. Печорин такой возможности не имеет. Свои богатые духовные силы он растрачивает по мелочам: разрушает жизнь честных контрабандистов, приносит горе Вере и княжне Мери, по его вине убивают Бэлу, Грушницкий погибает от его руки. Но Печорин стал таким не по своей воле. Таким его сделало общество. В дневнике он пишет, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над ним смеялись, и он стал злым. Печорин хотел увлечься литературной работой, но это ему надоело. Надоело ему и светское общество. И Печорин пускается в странствия. Лермонтов показывает читателю лишь некоторые эпизоды его жизни, когда его характер уже сформировался. Писатель прямо не осуждает своего героя, но он показывает всю несостоятельность этого образа. Она подчеркивается портретом Печорина, его характером, поступками. Максим Максимович вспоминает, что душа Печорина состояла из одних противоречий. У него крепкое телосложение, но появляется непривычная слабость, ему тридцать лет, но в лице есть что-то детское, когда но смеялся, его глаза оставались грустными. Печорин погибает. Этим Лермонтов показал, что человек, который живет без цели в жизни, не нужен обществу. Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: "как жизнь скучна, когда боренья нет!" Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман "Герой нашего времени". Показывая, что его герой характерное явление для России того времени. Список литературы

Дуэль и смерть М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Обстоятельства дуэли М.Л. и Н.Мартынова неясные и по сей день. Ничтожность повода к дуэли- ироничное замечание Лермонтова по поводу кинжала Мартынова- удивляла современников. Достоверно известно, что М.Лермонтов стрелять в Мартынова отказался: об этом знали секунданты Глебов и Васильчиков. Четыре года назад Лермонтов писал о погибшем Пушкине: «Угас, как светоч, дивный гений. Увял торжественный клинок!» Теперь, в 1841 году, Аполлон Майков с горечью повторил: «И он угас! И он в земле сырой! Давно ль его приветствовали плески? Давно ль в его заре, в его восходном блеске Провидели мы полдень золотой? Ему внимали мы в тиши, благоговея, Благословление в нем свыше разумея,- И он угас, и он утих, Как недосказанный, великий, дивный стих!..»