СОВЕТ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Беспалов Дмитрий Викторович
Доклад на тему: « Научно обоснованные подходы к пониманию толерантности, терпимости и межкультурного диалога »
Подходы к пониманию толерантности В медицине толерантность буквально означает выносливость, то есть способность без значительного ущерба для организма переносить боль и иные неблагоприятные факторы, а также действие лекарственных препаратов. В большинстве современных словарей и справочных изданий по психологии под толерантностью понимается « отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию ».
Современное понимание толерантности как терпимости, спокойного отношения к всевозможным вариациям мировоззрения, поведения и внешнего облика других людей, при том что самому человеку подобные особенности не свойственны. B последние годы широкое распространение получило значении толерантности как терпимости, спокойного отношения к всевозможным вариациям мировоззрения, поведения и внешнего облика других людей, при том что самому человеку подобные особенности не свойственны. Т олерантность предусматривает Т олерантность предусматривает отсутствие сословных, культурных, корпоративных и этнических предрассудков, предубеждений против тех, кто на нас не похож по тем или иным параметрам. Т олерантность рассматривается не просто как характеристика индивидуального сознания, но и как особая личностная черта, которая может быть в большей или меньшей мере сформирована соответствующим педагогическим воздействием.
Причины не толерантности Толерантность как особенность сознания или личностная черта не присуща человеку изначально и может никогда не появиться, не будучи специально воспитана, сформирована. Человеку скорее органично присуща противоположная тенденция настороженность, легко переходящая во враждебность по отношению к тем, кто от него отличается, на него не похож. Безотчетно другой, иной воспринимается как представляющий угрозу.
Психология толерантности При столкновении с вариациями мироощущения, облика и поведения почти бессознательно срабатывает механизм сравнения и оценивания: не такой, как я, это значит хуже или лучше меня? Против признания чужого превосходства восстает сама природа человека (признать чье-то превосходство способен лишь человек высокой личностной организации; для большинства же наивысшей оценкой является « не хуже, чем я » ). Существует соблазн самоутвердиться за счет противопоставления себя, как принадлежащего к достойной группе. Для характеристики группы « чужих » привлекают отдельные реальные негативные факты, которые неоправданно обобщаются и складываются в определенный стереотип социального восприятия ( « женщины глупы », « чернокожие ленивы », « мусульмане жестоки » и т.п.). Далее, при столкновении человека с индивидуальным представителем группы « чужих », негативные качества « чужому » просто приписываются.
Воспитание толерантности Воспитание толерантности предусматривает отказ от социальных предубеждений в пользу объективного, трезвого отношения к любому человеку вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Освобождение от предубеждений, предрассудков, то есть от негативных социальных стереотипов, легко обращается в их замену на позитивные стереотипы, которые, по большому счету, представляют собой такие же неадекватные обобщения, то есть предрассудки наоборот. Нередко воспитание толерантности сводится к демонстрации положительных примеров, а именно того, что представители другого пола, вероисповедания, социального слоя и т.п. обладают достоинствами. ФАКТИЧЕСКИ ВЗАМЕН СТЕРЕОТИПА « NN ПЛОХИЕ » ФОРМИРУЕТСЯ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ СТЕРЕОТИП « NN ХОРОШИЕ », ХОТЯ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ТАКОГО СУЖДЕНИЯ НИЧУТЬ НЕ БОЛЬШЕ.
Подлинная толерантность Настоящая толерантность состоит не в том, чтобы отказываться замечать интеллектуальную и нравственную ущербность человека на том основании, что нельзя негативно оценивать человека с другим цветом кожи, а в том, чтобы осуждению подвергались именно его изъяны, которые объективно существуют, а не выводятся из его расовой принадлежности. Подлинная толерантность состоит в отказе от оценочных суждений на основании несущественных, малозначимых индивидуальных и групповых различий таких, как внешний облик, национальные особенности характера, культурно-обусловленные манеры поведения и т.п. Широко провозглашаемая толерантность по отношению к так называемым сексуальным меньшинствам оборачивается подлинными извращениями общественного сознания в форме легализации однополых « браков », публичных демонстраций сексуальных перверсий и т.п. Брезгливое отношение к извращенцам естественная реакция нормального человека, и ее подавление под лозунгами толерантности производит впечатление перегиба в другую сторону.
Итоги: Подлинная толерантность является ценным качеством развитой личности, которой ради самоутверждения не требуется унижение кого-то другого. Толерантность требует сохранения естественной, здоровой неприязни к негативным явлениям в плане идеологии, общения и поведения. Принципы толерантности можно выразить следующим образом: нельзя осуждать подлеца другой национальности и веры на том основании, что он принадлежит не к моему народу и исповедует другую веру. Однако, вне зависимости от этого, нельзя и не осуждать его за то, что он подлец.