ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Как часто пёстрою толпою окружён…». Как часто, пестрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы свкозь сон, При шуме музыки и пляски,
Advertisements

Исследовательская работа ученицы 7Б класса МОУ СОШ 2 г. Красноармейска Московской области Хлыстовой Екатерины.
«… И жизнь, и слезы, и любовь » Метафора как средство выразительности в стихотворениях о любви Учитель русского языка и литературы Егорова О.И. МБОУ СОШ.
6 класс Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»
Тема одиночества в лирике Лермонтова «Одинок я, нет отрады…»
1.Название темы одним словом (существительное или местоимение). 2.Определение темы в двух прилагательных или причастиях. 3.Три глагола, показывающих действие.
В ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Творчество А. Т. Твардовского merelenko-su.uCoz.ru.
Мотив одиночества В стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Тучи», «На севере диком…», «Утёс», «Листок»
Художественный мир М.Ю. Лермонтова. Цель урока: помочь учащимся раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта, своеобразие, колорит эпохи.
(внешний облик героини через лингвостилистический анализ)
Синквейн франц. – «пять» - стихотворение из пяти строк.
М Ю Лермонтов- «поэт совсем другой эпохи» Чем поэт Лермонтов поразил маленького Диму Мережковского? Почему поэзия Лермонтова близка поэту и философу Дмитрию.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Тема родины в русской поэзии Автор - Ушакова О.А..
Урок литературы в 5 классе. А.А. Фет "Весенний дождь"
Мотив одиночества в лирике Серебряного века (А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский) Выполнила Щепетилова Оксана, ученица 11 класса МОУ СОШ 2.
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ СОПРОВОЖДЕНИЕ К УРОКАМ В 9 КЛАССЕ.
Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит вчитываться.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Транксрипт:

ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один; Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен. Дмитрий Мережковский

Современники о М.Ю.Лермонтове «Задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших неподвижно-темных глаз», - писал Иван Сергеевич Тургенев. «То были скорее длинные щели, а не глаза, пишет один из почитателей поэта, щели, полные злости и ума». «Приземистый, маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых, до сих пор остается для меня загадкой», - вспоминал художник М. Е. Меликов. «Глаза небольшие, калмыцкие, но живые, с огнем, выразительные», - писал один из знакомых поэта.

Противопоставление слов, образов, эпизодов для усиления выразительности мысли. Антитеза Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным. Эпитет Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления Олицетворение Переносное значение слова, основанное на сходстве двух предметов. Повторение одних и тех же элементов в начале строк, строф. Вопрос, на который не ожидается ответа. Метафора Анафора Риторический вопрос

Как часто пёстрою толпою окружён, Когда передо мной как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шёпоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки, - Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки Какова тема стихотворения? 2. На каком художественном приёме построено? Выпишите словосочетания, подтверждающее это в два столбика.

Стансы Я к одиночеству привык, Я б не умел ужиться с другом; Я б с ним препровожденный миг Почел потерянным досугом. Мне скучно в день, мне скучно в ночь. Надежды нету в утешенье; Она навек умчалась прочь, Как жизни каждое мгновенье. На светлый запад удалюсь; Вид моря грусть мою рассеет. Ни с кем в отчизне не прощусь – Никто о мне не пожалеет! Каково состояние лирического героя? 2. О чём говорит местоимение «я» в первых трёх строках, а отрицательные местоимения - в последних?

Пусть я кого-нибудь люблю: Любовь не красит жизнь мою. Она как чумное пятно На сердце жжёт, хотя темно; Враждебной силою гоним, Я тем живу, что смерть другим: Живу – как неба властелин – В прекрасном мире – но один Какова тема стихотворения? 2. Какова любовь поэта в стихотворении? Подтвердите своё мнение словосочетаниями из стихотворения.

одиночество природа общество друзья любовь к женщине

1.Одинокий – уединённый, живущий там, где мало людей, отдельно. 2. Одинокий – живущий одиноко, сам по себе, без семьи, товарищей. Словарь В.И.Даля

ОДИН (современ.) – из общеславянского един-, образовано сложением основ ед- (из старославянского языка «только») и –ин (общеслав. «один, сам») Школьный этимологический словарь

Синквейн 1 строка – одно слово – существительное. Тема. 2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы. 3 строка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме. 4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме. 5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.

Лермонтов Одинокий, грустный Думает, чувствует, страдает Я люблю поэзию Лермонтова ПОЭТ

Домашнее задание Прочитайте стихотворения, сравните с прочитанными на уроке, определите состояние лирического героя. «Совет» (1830) « Мой дом» (1831) «Мы случайно сведены судьбою» (1832) «Памяти А.И.Одоевского» (1839) «К портрету» (1840)

Спасибо за урок