Учебный курс «Человеко-центрированное проектирование ПО» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебный курс «Проектирование интерфейса пользователя» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.
Advertisements

Учебный курс «Человеко-центрированное проектирование ПО» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна.

Теория статистики Корреляционно-регрессионный анализ: статистическое моделирование зависимостей Часть 1. 1.
Модуль переноса решений Как средство распространения партнерских решений Варфоломеев Антон Директор по производству DocsVision.
Основы проектирования интерфейсов Самые-самые основы.
Семейства белков Паттерны и профили I курс, весна 2009, О.Н. Занегина.
CRM БИЗНЕС СИСТЕМА. MS TelemarketingSIA "Multi Stream"2 CRM Customer Rrelationship Management - Управление взаимоотношениями с клиентами; Модель взаимодействия,
6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г.6 ноября 2012 г. Лекция 5. Сравнение двух выборок 5-1. Зависимые и независимые выборки 5-2.Гипотеза о равенстве.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Типовые расчёты Растворы
1 1 Сайт 2009, Москва, 26 июня 2009 года Руководитель и ведущий разработчик сервиса Яндекс.Метрика Разуваев Михаил Анализ сайта. Возможности интернет статистики.
1 Метод проектов В образовательном процессе. 2 «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как смогу это применить»
Кандидат технических наук, доцент Грекул Владимир Иванович Учебный курс Проектирование информационных систем Лекция 9.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Новые решения ЕГЭ 2011 Система статистической отчетности ЕГЭ.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА Предмет и методы Лекция 2.
Инструменты аналитики и мониторинга поведения пользователей 40 вебинар UX Russia Мария Синицина, Анастасия Якубова.
«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Семинар-тренинг 5-8 октября 2014 года Примеры настройки целевых показателей, использование "1С:Монитор ERP" и аналитических отчетов Лебедев Сергей, фирма.
Транксрипт:

Учебный курс «Человеко-центрированное проектирование ПО» Преподаватель: к. т. н. Пескова Ольга Вадимовна

Лекция 3 Исследование пользователей и предметной области Сбор данных (завершение) Анализ данных

Место в общем плане проектирования Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3. 3

4 НазначениеОценка отношений, мнений и впечатлений пользователей. Область применения генерация идей и выяснение принятия/непринятия этих идей пользователями; поиск новых возможностей и функциональности продукта; получение информация о приоритетах для групп пользователей; получение озарения в результате групповой работы; выяснение привычек людей другой культуры. Ограничения влияние респондентов друг на друга; рассказ в группе может не отражать реального поведения людей. Процедура участники: группы людей по 8-10 чел., несколько групп целевой аудитории, нейтральный фасилитатор; время: 1-2 часа; мозговой штурм по заранее подготовленному плану; использование прототипа или демоверсии продукта (по возможности). Подвиды jad-сессии (join application development); круглый стол. Сложность проведения управление процессом обсуждения требует особых навыков; низкие затраты на обобщение полученных данных; относительные временные затраты: низкие. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3. Изучение пользователей. Фокус-группы

5 Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3. Изучение пользователей. Полевые исследования НазначениеИзучение пользователей, их окружения и задач в реальном контексте. Область применения сбор объективной информации о деятельности пользователя в естественной среде; сбор характеристик (время, последовательности, зависимости). Особенности проведения внимательный выбор времени и объекта наблюдения; наблюдается работа в привычном окружении; задачи решаются в плановом порядке; интенсивное погружение в процесс и контекст; тщательная запись деятельности; комбинация с интервью для уточнения деталей. Основные объекты наблюдения как пользователи используют продукт (способы навигации, повторения в использования конкретных экранов, пропущенные шаги, альтернативные решения, трудности, заметки, вспомогательный материал); поступающие от окружающих задачи; терминология; число, порядок, частота, продолжительность задач. Подвиды наблюдения; включённые наблюдения. Сложность проведения планирование посещений, организация их, анализ данных требуют наиболее высоких затрат по сравнению с предыдущими методами; относительные временные затраты: от средних к высоким.

Изучение пользователей. Прочие варианты/комбинации методов сбора данных. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.6 НазваниеОбсуждение + наблюдение Малозатратный вариант Фокус Процессный анализконкретная последовательность задач Сбор артефактовконтекст Ведение дневникавзаимодействие с продуктом «Наблюдение по дешёвке» (DUO) задачи и контекст Этнографическое исследование культурные различия Анализ пожеланий и потребностей потребности и пожелания Групповой анализ задания желаемый поток задач

Изучение пользователей. Веб-аналитика. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.7 Возможности: частотные экраны; точки выхода; время на выполнение задания; информация о поиске; функциональность, которой никто не пользуется; ОС и браузеры пользователей; др.

Исследование пользователей и предметной области Методы анализа собранных данных

Место в общем плане проектирования Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3. 9

Анализ собранных данных 1)Обработка/подготовка результатов исследования (в зависимости от вида полученных данных) 2)Группировка пользователей 3)Создание профиля и/или персонажа для каждой группы Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3. 10

Подготовка результатов исследования Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция )Разбить все собранные наблюдения на группы: – по задачам – по частоте – по времени – по группам пользователей 2)Категоризовать ответы: – по вариантам ответов (для закрытых вопросов) – по схожести ответов (для открытых вопросов)

Подготовка результатов исследования. Диаграмма сходства (affinity diagram ) 12 Область применения: анализ наблюдений, полученных в ходе полевого исследования; определение и группировка пользовательских функций как элементов дизайна; анализ наблюдений, полученных в ходе юзабилити-оценки. Результат: наблюдения, сгруппированные по тематикам. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.

13 Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3. Описание Перечень ключевых характеристик группы Методы группировки 1)Качественные методы: сортировка по шкалам; диаграмма сходства. 2)Количественные методы: кластерный анализ и др. методы статистики; анализ сводных таблиц в Excel и поиск закономерностей. 3)Комбинированные Виды групп по социально-демографическому признаку по поведению по потребностям по знаниям по контексту по жизненным ценностям и др. Расстановка приоритетов с точки зрения заказчика текущие пользователи; новые пользователи; пользователи, покидающие сайт после первого посещения; новички (неопытные); по сложности удовлетворения потребностей; группа, приносящая бизнесу наибольший доход; самая многочисленная группа и др. Группировка пользователей

Качественные методы. Сортировка по шкалам 1)Выявить поведенческие переменные. 2)Сопоставить респондентов с поведенческими переменными 3)Выявить значимые шаблоны 4)Синтезировать характеристики и соответствующие им цели 5)Проверить полноту и выявить избыточность. 6)Перейти к формированию персонажа. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.14

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.15 Пример. Сайт ГОУ Лицей 1524 («Школьный веб-сайт») Задача: перепроектирование веб-сайта среднего учебного заведения с соблюдением юзабилити- требований, предъявляемых к современному ПО. Предыдущая версия веб-сайта ГОУ Лицей 1524

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.16 Пример «Школьный веб-сайт». Основные наблюдаемые поведенческие переменные 1)Социально-демографические признаки 2) Способности Какой опыт работы с продуктом или со схожими продуктами, какими знаниями в предметной области продукта обладают? 3) Личные цели (в отношении продукта) Чего пытаются достичь с помощью продукта? 4) Мотивация (в отношении продукта) Зачем используют/будут использовать продукт, какова движущая сила? Рабочие обязанности, развлечение, повседневные дела и др. 5) Ожидания(в отношении продукта) Что ожидают в результате использования продукта? Какого рода опыт будет для пользователей привлекательным и полезным? Как должен вести себя и выглядеть продукт? Технологические продукты, работающие, не так, как ожидалось, заставляют людей чувствовать себя дураками, даже если они в конце концов достигли своей цели.

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.17 Пример «Школьный веб-сайт». Сортировка по шкалам. Выявление значимых шаблонов 1- Ученик 2 – Родитель 3 – Абитуриент 4 – Учитель 5 – Администратор 6 – Недавний выпускник 7 – Проверяющая орг. 8 – Админ. сайта

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.18 Пример. Сайт библиотеки МГТУ им. Н. Э. Баумана («ЭБ Яуза») Задача: проектирование электронной версия каталога библиотеки для персональных настольных компьютеров (веб- приложение) и для киосков с соблюдением требований юзабилити, предъявляемых к современному ПО. Текущая версия сайта библиотеки МГТУ им. Н. Э. Баумана Киоск (электронный каталог)

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.19 Пример. «ЭБ Яуза». Сортировка по шкалам. Малопригодный метод

Количественные методы. Этапы Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.20 группировка вариантов ответов на открытые вопросы; преобразование вариантов ответов в числовые эквиваленты. Подготовка результатов исследования кластерный анализ (в комбинации с методами снижения размерности); анализ сводных таблиц. Группировка пользователей интерпретация результатов кластеризации; формирование составляющих профилей; контрольное мероприятие. Создание профиля каждой группы

Преобразование вариантов ответов в числовые эквиваленты Варианты ответа: номинальные; порядковые; непрерывные. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.21

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.22 Пример «ЭБ Яуза». Преобразование вариантов ответов в числовые эквиваленты. Сравнительная оценка для множества вариантов

Кластерный анализ данных 1)Отобрать разделяющие переменные; 2)Выполнить кластеризацию, например, методом k- средних, узнать: принадлежность объектов кластерам; расстояние до кластеров; переменные, различающие кластеры. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.23

Кластерный анализ данных. Инструменты 1)Бесплатные статистические пакеты: 1)надстройка для Excel – AtteStat ( – кластеризация данных; 2)надстройка для Excel – Chemometric ( ns/index.html) – метод главных компонент. ( ns/index.html 2)Исследование «ЭБ Яуза» выполнено с использование статистического пакета SPSS Statistics Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.24

Кластерный анализ данных. Отбор разделяющих переменных Метод главных компонент: 1)по каким переменным наши пользователи различаются? 2)как взаимосвязаны переменные? Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.25 Геометрическая интерпретация для случая двумерных данных (

Кластерный анализ данных. Метод главных компонент Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.26, где n – количество объектов (пользователей); m – количество наблюдаемых признаков. где T – матрица счетов, размерностью (n×p), – проекции объектов в новое пространство пониженной размерности p; P – матрица нагрузок, размерностью (m×p), – проекции наблюдаемых признаков в новое пространство главных компонент; E – матрица остатков, размерностью (n×m).,

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.27 Пример «ЭБ Яуза». Отбор разделяющих переменных и предположения о взаимосвязи переменных Матрица нагрузок Переменные Компоненты 123 берут книги у товарищей -,112-,150-,101 ищут книги в Интернет и др. сетях,134,018,109 важны отечественные реферативные БД,699,087-,003 важен доступ к зарубежным полнотекстовым научным изданиям,750,400-,044 нужен поиск отечественных журналов,699,274-,043 ищут литературу по УДК,747-,017-,262 ищут литературу по ГРНТИ,752-,022-,273 в библиотеку идут ради ДЗ (получить пособия) -,307-,061,202 в бибилиотеку идут ради НИР,367,091-,003 распечатывают требования,317,208,328 не справились с поиском на сайте -,299,171-,166 ничего не делают с поисковыми результатами -,220,057-,426 часто берут в бибилиотеке учебные пособия -,216,076,233 делятся с товарищами поисковыми результатами -,177,191,211 важен поиск полнотекстовых документов МГТУ,353,389,139 «многие берут книги у товарищей» «многие ищут в Интернет» «многие распечатывают требования» «многим нужны полные тексты»

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.28 Пример «ЭБ Яуза». Исследование роли переменных

Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.29 Пример «ЭБ Яуза». Отбор разделяющих переменных и предположения о взаимосвязи переменных «многие берут книги у товарищей» «многие ищут в Интернет» Матрица нагрузок Переменные Компоненты 12 берут книги у товарищей-,112-,150 ищут книги в Интернет и др. сетях,134,018 важны отечественные реферативные БД,699,087 важен доступ к зарубежным полнотекстовым научным изданиям,750,400 нужен поиск отечественных журналов,699,274 в библиотеку идут ради НИР,367,091 ищут литературу по УДК,747-,017 ищут литературу по ГРНТИ,752-,022 в библиотеку идут ради ДЗ (получить пособия)-,307-,061 распечатывают требования,317,208 не справились с поиском на сайте-,299,171 ничего не делают с поисковыми результатами-,220,057 часто берут в библиотеке учебные пособия-,216,076 делятся с товарищами поисковыми результатами-,177,191 важен поиск полнотекстовых документов МГТУ,353,389 «многие берут учебные пособия»

Пример «ЭБ Яуза». Кластерный анализ данных 30 Номер кластераКоличество респондентов 14, , ,000 Число наблюдений в каждом кластере Расстояния между центрами кластеров Номер кластера ,44022, ,440 10, ,62010,098 Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.

Интерпретация результата кластеризации 31 выделить характеризующие кластер значения переменных; отбросить переменные, недифференцирующие кластеры; сформировать гипотезы, объясняющие выделенные особенности. Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.

Пример «ЭБ Яуза». Выборочные характеристики центров кластеров 32Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.

Пример «ЭБ Яуза». Анализ сводных таблиц 33 Демографические характеристики Цели использования библиотеки С какой целью чаще всего обращаются в библиотеку? Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.

Пример «ЭБ Яуза». Анализ сводных таблиц 34 Мотивы посещения библиотеки Почему пользователь приходит в библиотеку? Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.

Пример «ЭБ Яуза». Анализ сводных таблиц 35 Ожидания от использования библиотеки Что Вы обычно делаете с результатами поиска литературы в электронной версии каталога? Ожидания от использования библиотеки Типовой вариант посещения абонемента библиотеки Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.

Пример «ЭБ Яуза». Анализ сводных таблиц 36 Навыки использования библиотеки Как часто пользуются библиотекой? Человеко-центрированное проектирование ПО. Лекция 3.