Отвращение Отвращение эмоциональное состояние, которое в целом можно охарактеризовать как состояние неприятия субъектов или объектов внешнего мира. Несколько.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
Advertisements

Подготовил Голобородько Евгений.
Мимика лица.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.

Эмоциональная интеллигентность. Что такое эмоциональная интеллигентность? Эмоциональная интеллигентность означает нечто большее, чем быть хорошим человеком.
Выполнила: Курочкина Дарья. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли.
ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи.
Чрезвычайная ситуация – это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими.
Ранние работы Фрейда в области неврологии Готовила Бугаева Виктория ПСХ21.
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
Транксрипт:

Отвращение

Отвращение эмоциональное состояние, которое в целом можно охарактеризовать как состояние неприятия субъектов или объектов внешнего мира. Несколько исследовательских коллективов в последние годы активно изучают природу отвращения одной из базовых человеческих эмоций, которая, как выясняется, сильно влияет на общественную мораль и социальные отношения. Мы не знаем наверняка, каким образом и в какой момент возникали в процессе эволюции различные эмоции. Однако с большой долей вероятности мы можем полагать, что эмоция отвращения была в их ряду одной из первых. Уже простейшие организмы должны были обладать биологическими системами, обеспечивавшими мотивацию для реакции приближения-отстранения, поскольку эта реакция играет фундаментальную роль в выживании организма.

Происхождение эмоции отвращения Мы не можем проследить и уверенно обосновать эволюционное происхождение всех фундаментальных эмоций. Одним из немногих исключений является эмоция отвращения, представляющая собой дифференцированный аспект примитивного механизма избегания. Она уходит своими корнями в те древние отделы мозга, которые обеспечивают вкусовые ощущения и пищевое поведение. Характерную и совершенно отчетливую гримасу отвращения можно увидеть у новорожденного младенца, если положить ему на язык какое- нибудь горькое вещество; реакцию отвращения демонстрируют даже те младенцы, которые страдают дисфункцией полушарий (наиболее поздних образований в головном мозге). Очевидно, что такое выражение отвращения не содержит психического компонента, ибо оно не основывается на когнитивной оценке раздражителя. Таким образом, гримаса отвращения, наблюдаемая у младенцев, является функцией лишь нейрохимических процессов, не зависящих от научения и памяти. Несмотря на то что выражение отвращения у младенцев с дисфункцией мозговых полушарий опосредуется стволом мозга, у нас есть все основания предполагать, что даже такие гримасы сопровождаются гедонистическим состоянием или ощущением, неким субъективным переживанием, соответствующим мимическому выражению эмоции. Штейнер активно изучавший нейрохимические основы эмоции отвращения, пришел к выводу, что выражение отвращения сопровождается специфическим переживанием и что именно это переживание мотивирует экспрессивное поведение индивида, предполагающее отказ от неприятного на вкус вещества.

Отвращение у шимпанзе и ребенка

Развитие эмоции отвращения В раннем младенчестве реакция отвращения может быть активирована только химическим раздражителем - горькой или испорченной пищей. Однако по мере взросления и социализации человек научается испытывать отвращение к самым разнообразным объектам окружающего мира и даже к самому себе. Понятие «отвратительно» используется нами в самых разных ситуациях и по отношению к самым разным вещам. С его помощью мы можем охарактеризовать запах испорченной пищи, характер и поступки человека или неприятное событие. Оно может означать, что чье-то поведение и манеры резко отличаются от общепринятых (например, когда от человека дурно пахнет или он чавкает за столом). Точно так же понятие «вкус» употребляется нами не только по отношению к пище, но и при описании поступков и поведения человека. Например, мы можем сказать, что человек «проявил хороший вкус», отдав предпочтение некой картине, и это будет означать, что он хорошо разбирается в живописи. Сам факт неоднозначности этого понятия свидетельствует о том, что эмоция отвращения, возникающая в результате нейрохимических процессов, имеет психологическое значение. Испорченная пища вызывает отвращение при любых обстоятельствах, но не менее сильное отвращение может вызвать у нас и самая вкусная пища, если она приготовлена или подана не так, как мы привыкли. Малейшее нарушение привычного способа совершения того или иного действия может привести к тому, что действие, обычно воспринимаемое как нормальное и естественное, начинает вызывать отвращение. Так, например, каждый из нас постоянно сглатывает слюну. Однако, что вы почувствуете, если вам вдруг предложат сплевывать слюну в стакан, с тем чтобы потом проглотить ее разом? Конечно же, отвращение. Эмоция отвращения играет чрезвычайно важную адаптивную роль в жизни человека, создавая мотивацию к отвержению физически и психологически вредных объектов.

Физиология отвращения Отвращение у людей отчетливо делится на «первичное» это практически бессознательная психическая реакция на всякие мерзости и «вторичное», или моральное, касающееся более абстрактных предметов. Связь между ними самая тесная. Во всех без исключения человеческих культурах принято распространять слова и понятия, обозначающие объекты первичного отвращения, на людей, нарушающих моральные и общественные нормы например, на лживых политиков, продажных чиновников и т. п. Люди, заклейменные таким образом, могут даже восприниматься как источник некой мистической «заразы». По мнению Розина, это означает, что идея «заразности» в человеческом сознании распространяется и на моральные качества личности. Пол Блум, настроен более скептически: по его мнению, настоящее отвращение люди испытывают только к тем абстрактным идеям, которые непосредственно ассоциируются с объектами «первичного» отвращения, а во всех остальных случаях, это не более чем метафора. Джонатан Хайдт полагает, что нашел доказательство единой физиологической природы «первичного» и морального отвращения: ему удалось экспериментально показать, что обе эмоции приводят к замедлению пульса, а при особенно острой реакции еще и к чувству «комка в горле». По мнению Хайдта, это показывает, что моральное отвращение никакая не метафора, а самое настоящее отвращение.

Физиология отвращения Бразильский нейробиолог Жоржи Молл пришел к сходным выводам, наблюдая за активностью мозга испытуемых при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ). Оказалось, что при «первичном» и моральном отвращении возбуждаются одни и те же области мозга, а именно боковая и средняя лобноглазничная кора (lateral and medial orbitofrontal cortex) эти области отвечают и за некоторые другие неприятные переживания, такие как сожаление об упущенных возможностях. Однако выявились и различия: моральное отвращение связано с более сильным возбуждением передней части лобноглазничной коры, которая считается более эволюционно молодой и, по-видимому, отвечает за обработку наиболее абстрактных эмоциональных ассоциаций. Независимо от того, являются ли «первичное» и моральное отвращение одним и тем же или разными чувствами, «первичное» отвращение само по себе может оказывать вполне реальное влияние на наши моральные суждения и оценки и, как следствие, на наше отношение к людям и социальное поведение. Психологи из Принстонского университета при помощи МРТ показали, что возбуждение отделов мозга, отвечающих за страх и отвращение, снижает активность тех отделов, которые отвечают за жалость, сочувствие и вообще за восприятие других людей. Мимическое выражение отвращения обслуживается самым древним отделом мозга - стволом мозга.

Причины отвращения Розин и Фаллон разработали теорию отвращения, в которой эмоция отвращения жестко связывается с пищевым поведением. Отвращение рассматривается ими как физиологическая реакция отвержения вредоносных объектов. В качестве таких объектов они рассматривают только продукты животного происхождения. Они выделяют четыре возможные причины пищевого отвержения: 1 ) невкусная пища (та, которая не нравится индивиду); 2) опасная пища (ядовитая): 3) несъедобные предметы в качестве пищи (например, дерево или песок); 4) пища, вызывающая отвращение (загрязненная или зараженная пища). Можно отвергать те или иные пищевые объекты на основании их неприятного вкуса, но, для того чтобы индивид испытал отвращение к объекту, он должен знать или предполагать, что объект заражен. Розин и Фаллон считают, что развитие эмоции отвращения тесно связано с когнитивным развитием человека и зависит от его способности понимать, как происходит заражение пищи и каким образом зараженная пища влияет на организм. Таким образом, эмоция отвращения, по мнению авторов, возникает у человека не раньше семилетнего возраста. Лишь по достижении семи лет ребенок в процессе обусловливания и научения начинает испытывать отвращение к объектам, которые раньше были нейтральными для него. Любая вполне съедобная пища теперь может вызвать у него отвращение, если он знает, что она соприкасалась с зараженным объектом. «Зараженность» - это не только и не столько физическая характеристика объекта; психологическая зараженность может вызвать не менее сильное отвращение. Маленькие дети, по мнению авторов, не могут испытывать отвращения к пище; они отказываются брать в рот только невкусные, несъедобные или ядовитые продукты и вещества.

Причины отвращения Представление Розина и Фаллона об эмоции отвращения как исключительно пищевой реакции оспаривается психоаналитиками. Последние сообщают многочисленные случаи, свидетельствующие о том, что человек может испытывать отвращение к определенным формам сексуальной активности. Кроме того, Дэвид и Фэйхи считают, что сексуальное отвращение может выполнять адаптивные функции. Например, отвращение к определенным формам сексуальных отношений может сыграть роль в установлении приемлемых норм полового акта, а отвращение к потенциально опасным, вредным для здоровья формам сексуальной близости выполняет защитную функцию. Большинство теоретиков согласны в том, что исходной причиной отвращения является «дурной вкус» объекта. Постепенно, по мере научения и накопления опыта человек научается испытывать отвращение при одном только взгляде на объект, который может быть неприятным на вкус, имеет дурной запах или неприятный вид. Мы можем испытывать отвращение к протухшему мясу, к невоспитанному ребенку, к дурно пахнущей пище, к зловонию на улице, к определенные формы полового акта. С точки зрения психологического благополучия индивида, наиболее серьезного внимания заслуживает, наверное, тот факт, что источником отвращения может стать собственное «Я» человека. Некоторые физические аспекты этого «Я» не доставляющие человеку особого беспокойства в детстве, в подростковом возрасте могут вызывать у него отвращение. Так, например, полнота, часто рассматриваемая в детстве как признак хорошего аппетита и крепкого здоровья, в подростковом возрасте нередко становится той частью физической Я-концепции, которая вызывает наибольшее отвращение. В комбинации с печалью и другими эмоциями отвращение может играть немаловажную роль в пищевых расстройствах, которыми страдают очень многие люди. Генерализованное отвращение к пище может привести к полному отказу от пищи, к анорексии.

Мимическое выражение отвращения Самые важные подсказки для идентификации отвращения дают рот и нос и в меньшей степени брови и нижние веки. Верхняя губа приподнимается, в то время как нижняя может быть поднята или опущена; нос сморщивается; нижние веки поднимаются, а брови опускаются. На рисунке девушка показывает, что в случае испытываемого отвращения ее верхняя губа приподнимается (1), это приводит к изменению внешнего вида кончика носа. Приподнятая верхняя губа может дополняться, а может и не дополняться деформацией крыльев носа и сморщиванием на переносице (2). Чем сильнее отвращение, тем выше вероятность того, что сморщивание носа также станет заметным. Нижняя губа может быть приподнята и слегка выдвинута вперед (3) или опущена и слегка выдвинута вперед (4). Щеки приподняты, что вызывает изменение внешнего вида нижних век, сужение раскрытых глаз и появление под глазами многочисленных складок и морщинок (5). Хотя на лице, выражающем отвращение, брови обычно опущены, эта подробность является несущественной.

Мимическое выражения отвращения

Мимическое выражение отвращения безошибочно распознается даже на лице младенца. Помимо нахмуренных бровей и сморщенного носа мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивая попавшее в рот неприятное вещество. С возрастом человек научается контролировать свои мимические реакции, в том числе и реакцию отвращения. Мы не только учимся скрывать свое отвращение или прятать его за выражением других движения дать кому-то понять, что нечто в его поведении вызывает у нас отвращение. Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу», тогда как взрослые могут выразить свое отвращение одним лишь движением верхней губы или едва заметным наморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными окружающими, если те не слишком наблюдательны. эмоций, но и обретаем навык «изображать» отвращение, когда на самом деле не испытываем его. Кроме того, мы можем с помощью одного - единственного мимического

Биологическая и социальная функции отвращения Исходная и наиболее очевидная биологическая функция отвращения состоит в том, что оно мотивирует отвержение неприятных на вкус или потенциально опасных веществ. Но отвращение может также играть мотивирующую роль в установлении взаимосвязей между чрезвычайно широким кругом раздражителей, с одной стороны, и реакцией избегания- отвержения - с другой. Вкусовые ощущения вызываются только воздействием химических раздражителей, но эмоция отвращения может побуждать индивида к избеганию или отвержению даже тех объектов, которые не воздействуют на его вкусовые или обонятельные рецепторы. Отвращение заставляет нас избегать потенциально неприятных объектов или «скверных ситуаций» без их непосредственного воздействия на наши органы чувств. С помощью мимического выражения отвращения или отдельных мимических движений человек сигнализирует другому человеку о том, что тот должен изменить свою внешность, манеры или поведение, а в противном случае рискует быть отвергнутым. Когда что-то вызывает у нас отвращение, мы стремимся устранить этот раздражитель или изменить его так, чтобы он перестал быть отвратительным. Отвращение побуждало животных в процессе эволюции поддерживать санитарное состояние среды и предотвращало употребление испорченной пищи и зараженной воды. Отвращение зачастую сигнализирует нам об опасности объекта. Эмоция отвращения играет роль и в поддержании гигиены тела. Люди, как правило, испытывают отвращение к грязной одежде и запаху грязного тела. Загрязнение окружающей среды может иметь гибельные последствия для группы, а несоблюдение правил личной гигиены, может привести к отвержению и изоляции индивида. Отвращение может быть направлено не только вовне, - человек может испытывать отвращение к самому себе, что приводит к снижению самооценки.

Формы проявления отвращения Формы проявления отвращения следующие: предубеждение; пресыщение или отравление; идиосинкразия. В основе предубеждения лежит чужой, навязанный извне опыт. Самые распространенные это расовые, националистические и религиозные предубеждения, при которых человек реагирует на человека другой расы, другой национальности или другой веры точно так же, как реагирует житель Крайнего Севера, привыкший есть оленину, на предложение съесть мясо змеи, лягушки или блюдо, приготовленное из некоторых членистоногих насекомых. Пресыщение или отравление связано с проблемой метаболизма, неважно, о каком метаболизме идет речь углеводном, белковом или информационном. При отравлении речь идет о негативном качестве принятой пищи или принятой информации (когда «ядовитые слова травят душу»). При пресыщении поступающая пища или информация могут носить даже позитивный характер, но в большом количестве они действуют как отравляющие агенты. Идиосинкразия индивидуальная резковыраженная несовместимость субъекта с каким-либо веществом или объектом внешнего мира, которая переживается как чувство омерзения. Речь идет о биологической несовместимости, генерированной генным конфликтом, например, когда человек не переносит какие-либо продукты или химические вещества. Правда, этот конфликт не переживается как ярковыраженное эмоциональное состояние отвращения. Гораздо более эмоциональной выглядит идиосинкразия по отношению к каким-либо животным, например, многие люди испытывают чувство омерзения по отношению к змеям, тараканам, паукам.

Список литературы 1. Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь» 2. Пол Экман, Уоллес Фризен «Узнай лжеца по выражению лица» 3. Изард К. «Психология эмоций» 4. Е. П. Ильин «Эмоции и чувства»,