Передняя Азия. Карта городов Древнего Египта, Двуречья и Эгейского мира.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОСУДАРСТВА МЕСОПОТАМИИ. План урока. 1. Страна 2-х рек. 2. Города из глиняных кирпичей 3. Башни от земли до неба. 4. Письмена на глиняных табличках.
Advertisements

«Культура Шумеро-аккадского царства» Часть 2-1 Мировая художественная культура 9 класс 9 класс Учитель Доценко Надежда Сергеевна ГБОУ СОШ
В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется один тип храмовой постройки – зиккурат. Он представляет собой многоступенчатую башню, «этажи»
КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ. Цели урока: Углубление понятия «древние цивилизации» и обозначение их роли в системе современных ценностей;
ДВОРЦЫ И ХРАМЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ. Междуречье или Месопотамия- долина между Тигром и Евфратом.
Жилина Анна. Название " Ассирия " ( оно пришло к нам от греков ) - от имени Ашшура ( Ассура ), главного бога города Ашшура, центрального божества ассирийского.
Вас приветствует экскурсовод Симцова Мария. Откуда пришли шумеры – до сих пор неизвестно, но согласно легенде, распространенной среди самих шумеров, с.
Искусство древней Передней Азии Искусство Шумера и Аккада.
История археологических открытий древней Месопотамии Презентация подготовлена ученицами 10 А Светской Анастасией, Ворониной Анастасией, Афанасьевой Юлией.
Тема 3: Первые цивилизации. Месопотамия 1.Понятие «цивилизация». Особенности цивилизаций Древнего Востока 2.Месопотамия (Междуречье) как географическое.
Культурология Лекция 6 ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Часть I.
Древняя Месопотамия Рузыбаев Егор Университет Низами.
Древнейшие цивилизации Шумер Аккад Вавилония Ассирия Египет Индия Китай.
Зиккураты Подготовила: Спиридонова Алиса ученица 11Б класса МОУ СОШ 2. Учитель: Р.Х. Хафизова 2009 год г. Радужный 2009.
Изобретение клинописи Изобретение клинописи Выполнила ученица 5 «А» класса МОУ СОШ 3 Кондрашова Анастасия.
Д/З: параграф 13 читать. Записи в тетрадях учить. Новые слова запомнить.
Проект по истории на тему : Ассирийская держава Подготовила уч-ца 5-го класса Стрельникова Софья.
Министерство образования и науки республики Казахстан Общая средняя школа 30 им. О. Жандосова Подготовила Меркун Е.А.
Ассирийская держава Древний мир Урок в 5 классе Гимназия 212.
Ассирийская держава Древний мир Урок в 5 классе. Задание: Сформулируйте вопросы, на которые мы должны ответить в ходе урока. - Где находится Ассирия?
Транксрипт:

Передняя Азия

Карта городов Древнего Египта, Двуречья и Эгейского мира.

История Двуречья История Двуречья, насчитывающая несколько тысячелетий, представляет собой пеструю картину смены народов и государств. Первый этап развития Двуречья протекал между гг. до н. э. Древнейшим государством было государство Шумер, которое вскоре после своего создания слилось с государством Аккад в единое целое. Дальнейшее развитие Двуречья связано с историей двух крупных государственных образованиий - Вавилонии и Ассирии. История Вавилонского царства делится на два периода: Старовавилонское царство (XIX-XVI вв. до н. э. ) и Нововавилонское царство (VII-VI вв. до н. э. ). Ассирийское государство также имело два крупных этапа развития: первый относился к началу XVIII в. до н. э., а второй-к концу XII-IX в. до н. э.

Развитие древнейшей в Передней Азии цивилизации Месопотамии относится к IV-III тыс. до н. э. В последней трети III - первой половине II тыс. до н. э. в южной части Месопотамии- Двуречье образовались деспотии с обширным бюрократическим аппаратом.

За древнейшим периодом истории Месопотамии позднее последовал расцвет культуры народов, проживавших на территории Месопотамии и сопредельных ей Малой Азии, Сирии, Палестины, Ирана и других стран. Среди них особенно выделяются Ассирия и Новый Вавилон в Месопотамии (VIII-VI вв. до н. э,); Древний Иран времени Ахемечидов (VI-IV ав. до н. э.) и Сзсанидов (lII-V вв.).

План шумерского города Ура в период между XXIII- XXII вв. до н. э. (по Вулли). Город окружен мощными крепостными стенами; в центре-священный участок: 1-зиккурат; 2-священный двор Наннара; 3-храм Наннара и его жены Нингал; 4-двойной храм Нингал; 5-дворец Урнамму и Дунги Первые поселения появились на юге этого географического района в плодородной низменности, у впадения рек Тигра и Евфрата в Персидский залив. Здесь уже в середине IV тысячелетия до н. э., т. е. в эпоху позднего неолита, существовали сельские поселения родовых общин. Несколько позднее, но еще в IV тысячелетии до н. э. в Двуречье расселились шумеры -народ, который уже располагал определенными навыками ведения оседлого земледелия. Вплоть до конца III тысячелетия до н. э. шумеры господствовали в Месопотамии. К этому времени относится появление поселений городского типа, представлявших собой отдельные города-государства, то объединявшиеся под эгидой одного из них, то враждовавшие друг с другом.

Шуме́р цивилизация, существовавшая на юго-востоке Междуречья в IVIII тысячелетиях до н. э.. Считается первой цивилизацией на Земле. МеждуречьяIVIII тысячелетиях до н. э. Месопотамией (Междуречьем) древнегреческие географы называли равнинную область между Тигром и Евфратом. Самоназвание этой области – Сеннаар. Не позднее IV тыс. до н.э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения, постепенно они заняли всю территорию Месопотамии. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества остров Дильмун.

Шумеры заселяли Южное Междуречье (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) на заре исторического периода, во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в тоже время или несколько позднее.

Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. Имеется два предположения: 1.Страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, в горной местности. способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно доказательство в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. 2.Шумеры пришли в Месопотамию морским путём. появились в устьях рек. в их древнейших верованиях главную роль играл бог Мардук. едва поселившись в Двуречье, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам.

История. I Этап раннединастического периода (ок до н. э.) В начале 3-го тыс. до н. э. в Двуречье существовало около полутора десятков городов-государств. Окрестные, мелкие селения подчинялись центру, во главе которого стоял правитель, являвшийся иногда одновременно и военачальником и верховным жрецом. Эти мелкие государства принято в настоящее время именовать греческим термином «номы». Известны следующие номы, существовавшие к началу Раннединастического периода: на севере Киш, на юге поочередно Ур и Урук. Культовым центром шумеро- восточносемитских городов был Ниппур. Возможно, что первоначально именно ном Ниппур назывался Шумером. В Ниппуре находился Э-кур храм общешумерского бога ЭнлиляКиш УрУрукНиппурЭнлиля

Шумерские города. Древнейший период развития этих городов, который историки называют раннединастическим ( до н. э. ), изучен еще недостаточно Из древнейших шумерских городов известны Эриду, Урук, Ур, Лагаш, Ларса, Умма, Ниппур, Кута и др, однако некоторые характерные черты градостроительства Двуречья сложились именно в эту раннюю эпоху. К таким характерным чертам можно отнести овальные очертания плана города в целом, ориентацию главной оси овала на северо-запад и юго-восток, расположение святилища в центре или в северо-западной части города на холме или искусственной возвышенной террасе

Шумеро-Аккадский город Тудуб (современный Хафаджи) существовал за три тысячи лет до н. э. на восточном притоке Тигра. Реконструкция священного участка

Ниппур. План города, нацарапанный на глиняной доске в XII в. до и. э. (по Унгеру и Фишеру

В значительной мере стерлись границы между культом и государственной властью, что сказалось на типе важнейших монументальных комплексов, в которых объединялись храмы и дворцы. В центре каждого шумерского города возвышался храм. Его строили на высокой земляной платформе. Храмы имели вид высокой ступенчатой башни. Террасы-ступени образовывали огромную лестницу, устремленную в небо. Она «связывала» богов и людей – так считали шумеры. Такие ступенчатые храмы назывались зиккуратами. До настоящего времени сохранились руины зиккурата в Уре. ШУМЕРСКИЙ ХРАМ /ЗИККУРАТ/. Реконструкция

II Этап раннединастического периода (ок до н. э.) На юге продолжала осуществлять гегемонию I династия Урука, правителю которого Гильгамешу и его приемникам удалось, как свидетельствуют документы из архива города Шуруппака, сплотить вокруг себя ряд городов-государств в военный союз. Этот союз объединял государства расположенные в южной части Нижней Месопотамии, по Евфрату ниже Ниппура, по Итурунгалю и И- нина-гене: Урук, Адаб, Ниппур и др. То был именно военный союз небольших государств, а не объединенное государство, ибо в документах архива нет данных о вмешательстве правителей Урука в деле Шуруппака или об уплате им дани.

III Этап раннединастического периода (ок до н. э.) Характеризуется бурным ростом богатств и имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и неустанной войной всех номов Двуречья друг против друга с попыткой правителей каждого из них захватить гегемонию над всеми остальными. В юго-восточном направлении от Евфрата, параллельно Ирнине был прорыт канал Зуби, бравший начало от Евфрата выше Ирнины и тем самым ослаблявший значение номов Куша и Куту. На этих каналах образовывались новые номы: Вавилон на канале Арахту. Общинный бог Вавилона был Амаруту (Мардук). Дильбат (ныне городище Дейлем) на канале Апкаллату. Общинный бог Ураш.

Письменность Древнейшей известной письменной системой является шумерская письменность, в дальнейшем развившаяся в клинопись. Клинопись это система письма, при которой знаки выдавливаются тростниковой палочкой (стилом) на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась на все Междуречье и стала основной письменностью древних государств Ближнего Востока вплоть до I в. н. э.

Самые старые письменные документы, найденные на раскопках древнего города Урук, относятся к 3300 году до н. э. Первыми систему записи создали шумеры. Элам, где использовали в то время лишь набор разрозненных пиктограмм, адаптировал шумерскую письменность под свой язык. Для учёта имущества в Шумере и Эламе использовали систему глиняных шариков. Изначально каждый шарик обозначал один объект (корову, барана и т. п.) Затем размер и форма комочка стали значащими. А вскоре на них стали появляться пометки (след пальца, засечка), изменяющие их «вес». К середине 3-го тыс. до н. э. клинопись, использовавшаяся теперь как минимум для шумерского и аккадского языков, развилась в более- менее стабильную словесно-слоговую систему, включавшую около 600 знаков.

Таблица клинописи

Клинописная табличка. Клинопись

Культура Шумер одна из древнейших известных нам цивилизаций. Шумерам приписывается множество изобретений, таких как колесо, письменность, ирригационная система, сельскохозяйственные орудия, гончарный круг, и даже пивоварение. Появление письменности совпадает по времени с развитием городов и сопутствующей этому полной перестройкой общества. В то же время в Месопотамии появляется колесо и знание о плавке меди. Население шумерских городов составляли правители, придворные, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, солдаты, крестьяне, обрабатывавшие храмовые земли, и рабы. Как видно из этого перечня, социальный состав города шумеров отражал сложившееся в них классовое общество. Язык шумеров имеет агглютинативную структуру. Его родственные связи в настоящее время не установлены. Изображения Домов Знаний.

Архитектура В Междуречье мало деревьев и камня, поэтому первым строительным материалом были сырцовые кирпичи из смеси глины, песка и соломы. Основу архитектуры Междуречья составляют светские (дворцы) и религиозные (зиккураты) монументальные постройки и здания. Первые из дошедших до нас храмов Междуречья относятся к IVIII тысячелетиям до н. э. Эти мощные культовые башни, называемые зиккуратами (ziggurat святая гора), были квадратными и напоминали ступенчатую пирамиду. Ступени соединялись лестницами, по краю стены шёл ведущий к храму пандус. Стены окрашивались в чёрный (асфальт), белый (известь) и красный (кирпич) цвета. Зиккурат в Уре

Литература Одним из наиболее известных произведений шумерской литературы считается «Эпос о Гильгамеше» собрание шумерских легенд, позже переведенных на Аккадский язык. Таблички с эпосом были найдены в библиотеке царя Ашшурбанапала. В эпосе рассказывается о легендарном царе Урука Гильгамеше, его друге дикаре Энкиду и поисках секрета бессмертия. Одна из глав эпоса, история Утнапиштима, спасшего человечество от всемирного потопа, очень напоминает библейскую историю о Ноевом Ковчеге, что позволяет предположить что эпос был знаком даже авторам Ветхого Завета. Известен также шумеро-аккадский космогонический эпос «Энума элиш».

Религия Шумерский пантеон богов функционировал как ассамблея во главе с богом-царем. Ассамблея состояла из групп, основная группа известная как «Великие Боги» состояла из 50-ти божеств и, по верованиям шумеров, вершила судьбу человечества. Боги Адад, Ану, Ахуромазда, Ашшур,Баал, Зерван, Мардук, Митра, Син, Тешуб, Уту, Шамаш, Элохим, Энки, Энлиль АдадАнуАхуромазда АшшурБаалЗерванМардук МитраСинТешубУтуШамаш ЭлохимЭнкиЭнлиль Богини Астарта, Инанна, Иштар АстартаИнаннаИштар Демоны Азазель, Ангро-Майнью, Лилит АзазельАнгро-Майнью Лилит Герои Гильгамеш, ЗаратуштраУт- Напишти ГильгамешЗаратуштраУт- Напишти Мифы Эпос о ГильгамешеЭпос о Гильгамеше Мардук и его дракон с Вавилонской цилиндрической печатиВавилонской

Падение Шумера По древнешумерскому эпосу, около 2600 г. до н. э. Шумер объединяется под властью Гильгамеша, Урукского царя, позже передавшего власть династии Ура. Затем трон захватывает Лугальаннемунду, правитель Адаба, подчинивший Шумеру пространства от Средиземного моря до юго- западного Ирана. В конце XXIV в. до н. э. новый завоеватель царь Уммы Лугальзагеси расширяет эти владения до Персидского залива. В XXIV веке до н. э. большая часть Шумера была завоёвана Аккадским царём Шаррумкеном (Саргон Великий). К середине II тысячелетия до н. э. Шумер был поглощён набиравшей силу Вавилонской империей. Ещё раньше, к концу III тысячелетиях до н. э., шумерский язык потерял статус разговорного, хотя и сохранялся ещё в течение двух тысячелетий, как язык литературы и культуры.

Список литературы Лит.: Струве В. В., Новые данные об организации труда и социальной структуре общества Сумерс эпохи III династии Ура, «Советское востоковедение», 1949, т. 6; Тюменев А. И., Государственное хозяйство древнего Шумера, М.Л., 1956; Дьяконов И.М. Общественный и государственный строй Древнего Двуречья. Шумер. М; Дьяконов И.М. Пути истории: от древнейшего человека до наших дней. М; История Древнего Востока. Т.1. Месопотамия. М; История древнего мира. Т. 1. Ранняя древность. М; 1989.

Вопросы: Сколько и какие точки зрения появления племен шумеров в Южной части Месопотамии? Изобретения шумеров? Главные боги, кто за что отвечает?

Ассирия Ассирия (ассир. Атур), древнее государство в Северном Двуречье (на территории современного Ирака). Ассирийская империя просуществовала около 1000 лет, начиная с XVII века до н. э. и до её уничтожения в VII столетии до н. э. (около 609 до н. э.) Мидией и Вавилонией.

История Ассирии Различают три периода в истории Ассирии: Староассирийский (XXXVI вв. до н. э.)XXXVI Среднеассирийский (XVXI вв. до н. э.)XVXI Новоассирийский (XVII вв. до н. э.)XVII В XIVIX веках до н. э. Ассирия неоднократно подчиняла всю Северную Месопотамию и прилегающие районы. Период наивысшего могущества Ассирии VIIIVII век до н. э. Новая Ассирийская империя ( г. до н. э.) считается первой империей в истории человечества.XIVIXМесопотамиюVIII г. до н. э.

Первый город, построенный ассирийцами (вероятно, на месте субарейского поселения) они назвали Ашшур, по имени своего верховного бога Ашшура. Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства (Ниневия, Ашшур, Арбела и др.), до 15 в до н. э., по-видимому, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Сначала Ашшур был центром сравнительно небольшого, номового, преимущественно торгового государства, в котором ведущую роль играли купцы. Ассирийское государство до 16 в до н. э. называлось «алум Ашшур», то есть народ или община Ашшур. Используя близость своего города к важнейшим торговым путям, купцы и ростовщики Ашшура проникли в Малую Азию, и основали там свои торговые колонии, важнейшей из которых является город Каниш.АшшурАшшураНиневияАшшурАрбела

Особенности архитектуры Ассирии определили более суровый климат, чем в южной части Двуречья, горы, богатые камнем, лесом, рудой. Военный уклад сложившегося здесь во II тыс. до н. э. государства также сказался на характере строительства - ассирийцы возводили крепости, дворцы, мосты, строили прочные каменные дороги. Благодаря успешным военным походам Ассирия становится к VII в. до н. э. огромной державой, включавшей и территории Двуречья. Дур-Шаррукин (современный Хорсабад) был построен ассирийским царем Саргоном II ( гг. до н.э.)

Литература и наука Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был невелик. Так, в области литературы Ассирия не создала ничего своего, кроме военных царских анналов. В своём роде, впрочем, эти анналы были замечательны яркой выразительностью ритмического языка и системой образов, когда дело шло об изображении военной мощи Ассирии и описании побед ассирийского царя. Наука в Ассирии находилась в общем ещё на этапе первичного накопления фактов. Дошедшие до нас научные сочинения носят сугубо утилитарный характер это различные перечни, справочники, рецепты. На высоком уровне развития находились военная техника и те отрасли техники, которые связаны с военным делом, строительство мостов, дорог, акведуков, крепостей и т. п.

Рельеф из дворца Синахериба в Ниневии (702 г. до н.э.) изображает бегство в 701 (702) г. до н.э. тиро-сидонского царя Элулая (Лилу) на Кипр от ассирийских войск.

Искусство Достижения ассирийского искусства остаются ограниченными. Для него характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов; тематика же ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, а идейное содержание сводится к восхвалению мощи ассирийского царя и ассирийского войска и к посрамлению врагов Ассирии. Нет интереса к передаче конкретного образа человека и его окружения, в изображениях сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п.

Атака ассирийских колесниц. Рельеф из дворца Ашшурназирпала. IX век до н.э.

КРЫЛАТЫЙ ДЖИН КРЫЛАТЫЙ ДЖИН Одна из двенадцати массивных алебастровых плит, украшавших дворец ассирийского правителя Ашшурнасирпала II в Кальху (недалеко от современного Багдада). 9 в. до н. э. - время наибольшего могущества ассирийского государства и расцвета ассирийского искусства. В убранстве дворцов этого периода главную роль играют рельефы из известняка и алебастра, на которых часто изображались мифологические существа - крылатые гении.

XIV-X вв. до н.э. Для ассирийского искусства характерно прославление физической мощи человека: мужские фигуры подчеркнуто массивны, с преувеличенным и линиями мускулатуры. Изначально рельеф был ярко раскрашен.

Религия Религиозные представления, восходившие к далёким временам, и верования, возникавшие вновь на почве социальной придавленности масс, опутывали каждый шаг ассирийцев: бесчисленные суеверия, вера в десятки видов демонов и привидений, от которых ограждались амулетами, молитвами, магическими фигурками героев Гильгамеша и Энкиду, тысячи примет на все случаи жизни, соблюдаемые с величайшей тщательностью обряды и т. д. Сложные обязательные обрядовые церемонии должен был выполнять и царь, считавшийся магическим носителем благополучия страны; это широко использовалось жречеством для политического давления на царя и сохранения своего влияния на государственные дела.

Центральное божество - А́шшур (А́ссур) бог войны, бог-воитель, вошедший затем в пантеон шумеро-аккадских богов. Диск с крыльями один из наиболее распространенных древних символов; крылатый солнечный диск был символом Ашшура. Ашшур, в аккадской мифологии центральное божество ассирийского пантеона, первоначально покровитель города Ашшур. Его именуют "владыка стран", "отец богов" и считают отцом Aнy; его жена Иштар Ашшурская или Энлиль. Ашшур почитался как вершитель судеб, военное божество и божество мудрости. Эмблемой бога служил крылатый солнечный диск над священным древом жизни, а на памятниках II I тысячелетий до н. э. Ашшура изображали с луком, наполовину скрытого крылатым диском солнца, он словно парит в его лучах. Символ Бога Ашшура.

Диск Ашшура Рельеф, IX в. до н. э

Культура Между 16 и 13 вв. был составлен дошедший до нас сборник ассирийских законов. Ассирийское право характеризовалось исключительной жестокостью наказаний, беззащитностью должников и бесправием женщины. Для древнейшей А. характерна самоуправляющаяся сельская и городская община (алу), имевшая в собственности периодически переделяемый земельный фонд, которым непосредственно владели домашние общины (биту). Знать, входившая в торговые компании, наживалась на караванной торговле.

Вопросы Назовите главнейшие города Ассирии. Охарактеризуйте религию ассирийцев. Какими государствами была захвачена и поглощена Ассирия?