Мировая экономика в условиях кризиса Травинский П.С. petr@travinsky.ru www.travinsky.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ влияния повышения ставки ндс на экономику страны
Advertisements

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЕДУЩИХ СТРАН МИРА.
Принимай инвестиционные решения САМ! Китай – новая надежда или "вторая Япония"?
1 Мировой финансовый кризис и Россия Е. Т. Гайдар 7 июня 2009 г.
Автомобилестроительная отрасль в Украине. Автомобилестроительная отрасль Украины Структура по производителям Объемы производства Численность работников.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИКИ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ «О социально-экономическом положении Читинской области в январе-сентябре 2006 года» Майзлингер Т.И. – заместитель Губернатора.
Макроэкономические показатели Российской Федерации гг. Макроэкономические показатели Российской Федерации гг. 1.
(Китай) Филатов Константин. Китай расположен в Восточной Азии. С востока КНР омывается водами западных морей Тихого океана. Столица Пекин.
1 Мировой финансовый кризис и Россия Е. Т. Гайдар 31 марта 2009 г.
Динамика курса американского доллара Лекция КМТР, Капустина Л.М. Март 2008г.
Москва 2010 ЦЕНТР МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И КРАТКОСРОЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ Прогноз экономического развития на гг. результаты работ по проекту.
Апрель 2010 Рынок торговой недвижимости – факты и перспективы.
1 Особенности социально-экономической ситуации в Иркутской области и актуальные задачи органов местного самоуправления муниципальных образований в современных.
Formation of Prices on World Commodity Markets / Формирование цен на мировых товарных рынках 1.Закон единой (мировой) цены 2.Влияние государства на внешнеторговые.
Центр развития Центр развития ( Пухов С.Г. ФИНАНСОВЫЕ И ТОВАРНЫЕ РЫНКИ – КАК ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ (Последнее обновление данных:
На примере Компании «PSA- PeugeoutCitroen/MitsubishiMotors»2015.
Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу Социально-экономическое развитие.
Отдел развития конкуренции. +6,5% +5,7% +4,7% +3,1% +2,3% +1,4% +5,2% -0,2% +9% +1,4% +65,6% +26,9% +17,4% +14% +12,1% +10,3% +10% +9,5% +6,1% +5,9% -1,7%
Транксрипт:

Мировая экономика в условиях кризиса Травинский П.С.

По оценкам экспертов в 2009 году ожидается сокращение мирового производства на трлн. долл., т.е. в среднем на четверть мирового ВВП. И этот процесс продолжится в последующие годы. Снижение темпов производства

В США число запланированных сокращений персонала выросло за 2008 год в 3.2 раза. С начала рецессии в декабре 2007 года американская экономика лишилась 3.6 млн. рабочих мест, из них половина пришлась на последние 3 месяца: в ноябре было уволено 597 тыс., в декабре – 577 тыс., в январе – 598 тыс. (34-летний максимум); уровень безработицы достиг 17-летней вершины 7.6% (а реально он ещё много выше); увольнения в производственном секторе (207 тыс.) показали 26-летний пик, вследствие чего общее количество человеко-часов рабочего времени в этом секторе оказалось наименьшим аж с 1940 года. Массовые увольнения сократят совокупный спрос – а ведь уже нынешний его уровень породил грандиозный обвал в покупках автомобилей: общий их объём упал в январе до 9.5 млн. в годовом исчислении – он опустился ниже 10 млн. впервые с августа 1982 года; продажи General Motors за последний год сократились на 49%, Ford – на 40%, Chrysler – на 54%, Toyota – на 32%, Nissan – на 30%, Honda – на 28%; особо выделились Volvo, чьи продажи упали аж на 64% (т.е. почти втрое), и Subaru, напротив, увеличившая сбыт на 8%.

В Китае отмечается быстрое замедление экономического роста – и как один из его наиболее ярких признаков можно отметить темп годового увеличения промышленного производства: в первой половине года он составлял 10-20%, к октябрю снизился до 8.2%, а в ноябре составил уже 5.4%. Экспорт Китая в декабре 2008г. сократился на 2,8% в годовом исчислении Одновременно импорт в КНР в декабре 2008г. сократился на 21,3%

Не менее впечатляющей оказалась скорость падения деловой активности в Японии в рамках исследования центробанка под названием Танкан: по итогам финансового года (он заканчивается 31 марта) ожидается снижение инвестиций и падение прибылей сразу на 20-21%. Правительство разработало план стимулирования экономического роста на сумму около 110 млрд. долларов – однако принять его не удаётся, ибо оппозиция блокирует любые решения, требуя досрочных выборов.

Чистая прибыль компании Toyota снизилась в 4,3 раза Чистая прибыль японского автомобилестроительного концерна Toyota Motor Corp. за 9 месяцев финансового года, завершившихся 31 декабря 2008г., снизилась в 4,3 раза. Как отмечается в опубликованном в пятницу финансовом отчете компании, чистая прибыль автостроительного концерна снизилась до 328,8 млрд иен (3,66 млрд. долл.) по сравнению с 1,4 трлн иен (15,6 млрд долл.), полученными за аналогичный период годом ранее. Объем продаж Toyota Motor за 9 месяцев финансового года снизился на 13,8%, составив 16,99 трлн иен (189 млрд долл.) против 19,72 трлн иен (219 млрд долл.) годом ранее. Операционная прибыль за отчетный период составила 221,5 млрд иен (2,46 млрд долл.), что в 8,4 раза меньше аналогичного показателя за 9 месяцев финансового года, зафиксированного на уровне 1,87 трлн иен (20,8 млрд долл.). Компания также понизила прогноз на финансовый год, ожидая чистые убытки в 350 млрд. иен (3,9 млрд. долл.) в связи с падением объемов продаж и снижением доходов от экспорта из-за укрепления иены к доллару.

В январе внутренние продажи автомобилей в Японии сократились аж на 27.9% по отношению к тому же месяцу прошлого года – и ключевой автомобильный сектор оказался в состоянии свободного падения. Toyota получила в последнем квартале 2008 года операционный убыток млрд. йен (почти 4 млрд. долларов) и констатировала падение продаж до уровня на 20% ниже своих планов. Квартальные убытки зафиксировали также Mitsubishi (200 млн. долларов; начало выпуска внедорожника на российском заводе перенесено на несколько месяцев) и Mazda (около 7 млн.долл.) Этот процесс не ограничивается лишь автомобильным сектором – 1.3 млрд. долларов убытка показал также Panasonic, который сократить 15 тыс. человек персонала

В Испании в декабре производство сократилось на 19.6% против декабря 2007 года; во Франции в том же месяце количество безработных увеличилось на 45.8 тыс. человек; в Германии розничные продажи упали на 0.2% к ноябрю и на 0.3% к декабрю 2007 года, промышленные заказы рухнули на 6.9% за месяц и на 25.1% за год, а производство – на 4.6% и 12.0%; в январе в Германии производство автомобилей сократилось на 34% к январю 2008 года, а экспорт – на 39%; регистрация новых автомашин сократилась за год на 14% в Германии и на 31% в Великобритании. Deutsche Bank сообщил о годовом убытке в 5 млрд. долларов.

British Petroleum отчиталась о квартальном убытке 3.3 млрд. долларов – из которых, кстати, около 700 млн. пришлось на российскую фирму ТНК-BP. Агентство Moodys срезало рейтинг банка Barclays. В Бразилии, промышленное производство в декабре уменьшилось на рекордные 14.5% к ноябрю, занятость сократилась сразу на 655 тыс. человек, а внешнеторговый баланс ушёл в дефицит.

Правительство Германии разработало план по борьбе с кризисом. В его рамках прежде всего предполагается заключить соглашения с крупными компаниями: последние откажутся от массовых увольнений – в обмен на субсидии из казны на каждого из не уволенных работников. Кроме того, власти намерены начать развёртывание программы масштабных общественных работ – с упором на инфраструктуру (дороги, коммуникации, общественные здания и т.п.)

В России промышленное производство в ноябре показало снижение на 8.7% против того же месяца прошлого года; По оценкам некоторых экспертов, очищенная от сезонных и календарных колебаний помесячная динамика в июле-ноябре уже превзошла худшие антирекорды 1990-х годов – и оказалась в области, доселе достигавшейся лишь в первой части Великой отечественной войны, т.е. в 1941/42 годах. Годовое снижение реальных доходов у россиян по официальным данным составило 11.6%, а с учетом инфляции %.

Индекс промышленного производства в январе 2009г. по сравнению с январем 2008г. составил 84,0%, по сравнению с декабрем 2008г. - 80,1%.

Общая численность российских безработных по официальным данным составила: осенью 2007 года – 5.6% в сентябре 2008 года – 6.0%, в октябре - 6.1%, в ноябре - 6.6% в декабре – 7,0% рабочей силы. Это более 4 млн.чел. Таким образом, за последний год безработных в России стало на 17.8% больше.

Состояние резервов ЦБ Объем международных резервов РФ на 1 февраля 2009г. составил 386,894 млрд. долл., говорится в материалах Банка России. По сравнению с показателем на 1 января 2009г. резервы снизились на 9,4%. По сообщению газеты «Известия», потери валютных резервов Банка России за полгода уже составили около 280 млрд. долларов (42%).

Курс доллара к рублю

Структура внешнеторгового оборота России в 2008 г., 685,3млрд.долл.

Федеральная таможенная служба (ФТС) зафиксировала замедление импорта. По итогам ноября 2008 года стоимостные объемы ввезенных в Россию товаров сократились до 19,2 млрд. долл., что на 22,3% меньше по сравнению с предыдущим месяцем. Основная причина сокращения импорта, по мнению экспертов, заключается в действиях ЦБ по девальвации рубля. Согласно прогнозам, объемы импорта в Россию будут и дальше снижаться. Еще в начале декабря ФТС объявила о том, что с августа на фоне резкого снижения цен на нефть значительно упали стоимостные объемы экспорта. Так, в августе объемы экспорта составляли 45,4 млрд. долл., а в ноябре они сократились до 29,8 млрд. долл. Что касается объемов импорта, с конца лета они оставались почти на одном уровне и составляли около 25 млрдю долл. Но в ноябре стоимостные объемы ввезенных в Россию товаров резко сократились. ФТС фиксирует, что по итогам 11 месяцев из стран дальнего зарубежья на 29,5% сократился ввоз сахара-сырца, на 13,4% шоколада. На 11,4% снизились физические объемы закупок черных металлов и изделий из них. RBC daily

Некоторые оптовые компании-импортеры, закупающие за рубежом товары массового спроса, бьют тревогу. Уже к марту-апрелю 2009 года, уверяют они, изобилие иностранных товаров на полках российских магазинов исчезнет. В первую очередь это коснется дорогостоящих одежды, мебели, элитного алкоголя, автомобилей. А поставки бытовой техники могут упасть на процентов. Все будет зависеть от того, насколько ужмется покупательная способность населения. "Хлеб люди будут покупать в любом случае, а от телевизора могут отказаться. Отсутствие покупательского спроса для импортеров гораздо опаснее отсутствия кредитов, поскольку рынок в таком случае сожмется, и многие компании с него просто уйдут. Российская газета

Снижение товарооборота

Снижение товарооборота на границе Товарооборот на границе в начале 2009 года существенно снизился. На Финляндском направлении стали меньше ввозить автомобилей иностранного производства. На Балтийской таможне почти совсем прекратился импорт товаров химической промышленности. Об этом сообщил 26 января 2009 г. руководитель Северо-Западного таможенного управления Михаил Прокофьев. По словам таможенников, к спаду начали готовиться еще в декабре, однако, не предполагали, что он окажется настолько резким. Михаил Прокофьев, начальник Северо-Западного таможенного управления: "Пока ситуация не радужная. В зоне деятельности Балтийской и Санкт-Петербургской таможни снижение товаропотока – 50% и 45%".

Сокращение таможенных платежей В январе 2009 года Федеральная таможенная служба (ФТС) перечислила в федеральный бюджет на 28% меньше, чем в январе 2008 года, 196,7 млрд руб., что номинально соответствует перечислениям января 2007 года. Опубликованные данные ФТС о платежах свидетельствуют о существенном ускорении сокращения внешнеторгового оборота товаров в январе 2009 года (данные ФТС, в отличие от данных ЦБ и Минэкономики, не включают внешнюю торговлю услугами).

Защитные меры в условиях кризиса Большинство государств мира в условиях кризиса повышает ввозные и снижает вывозные таможенные пошлины. Об этом говорится в подготовленном Минэкономразвития РФ мониторинге мер во внешнеэкономической сфере, предпринимаемых иностранными государствами в условиях мирового финансового кризиса (по состоянию на г.). Как отмечают в Минэкономразвития, повышение ввозных таможенных пошлин осуществляется в отношении товаров, импорт которых является существенным для экономики. Основная мотивация - расширение возможностей пополнения доходной части бюджета без ущерба для экономики, так как инфляционное давление импорта в условиях падения мировых цен ослабевает, и повышение уровня защиты внутренних производителей от дешевого импорта, усиливающееся благодаря эффекту от девальвации национальной валюты

Изменение таможенного тарифа РФ Код ТН ВЭДНаименование Размер пошлины СтараяНовая Импортные пошлины Автомобили легковые25%30% Кузовные детали (машинокомплекты)5-10%15% Автомобили грузовые1,4 /см34,4 /см3 Автобусы1,2 /см33 /см3 Автомобили легковые старше 5 лет0,85-3 /см33-5,7/см Комбайны зерноуборочные70 /квт15%, но не менее 120 /квт Самолеты гражданские с количеством посадочных мест не более чем на 50 человек 20%0% Самолёты прочие20% Трубы из чёрных металлов5-15%15-20% Аппаратура для медицинского, хирургического, стоматологического или ветеринарного использования 5%0% Экспортные пошлины 7403Медь рафинированная и сплавы медные необработанные 10%5% Никель нелегированный10%0%

Виды таможенных пошлин Код ТН ВЭДНаименование позицииСтавка пошлиныВид Газ природный 30% - экспорт 5% - импорт адвалорная импорт Яхты и прочие плавучие средства 20 %адвалорная Нефть сырая495,9 $/т – с г. 372,2 $/т - с г. 192,1 $/т - с г. 119,1 $/т- с г. 100,9 $/т – с г. специфическая 4101 экспорт Необработанные шкуры крупного рогатого скота 500 евро за 1000 кгспецифическая импорт Свекловичный сахар, не для рафинирования: с 1 января по 30 июня 250 долл. за 1000 кг.специфическая Часы наручные20%, но не менее 3 евро за штуку комбинированная Костюмы, пиджаки, мужские шерстяные 20%, но не менее 2,5 евро за 1 кг комбинированная Зерноуборочные комбайны, старше 3-х лет 15%, но не менее 120 евро за 1 кВт мощности двигателя комбинированная

Снижение темпов перевозок Контейнерный перевозчик компания Maersk Line сокращает количество отправок между Азией и Европой на 10%. Со января Wan Hai и Pacific International Lines закрывают свой объединенный сервис Азия – Европа и сокращают тоннаж на направлении Дальний Восток – Западное побережье США. Аналогично поступают China Shipping и IRISL на направлении Дальний Восток – Средиземное море.

Оборот Гамбурга не достигнет в этом году 10 млн. TEU. Рост по итогам 10 месяцев составил всего 0,3% - до 8,321 млн. TEU. Оборот Гонконга снизился в ноябре на 13,2% и составил 1,805 млн. TEU. В Сингапуре снижение объемов перевалки контейнеров произошло впервые за последние 7 лет. В ноябре т.г. контейнерооборот порта составил 2,3 млн. TEU, что на 1,5% меньше, чем в ноябре прошлого года.

По статистике Таможенного управления Шанхая, в течение первых 11 месяцев 2008 года экспорт контейнеров через шанхайский КПП составил 435 тыс. единиц общей стоимостью 1,99 млрд. долл. США, что соответственно на 9,1 и 16,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такие темпы роста оказались соответственно на 33,6 и 35,7 процентного пункта ниже показателей предыдущего года. С августа рост экспорта контейнеров через шанхайский КПП замедляется. В частности, в ноябре их экспорт составил всего лишь 10 тыс., сократившись на 77,7% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В январе-ноябре экспорт контейнеров в ЕС через шанхайский КПП составил 130 тыс. /снижение на 28,2%/, в США тыс. /прирост на 28,1%. Жэньминь Жибао

Самый крупный порт на Северо-Западе петербургский в ноябре показал уменьшение грузооборота на 8% по сравнению с ноябрем 2007 г. На 76% снизилась перевалка металлолома, на 69% леса. Оборот контейнеров в Петербурге, который в последние годы рос на 15-30%, снизился на 3%. По прогнозам Росморпорта, объем перевалки грузов через порт Петербурга в 2009 году снизится на 10%. Общий контейнерооборот ОАО "Калининградский морской торговый порт" снизился за 8 месяцев на 15,2% до 79,277 тыс TEU.

Несмотря на хорошие показатели этого года, Латвийские порты готовятся к падению грузооборота в следующем году. Под влиянием низких цен на нефть сократится грузооборот угля. По самым оптимистичным прогнозам, в Рижском порту в будущем году грузооборот уменьшится до 7%, в Лиепайском порту спад составит 10-20%, в Вентспилсском - 10%. В связи с сокращением потребления в России, будет падать и оборот контейнерных грузов, на 10-15% уменьшится в связи с низкими ценами на мировых рынках объем грузов древесины. Из-за спада грузооборота портов, эксперты также ожидают банкротство ряда фирм- автоперевозчиков. Контейнерный оборот порта Таллине в ноябре показал падение на 7,9% до TEU. По итогам 11 месяцев оборот вырос на 0,2% до TEU.

Железнодорожный транспорт РФ в ноябре 2008 года снизил объемы погрузки на 20,1% по сравнению с аналогичным месяцем 2007 года, до 90,8 млн. тонн грузов, сообщается в материалах Федеральной службе государственной статистики (Росстат) РФ. Автодилеры предрекают, что количество заказов на перевозку автомобилей автовозами уменьшится в 2009 году на 30-60% в зависимости от того, как ситуация будет развиваться дальше. Эксперты прогнозируют, что в течение первой половины 2009 года дилеры будут распродавать уже существующие на складе запасы и вырабатывать контракты, которые были запланированы на вторую половину 2008 года а значит перевозки им не понадобятся. Так, некоторые региональные компании уже распродают автовозы, поскольку многие из них были взяты под лизинговые программы или в кредит. Федеральная таможенная служба (ФТС) России из-за экономического кризиса ожидает в первом квартале 2009 года сокращения на 40% объема импортируемых в РФ товаров по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, сообщил начальник аналитического управления ФТС Владимир Ивин.

Вчера пресс-служба ДВЖД сообщила, что на станции Владивосток в ожидании погрузки автомобилей простаивают более 300 вагонов- сеток. По отработанной схеме, доставив груз на станцию назначения (Москва, Новосибирск и т.д.), подвижной состав возвращается на станцию Владивосток в ожидании погрузки. Но так как количество перевозимых по железной дороге импортных автомобилей резко сократилось, вагоны простаивают на путях общего пользования на всем полигоне отделения дороги. «В настоящее время порожними вагонами забито все Владивостокское отделение. Грузоотправителю не выгодно отправлять вагон порожним, ему выгоднее ждать погрузку», отмечают в Региональном агентстве фирменного транспортного обслуживания на Владивостокском отделении дороги. Порожний пробег одного вагона от Владивостока до Новосибирска обойдется в 30–50 тыс. руб., в то время как его простой в сутки 177 руб.

Снижение тарифов В течение этого года фрахтовые ставки на перевозки контейнеров на направлении Индия – Европа упали почти на 30%, на направлении Китай (Гонконг) – Европа – на 70%. SeaNews

Динамика цен на доставку контейнеров по маршруту Китай-Котка Цены включают в себя все сборы, USD Порт отгрузки HC октябрьфевральоктябрьфевральоктябрьфевраль Shanghai HK Произошло снижение ставок на 40-50%

Цены на февраль 2009 года на доставку контейнеров по маршруту ЮВА-Котка-Москва Цены включают в себя все сборы, USD Порт отгрузки HC Shanghai,HK, Yantian,Ningbo Tokyo, Jakarta, Pusan, Manila, Bangkok Транзитное время = дней

Тарифы автоперевозчиков на сентябрь 2008г. автопоездом с полуприцепом длиной 13,6 м и с объемом кузова 86 – 90 м3 Германия 3500 – 3700 евро Бельгия / Голландия 3700 – 3800 евро Англия / Лондон 3900 – 4300 евро Франция / Париж 3800 – 4000 евро Испания 5100 – 5500 евро Италия / север 4500 – 4700 евро Австрия 3300 – 3500 евро Польша / Варшава 2000 – 2300 евро Венгрия 2800 – 2900 евро Чехия 2900 – 3100 евро Словакия 2700 – 2900 евро Словения 3600 – 3800 евро Сербия 3000 – 3200 евро Хорватия 3200 – 3500 евро Румыния 2800 – 3100 евро Болгария евро 2900 – 3400 евро Финляндия / Хельсинки 1600 – 1800 евро Швеция 2900 – 3300 евро АСМАП

Расчет провозной платы Станция отправления Владивосток (перев.) (Дальневосточная дорога) Страна отправления20 Россия Станция назначения Москва-Товарная (Октябрьская дорога) Страна назначения20 Россия Груз ЕТСНГ65405 Обувь кожаная Груз ГНГ Вес груза, кг60000 Грузоподъемность, т68 ПринадлежностьГосударств. Порожнийнет

ОписаниеЗначениеВалюта Расчёт провозной платы по стране РОССИЯ за 9184 км. Схема расчета И1 В3 Ставка по схеме И RUB Поправочные коэффициенты: Повагонная отправка одного вагона в завис. от расст. перевозки833.25RUB Повышение уровня тарифа (с 1 июл 2008 г.)2.124* Прочие грузы 3 т.к.1.540* Итого (инфраструктурная составляющая) RUB Ставка по схеме В RUB Поправочные коэффициенты: Повышение уровня тарифа гр.В (с 1 июл 2008 г.)2.124* Итого (вагонная составляющая) RUB Скидка за использование вагона общего парка МПС RUB Итоговая провозная плата RUB Сбор за охрану груза RUB К взысканию: Итого RUB Налог (НДС, 18%) RUB Всего по стране Россия RUB За одну тонну RUB Общая стоимость по всем странам RUB В том числе налогов RUB

Кадровая ситуация в транспорте и логистике за январь Январская кадровая ситуация в логистике оказалась прогнозируемо печальной. По данным мониторинга SKY Building, в январе количество резюме специалистов, которые находятся в поиске работы в логистике, увеличилось в 3,5-4 раза по сравнению с декабрем 2008 года. Общее число резюме в логистике за январь приблизилось к 8 тыс. (против 2 тыс. в декабре 2008 года). В грузоперевозках число резюме за январь увеличилось в 3 раза по сравнению с декабрем прошлого года. Наиболее критична ситуация в логистике Санкт-Петербурге – здесь на 1 вакансию приходится 32 резюме. В перевозках ситуация в Санкт-Петербурге выглядит чуть лучше московской – 17 резюме на 1 вакансию, в Москве в перевозках конкурс составляет 23 человека на место. SKY Building