ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Рынок как главное звено экономики 2. Инструменты рынка 3. Эластичность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория спроса и предложения Исполнители: Кныш Е. В. Домнин А. В.
Advertisements

Спрос – потребность покупателей в данном товаре, выраженная в их покупательной способности. Величина спроса – количество товара, которое покупатели готовы.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. СПРОС ПРОДАВЦЫ – ТОВАРЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – РЫНОЧНЫЕ ЦЕНЫ – ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ ДЕНЬГИ – ПОКУПАТЕЛИ.
«Рыночное равновесие». Рыночное равновесие Кривая совокупного предложения – кривая, показывающая реальный объем национального производства, который может.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.. Темы уроков: 1. Спрос и предложение 2. Эластичность спроса и предложения 3. Рыночное равновесие.
Рынок, его механизмы и функции
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Тема СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И МЕХАНИЗМ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.
В.2. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Механизм функционирования рынка Работу выполнили: Тимеркаева, Хасаншина, Иксанова, Хайретдинова.
Спрос и предложение. Ход занятия: 1. Определение спроса 2. Закон спроса 3. Кривая спроса 4. Неценовые факторы спроса 5.Определение предложения 6. Закон.
Тема 1 «Общая характеристика рыночной экономики» ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ.
ЧОУ ВО "САНКТ ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ" СПРОСЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНИЛА: ВАНУЙТО АНЖЕЛИКА ГРУППА: ЮИБ 17-3 ПРОВЕРИЛА :
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
Спрос и предложение. На графике изображено изменение предложения роликовых коньков на потребительском рынке. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг.
Рыночная система хозяйствования 1.Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие 2.Спрос и факторы, на него влияющие 3.Предложение и факторы, на него.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве.
Теория спроса и предложения. 1.Спрос и факторы, на него влияющие 2.Предложение и факторы, на него влияющие 3.Рыночное равновесие 4.Государственное регулирование.
Предложение. Эластичность предложения. Работа выполнена учителем экономики МОУ СОШ 4 Г. Сосновый Бор Ефимовой Е.В.
Транксрипт:

ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Рынок как главное звено экономики 2. Инструменты рынка 3. Эластичность

1. Рынок как главное звено экономики РЫНОК – это СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ, ОСНОВАННЫЙ НА ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННОМ, БЕЗЛИЧНОСТНОМ МЕХАНИЗМЕ ЦЕНОВЫХ СИГНАЛОВ.

Рынок Основных субъектов рынка разделяют на 3 группы: ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА, БИЗНЕС (ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ), ПРАВИТЕЛЬСТВО.

Рынок ДОМАШНИЕ ХОЗЯЙСТВА – основная структурная единица, в которой потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. Они же являются собственниками и поставщиками факторов производства.

Рынок БИЗНЕС – это деловое предприятие, функционирующее с целью получения дохода (прибыли). В дело вкладывают собственный или заемный капитал, и доход от него расходуется на расширение производственной деятельности. Является также поставщиком товаров и услуг.

Рынок ПРАВИТЕЛЬСТВО – различные бюджетные организации, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.

Рынок В целом рыночная экономика – это целая система рынков: товаров и услуг, труда, ссудных капиталов, ценных бумаг, иностранной валюты и других.

Рынок Но не любое перемещение товаров является рыночным. Рынки могут существовать только для тех продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться. Важным условием для рынка является СВОБОДНЫЙ ОБМЕН РЕСУРСАМИ.

Рынок Любые ли блага обмениваются на рынке? Ведь БЛАГА – это средства удовлетворения потребностей человека. Но на рынке обращаются только ЭКОНОМИЧЕСКИЕ блага, связанные с понятием редкости. Наоборот, неэкономические блага имеются в неограниченном количестве.

Рынок ТОВАРЫ – это «экономические блага, предназначенные для обмена» (Карл Менгер). Полезность блага делают его ПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТЬЮ. Ценность блага выводится из его полезности.

Рынок Существуют ДВА вида полезности: 1 – АБСТРАКТНАЯ или РОДОВАЯ полезность, то есть способность блага удовлетворять какую-либо потребность людей,

Рынок Существуют ДВА вида полезности: 1 – АБСТРАКТНАЯ или РОДОВАЯ полезность, то есть способность блага удовлетворять какую-либо потребность людей,

Рынок 2 – КОНКРЕТНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ, которая означает СУБЪЕКТИВНУЮ ОЦЕНКУ ПОЛЕЗНОСТИ данного экземпляра этого блага. Субъективная оценка зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага, и от степени насыщения потребности в нем (степень интенсивности потребности).

Рынок По мере удовлетворения потребности – «степень насыщения» РАСТЕТ, а величина конкретной потребности ПАДАЕТ. То есть каждое последующее благо обладает меньшей полезностью, чем предыдущее. А при ограниченном запасе блага имеется его «ПРЕДЕЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР», удовлетворяющий «НАСТОЯТЕЛЬНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ».

Рынок ВЫВОД: ЦЕННОСТЬ БЛАГА ДАННОГО РОДА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОЛЕЗНОСТЬЮ ПРЕДЕЛЬНОГО ЭКЗЕМПЛЯРА, УДОВЛЕТВОРЯЮЩЕГО НАИМЕНЕЕ НАСТОЯТЕЛЬНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ.

2. ИНСТРУМЕНТЫ РЫНКА Любой рынок основан на трех элементах: ЦЕНА, СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ, КОНКУРЕНЦИЯ. Эти инструменты помогают установить РАВНОВЕСИЕ на рынке.

Инструменты ЦЕНЫ. Изменения цен – ориентир для производителей, если необходимо изменить объемы производства. Изменения цен влияют на выбор технологии. Цены также определяют то, КТО будет потреблять продукт.

Инструменты СПРОС и ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СПРОС – это рыночная потребность в товарах, которые потребители могут купить при данных ценах и доходах. ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене.

Инструменты Изменение пропорции между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг т.н. «цены равновесия». В ходе колебаний устанавливается такой новый уровень цен, при котором снова обеспечивается равновесие спроса и предложения.

Инструменты КОНКУРЕНЦИЯ. Это – взаимная борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, рост объемов производства. Причиной конкуренции является стремление к максимизации прибыли, а значит и к расширению масштабов деятельности.

Инструменты Но характер конкуренции может быть различным: Наиболее эффективно рынок работает в условиях СВОБОДНОЙ (СОВЕРШЕННОЙ) КОНКУРЕНЦИИ. Ее черты: 1 – множество покупателей и продавцов, 2 – высокая мобильность факторов производства,

Инструменты 3 – отсутствие барьеров на пути входа на рынок или выхода из него, 4 – однородность (стандартность) продаваемой продукции, 5 – равный доступ всех участников рынка к информации. В таких условиях ни один продавец или покупатель НЕ МОЖЕТ воздействовать на рыночную цену.

Инструменты Если отсутствует хоть один из признаков совершенной конкуренции, то такая структура называется НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. Различают ТРИ вида несовершенной конкуренции:

Инструменты 1 – ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ, при которой одна фирма является единственным продавцом товара, границы фирмы и отрасли совпадают, 2 – ОЛИГОПОЛИЯ, в отрасли существует небольшое число фирм,

Инструменты 3 – МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, при которой на рынке сравнительно большое число фирм, производящих дифференцированную продукцию.

Инструменты КАК действует механизм спроса и предложения? Конкретнее, как рыночная цена устанавливается на уровне равновесия спроса и предложения?

Инструменты Между ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, есть определенное соотношение. Соотношение такое: Чем выше ЦЕНА, тем меньше число тех, кто согласен купить данный товар – то есть ТЕМ МЕНЬШЕ УРОВЕНЬ СПРОСА ( при данном уровне доходов).

Инструменты Чем НИЖЕ цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Это соотношение можно изобразить графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате – движение цены P, то получим следующий результат:

Рисунок 1. КРИВАЯ СПРОСА

Инструменты Кривую D называют КРИВОЙ СПРОСА. Если на нее проецировать цены, то можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене P-1 величина спроса составляет Q-1, То при снижении цены до P-2 величина спроса увеличится до Q-2, и так далее.

Инструменты Если предположить, что функция спроса носит линейный характер, то уравнение кривой спроса можно представить в следующем общем виде: Q D = a – b P УРАВНЕНИЕ ФУНКЦИИ СПРОСА

Инструменты УРАВНЕНИЕ ФУНКЦИИ СПРОСА показывает, что между уровнем рыночной цены (P) и количеством продукции, на которую предъявляется спрос (QD), существует ОБРАТНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ. Параметры a и b отражают изменение ЭКЗОГЕННЫХ (неценовых) факторов спроса. При изменении величины a происходит СДВИГ кривой спроса, а при изменении величины b изменяется НАКЛОН кривой.

Инструменты Полученная кривая иллюстрирует ЗАКОН СПРОСА. ЗАКОН СПРОСА – если цена товара повышается (и все другие условия неизменны), то спрос будет предъявляться на МЕНЬШЕЕ количество этого товара.

Инструменты Или по другому: Если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то при прочих равных условиях он может быть реализован по МЕНЕЕ высокой цене.

Инструменты ЗАКОН СПРОСА ИМЕЕТ СИЛУ В ОТНОШЕНИИ ПОЧТИ ВСЕХ ТОВАРОВ. Объяснить такой вид кривой спроса и такие особенности потребительского поведения можно при помощи двух эффектов: ЭФФЕКТ ДОХОДА и ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ.

Инструменты Эффект дохода показывает, как изменяется РЕАЛЬНЫЙ ДОХОД потребителя и его СПРОС при изменении ЦЕН на товары. Если цена на товар понижается в 3 раза, то вы на свой постоянный доход можете купить в 3 раза больше этого товара.

Инструменты Понижение цены товара сделало вас реально богаче, и позволило расширить ОБЪЕМ СПРОСА. В этом и заключается СМЫСЛ эффекта дохода.

Инструменты ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ показывает связь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на данный товар означает его относительное удешевление по сравнению с любым другим товаром. И тогда потребитель начнет ЗАМЕЩАТЬ более дорогие товары путем покупки более дешевого первого товара.

Инструменты Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а в связи друг с другом. Но в разных ситуациях один эффект может сильнее влиять, чем другой.

Инструменты В ситуации с НОРМАЛЬНЫМИ ТОВАРАМИ (это товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) оба эффекта действуют в одинаковом направлении. То есть вызывают все больший объем спроса при снижении цен.

Инструменты Но есть и т.н. НИЗШИЕ (НИЗКОКАЧЕСТВЕННЫЕ) ТОВАРЫ, у которых невысокие потребительские качества (низкокачественные напитки, сигареты и т.п.). Если изменяются цены на такие товары, то оба эффекта действуют в ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ направлениях. Снижение цен на такие товары будет вести к росту спроса на них (эффект дохода).

Инструменты Но в то же время, из-за эффекта дохода потребитель стал хоть ненамного, но богаче. А более богатый человек сокращает или исключает из потребления низкокачественные товары (эффект замещения). Какой-то из этих эффектов будет действовать сильнее. Но по-прежнему кривая спроса на низший товар будет иметь отрицательный наклон, как и в случае с нормальными товарами.

Инструменты Но есть и такая ситуация, в которой снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар. Такая ситуация называется ЭФФЕКТ Гиффена, по имени английского экономиста Роберта Гиффена ( ).

Инструменты Такой низший товар, который занимает большую долю бюджета потребительских расходов, назвали ТОВАР ГИФФЕНА. Гиффен заметил, что бедные семьи при подорожании картофеля – расширяли его потребление.

Инструменты Объяснение эффекта: картофель занимает большую долю расходов на еду, и на остальные товары (например, на мясо) тратится мало денег. При росте цен на картофель бедная семья вообще отказывается от покупки мяса, и тратит весь свой небольшой доход на покупку низшего товара – картофеля.

Инструменты Кривая спроса в этом случае имела бы ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ наклон. То есть эффект дохода здесь перевешивает эффект замещения. Поэтому, при снижении цены на такой товар – спрос на него УМЕНЬШАЕТСЯ, а при повышении цены – УВЕЛИЧИВАЕТСЯ. Это первое исключение из закона спроса. Но есть и другие исключения.

Инструменты ЭФФЕКТ СНОБА. Снобы – группа потребителей, которая не хочет быть «как все». При снижении цены на товар они могут сократить свой спрос на него, так как данный товар становится более доступным, объем его потребления растет, всем он становится более доступен. А снобы не хотят потреблять «как все».

Инструменты ЭФФЕКТ Веблена, по имени американского теоретика Торстен Веблена ( ). Если увеличится цена на дорогостоящие эксклюзивные товары, то спрос на них со стороны богатых покупателей может даже возрасти. Так как они покупают такие товары из-за престижных соображений.

Инструменты Далее рассмотрим рыночную ситуацию со стороны продавцов, со стороны ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Здесь отметим обратную ситуацию. Все продавцы стремятся получить за товар САМУЮ ВЫСОКУЮ цену. Чем выше будет цена, тем активнее они будут пытаться продать все большие количества товара, то есть будут УВЕЛИЧИВАТЬ предложение.

Инструменты Графически изобразим такую зависимость на рисунке 2. Абсцисса обозначает количество товара Q, доставленного на рынок. Ордината обозначает движение цены P. Кривую S называют КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Рисунок 2. Кривая предложения

Инструменты Предположим, что функция предложения носит линейный характер. Тогда УРАВНЕНИЕ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ можно представить в следующем общем виде: Q s = a + b P

Инструменты Уравнение функции предложения показывает: Между уровнем рыночной цены (P) и количеством продукции, которое производитель готов предложить на рынке (Qs), существует ПРЯМАЯ зависимость.

Инструменты Параметры a и b отражают изменение ЭКЗОГЕННЫХ (неценовых) факторов предложения. При изменении величины a происходит сдвиг кривой предложения, а при изменении величины b изменяется наклон кривой.

Инструменты Но чем объясняется увеличение производства при высоких ценах? ТЕНДЕНЦИЯ к увеличению производства при высоких ценах объясняется так: 1 – повышение цены привлекает в данную отрасль новых производителей,

Инструменты 2 – при росте цен предприниматель получает добавочную прибыль, и имеет возможность нанять больше рабочих, купить больше сырья и машин, расширить производство. Но все это только возможно, это – ТЕНДЕНЦИЯ.

Инструменты Рост цен вызывает рост производства, но только до некоторого предела. Если при переходе предложения через этот предел - рост цен продолжается, то производитель может СНИЗИТЬ объем производства. Почему снизит:

Инструменты 1 – высокий уровень дохода в некоторой мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы, 2 - если это происходит на рынке с несовершенной конкуренцией, то производитель опасается возможного затоваривания при дальнейшем росте производства и снижения цен.

Инструменты Для каждого товара существуют свои кривые спроса и предложения. Но они не являются неизменными. Кривые спроса и предложения могут смещаться – из-за воздействия некоторых факторов.

Инструменты Поэтому важно различать ВЕЛИЧИНУ СПРОСА от самого СПРОСА, а также ВЕЛИЧИНУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ от самого ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Например, при снижении цены увеличится величина спроса, а сам спрос как выражение потребности в данном товаре останется неизменным.

Инструменты Можно сказать об увеличении спроса, если при каждой цене (и высокой, и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара. В этом случае будем двигаться не по кривой D 1, а произойдет сдвиг кривой в положение D 2, как на рисунке 3.

Рисунок 3. Сдвиг кривой спроса.

Инструменты Кроме того, на величину спроса влияют не только цены и уровень доходов, но также: 3- размер рынка, 4 – цена и полезность других товаров, особенно товаров-заменителей (субститутов), 5 – субъективные вкусы, 6 – мода и тому подобное.

Инструменты Главный фактор, действующий на ПРЕДЛОЖЕНИЕ – издержки производства. Если удается снизить издержки производства (из-за технического прогресса, хороших погодных условий), кривая предложения смещается ВПРАВО.

Рисунок 4. Сдвиг кривой предложения

Инструменты При неизменной цене P1, величина предложения возрастает с Q1 до Q2. Кроме того, к сдвигу кривой предложения приводят также изменения в налогообложении: Повышение налогов приводит к сдвигу кривой предложения ВЛЕВО, а снижение налогов – к сдвигу кривой ВПРАВО.

Инструменты Отдельные кривые спроса и предложения показывают, что происходит с покупками и продажами, если меняется цена.

Инструменты Но на каком уровне должна установиться цена? Для ответа надо свести вместе и сопоставить кривые спроса и предложения. Если наложить друг на друга два графика, обозначающие спрос и предложение, получим график, показывающий одновременное поведение спроса и предложения данного товара. В какой-то точке две кривые ПЕРЕСЕКУТСЯ.

Рисунок 5. Цена равновесия

Инструменты В точке встречи Е спрос количественно равен предложению (Q1) и цена (P1) выступает как уравновешивающая цена, или ЦЕНА РАВНОВЕСИЯ.

Инструменты При более высокой цене P 2 возникает ИЗБЫТОК предложения над спросом. Он равен по величине отрезку AB. Этот избыток в результате конкуренции продавцов будет способствовать снижению цены.

Инструменты При цене НИЖЕ уравновешивающей (P3) спрос ПРЕВЫШАЕТ предложение (ОТРЕЗОК CF) и возникает дефицит товара на рынке. В этом случае излишек спроса и конкуренция покупателей будут толкать цену вверх.

Инструменты ТОЛЬКО в точке E достигается равновесие сил и устойчивая цена. Такая цена может сохраняться в краткосрочном периоде, пока не изменятся параметры, определяющие спрос и предложение.

Инструменты Надо особо отметить следующее: При цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж – такое равенство есть при любой цене.

Инструменты ПРИ ЦЕНЕ РАВНОВЕСИЯ КОЛИЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРОЙ ПОТРЕБИТЕЛИ НАМЕРЕНЫ ПРОДОЛЖАТЬ ДЕЛАТЬ ЗАКУПКИ, БУДЕТ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТОМУ КОЛИЧЕСТВУ ПРОДУКЦИИ, КОТОРОЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ НАМЕРЕНЫ ПРОДОЛЖАТЬ ПОСТАВЛЯТЬ НА РЫНОК.

Инструменты Только при такой цене будет ОТСУТСТВОВАТЬ тенденция к повышению или понижению цены.

Инструменты ИТАК, конкуренция и колебания спроса и предложения привели к установлению равновесия на рынке. Но это лишь ЧАСТИЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ на единственном рынке. А ведь цены на рынке находятся в постоянном движении из-за изменений в спросе или предложении товаров.

Инструменты Эти изменения не являются независимыми друг от друга. Напротив, все они взаимосвязаны. КАЖДОЕ изменение цены одного товара приводит к изменениям в цене других товаров.

Инструменты Существует целая СИСТЕМА ЦЕН. Она может оказаться в равновесии, если ее рассматривать в определенный момент и одновременно в ее совокупности. В этом случае говорят об ОБЩЕМ РАВНОВЕСИИ РЫНКА.

Инструменты В ТОЧКЕ РАВНОВЕСИЯ ПРЕКРАЩАЕТСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ. В этой точке любой экономический агент не имеет стимулов для изменения своего экономического поведения. Что нужно, чтобы вновь началось движение экономики?

Инструменты Для этого должны измениться ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ – то есть уровень цен, технология, ожидания и предпочтения агентов.

Инструменты Анализ закономерностей в изменении спроса и предложения поможет нам точнее определить экономическую свободу. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА означает: 1 – свобода предпринимательства,

Инструменты 2 – свобода выбора продавцов и покупателей (свобода торговли), 3 – свобода перемещения ресурсов по разным сферам их применения, 4 – свобода ценообразования.

Инструменты Роль экономической свободы для рынка: ИМЕННО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА ПОЗВОЛЯЕТ РЫНКУ ГИБКО РЕАГИРОВАТЬ НА ИЗМЕНЯЮЩИЕСЯ УСЛОВИЯ и ОБЕСПЕЧИВАТЬ КАК ЧАСТИЧНОЕ, ТАК И ОБЩЕЕ РАВНОВЕСИЕ.

3. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ Но все же мы еще не выяснили, почему именно так выглядят кривые спроса и предложения. Поэтому более детально рассмотрим зависимость величины спроса и предложения от рыночной цены товара.

Эластичность Различные товары отличаются друг от друга по СТЕПЕНИ РЕАКЦИИ спроса и предложения НА ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ. Рассмотрим ТРИ варианта кривой спроса.

Эластичность Здесь основной момент: ОБЩАЯ СУММА ДЕНЕГ, КОТОРУЮ ПОКУПАТЕЛИ ПЛАТЯТ ПРОДАВЦАМ, иначе ОБЩАЯ ВЫРУЧКА.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ ОБЩАЯ ВЫРУЧКА продавца ВСЕГДА равна цене, умноженной на количество проданного товара, то есть произведению P Q

На рисунке А представлен следующий случай:

Эластичность случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ.

На рисунке Б снижение цены

Эластичность снижение цены в 3 раза привело к росту закупок только в 2 раза, а общая выручка СОКРАТИЛАСЬ.

Другая ситуация на рисунке В. Выручка ВОЗРАСТАЕТ

Эластичность потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена.

Эластичность То, В КАКОЙ МЕРЕ объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены, или СОКРАЩАЕТСЯ при данном повышении цены, говорит о степени ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА в зависимости от цены.

Эластичность Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены обозначим как

Эластичность Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1 процент.

Эластичность Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, и поэтому ОБЩАЯ ВЫРУЧКА остается НЕИЗМЕННОЙ, как на рисунке А,

Рисунок А

Эластичность Тогда мы говорим об ЕДИНИЧНОЙ эластичности спроса ( ED = 1 ). Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса, как на рисунке Б,

Рисунок Б

Эластичность тогда спрос НЕЭЛАСТИЧЕН ED 1

Эластичность Когда снижение цены вызывает больший рост спроса, как на рисунке В,

Рисунок В

Эластичность мы говорим об ЭЛАСТИЧНОМ СПРОСЕ E D 1

Эластичность Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ величиной. Но в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя и не принимать во внимание знак «минус».

Эластичность На СТЕПЕНЬ эластичности спроса влияет несколько факторов: 1 – наличие товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров), 2 – размер дохода потребителя,

Эластичность 3 – качество товара, 4 – удельный вес товара в бюджете потребителя, 5 – является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости, 6 – ожидания потребителя.

Эластичность Далее напомним, что спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары. Кроме товаров-субститутов, существуют еще товары – КОМПЛЕМЕНТЫ (взаимодополняемые товары, зубная паста и щетка). Кроме этих групп товаров, есть и НЕЗАВИСИМЫЕ товары (авторучки и кефир).

Эластичность Эластичность спроса на один товар относительно цены на другой товар называется ПЕРЕКРЕСТНОЙ ЭЛАСТИЧНОСТЬЮ.

Эластичность Коэффициент перекрестной эластичности спроса – это отношение изменения спроса на товар i к вызвавшему его изменению цены на товар J.

Эластичность

Если меняется цена на товар-субститут, то перекрестный коэффициент эластичности оказывается БОЛЬШЕ НУЛЯ (например, рост цен на кофе вызовет рост цен на чай). Если меняется цена товара-комплемента, то перекрестный коэффициент эластичности оказывается МЕНЬШЕ НУЛЯ.

Эластичность Если меняется цена на независимый товар, то перекрестный коэффициент эластичности оказывается РАВЕН НУЛЮ.

Эластичность Также отметим, что колебания цен товаров с разной эластичностью спроса по-разному влияют на изменение цен остальных товаров. Например, если возрастает цена товара с НЕЭЛАСТИЧНЫМ СПРОСОМ, то общие расходы на покупку этого товара РАСТУТ. А это при НЕИЗМЕННОМ доходе приводит к сокращению спроса на другие товары, а следовательно, к СНИЖЕНИЮ их цен.

Эластичность Уровень ДОХОДОВ – один из важнейших факторов, влияющих на спрос. При изменении доходов спрос на товары изменяется по- разному. В связи с этим можно говорить об ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДОХОДА. Влияние дохода на спрос определяют КОЭФФИЦИЕНТОМ ЭЛАСТИЧНОСТИ:

Эластичность

где Еid – коэффициент эластичности спроса в зависимости от дохода, Q - величина спроса, а I – доход покупателей.

Эластичность Для большинства товаров зависимость между доходами и спросом ПРЯМАЯ, то есть с ростом доходов спрос УВЕЛИЧИВАЕТСЯ.

Эластичность Но в некоторых случаях может быть обратная зависимость. Обычно это касается товаров низкого качества, которые потребляют наиболее бедные слои населения. С ростом доходов также обычно падает спрос на такие продукты питания, как хлеб и картофель, поскольку потребители получают возможность включать в свой рацион больше мяса, овощей и фруктов.

Эластичность Если провести анализ связи между изменением дохода и спросом на разные товары, то можно построить график «доходы-расходы» для отдельного блага (если цена блага останется неизменной). Такие графики называют КРИВЫЕ Энгеля, по имени немецкого статистика Эрнста Энгеля ( ).

Эластичность На рисунке 6 показан примерный вид кривых Энгеля:

Рисунок 6

Эластичность Для нормальных товаров кривая E 1 Для предметов роскоши кривая E 2 Для низкокачественных товаров E 3 На оси абсцисс откладываем уровень дохода I, а на оси ординат – расходы на потребление данного блага C.

Эластичность предложения Также понятие эластичности можно применить при анализе воздействия цены на предложение. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предложения – отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

Эластичность

На рисунке 7 показаны ТРИ линии предложения с разной эластичностью.

Рисунок 7

Эластичность Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: 1 – от структуры издержек на разных предприятиях, 2 – от степени загрузки производственных мощностей, 3 – от наличия свободной рабочей силы, 4 – от быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую.

Эластичность При анализе эластичности спроса и предложения надо иметь в виду : Эти изменения происходят ВО ВРЕМЕНИ. Следовательно, ВРЕМЯ становится одним из факторов эластичности. Особенно большое значение фактор времени имеет для определения эластичности ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Эластичность ВЕДЬ ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПОЛНОСТЬЮ ПРИСПОСОБИТСЯ К НОВОМУ УРОВНЮ ЦЕН, ДОЛЖЕН ПРОЙТИ НЕКОТОРЫЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ.

Эластичность Поэтому наше понимание рыночного равновесия надо дополнить анализом согласования спроса и предложения с учетом элемента времени. Предположим, ВЫРОС спрос на какой- либо товар.

Эластичность Но предложение этого товара не сможет вырасти сразу. Поэтому ситуация МГНОВЕННОГО равновесия будет отличаться только ПОВЫШЕНИЕМ цены, как на рисунке А.

Рисунок А

Эластичность Здесь кривая предложения S1 представляет собой ВЕРТИКАЛЬНУЮ линию с нулевой эластичностью, а сдвиг кривой спроса в положение D2 увеличивает цену равновесия до P2.

Эластичность В условиях КРАТКОСРОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ, как на рисунке Б, число предприятий, работающих на данном рынке, еще не изменилось.

Рисунок Б

Эластичность Но предложение несколько увеличивается, и кривая S2 становится слегка наклонной, так как предприниматели могут более интенсивно использовать имеющиеся производственные мощности. В этом случае объем предложения возрастает до Q3, а цена равновесия P3 становится НИЖЕ.

Эластичность Наконец, в случае ДЛИТЕЛЬНОГО РАВНОВЕСИЯ, как на рисунке В, предложение полностью приспосабливается к изменившемуся спросу. Высокие цены позволили создать новые мощности, в отрасль пришли новые предприниматели, объем предложения вырос до Q4, а цена равновесия еще более СНИЗИЛАСЬ.

Рисунок В

Эластичность Таким образом, эластичность предложения РАСТЕТ по мере увеличения периода времени, а это способствует установлению НОРМАЛЬНЫХ цен. А вот то, НАСКОЛЬКО БЫСТРО предложение может приспособиться к изменившимся ценам, в конечном счете зависит от степени МОБИЛЬНОСТИ экономических ресурсов.

Эластичность С понятием эластичности спроса и предложения связано понятие ГИБКОСТИ ЦЕНЫ. Ее можно определить как величину, ОБРАТНУЮ эластичности. Она измеряет ВЛИЯНИЕ данного изменения спроса и предложения на цену.

Эластичность Кроме того, понятие эластичности имеет практическое значение, в том числе для анализа последствий налоговой политики государства. Важнейшим является вопрос РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ. То есть, вопрос о том, кто реально уплачивает тот или иной налог. Условный пример на рисунках 8 - А и Б.

Рисунок 8-а

Эластичность Предположим, равновесная цена товара на рынке составляет 1 доллар, и государство вводит дополнительный налог на производителя в размере 50 центов на каждую единицу данного товара. Кривая предложения в этом случае сдвигается ВВЕРХ на величину налога, и цена товара должна ВОЗРАСТИ.

Эластичность В случае НУЛЕВОЙ эластичности спроса, увеличение цены в точности бы соответствовало размеру налога. Это означает, что производитель полностью перекладывает уплату налога на покупателя.

Эластичность Но при НЕЭЛАСТИЧНОМ спросе и ЭЛАСТИЧНОМ предложении, как на рисунке А, цена сильно УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, и большую часть налога уплачивает ПОКУПАТЕЛЬ - 35 центов из общей суммы налога фактически платит покупатель, и только 15 центов – производитель.

Эластичность При ЭЛАСТИЧНОМ спросе и НЕЭЛАСТИЧНОМ предложении, как на рисунке Б, Повышение цены приводит к тому, что потребители значительно сокращают закупки данного товара, и переключают свой спрос на товары-субституты.

Рисунок 8-б

Эластичность И производителю уже НЕ УДАЕТСЯ переложить на покупателя бремя уплаты налога. Цена возрастает только на 15 центов, а остальную сумму налога платит сам производитель.

Эластичность Таким образом, исходя из общей теории спроса и предложения, приходим к более конкретным способам ее приложения, к эластичности.