Тула 2012 Диалогичность обучения как средство формирования учащимися продуктивной мотивации и ценностного отношения к знаниям Методист кафедры Д и НОО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Переход на ФГОС ООО Проблемы и перспективы. Документы, обеспечивающие функционирование стандарта: подготовлено и издано в Документы, обеспечивающие.
Advertisements

ТЕКСТ СТАНДАРТА Примерная образовательная программа Где можно познакомиться с текстом ФГОС? Где можно познакомиться с текстом ФГОС?
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Планируемые результаты образовательной деятельности учащихся Марина Михайловна.
Подготовка учителя к реализации Федеральных государственных стандартов.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
«Психологическое сопровождение введения ФГОС». «Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Транксрипт:

Тула 2012 Диалогичность обучения как средство формирования учащимися продуктивной мотивации и ценностного отношения к знаниям Методист кафедры Д и НОО ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Морозова Н.Н.

2 Презентация подготовлена с использованием материалов Логиновой О.Б., к.п.н., зам.руководителя НОЦ изд-ва «Просвещение»

3 Основы и смысл введения ФГОС СОЦИАЛЬНЫЕ: заказ системе образования ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ и МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ: концепция духовно- нравственного воспитания НАУЧНЫЕ: фундаментальное ядро содержания общего образования Смысл введения нового стандарта – ориентировать систему образования на достижение качественно новых результатов образования посредством реализации парадигмы деятельностного развития ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ как элемент целеполагания ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ переход от модели «контроля» к модели «обеспечения качества» ОРИЕНТАЦИЯ на новый РЕЗУЛЬТАТ РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬ- НОСТНОГО ПОДХОДА ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ

4 Ориентация на парадигму деятельностного развития. Ожидаемые результаты и соответствующие им изменения в практике работы учителя и процессе образовательной деятельности

5 Развитие личности – смысл и цель современного образования (Из Концепции ФГОС 2-го поколения)

6 Развитие и формирование личности ребенка происходит в учебной деятельности, которая является предметным источником поступка. Поэтому поступки школьников следует рассматривать в диалектическом единстве с учебными действиями, составляющими содержание деятельности познания.

7 А.Н.Леонтьев отмечал: «Человеческая деятельность не существует иначе, как в форме действия или цепи действий …если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от деятельности вообще ничего не останется ». Следовательно, реализация нравственно ценных мотивов учения и поведения находится в прямой зависимости от превращения учащегося а активного субъекта деятельности.

8 Приоритетом общего образования в условиях реализации ФГОС нового поколения становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями)

9 Педагог – организатор и координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся на всех этапах урока

10 Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценностиобразования Чему учить?обновлениесодержания Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Ориентация на парадигму деятельностного развития Ориентация на парадигму деятельностного развития

11 Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач личностные: самоопределение смыслообразование морально-этическая ориентация метапредметные: саморегуляция коммуникация познавательная деятельность предметные: освоение системати- ческих знаний, преобразование, при- менение и самостоя- тельное пополнение знаний Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов Ориентация на результат: в чем проявляется достижение результатов

12 Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя? Какие изменения привносит переход от знаниевой к деятельностной парадигме в практику работы учителя? ЗНАНИЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ Ориентация учебного процесса Основы хороших технологий Освоение ребенком всех элементов обязательного минимума Работа по учебнику Формирование ребенком способности к самостоятельному решению всех классов учебных задач Работа на конечный результат УЧУ ПРЕДМЕТУ Передача готового знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия среднего ученика. Предметность УЧУ РЕБЕНКА Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознаниесмыслов и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний

13 Деятельностный подход призван обеспечивать системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.

14 Учитель должен обладать определенным арсеналом педагогических приемов, побуждающих учащихся к выполнению учебных действий. Но главное в реализации нравственно ценных мотивов учебных действий и поступков состоит в организации процесса учебной деятельности, являющейся источником их формирования

15 При соответствующей организации взаимодействия учителя и учащихся может состояться перевод мотивов общения в мотивы деятельности, в мотивы нравственно ценного поведения в познании

16 Средством такой организации взаимодействия учителя и учащихся в образовательной деятельности может стать ее правильно организованная диалогичность

17 Модели диалога экстенсивная Интенсивная (креативная) Я-субъект, обладатель информации Я-субъект, обладатель информации Я-субъект, обладатель информации Он-объект, получатель информации

18 Модели диалога экстенсивная Интенсивная (креативная) Процесс коммуникации – механическое перемещение информации Процесс коммуникации – переорганизация информации, переработка информации ПАССИВНЫЙ ДИАЛОГ АКТИВНЫЙ ДИАЛОГ

19 Модели диалога ПАССИВНЫЙ ДИАЛОГ АКТИВНЫЙ ДИАЛОГ Меняет носителя, сама информация не претерпевает изменений. Акты кодирования и расшифровки тождественны. Действия педагога активно направлены на прямое научение, ответная реакция – «отражение». Результат – количественное накопление знания. Критерий знания – готовность выдать устойчивые формулы. Контроль – тестовый способ сдачи. Информация извлекается и перерабатывается другим носителем. Акты кодирования и расшифровки не тождественны. Индивидуальные действия педагога и ответная реакция совершаются с разных позиций. Подача материала выполняет провоцирующую роль – «заражение методом» деятельности. Результат – внутренняя интеграция знания новым носителем. Критерий знания – умение самостоятельно решать все классы учебных задач. Контроль – дифференцированно- уровневое оценивание.

20 Модели диалога экстенсивная интенсивная Учитель - ученик Ученик - ученик Ученик внутри себя

21 Особенности образовательной деятельности в контексте ФГОС Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития личности, т.е.уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся Духовно-нравственное развитие и воспитание должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно- полезную

22 Особенности образовательной деятельности в контексте ФГОС Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни Система базовых ценностей создает смысловую основу пространства развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью

23 Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие на основе личностно значимой мотивации и ценностного отношения к знанию Основное средство в руках учителя – УЧЕБНАЯ СИТУАЦИЯ и УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя Ориентация на парадигму деятельностного развития в практике работы учителя

24 Достижение планируемых результатов: конструирование учебных заданий

25 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ: Каким должно быть учебное задание, чтобы оно позволяло ребенку формировать умения, требуемые стандартом? Овладение методикой конструирования учебных заданий Овладение методикой конструирования учебных заданий

Каким должно быть учебное задание? 3) Оценить и при необходимости изменить имеющееся задания или оставить «хорошее задание» 1)Выяснить, в какой мере задание побуждает учащихся выполнять действия, приводящие к формированию данного умения? Что это за действия? 2) Описать «хорошее задание» Что необходимо сделать? На основе проведенного анализа Ответ: анализ требований стандарта и ПР На основе составленного описания, варьируя компоненты учебного задания

27 Особенности учебных заданий, направленных на формирование ценностно-смысловых установок

28 Наличие или отсутствие ценностно- смысловых установок в учебном процес- се проявляется, главным образом, в ценностно-эмоциональном компоненте: в наличии позитивного или негативного отношения к существующим и известным ребенку нормам; в принятии или неприятии этих норм Когнитивный компонент (знание ребенком норм) и поведенческий компонент (его поведение) имеют важное, но не определяющее значение Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий Ценностно-смысловые установки: анализ состава учебных действий

29 «Хорошее» задание дает возможность: выразить свою позицию/ценностное суждение разделив предложенные формулировки или противопоставив им свою; оценив степень своего согласия/несогласия с предложенными формулировками; прямо сформулировав свою позицию; аргументировать (пояснить, прокомментиро- вать) свою позицию, оценку и/или свой выбор. Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания Ценностно-смысловые установки: модель и форматы задания

30 Особенности учебных заданий, направленных на формирование личностного смысла учения и начальных форм рефлексии

31 Формирование познавательной и личностной рефлексии в связаны с действиями смыслообразования, целеполагания, контроля и оценки Личностные смыслы и рефлексия: анализ состава учебных действий Личностные смыслы и рефлексия: анализ состава учебных действий

32 «Хорошее» задание требует: самооценки на основе соотнесения результата с пониманием учебной задачи; и(или) с критериями оценки; и(или) со способами выполнения; выявления позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение; постановки новых личных учебных задач. Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий Личностный смысл учения и рефлексия: модели и формат заданий

33 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самоорганизации и саморегуляции

34 Формирование способности к самоорганизации и саморегуляции связано преимущественно с действиями по организации и мониторингу собственной деятельности Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий Самоорганизация и саморегуляция: анализ состава учебных действий

«Хорошее» задание наделяет учащихся функциями самостоятельно: планировать выполнения задания: состав работ и/или обязанности и/или время; информационные ресурсы; отслеживать и контролировать продвижение в выполнении задания; качество его выполнения. Самоорганизация и саморегуляция: требования к «хорошему» заданию многошаговое, длительное (несколько этапов, рассчитано на неделю и более ) Включает требования и критерии оценки «Хорошее» задание - как правило, долгосрочный индивидуальный или групповой проект

36 Особенности учебных заданий, направленных на формирование готовности и способности к сотрудничеству

37 Формирование способности к сотрудничеству связано с выполнением согласованных совместных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий Сотрудничество: анализ состава учебных действий

38 «Хорошее» задание – всегда групповое или парное, оно требует совместной работы учащихся с одноклассниками, взрослыми или учащимися других классов, в том числе – принятия согласованных решений, например: о важных особенностях или требованиях к проекту/дизайну/…; о способах выполнения задания; о распределении обязанностей, координации усилий; разделения ответственности за конечный результат, осуществление взаимного контроля; создания общего продукта из взаимосвязанных частей Сотрудничество: модели и формат заданий Сотрудничество: модели и формат заданий

39 Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к самостоятельному пополнению и интеграции знаний

40 Формирование способности к самостоятельному пополнению и переносу знаний связаны преимущественно с выполнением логических операций, действий по аналогии в новой ситуации и оценочных действий с опорой на базовые предметные и общенаучные понятия и закономерности Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий Самостостоятельное приобретение и интеграция знаний: анализ состава учебных действий

41 Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий Самостоятельное пополнение и интеграция знаний: модели и формат заданий «Хорошее» задание требует продвижения от воспроизведения известного образца к получению нового знания или более глубокому пониманию известного на основе: исследования/преобразования известного; использования познавательных и оценочных действий; использования содержания/идей/методов других областей знания

Освоение знаний: основные этапы 1. Прояснение учащимся для себя смысла изучаемого 2. Перевод понятого значения (смысла) в условные знаки, символы, обозна- чения, термины 3. Понимание, самостоятельное открытие и/или выбор способа применения и применение

Освоение знаний: «хорошие» задания на первом этапе Прояснение смысла: Задания на осознание смыслов и постановку проблемы в ходе инсценировок, дидактических игр, наблюдений над и экспериментов с изучаемыми объектами их осознанной маркировки, группировки, сортировки самостоятельное формирование ориентировочной основы учебных действий в ходе экспериментов и обсуждений

Освоение знаний: «хорошие» задания на втором этапе Перевод смысла в условные знаки и термины: Задания на создание учебных моделей и установление их связи с изучаемыми объектами и элементами символьного ряда в ходе сравнения/сопоставления объектов или установления связей и отношений на основе использования условных обозначений и терминов самостоятельное формирование ориентировочной основы (алгоритмов) учебных действий в ходе экспериментов и обсуждений

Освоение знаний: «хорошие» задания на третьем этапе Понимание и применение: Задания на преобразование имеющихся знаний создание новых объектов разработку правил действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов …) проведение мини-исследований: выдвижение и проверка гипотез, рассуждения, аргументация, обоснования Понимание и применение: Задания на преобразование имеющихся знаний создание новых объектов разработку правил действий (плакаты, памятки, инструкции, списки слов …) проведение мини-исследований: выдвижение и проверка гипотез, рассуждения, аргументация, обоснования выполнение проектов