М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 34 М ЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОКНОТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Творческий отчёт методического объединения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кукольный театр- форма искусства и средство воспитания.
Advertisements

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» Обучающий семинар по теме: «Проблемы ФГОС и пути их разрешения. Преемственность от ФГОС НОО к ФГОС ООО»
Муниципальное общеобразовательное учреждение – Елгозинская средняя общеобразовательная школа.
Выполнила: Слепцова Ирина Семеновна, учитель якутского языка и литературы МБОУ «Сулгачинская СОШ» Амгинского улуса Республики Саха (Якутия)
Кукольный театрБамбаахай. Актуальность и востребованность в педагогической практике 1.Как развивать у школьников бурятскую речь? 2.Как учить постигать.
МБОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа им. А. А. Яковлева Внеурочная деятельность Объединение «Краевед» учебный год.
Собственно эстетическое воспитание- процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
МБОУ ЖЕРЕБЦОВСКАЯ ООШ 39 Организационная модель введения ФГОС.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
ТЕАТР - ЭТО ВОЛШЕБНЫЙ КРАЙ, В КОТОРОМ РЕБЕНОК РАДУЕТСЯ, ИГРАЯ, А В ИГРЕ ОН ПОЗНАЕТ МИР. Подготовил: Карманова Н.А., воспитатель высшей категории.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
Бышко Маргарита Николаевна, Афанасова Ирина Ивановна – педагоги дополнительного образования ГБОУ Гимназии 1567 Данная разработка – сценарий литературно-музыкального.
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы МОУ Караяшниковская СОШ Ковалёва А.Н. Вся радость.
Самоанализ учебно-воспитательной работы учителя истории Епишева Валерия Петровича.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
«Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое.
Транксрипт:

М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 34 М ЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОКНОТ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Творческий отчёт методического объединения словесников Кострома 2009

М ЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - совокупность дидактических элементов (цель обучения русскому языку и литературе, содержание обучения, методы и приёмы, методические принципы обучения родному языку и литературе, средства обучения и организационные формы), находящиеся в тесных связях друг с другом, которые образуют определённую целостность.

Т АИНСТВЕННЫЙ РЕБЁНОК СОВРЕМЕННЫЙ … Б.А ХМАДУЛИНА Современному ученику – современного учителя Программа 1. Встреча участников 2. Филологическое меню Каков современный ученик? Технологический метод (Дёмина Э.А.) Интегративный метод (Резникова Л.Н., Голынская Л.В.) Исследовательский метод (Резникова Л.Н.) Лингвистический метод (Морозова Т.А.) Нетрадиционный урок (Голынская Л.В.) Студийный метод (Шевченко Л.В., Иголкина С.С., Смирнова Е.Б.) Портрет современного ученика

Т ЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ГИПЕРТЕКСТОМ (Д ЁМИНА Э.А.) Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю – я понимаю. Японская пословица Цель - обучить анализу и структурированию текста, применению полученных знаний на практике. Задачи 1. Способствовать развитию учащихся 2. Обеспечить долгосрочное запоминание материала 3. Создать условия для внутренней дифференциации 4. Уметь распределять время на уроке, экономить внеурочное время Принципы Технология включает различные формы работы учащихся, в том числе групповую деятельность и элементы взаимообучения Работа опирается на различные типы памяти (слышат, пишут, читают), многократные и разнообразные приёмы повторения, активную позицию учащихся на уроке и учитывает логику процесса познания Ученик достигает в усвоении темы собственную точку зрения Работа с новым материалом на уроке выстраивается под руководством учителя

И НТЕГРИРОВАННЫЙ МЕТОД (Р ЕЗНИКОВА Л.Н., Г ОЛЫНСКАЯ Л.В.) Язык и литератур, что два крыла одной птицы. Т.Пахнова Цель – способствовать развитию творческих способностей учащихся, совершенствовать речёвое мастерство Задачи 1. Формировать школьника как языковую личность, развивать его интеллект, эмоции, самостоятельность мышления, ценностные ориентации 2. Осуществлять дифференцированный подход к заданиям и создавать условия выбора 3. Избегать школьной стандартности, сухости, преодолевать стереотипность мышления 4. Создавать условия для самостоятельного добывания знаний 5. Воспитывать чувство уважения к родному языку и литературе 6. Способствовать продуктивному обучению, опираясь на межпредметные связи Принципы Интеграция - значит, объединение в одно целое Интегративные уроки – уроки изучения отдельных тем на основе двух –трёх предметов Особое значение имеет использование знаний, полученных на уроках литературы при анализе текстов художественного стиля.

И ССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД (Р ЕЗНИКОВА Л.Н.) Спорьте, заблуждайтесь, Ошибайтесь, Но, ради Бога, размышляйте! Ищите, творите! Г.Лессинг Цель - включать учащихся в исследовательскую работу, расширять и углублять знания, привлекая внимание учащихся к определённой теме и проблеме. Задачи 1. Формировать личностный подход восприятия знаний учащимися 2. Развивать различные способы учебной деятельности 3. Обобщать и подводить итоги самостоятельной деятельности старшеклассников 4. Способствовать адаптации литературы и организации этапа сбора лингвистического материала или постановки эксперимента Принципы Исследовательская работа по русскому языку связана не с научными открытиями и выбором профессии, а с воспитанием лингвистической компетентной личности Большое значение получает мотивация в изучении предмета Навыки исследовательской работы в любой области играют огромную роль в общем (интеллектуальном, творческом, культурном) развитии личности

Л ИНГВИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД (М ОРОЗОВА Т.А.) Цель – углублять лингвистические знания школьников: овладеть рядом специальных понятий, которые в основном анализируются на уроках русского языка, но не рассматриваются в достаточно полном объёме и в определённой системе (нормы литературного языка, синонимическая система русского языка, синтактико-стилистические функционирования средств языка и т. п.) Задачи 1. Повысить речевую культуру школьников 2. Развить литературно-творческие способности учащихся 3. Совершенствовать речевые и коммуникативные умения старшеклассников 4. Осуществлять широкие межпредметные связи (русский язык и литература) 5. Научится пользоваться разными словарями русского языка Принципы 1. Метод опирается на формирование устойчивой мотивации учащихся, их личную заинтересованность в знаниях, умениях и навыках, получаемых на уроках русского языка 2. При работе используются разнообразные формы работы, а также межпредметные связи 3. При изучении орфографических и пунктуационных правил, а также приёмов конструирования текста и его лингвистического анализа опираться на историю развития русского языка.

Н ЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ( УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФОРМ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ) (Г ОЛЫНСКАЯ Л.В.) В том честном подвиге, В том счастье песнопений, Которому служу я каждый миг, Учитель мой – твой чудотворный гений И поприще волшебный твой язык. В. Ходасевич Цель - развивать творческие способности учащихся Задачи 1. Способствовать развитию творческих способностей школьников 2. Вызвать живой интерес к русскому языку, к его законам, к слову 3. Развивать речь учащихся через раскрытие эстетической функции языка 4. Работать над различными жанрами речи Развитию речи и творческих способностей учащихся способствует перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Что? Где? Когда?», концерт, инсценировка.

С ТУДИЙНЫЙ МЕТОД П ОЭТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ «Л ИРА » (И ГОЛКИНА С.С.) Цель – через поэтическое слово обогатить духовный мир учащихся, их лексику; познакомить с теми местами, где жили и творили поэты. Раскрыть учащимся их творческие замыслы, помочь понять художественный мир поэта. Задачи 1. Развить потребность в посещении театров, музеев 2. Научить работать с книгой Программа 1. Любовная лирика А.С.Пушкина 2. Современные поэты XX-XXI века о А.С.Пушкине 3. Литературно-музыкальный час «Слово любви и печали…» (Посвящён А.С.Пушкину) 4. Современники А.С.Пушкина о его гибели (В.Ф.Одоевский, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов) 5. Поездка в Ярославский драматический театр им. Волкова на спектакль по произведениям А.С.Пушкина 6. Пушкинский след в жизни А.А.Ахматовой (Царскосельская женская гимназия) 7. Традиции пушкинской лирики в современной литературе

С ТУДИЙНЫЙ МЕТОД Л ИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ (Ш ЕВЧЕНКО Л.В.) И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово, Свободным и чистым тебя пронесём. А.Ахматова Цель – формировать интеллектуальную, нравственную личность Задачи 1. Знакомить учащихся с творчеством классиков мировой литературы и музыки XIX-XX в.в. 2. Совершенствовать речевое мастерство участников гостиной 3. Формировать эстетический вкус 4. Развивать творческие способности Программа 1. Специальный выпуск журнала «Сатирикон» 2. Она была поэтом (А.А.Ахматова) 3. «Хотелось бы всех поимённо назвать…» (по стихам репрессированных и гонимых поэтов России) 4. «И мужество, как знамя, пронесём» 5. «Отечество нам – Царское село» 6. Любовь в жизни и творчестве Ф.И.Тютчева

С ТУДИЙНЫЙ МЕТОД К УКОЛЬНЫЙ ТЕАТР (С МИРНОВА Е.Б.) Цель – развивать творческие способности учащихся Задачи 1. Обучать шитью театральной куклы 2. Обучать управлению куклой 3. Ознакомить детей с историей кукольного театра и его ролью в культуре народов мира 4. Развивать артистические и художественные таланты детей В работе кружка принимают участие ученики 5-6 классов. Дети сами делают выкройки и шьют кукол вручную, рисуют декорации, ставят спектакли и выступают.

П ОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ВЫПУСКНИКА Здоровая Творчески развитая Компетентная Социально-ориентированная Нравственная Способная к самореализации Креативная Современный выпускник Способен добывать знания самостоятельно Способен приводить знания в систему Способен видеть проблему и применять знания для её решения (продукт – стиль мышления) Способен переносить опыт из одной области знания в другую Способен выдвигать оригинальные идеи и реализовывать их на практике Способен делать выбор Способен продолжить образование