1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:
Advertisements

1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Кафедра криминологии. Криминология Тема 10. Организация и методика проведения криминологических исследований лекция (2 часа) Авторы: к.ю.н. Глухова А.А.,
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Методологические характеристики научного исследования.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Транксрипт:

1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:

4 Лекция на тему: Методологическая (системная) структура психолого-акмеологического исследования. Особенности построения конкретного психолого-акмеологического исследования.

5 Вопросы: 1. Этапы психолого-акмеологического исследования 2. Программа психолого-акмеологического исследования (методологический и процедурный аспекты) 3. Идеальная методологическая схема психолого-акмеологического исследования 4. Процедурно-методологическая схема выпускной квалификационной работы – курсовое практическое задание (задание для итоговой аттестации !)

6 Вопрос 1 ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО- АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

7 Основные этапы изучения психологических явлений (по В.А. Ядову) I. Составление программы II. Определение конкретного объекта изучения (выборка) III. Разработка методики анализа психологического явления IV. Пробное исследование, доработка программы и методики V. Сбор первичной информации VI. Качественная и количественная обработка собранных данных VII. Анализ и объяснение полученных результатов VIII. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций

8 Основные этапы изучения психологических явлений (по В.А. Ядову) I. Составление программы Программа стратегический документ изучения, его обязательный начальный этап, включающий теоретическое обоснование и формулировку: - методологических принципов исследования; - методов анализа изучаемого явления; - проблемы, объекта и предмета исследования; - целей, гипотез и задач исследования; - положений новизны и защищаемых положений исследования.

9 Основные этапы изучения психологических явлений (по В.А. Ядову) II. Определение конкретного объекта изучения (выборка) Выборка часть генеральной совокупности, изучаемая реально. Важна репрезентативность выборки, т.е. способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности, иначе полученные данные могут только исказить истинное положение дел.

10 Основные этапы изучения психологических явлений (по В.А. Ядову) III. Разработка методики анализа психологического явления Методика - система процедур, используемых в процессе изучения психологических явлений, соответствует целям и задачам изучения, обеспечивает получение достаточно полной и достоверной информации.

11 Основные этапы изучения психологических явлений (по В.А. Ядову) IV. Пробное исследование, доработка программы и методики Проводится с целью: выявить особенности поведения изучаемых людей в ходе исследования; определить уровень понимания адресованных к ним вопросов; установить побочные факторы, которые могут оказать значительное влияние на результаты, и способы их нейтрализации; определить силы, средства и время, необходимые для изучения; выявить возможные трудности в обработке данных и другие проблемы.

12 Основные этапы изучения психологических явлений (по В.А. Ядову) V. Сбор первичной информации Важнейший этап для полной реализации программы анализа, изучения всего того, что планировалось.

13 Основные этапы изучения психологических явлений (по В.А. Ядову) VI. Качественная и количественная обработка собранных данных Содержательный теоретический анализ изучаемых психологических явлений с использованием математических методов. Предполагает подтверждение (опровержение) рабочих гипотез.

14 Основные этапы изучения психологических явлений (по В.А. Ядову) VII. Анализ и объяснение полученных результатов Систематизация собранных и обработанных данных. Построении на этой основе описательной и объяснительной модели исследуемого аспекта психологического явления. Установление системы факторов, влияющих на развитие изучаемого психологического явления. Выявление наиболее существенных закономерностей в его динамике.

15 Основные этапы изучения психологических явлений (по В.А. Ядову) VIII. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендаций Используется как информация, полученная в ходе исследования, так и собственный опыт, знания, имеющиеся по данной проблеме во всех отраслях психологии.

16 Вопрос 2 ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО- АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

17 Содержание программы психолого- акмеологического исследования МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Обоснование и формулировка проблемы анализа. Определение объекта и предмета исследования. Определение цели изучения. Выдвижение рабочих гипотез. Определение задач исследования психологических явлений Разработка методологической схемы психологического исследования ПРОЦЕДУРНАЯ ЧАСТЬ Составление стратегической схемы исследования Подбор основных процедур сбора и обработки первичных данных

18 Содержание программы психолого- акмеологического исследования Обоснование и формулировка проблемы анализа Точное отражение проблемной ситуации, реального противоречия, определяющего ее

19 Содержание программы психолого- акмеологического исследования Определение объекта и предмета исследования Объектом изучения для психолога обычно выступают отдельные люди и группы различного уровня. Предмет включает в себя стороны и свойства объекта, в наиболее полном виде выражающие изучаемую проблему (скрывающееся в ней противоречие).

20 Содержание программы психолого- акмеологического исследования Определение цели изучения. Конечная цель - познание психологических явлений и выработка практических рекомендаций, направленных на их конструктивное регулирование. Ценность анализа определяется не объемом выполненной работы, а реальной пользой, которую изучение принесло для решения задач, стоящих перед психологией.

21 Содержание программы психолого- акмеологического исследования Выдвижение рабочих гипотез Гипотеза система умозаключений, посредством которой на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным

22 Содержание программы психолого- акмеологического исследования Определение задач исследования психологических явлений Поиск ответов на основные вопросы исследования: Каковы пути и средства решения проблемы? Каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?

23 Содержание программы психолого- акмеологического исследования Разработка методологической схемы психологического исследования

24 Вопрос 3 ИДЕАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО- АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

25 Идеальная методологическая схема психолого-акмеологического исследования ТемаПроблема Объект Предмет Цель Гипотеза 1 Гипотеза 2 Гипотеза 3 … Задача 1 Задача 2 Задача 3 … Положение новизны 1 Положение новизны 2 Положение новизны 3 … Защищаемое положение 1 Защищаемое положение 2 Защищаемое положение 3 … Глава 1 Глава 2 Глава 3 … Вывод 1 Вывод 2 Вывод 3 …

26 Вопрос 4 Процедурно-методологическая схема выпускной квалификационной работы – курсовое практическое задание

27 Курсовое практическое задание На основе идеальной методологической схемы разработать процедурно-методологическую схему собственного выпускного квалификационного исследования. По итогам выполнения задания проводится итоговая аттестация по курсу

28 Анцупов А.Я. и др. Проблемы психологического исследования. М.: Студия «Этника», Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987.