«О разработке и реализации Комплексных инвестиционных планов монотерриторий Челябинской области» Докладчик – Заместитель Губернатора Челябинской области Юрий Владимирович Клёпов
Монопрофильные города 2 Название города Градообразующие предприятия Доля от общего числа занятых, % Доля доминирующего вида деятельности в объеме отгруженной промышленной продукции, % Металлургия Аша ОАО «Ашинский металлургический завод» 2280 Верхний УфалейОАО «Уфалейникель»3353 КарабашЗАО «Карабашмедь»2895 Магнитогорск 1. ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» 2. ОАО «ММК-Метиз» 1783 СаткаОАО «Комбинат «Магнезит»2765 Машиностроение МиассОАО «Автомобильный завод «Урал»1859 Нязепетровск ЗАО «Нязепетровский краностроительный завод» 1693 Усть-Катав ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод» 3790
Монопрофильные города 3 Название города Градообразующие предприятия Доля от общего числа занятых, % Доля доминирующего вида деятельности в объеме отгруженной продукции, % ЗАТО СнежинскФГУП «РФЯЦ-ВНИИТФ»47больше 50 Трехгорный ФГУП «Приборостроительный завод» 27больше 50 ОзерскФГУП ПО «Маяк»30больше 50
Комплексные инвестиционные программы развития моногородов должны обеспечить: переход моногорода в зону управляемого риска переход от индустриального к инновационному пути развития рост качества жизни населения увеличение эффективности бюджетной сферы и бизнеса, создание альтернативных производств, развитие малого и среднего предпринимательства, ориентированного на модернизацию 4
1.Наличие финансирования мероприятий со стороны субъектов РФ, со стороны муниципальных образований и собственников градообразующих предприятий, расположенных на территории моногорода 2.Диверсификация или переориентация производства, переобучение персонала 5 Обязательные условия Комплексных инвестиционных планов
Порядок принятия решений о поддержке моногородов Рабочая группа по вопросам развития моногородов при Правительстве Российской Федерации (под руководством вице-премьера) Администрация монопрофильного города Заинтересованные федеральные органы исполнительной власти Правительство Российской Федерации Рабочая группа субъекта Российской Федерации Межведомственная рабочая группа по вопросам снижения негативного воздействия финансового кризиса на социально-экономическое развитие монопрофильных городов в субъектах РФ 6
Федеральный бюджет в рамках целевых программ: ФЦП «Развитие транспортной системы России годы»; ФЦП «Жилище»; ФЦП «Реформирование жилищного коммунального хозяйства»; ФЦП «Электронная Россия годы»; ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на годы». Поддержка монопрофильных территорий на федеральном уровне 7
1.Создана рабочая группа (распоряжение Губернатора области от г р). 2.КИПы моногородов одобрены рабочей группой и направлены в Минрегион РФ: г. – г. Карабаш и г. Сатка; г. – г. Усть-Катав и г. Нязепетровск; г. – г. Миасс, г. Магнитогорск, г. Верхний Уфалей; г. – г. Аша. 3.КИПы г. Усть-Катава и г. Аши рассмотрены на Межведомственной рабочей группе по снижению негативного воздействия финансового кризиса на социально- экономическое развитие моногородов в субъектах РФ ( г.). Поддержка монопрофильных территорий в Челябинской области 8
4.Все монотерритории: - участвуют в реализации мероприятий ОЦП по стабилизации ситуации на рынке труда Челябинской области на 2010 г.; - реализуют План по созданию новых рабочих мест, (постановление Правительства области от г.) 5.Монотерриториям оказывается организационная и методологическая поддержка. 6.Разработка и реализация муниципальных программ развития предпринимательства в моногородах. Поддержка монопрофильных территорий в Челябинской области 9
Показатели экономического развития Челябинской области Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Внешнеторговый оборот Индекс промышленного производства 66,7 94,4 80,5 146,1 114,1 112,7 Январь-декабрь 2009 года в % к январю-декабрю 2008 года Январь-октябрь 2010 года в % к январю-октябрю 2009 года Реальная заработная плата 91,7 106,1* Численность официально зарегистрированных безработных 196,0 62,5** * январь – сентябрь ** на г. Прибыль прибыльных организаций 63,9113,7* 10
Муниципальное образование Январь-декабрь 2009 г. Январь-октябрь 2010 г. Ашинский96,0111,7 Верхний Уфалей63,5155,6 Карабаш112,0107,4 Магнитогорск81,1116,4 Миасс57,9135,5 Саткинский90,4140,9 Усть-Катав76,684,0 Челябинская область80,5112,7 Динамика индекса промышленного производства 11 в % к аналогичному периоду предыдущего года
Динамика доходов местных бюджетов (в сопоставимых условиях) 12 в % к аналогичному периоду предыдущего года Муниципальное образование на г.на г. Ашинский97,8108,5 Верхний Уфалей82,9120,7 Карабаш83,6112,4 Магнитогорск83,9106,3 Миасс79,1123,2 Нязепетровский78,9119,0 Саткинский90,6111,8 Усть-Катав103,1126,4 Челябинская область87,9118,6
Уровень регистрируемой безработицы 13 Муниципальное образование на г. на г. на г. Ашинский5,88,304,92 Верхний Уфалей2,76,664,52 Карабаш7,714,985,12 Магнитогорск0,83,900,60 Миасс0,94,343,17 Нязепетровский11,920,1511,67 Саткинский2,97,253,92 Усть-Катав5,05,985,40 Озерск1,63,292,85 Трехгорный1,11,921,20 Снежинск0,50,990,88 Челябинская область1,63,792,03 % от экономически активного населения
14 Реализуются: - ОЦП по стабилизации ситуации на рынке труда на 2010 год; - муниципальные программы занятости населения Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения в 2010 году – 4,28 млрд. руб.: - по переданным полномочиям – 2,96 млрд. руб., - в рамках ОЦП – 1,32 млрд. руб. Финансирование мероприятий по стабилизации ситуации на рынке труда
1. Финансирование из федерального бюджета на 2010 г. Министерство экономического развития РФ (Программа развития малого и среднего предпринимательства) Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Программа по стабилизации ситуации на рынке труда) Министерство финансов РФ (дотации) 65,45 97,18 250,00 18,4 19,73 - г. Сатка г. Карабаш ИТОГО, млн. рублей 501,18 90,63 Министерство регионального развития РФ (Фонд содействия реформированию ЖКХ) 88,5552,50 Поддержка реализации Комплексных инвестиционных планов (г. Сатка, г. Карабаш) 15
1.Правительством области утверждены: - КИПы Сатки и Карабаша (от г. 121-П, от П); - ДЦП «Комплексный инвестиционный план модернизации моногорода Сатки Челябинской области» на годы (от г. 170-П). 2.Внесено изменение в закон о бюджете области на финансирование инфраструктурных мероприятий КИПа г. Сатки - 20 млн. руб. 3.Подписано Соглашение о предоставление средств федерального бюджета в виде дотации на реализацию мероприятий КИПа Сатки – 250 млн. руб. 2. Организационные мероприятия Поддержка реализации Комплексных инвестиционных планов (г. Сатка, г. Карабаш) 16
3. Поддержка предпринимательства 17 Софинансирование муниципальных программ развития предпринимательства Гарантийный и венчурный фонды Снижение налоговой нагрузки для работающих на УСН Понижающий коэффициент по арендной плате Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства Поддержка реализации Комплексных инвестиционных планов
По рекомендации Минэкономразвития России разработаны и реализуются муниципальные программы развития предпринимательства Сатки и Карабаша Программы согласованы г. Департаментом развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Поддержка предпринимательства Поддержка реализации Комплексных инвестиционных планов
4. Поддержка предприятий 19 Постановление Губернатора Челябинской области от «О системе взаимодействия с инвесторами по сопровождению инвестиционных проектов, реализуемых или планируемых к реализации на территории Челябинской области, по принципу «Одного окна» Закон Челябинской области от ЗО «Об участии Челябинской области в государственно-частном партнерстве» Господдержка предприятий, реализующих инвестиционные проекты, в виде компенсации части процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам (в 2010 г. – 13,82 млн. руб. из областного бюджета) Предоставление государственных гарантий предприятиям, реализующим инвестиционные проекты: 2010 г. – 10 млрд. руб., 2011 год – 9 млрд. руб. Поддержка реализации Комплексных инвестиционных планов
Крупные инвестиционные проекты в 2010 году 20 ОАО «ММК»: реконструкция стана 2500 горячей прокатки, комплекс внепечной обработки стали в ККЦ ОАО «Ашинский метзавод»: реконструкция листопрокатного цеха 1, реконструкция электросталеплавильного цеха 2 ЗАО «Карабашмедь»: реконструкция производства ЗАО «Нязепетровский краностроительный завод»: реконструкция производства ОАО «Завод Дормаш»: совершенствование технологии производства емкостного оборудования ЗАО «Саткинский чугуноплавильный завод»: реконструкция производства
Диверсификация монопрофильной экономики муниципальных образований 21 Развитие сферы туризма: -Верхний Уфалей (оз. Иткуль, Аракуль); -Карабаш (оз. Увильды); -Магнитогорск, Сатка, Аша, Усть-Катав; -Миасс (оз. Тургояк, Ильменский заповедник) Развитие агропромышленного комплекса: -Нязепетровск Развитие стройиндустрии: -Карабаш; -Магнитогорск; -Миасс; -Сатка
Развитие сферы туризма: Трехгорный (горнолыжный центр «Завьялиха») 22 ЗАТО Развитие зоны инноваций: Озёрск (переработка техногенных и высокотоксичных отходов, приборостроение, энергосберегающие технологии, нанотехнологии); Снежинск (энерго- и ресурсосберегающие технологии, нанотехнологии (производство ультрадисперсных порошков меди, наноалмазов), медицинское оборудование (производство томографов высокого класса точности), электроника (производство светодиодов) Диверсификация монопрофильной экономики муниципальных образований
Результаты реализации КИПов 23 В результате намеченных мер область должна получить: - уход от монопрофильности; - выпуск импортозамещающей продукции; - создание новых рабочих мест; - более полную загрузку предприятий; - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней
Задачи органов власти и местного самоуправления 24 Повышение конкурентоспособности Продвижение продукции, поиск новых рынков сбыта продукции Развитие внутриобластной кооперации, реализация территориального заказа на товарно-сырьевые ресурсы Обеспечение диверсификации экономики моногородов через создание и развитие новых «точек роста», стимулирование роста числа малых и средних предприятий Реализация «прорывных» инвестиционных проектов и импортозамещающих технологий