Пушкин о назначении поэта и поэзии

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема поэта и поэзии в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова.
Advertisements

Семинар по лирике А. С. Пушкина 1.Становление личности поэта. 2.Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина. 3.Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. 5.Пушкин.
А.С. Пушкин ЛИРИКА Работу выполнила Корочкова Юлия.
Шедевры русской литературы 19 века.. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился.
«Нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село…» 19 октября 1811 года – день открытия лицея. 19 октября 1811 года – день открытия лицея. Это было новое.
Д ОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОРОГИЕ УЧЕНИКИ ! УЧЕНИК ! Проверь себя, как ты готов Начать сегодня наш урок. На парте то, что нужно нам, Чтоб плыть к далеким берегам!
Душевное лекарство. «Художественная литература,- писал литературовед и прозаик Ю.Н. Тынянов, - отличается от истории не выдумкой, а большим, более близким.
Петербург – 1820 гг. Новый этап жизни и творчества А.С.Пушкина Почему петербургский период (1817 – 1820 гг.) можно назвать новым этапом не только.
1828г. – 1832г. – первый. Его называют ученическим, подражательным; 1832г. – 1837г. – второй. Переходный период; 1837г. – 1841г. – третий. Период зрелости.
А.С. ПУШКИН Биография, отношение к истории и историческая тема в литературе
Поэзия XIXвека. Золотой век русской поэзии В начале XIX века в русской поэзии уживаются на равных правах и классицизм, и сентиментализм. Но на волне национально.
Романтический стиль А.С.Пушкина Стихотворение «К Чаадаеву» Автор: Ерина С.В., учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей 3» г.Сарова Нижегородской.
Тема поэта и поэзии в лирике Н.А Некрасова Н.А Некрасова Выполнили учащиеся 10 класса «Б» Пятых Ксения Макеев Илья Гулин Артем.
1.Дата рождения 2.Родители Пушкина 3.Африканский прадед 4.Дядя-поэт 5.Год поступления в лицей 6.Друзья-лицеисты 7.Дата публичного экзамена 8.Дата вступления.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 18» Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века Исполнитель: Маков.
Тема:«Гражданская лирика Н.А.Некрасова» ЦЕЛИ УРОКА: Обучающая: Охарактеризовать нравственную проблематику стихотворений Некрасова. Продолжить анализ художественно-поэтического.
Литература первой половины XIX века Романтизм в России.
России первая любовь… Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет. Ф. И. Тютчев.
Литература XIX века. Русская национальная культура в 19 веке достигла в искусстве, литературе, во многих областях знания высот, определимых словом «классика».
Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль И, внемля им, вздохнет о славе старость Утешится безмолвная печаль И резвая задумается.
Транксрипт:

ПУШКИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ

Каждого поэта на протяжении жизни, и особенно в зрелые годы, волнует вопрос о значении его труда для общества и вообще о назначении поэтического творчества. А.С. Пушкин высоко оценивал роль и характер деятельности поэта. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высочайшим проявлением творческого духа. Обязательным условием нормальной творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. Его волновал также вопрос о том высоком предназначении, которое он должен выполнить как поэт.

Еще на заре своей литературной деятельности, в лицейских стихотворениях, Пушкин задумывался над задачей, ролью, судьбой поэзии и поэта в современном ему обществе. В первом напечатанном стихотворении "К другу стихотворцу" мы находим такие размышления поэта: «Не так, любезный друг, писатели богаты; Судьбой им не даны ни мраморны палаты, Ни чистым золотом набиты сундуки: Лачужка под землей, высоки чердаки - Вот пышны их дворцы, великолепны залы…» Их жизнь - ряд горестей, гремящая слава сон. И все же, прекрасно понимая незавидную судьбу поэта в современном ему обществе, лицеист Пушкин для себя избирает путь литературного творчества. Он готов вступить на него, как бы ни была трудна судьба поэта, какие бы лишения и тревоги, борьба и страдания его не ожидали. "Мой жребий пал; я лиру избираю", - пишет Пушкин. Уже в этом раннем стихотворении ясно слышатся ноты презрения по отношению "к сильным мира сего", не способным ни ценить, ни тем более понимать поэзию и самого поэта.

В 1815 году Пушкин пишет стихотворение "К Лицинию". Вспоминая там римского сатирика Ювенала. Так возникает в творчестве Пушкина образ поэта - борца, прямо противоположный привычным представлениям XVIII века о назначении поэта. В понимании Пушкина, поэт не одописатель в честь вельмож и царей, он - "эхо русского народа". Об этом он и говорит в стихотворении "К Плюсковой": "Я не рожден царей забавить стыдливой лирою моей... Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой, и неподкупный голос мой был эхо русского народа". "Свободная гордость", "скромная, благородная лира", стремление служить своей поэзией, отказ воспевать царей, сознание глубокой связи с народом - все это оставалось неизменным во взглядах Пушкина в течение всей его творческой жизни.

Во многих стихотворениях Пушкина мы видим противопоставление поэта светскому обществу, среди которого он живет. Он называет это общество презрительно и гневно: "толпа", "чернь". Пушкин защищает мысль о свободе поэта от "черни". В годах Пушкин создает ряд стихотворений на тему поэта и поэзии: "Пророк", "Поэту", "Поэт", "Эхо", в которых автор развивает свои взгляды на задачи поэта. Сквозь все творчество на эту тему проходит идея о трагической участи поэта в жизни. Когда -то эту же тему развивал придворный поэт Жуковский. Он был талантлив, но тем не менее, поэтов раньше держали при "дворе" в качестве лакеев и шутов. Пушкин избежал участи своего кумира детства.

Уже ранняя поэзия Пушкина по богатству мыслей, по художественному уровню почти ничем не отличалась от произведений признанных тогда мастеров русской поэзии. Вбирая в свою поэзию достижения современной ему литературы, Пушкин уже в лицее стремится идти "своим путем". Он требует от поэзии истины и выражения чувств, он далек от классицизма Жуковского, он не согласен со своим учителем Державиным, который считал, что поэзия должна "парить" над миром, Пушкин - поэт действительности. Он силен во всех жанрах поэзии: ода, дружеское послание, элегия, сатира, эпиграмма - везде Пушкин смел, его поэтический стиль нельзя спутать с другими поэтами. Во времена Пушкина считалось, что неумение писать стихи, такой же дурной тон, как неумение танцевать или говорить по-французски.

В творчестве каждого поэта рано или поздно начинается перелом, когда он должен осмыслить - для чего он пишет стихи? Перед Пушкиным такого выбора не стояло, он знал, что поэзия нужна всем, чтобы нести свет и свободу в этот мир. Поэт-декабрист Рылеев писал Пушкину: "На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь поэт и гражданин". Пушкин выполнил это завещание.