{ Образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Доцент кафедры ООТ МИОО, кандидат педагогических наук Хачатрян Эля.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая технология Кафедра открытых образовательных технологий МИОО.
Advertisements

Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма. Тихонкова Галина Владимировна – учитель начальных классов МОУ СОШ 37 г. Комсомольк-на-Амуре.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ОСНОВЕ ФГОС.
Технология развития критического мышления на уроках чтения и письма Дерябина Наталья Викторовна, учитель начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Зеленокумска»
«Технология развития критического мышления».. « Технология развития критического мышления » Разработана в США в конце 20- го века : Ч. Темпл, Д. Стил,
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между властью и.
Обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Практика показывает, что вместе.
Акценты целей технологии Формирование нового стиля мышления – открытость, гибкость, рефлексивность; Развитие базовых качеств личности – мобильность, коммуникативность,
Технология развития критического мышления «Лучше иногда задавать вопросы, чем знать наперед все ответы» Дж. Тэрбер Г. Н. Иванова, учитель начальных классов,
Технология развития критического мышления Овкина С. А.
Образовательная технология. Развитие критического мышления через чтение и письмо ( РКМЧП)
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
МАСТЕР-КЛАСС Технология развития критического мышления на уроках курса « Обществознание » на примере изучения темы « Средства массовой информации : между.
СЛОВАРЬ: Кластер - альбом, афиша, плакат… Инсерт – интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления Синквейн – стихотворение из пяти.
Педагогическая мастерская. Тема: Технология критического мышления.
Мастер-класс: урок истории в 5 классе «Олимпийские игры» с использованием технологии "кластер и инсерт"
Транксрипт:

{ Образовательная технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Доцент кафедры ООТ МИОО, кандидат педагогических наук Хачатрян Эля Ванушевна

К. Мередит Дж. Стил Ч. Темпл Авторы технологии РКМЧП

1. Формирование навыков направленного, вдумчивого чтения и рефлексивного письма. 2. Развитие с помощью чтения и письма мышления более высокого уровня – критического. Цели применения технологии РКМЧП

Основные положения: 1. Знания нельзя передать ученику в готовом виде, можно лишь создать условия для самоконструирования и самовозрастания знаний учащихся. 2. Опыт и точка зрения обучающегося – это та стартовая позиция, с которой начинается конструирование нового знания. 3. Процесс движения к истине ценится больше, чем сама истина. Конструктивизм – педагогическая философия

не учитель-урокодатель, а консультант, организатор и координатор проблемно- ориентированной, исследовательской учебно- познавательной деятельности обучающихся; не учитель-урокодатель, а консультант, организатор и координатор проблемно- ориентированной, исследовательской учебно- познавательной деятельности обучающихся; создает благоприятные условия для развития критического мышления учащихся путем столкновения противоположных точек зрения; создает благоприятные условия для развития критического мышления учащихся путем столкновения противоположных точек зрения; предпочитает активные и творческие формы работы на уроке для стимулирования мотивации учащихся к размышлениям, развитию; предпочитает активные и творческие формы работы на уроке для стимулирования мотивации учащихся к размышлениям, развитию; высоко ценит содержательные и «умные» вопросы. высоко ценит содержательные и «умные» вопросы. Учитель-конструктивист

Базовая модель технологии РКМЧП

I стадия - «Вызов» Цели: актуализация имеющихся знаний; актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка обучающимся собственных целей учения. постановка обучающимся собственных целей учения. Технологические этапы

Технология РКМЧП I Стадия – «Вызов» Направлена: - на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; Ученик: - «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения); Составление списка «известной информации»: рассказ- предположение по ключевым словам; - активизацию их деятельности; - систематизирует информацию до изучения нового материала,; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; - мотивацию к дальнейшей работе. - задает вопросы, на которые хочет получить ответы. верные и неверные утверждения и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Деятельность учащихся Деятельность учителя Возможные приемы и методы

II стадия - «Осмысление содержания» (смысловая) Цели: получение новой информации; получение новой информации; разрешение противоречий, возникших на стадии вызова; разрешение противоречий, возникших на стадии вызова; расширение знаний по теме. расширение знаний по теме. Технологические этапы

Технология РКМЧП II – Смысловая стадия Направлена: - на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией; Ученик: -читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения; Методы активного чтения: - маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); - маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения их ставят на полях справа); -постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»; -делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. - ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. Деятельность учащихся Деятельность учителя Возможные приемы и методы

III стадия - «Рефлексия» Цели: - размышление, рождение нового знания; - постановка обучающимся новых целей учения (организация нового вызова). Технологические этапы

Технология РКМЧП III Стадия – Рефлексия Учителю следует: -вернуть учащихся к первоначальным записям- предположениям, внести изменения, дополнения; Учащиеся: -соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. Заполнение кластеров, Заполнение кластеров,таблиц; - установление причинно-следственных связей между блоками информации; - дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. - систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, - выражают новые идеи и информацию собственными словами и т.п. - возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.; - ответы на поставленные вопросы. Написание творческих работ и т.д. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. Деятельность учащихся Деятельность учителя Возможные приемы и методы

Механизм развития знаний обучающихся в режиме технологии РКМЧП (разработано С.И. Заир-Беком) Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов. Итог – постановка целей учебной деятельности. Знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий, корректировка целей Суммирование и систематизация новой информации, ее оценки, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности

Тема Смысловой блок Приём «Кластер» («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди.

Технологический приём «Маркировочная таблица» « » «+»«+»«+»«+» «–»«–»«–»«–» «?»«?»«?»«?» Запись своими словами (1-2 слова) информации, которую обучающийся либо знает, либо думал, что знает Запись своими словами новой информации Запись своими словами информации, которая противоречит тому, что обучающийся уже знал или думал, что знает Запись своими словами непонятной информации, а также информации, о которой обучающийся хотел бы получить более подробные сведения

Вопросы по уровням когнитивной деятельности человека. 1. Фактические вопросы. 2. Вопросы на перевод. 3. Интерпретационные вопросы. 4. Вопросы на применение (творческие). С 1-го по 4-ый – вопросы так называемого «низкого» уровня. С 5-го по 7-ой – вопросы «высокого» уровня. 5. Вопросы на анализ. 6. Вопросы на синтез. 7. Вопросы на оценку. Стратегия «Чтение с остановками» - это организация чтения текста с использованием различных типов вопросов

Фактические – вопросы на знание фактического материала. Используются для проведения контрольных мероприятий, служат для проверки ЗУНов. ВОПРОСЫ «НИЗКОГО» УРОВНЯ

Вопросы на перевод предполагают перевод информации в новые формы (визуальную, графическую и т.д.). Часто начинаются со слов «представьте», «опишите» и т.д. ВОПРОСЫ «НИЗКОГО» УРОВНЯ

Интерпретационные вопросы. С их помощью раскрывается связь между идеями, фактами, ценностями. Начинаются со слова «Почему». ВОПРОСЫ «НИЗКОГО» УРОВНЯ

Вопросы на применение (творческие): дают возможность решать проблемы; дают возможность решать проблемы; в них содержится элемент условности, предположения, прогноза; в них содержится элемент условности, предположения, прогноза; поддерживают интерес к чтению; поддерживают интерес к чтению; часто содержат частицу «бы». часто содержат частицу «бы». ВОПРОСЫ «НИЗКОГО» УРОВНЯ

Вопросы на анализ подразумевают более детальное рассмотрение частностей в свете общего понимания и осознания процесса, ситуации, поступка. Вопросы «высокого» уровня

Вопросы на синтез предполагают создание новых сценариев, условий, результатов. Близки к вопросам на применение. Но! Применение: решение проблем, основанное на имеющейся информации. Синтез: решение проблем на основе всего опыта и всех знаний, создание другого сценария. Вопросы «высокого» уровня

Вопросы на оценку – вопросы самого высокого уровня. Отвечая на них, ученик высказывает суждения о хорошем или плохом, справедливом или несправедливом в соответствии с собственной системой ценностей и переводит информацию в личную систему взглядов. Вопросы «высокого» уровня

Вопросительные словаОсновные понятия темы Как? Почему? Каким образом? В связи с чем? Насколько? Откуда? Что? Когда? Зачем? Приёмы обучения постановке вопросов «Вопросительные слова»

Приём «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ? ? Записываются вопросы, которые требуют развернутого, обстоятельного ответа, например, «Какова связь между природными катаклизмами и самочувствием человека? Записываются вопросы, предполагающие однозначный ответ, например, «Сколько ног у осьминога?»

приём, формирующий умение работать с вопросами. приём, формирующий умение работать с вопросами. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов – это «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы» – Кто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…? Мог ли…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…?

Известная информация и предложения Новая информация Технологический приём «Бортовой журнал»

Этот приём направлен на присвоение» понятий, терминов. Технологический приём «Выглядит, как… звучит, как…» Выглядит, как… Звучит, как…

Технологический приём «ПЛЮС – МИНУС – ВОПРОС» «+»«-»«?»

Технологический приём «Двухчастный дневник» ЦитатаКомментарии

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - ??? Критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. М.В. Кларин Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. С.И. Заир-Бек Критическое мышление – это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. Д.Халперн Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. С.И. Заир-Бек И.В. Муштавинская

Качества, необходимые для развития критического мышления (по Д.Халперн) Готовность к планированию Гибкость Настойчивость Поиск компромиссных решений Осознание Готовность исправлять свои ошибки 4 5

По мнению Е.Н. Волкова признаками КМ являются: оценочность;оценочность; рефлексивность;рефлексивность; направленность на достижение определенного результата.направленность на достижение определенного результата. По мнению Д. Клустера КМ – это: самостоятельное мышление:самостоятельное мышление: мышление, для которого информация является отправным, а не конечным пунктом;мышление, для которого информация является отправным, а не конечным пунктом; мышление социальное.мышление социальное.

способствует формированию ключевых компетенций обучающихся: общекультурной (информационной, учебно- познавательной); общекультурной (информационной, учебно- познавательной); социальной; социальной; коммуникативной; коммуникативной; личностного самоопределения. личностного самоопределения. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

способствует формированию общеучебных умений: способствует формированию общеучебных умений: работать с любыми текстами и систематизировать (графически оформлять) текстовой материал; работать с любыми текстами и систематизировать (графически оформлять) текстовой материал; ранжировать информацию по степени новизны и значимости; ранжировать информацию по степени новизны и значимости; творчески интерпретировать имеющуюся информацию. творчески интерпретировать имеющуюся информацию. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (по Л.Б. Прокофьевой)

Решает задачи: Решает задачи: образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров; информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; информационной грамотности: развитие способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание. социальной компетентности: формирование коммуникативных навыков и ответственности за знание. Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (по Л.Б. Прокофьевой)

1. Вишнякова Е.Е. Заинтересовать чтением. Библиотека в школе. 16, Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей критически мыслить. – СПб: «Альянс «Дельта», Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: «Альянс «Дельта», Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, Открытая образовательная жизнь… Сборник избранных работ зав.каф. ООТ МИОО в гг., к.п.н., доцента ПРОКОФЬЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ БОРИСОВНЫ, М., МИОО, Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. – М., Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000 – (Сер. «Мастера психологии»). 8. Хачатрян Э.В. Применение технологии развития критического мышления в образовательных учреждениях. Методическое пособие. – М.: АПО, Полезные источники

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ХАЧАТРЯН ЭЛЯ ВАНУШЕВНА К.п.н., доцент кафедры ООТ МИОО Рабочий тел.: (499)