Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром «Городские и региональные программы энергосбережения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы Пути повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в городе Москва.
Advertisements

О ходе реализации региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ивановской области на годы» Член Правительства.
1 Правовая база в сфере энергосбережения Основные нормативно-правовое акты Федерального уровня: Федеральный закон от ФЗ «Об энергосбережении.
Всероссийский научно- исследовательский и проектный институт энергетической промышленности «ВНИПИэнергопром» Правовое, финансовое обеспечение и практика.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Распоряжение Правительства РФ от Р МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственная программа РФ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ.
Возможные решения проблемы дефицита энергоресурсов в муниципальных образованиях Ковальчук Виталий. Вице-президент Некоммерческое Партнерство Российское.
Министерство энергетики Московской области Разработка муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Московской области.
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Д.т.н., проф. Бушуев В.В. Институт энергетической стратегии (Минэнерго России, Союз нефтегазопромышленников России) 15 октября, 2009 г. Энергоэффективность.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
ЭНЕРГОАУДИТ. Определение энергоаудита Энергоаудит – технико-экономическое обследование систем энергогенерирования, энергораспределения и энергопотребления.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
25 февраля 2014 Министерство энергетики Московской области Совещание по вопросу разработки муниципальных программ в области энергосбережения и повышения.
Проектный офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
Совещание с участием руководителей управляющих компаний, ТСЖ и органов исполнительной власти Ярославской области «Реализация региональной адресной программы.
Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области Докладчик: Первый заместитель директора департамента топлива, энергетики и.
Основные требования к содержанию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской.
МИНПРОМЭНЕРГО ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЭНЕРГЕТИКЕ УПРАВЛЕНИЕ ПО СЕВЕРО-ЗАПАДНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ ПОДСЕВАЛОВ Александр Борисович Заместитель руководителя.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
Транксрипт:

Всероссийский научно-исследовательский и проектный институт энергетической промышленности ВНИПИэнергопром «Городские и региональные программы энергосбережения как составная часть программ комплексного развития» Евгений Гашо Гл. специалист Управления программ энергосбережения

Энергосбережение или «энерго-выживание»? Ввод 40 ГВт новой генерации по планам РАО – под вопросом, ГВт в год? 5-6 не могут ввести! А тут еще 4,5 ГВТ Саяно-Шушенской вылетели разом – закономерный итог "реформы". Выход – только масштабное энергосбережение, которое может обеспечить высвобождение этой же мощности ~ 40 ГВт при существенно меньших затратах. Затраты на энергосбережение в 4-5 раз ниже затрат на новое строительство (что проверено расчетами и фактическим аудитом в разработанных программах ряда городов и регионов) даже без учета сетевых расходов.

Рост потребляемой мощности в регионах

Превышение максимума потребления в 14 регионах ЭнергосистемаМаксимум нагрузок 1990 года, МВт Максимум потребления ОЗП гг., МВт Прирост максимума нагрузок Московская % Тюменская ,2% Ленинградская ,3% Кубанская ,5% Вологодская ,6% Белгородская ,8% Хакасская1 359* ,7% Удмуртская ,4% Карельская ,7% Дагестанская ,9% Калужская780**86611% Калининградская ,2% Астраханская ,8% Ингушская48***9495,8%

Фактическое состояние с энергоиспользованием Удельные расходы топлива на производство электрической энергии на паротурбинных энергоблоках практически соответствуют лучшим мировым показателям (328 г.у.т. на КЭС и 262 г.у.т. на ТЭЦ); Удельные расходы топлива на выработку тепловой энергии выше современных показателей на % в связи с изношенностью котельного оборудования; Потери в тепловых сетях составляют % (Москва) и достигают в ряде городов % (а не 60 %); Потери в электрических сетях значительны ( % и до 20 % с учетом «коммерческих потерь); Энергоемкость промышленной продукции в среднем выше на 15 – 45 % (а не в 2,5 – 3 раза); Здания потребляют в среднем на % больше Европейских норм (с учетом «перетопов»), (а не в 3 – 3,5 раза); Население потребляет в среднем л. гор. воды л. хол. воды (всего около л/сутки), (а не 360 – 420 л.)

Расхождения договорных и фактических показателей

Общие результаты комплекса работ в ЦАО НаправленияОсновные результаты работ Информационно- демонстрацион. Скорректированы расчетные тепловые нагрузки объектов Определены реальные затраты энергоресурсов и воды населением в типичном фонде строений города Выявлена структурная несбалансированность гидравлических режимов, тепловых нагрузок и реального энергопотребления зданиями Научно- методические Выявлены основные резервы энергосбережения, продемонстрированы возможности реализации энергосберегающих решений в зданиях Разработаны методики уточнения и коррекции удельных тепловых нагрузок Предложен комплекс удельных показателей и номограмм для оценки энергетической эффективности зданий и сооружений Организационные и социально- экономические Определена структура нового механизма расчетов с энергоснабжающими организациями за отпущенные ТЭР Выявлены роли и функции энергосервисных компаний по обслуживанию приборов учета энергопотребления Осуществляется подготовка специалистов по тиражированию полученных решений на всей территории округа Приняты необходимые организационно-правовые документы, позволяющие реинвестировать полученную экономию средств для дальнейшего проведения работ по энергосбережению.

Расхождения договорных и фактических нагрузок

Динамика установки узлов учета и оплаты ТЭР

Нормативно-правовая база ЦАО Москвы (2004 г.) Уровень города (региона)Территория (Округ)Дополнительные нормативные документы «О порядке стимулирования экономии ресурсов в бюджетной сфере» 1027-ПП «О передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию» 1258-РП «Об организации работ по финансированию расходов на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию на территории ЦАО г.Москвы» 4467-р Порядок организации работ по передаче бюджетных ассигнований на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию «О порядке стимулирования энергосбережения в системе жилишно-коммунального хозяйства г.Москвы» 71-ПП Положение по использованию сэкономленных бюджетных средств по статье расходов «Возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию» на территории ЦАО г.Москвы «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы г.Москвы» 77-ПП План выполнения Постановления Правительства Москвы 77-ПП по установке узлов учета ресурсов и создания автоматизированной системы учета энергопотребления САУР Типовой договор и Дополнительное соглашение к действующим договорам на поставку тепла на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию для заключения ДЕЗ районов с поставщиками услуг

Соотношение требуемого и фактически поставленного тепла 2002 г г.

Эффективность мероприятий в жилом фонде Основные энергосберегающие мероприятия Результаты использования Установка узлов учета и системы мониторинга энергопотребления Экономия средств до 40% за счет приведения договорных нагрузок к реальным Установка системы регулирования микроклимата в зданиях Устранение перетопов и экономия топливно- энергетических ресурсов (ТЭР) до 15 % Установка частотно - регулируемого электропривода на ЦТП Экономия до 30% электроэнергии и 10% воды Утепление ограждающих конструкций зданий, подъездов Экономия до 25% ТЭР Реконструкция теплосетей района в целомСокращение потерь теплоты на 25-30% Промывка систем отопления и водоснабжения зданий от отложений Улучшение теплоотдачи отопительными приборами зданий на 30% Социальная работа с населением по экономии энергоресурсов, воды, электроэнергии Сокращение непроизводительных потерь энергоресурcов в ЖКХ на 40-50%

Структура потребления тепловой и электрической энергии в Москве

Общая структура потребления энергоресурсов

Показатели потребления ТЭР городским хозяйством Потребление ТЭР населением: 52,8 млн. Гкал 8,78 млрд. кВт*ч 1,125 млрд. м3 воды Удельное потребление: 0,135 Гкал/м2*год 130 л/чел*сут. (горяч.воды) 285 л/чел*сут. воды Сравнительное потребление ТЭР, млн. т. ут. ПотребителиЭлектроэнергияТепловая энергия Промышленность2,92,7 Население2,39,0 Социальная сфера, торговля 1,34,5

Потребление тепла жилыми зданиями в г.Москве

Структура городской целевой программы Городская целевая программа Энергосбережение в городе Москве на гг. и на перспективу до 2020 г. Подпрограмма «Энергосбережение при потреблении энергоресурсов» Подпрограмма «Энергосбережение при производстве и распределении энергоресурсов» Подпрограмма «Сокращение потребляемой электрической мощности» «Энергос бе- режение в городско й бюджетн ой сфере» «Энергосб е-режение в федераль- ной бюджет- ной сфере» «Энерго сбе- режение в ЖКХ» «Энерго- сбережен ие в промыш- ленности » «Энерго- сбережен ие в строи- тельном комплекс е Раздел «Энергосбер ежение при производств е энергоресур сов» Раздел «Энергосбереже ние при передаче и распределении энергоресурсов » «Снижение потребляем ой мощности у потребителе й» «Компен- сация реактивной мощности» «Снижени е пиковых нагрузок» «Энерго- сбережен ие в админист ративных округах «Энергос бе- режение на транспор те» Раздел «Энергосбереже ние при потреблении энергоресурсов на собственные нужды » Раздел «Развитие нетрадиционной и возобновляемой энергетики» Блок управления и мониторинга НИОКР Тарифное стимулирование энергосбережения Механизм перераспределен ия присоединенной мощности ч

Основные отличия городской целевой программы энергосбережения Сочетание комплексного отраслевого и территориального охвата объектов для экономии тепловой, электрической энергии, воды. Увязка заданий по экономии энергоресурсов в конечном потреблении с повышением эффективности на источниках (т.е. внедрении новых энергоблоков на ТЭЦ ОАО Мосэнерго и электрогенерации на РТС ОАО МОЭК). Использование реальных отраслевых программ энерго- и ресурсосбережения предприятий ТЭК, транспорта (Мосгортранс, МЖД) и ЖКХ города в составе согласованных мероприятий программы. Наличие конкретных адресных списков объектов в жилом фонде и бюджетной сфере для проведения комплекса мероприятий. Поэтапность в проведении политики сокращения бюджетных расходов и включения бизнес механизмов в реализации программ энерго- и ресурсосбережения в разных отраслях городского хозяйства. Нацеленность на создание и включение комплекса мотивационных механизмов (нормативная база, тарифы, учет, пропаганда), т.е. новой институциональной среды культуры энергоэффективности: проработка свыше 50 нормативных правовых актов разного уровня (и изменений в них) программа осуществления пропаганды энергосбережения для разных категорий потребителей системная тарифная политика для разных категорий потребителей мониторинг и управление Программными мероприятиями

Основные отличия городской целевой программы энергосбережения Сочетание комплексного отраслевого и территориального охвата объектов для экономии тепловой, электрической энергии, воды. Увязка заданий по экономии энергоресурсов в конечном потреблении с повышением эффективности на источниках (т.е. внедрении новых энергоблоков на ТЭЦ ОАО Мосэнерго и электрогенерации на РТС ОАО МОЭК). Использование реальных отраслевых программ энерго- и ресурсосбережения предприятий ТЭК, транспорта (Мосгортранс, МЖД) и ЖКХ города в составе согласованных мероприятий программы. Наличие конкретных адресных списков объектов в жилом фонде и бюджетной сфере для проведения комплекса мероприятий. Поэтапность в проведении политики сокращения бюджетных расходов и включения бизнес механизмов в реализации программ энерго- и ресурсосбережения в разных отраслях городского хозяйства. Нацеленность на создание и включение комплекса мотивационных механизмов (нормативная база, тарифы, учет, пропаганда), т.е. новой институциональной среды культуры энергоэффективности: проработка свыше 50 нормативных правовых актов разного уровня (и изменений в них) программа осуществления пропаганды энергосбережения для разных категорий потребителей системная тарифная политика для разных категорий потребителей мониторинг и управление Программными мероприятиями

Структура конечного потребления тепла

Задания на экономию ТЭР по группам ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Экономия электроэнергии, млн. кВт * ч Экономия тепловой энергии, тыс. Гкал Промышленность (промзоны)13325 Ж К ХЖ К Х8829 Транспорт6519 Федеральная бюджетная сфера4565 Городская бюджетная сфера833 Префектуры всего в том числе соц.сфера окружного подчинения 12,582,3 - в том числе торговля60,5116,3 - в том числе промышленность в округах 217,329,4 - в том числе население120,7601 Всего по городу в целом

Прогноз теплопотребления с учетом мер по энергосбережению

Программы энергосбережения в городе Организация Задание на экономиюРеализация млн.кВт*частыс.Гкалмлн.кВт*частыс.Гкал Энергосбережение на транспорте65,00 19,20 10,7 67,71 МЖД12,94 3,826,61,85 ГУП « Мосгортранс » 17,36 5,132,542,861 ГУП « Московский метрополитен » 34,70 10,231,55863 Организация Задание на экономиюРеализация млн.кВт*частыс.Гкалмлн.кВт*частыс.Гкал Энергосбережение в ЖКХ 88,0029,19 29,51312,098 МГП « Мосводоканал » 208,7 ГУП « АХП » 0,00388 МГУП « Мослифт » 4 ОАО « МосОтис » 2,047 ГУП « Гормост » 0,340,083 ГУП ЭВАЖД3,1223,315

Региональные различия в потреблении тепловой энергии Города q, Гкал/ м 2 *год q, кДж/м 2 * ГСОП Уфа0,15 – 0, – 128 Москва0,13 – 0, – 145 Архангельск0,22 – 0,23155 – 160 Мурманск0,24 – 0,26165 – 168 Рязань0,16 – 0,17174 – 178 Воронеж0,18 – 0, – 184 Ярославль0,18 – 0,19185 – 190

Теплопотребление зданий после капитального ремонта

Общие показатели программы Суммарная экономия электрической энергии 15,8 млрд. кВт ч Суммарная экономия тепловой энергии36,50 млн. Гкал Суммарное сокращение электрической мощности3,87 ГВт Суммарная экономия природного газа9,25 млрд. м 3 Суммарная экономия воды254,9 млн. м 3 Объем предотвращенных вредных выбросов20,6 тыс.т Ежегодный ввод жилья только за счет экономии ТЭР в конечном потреблении может достигать 5 млн. м 3 Рентабельность программы становится положительной практически по всем разделам в 2011 году, а в 2013 году средства, сэкономленнные за счет энергосбережения, суммарно составят около 100 млрд. рублей

Структура экономии энергоресурсов

Финансовые затраты на реализацию программы Общий объем финансирования программных мероприятий за период гг. составляет -180,91 млрд. руб. из них бюджет города Москвы-30,57 млрд. руб. собственные средства предприятий, внебюджетные источники в рамках ведомственных и отраслевых программ -150,34 млрд. руб. На 1 руб. бюджета привлекается 5 рублей инвестиционных средств Удельные затраты бюджетных средств на 1 жителя Москвы составляют 450 руб/год

Структура потребления топлива в мегаполисе

Прогноз потребления газа в Москве

Инновационные проекты в бюджетной сфере и ЖКХ

Увязанный и поэтапный комплекс мер Технический комплекс Системы учета и мониторинга Нормативы, лимиты ТЭР Тарифное регулирование, Нормативно- правовая база Реклама и подготовка кадров Первоначальный аудит элементов системы. Выбор объектов для пилотных проектов. Установка приборов учета ресурсов Сбор тарифов, нормативов, лимитов по всем группам потребителей Анализ законодательств а в области обращения ТЭР. Анализ кадровой обеспеченности Создание демонстрационных объектов и зон эффективного энергопотребления Массовая установка приборов учета. Оценки эффективности по удельным показателям потребления ТЭР Предварительный анализ тарифов, анализ групп потребителей и графиков нагрузки Определение "нестыковок" законодательны х актов разного уровня. Пропаганда энергосбережени я, начало подготовки кадров. Составление энергетических балансов элементов системы. Паспортизация потребителей. Определение максимальных потерь. Установка приборов учета на большинстве объектов по территориям. Анализ удельных показателей потребления ресурсов. Анализ сбалансированности тарифов, выявление технологических зон для сокращения энергопотребления Выработка поправок в законодательны е акты и регламенты Отработка информацион-х материалов энергосбережени я Углубленный аудит. Анализ энергетических балансов элементов и систем в целом. Интеграция узлов учета ресурсов в автоматизированные системы учета САУР Пересмотр и коррекция нормативов потребления ТЭР Отработка использования многоставочных тарифов для управления спросом Согласование поправок в законодательств е разных уровней Обмен опытом и реализация примеров и пилотных проектов Освоение новой техники снижения и утилизации потерь энергоресурсов Создание биллинговых систем на основе САУР Установление гибких нормативов по группам потребителей Оплата ресурсов потребителями по факту. Процедуры гармонизации законодательств а Управление спросом и пропаганда энергосбережени я

Мероприятия и технологии по группам Сфера действияОрганизационно - правовые Технические меры источники энергии213 транспорт412 сети412 квартиры и дома2117 временные сооружения 73 бюджетная сфера86 коммерческие потребители 81 промышленность34 поселения в целом121 итого69

Повышение эффективности энергоисточников Цель. Снижение к 2020 г. энергоисточниками общего пользования удельных расходов топлива на выработку электрической энергии до 295,2 г у.т./кВт*ч и на выработку тепловой энергии до 169 кг у.т./Гкал. Задачи Достичь нормативных значений энергоэффективности на существующих энергоисточниках за счет их модернизации и реконструкции, а также вывода из эксплуатации неэффективных энергоисточников Довести к 2020 г. долю выработки тепловой энергии в комбинированном цикле до 45% от общей выработки тепловой энергии всеми энергоисточниками Обеспечить соответствие новых энергоисточников современным требованиям энергоэффективности; 2.4. Обеспечить тиражирование проектов строительства высокоэффективных ТЭЦ с применением преимущественно отечественного оборудования. 3. Механизмы реализации Запрет на строительство энергоисточников, не предусмотренных программой комплексного развития инженерной инфраструктуры Введение порядка распределения тепловой нагрузки в пользу более энергоэффективных источников комбинированной выработки Запрет на строительство конденсационных электростанций в городах Введение требований на применение электрокотельных только в зонах избыточной электрической мощности или электроэнергии с низкой себестоимостью Создание нормативной правовой базы, устанавливающей требования к вновь строящимся и реконструируемым энергоисточникам, введение в технические регламенты требований к энергоэффективности Поэтапный запрет на эксплуатацию котельных с устаревшим неэффективным оборудованием, высокими удельными расходами топлива. Доведение удельных расходов до 158 кг у.т./Гкал при работе на газе, до 168 кг у.т./Гкал при работе на жидком топливе, до 177 кг у.т./Гкал при работе на твердом топливе Совершенствование системы нормирования удельных расходов топлива, аналогично механизмам контроля промышленной безопасности Осуществление НИОКР за счет средств федерального бюджета по современным энергоисточникам

Энергосбережение в жилых зданиях 1.Цель. 1.Сокращение непроизводительных потерь тепловой и электрической энергии в жилых зданиях на 15 % к 2015 году и на 25 % к 2020 году. 2.Сокращение потребления воды населением до 190 л/чел в сутки. 3.Сокращение потребления электрической энергии в местах общего пользования на 15 % к 2020 году. 1.Задачи. 1.Стимулирование жителей к приобретению энергоэффективной бытовой техники, в том числе посредством потребительского кредитования закупок энергоэффективных товаров и услуг по энергосбережению % оснащение квартир приборами учета воды, многотарифными счетчиками электроэнергии. 3.Создание рынка энергосервисных услуг в жилищной сфере. 4.Стимулирование управляющих компаний к проведению работ по энергосбережению в жилищном фонде. 5.Создание системы категорирования домов по классу энергоэффективности, повышение категорийности зданий при проведении капитального ремонта. 1.Механизмы реализации. 1.Ввести механизм централизованных закупок энергоэффективных товаров и услуг для их реализации гражданам с привлечением управляющих компаний. 2.Организация работы по сбору заявок граждан с возможностью осуществления централизованных закупок энергоэффективной бытовой техники. 3.Обязательные энергетические обследования зданий с установлением классов энергоэффективности и внесением результатов (энергетических паспортов) в государственный энергетический реестр. 4.Обязательное размещение в подъездах указателей категории зданий по энергоэффективности. 5.Разработка региональных требований по энергоэффективности зданий при проведении капитальных ремонтов. 6.Разработка и обеспечение доступности типовых технических решений по энерго- и ресурсосбережению при проведении капитального ремонта зданий. 7.Привлечение частных инвестиций в энергосбережение через энергосервисные контракты.

Энергосбережение в бюджетной сфере 1.Цель. Снижение потребления энергоресурсов на объектах бюджетной сферы на 15% к 2015 году и на 30% к 2020 году; 1.Задачи % оснащения объектов бюджетной сферы приборами учета всех видов энергоресурсов. 2. Формирование структуры управления процессом энергосбережения в Федеральных органах власти, а также в ведомствах, закрытых для свободного доступа (Министерстве обороны РФ, Министерстве внутренних дел РФ, Федеральной службе исполнения наказаний) 3. Создание рынка энергосервисных услуг в бюджетной сфере. 1.Механизмы реализации. 1.Обязательность энергетических обследований, энергетической паспортизации и разработки и реализации программ энергосбережения на объектах бюджетной сферы; 2.Согласование программ энергосбережения на объектах федеральной бюджетной сферы, а также утверждение системы отчетности по их реализации в Министерстве энергетики РФ; 3.Создание условий для реализации энергосервисных контрактов по внедрению энергосберегающих мероприятий в бюджетной сфере, в том числе за счет введения требования сохранения обязательств бюджета по энергосервисным контрактам, срок действия которых превышает срок бюджетного периода; 4.Создание системы категорирования по уровню энергоэффективности бюджетных организаций; 5.Определение нормативных требований по минимальному уровню энергоэффективности объектов бюджетной сферы, прошедших капитальный ремонт; 6.Внедрение в систему государственных закупок требований по параметрам энергоэффективности к изделиям и оборудованию, потребляющему энергоресурсы; 7.Реализация в регионах пилотных проектов: «энергоэффективная школа», «энергоэффективный детский сад», «энергоэффективное лечебное учреждение».

Спасибо за внимание! Папушкин В.Н. Гашо Е.Г. Роль энергосбережения при выборе рациональной схемы теплоснабжения крупного города.// Теплоэнергетика Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 гг. и на перспективу до 2020 г.» (Постановление правительства Москвы 1012 от г.) Климатические стратегии для крупных городов Энергосбережение как ключевой фактор модернизации ЖКХ.// Коммунальный комплекс г. 11. Стратегия развития энергосбережения в Архангельской области до 2020 г. Карта Российского теплоснабжения.// Коммунальный комплекс г. 5. Стратегия развития энергосбережения Мурманской области до 2020 г. Городская целевая программа «Энергосбережение в г. Уфе на гг. и на перспективу до 2020 г.» «Давайте попробуем не замерзнуть» // Эксперт Гашо Е.Г. Особенности эволюции городов, промузлов, территориальных систем жизнеобеспечения. – М., 2006 г. Байдаков С.Л. Гашо Е.Г. ЖКХ России г. Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности

Наилучшие доступные технологии обеспечения энергоэффективности Система менеджмента энергоэффективности Планирование и определение целей и задач Энергоэффективное проектирование Повышение степени интеграции процессов Поддержание мотивации в процессе осуществления инициатив в энергоэффективности Поддержание квалификации персонала Обмен информации Эффективный контроль производственных процессов Техническое обслуживание Мониторинг и измерения Энергоаудит и энергодиагностика Анализ энтальпии и эксергии (Пинч – анализ) Термоэкономика Энергетические модели, БД и балансы Оптимизация параметров использования энергоресурсов

Управление программ энергосбережения ВНИПИэнергопрома 8 (495) (495) (495)