КРИЗИС СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Ю.Кузнецов Базалети,
Государство-state абстрактная «сущность», представленная юридическим лицом не совпадающая с личностью правителя (главы), объединяющая жителей в нацию, но не совпадающая с нацией; существующая только при условии признания другими государствами в качестве государства; имеющая признанные пространственные границы.
Обязательства, взятые на себя государством-state материальное содержание тех, кто не может содержать себя сам (welfare); обеспечение (в т.ч. материальное) возможностей для самореализации каждого; обеспечение функционирования денежной и кредитной системы; поддержание правопорядка на собственной территории; успешное ведение внешних войн.
ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВО Государство обеспечивает: безопасность (гарантии физического выживания); эмансипацию гарантию самовыражения. (В разные периоды акцент делался на разные аспекты) Идея социального государства секулярная версия христианской идеи спасения
КРИЗИС Кризис современного (социального) государства все большая неспособность выполнять взятые на себя обязательства Каковы масштабы бедствия?
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (1) Stephen G. Cecchetti, M. S. Mohanty, Fabrizio Zampolli, The future of public debt: prospects and implications. BIS Working Papers No. 300 (March 2010) (
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (2) Предположения (базовый сценарий): доля государственных доходов в ВВП постоянна; доля расходов, не относящихся к социальному обеспечению пожилых людей, постоянна; прогноз расходов на пожилых людей – из расчетов CBO и Еврокомиссии; процентная ставка финансирования долга – средняя за гг.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (3) Долг/ВВП Годы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (4) Долг/ВВП Годы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (5) Долг/ВВП Годы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ (6) Долг/ВВП Годы
ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (1) Можно ли оценивать финансовое положение государства на основании параметров государственного бюджета?
ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (2) Сравнение денежных величин, относящихся к разным моментам времени СегодняГод спустя Время $100 $110$110 r = 0,1
ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (3) Годы Доходы Расходы Бюджет р.п....
ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (4)
ФИСКАЛЬНЫЙ РАЗРЫВ (5) Величина фискального разрыва для США: 51 трлн. долл. (Лоренс Котликофф, Скотт Бернс, 2004 г.); более 100 трлн. долл., из которых 99,2 дают системы Medicare и Medicaid (Ричард Фишер, ФРБ Далласа, 2008 г.)
Естественный процесс? Является ли причиной бюджетных проблем «старение населения», т.е. естественный (биологический) процесс?
Политический и социальный процесс объем обязательств определяется в результате политических решений (пример – возраст выхода на пенсию); система политических стимулов к расширению денежных расходов (политический денежный насос); рост государственного долга тормозит процесс накопления капитала и тем самым подрывает производительность экономики; обязательства социального государства подрывают стимулы к производительной деятельности.
Политический денежный насос лоббизм («логика коллективных действий»); «покупка согласия»; logrolling (политика коалиций); политическая и идеологическая невозможность сокращений. Существует тенденция к расширению социальных обязательств государства, а их снижение чрезвычайно затруднено
Иллюстративный пример: какие расходы сокращать? The Economist, 07/05/2010 «Если бы было необходимо сократить государственные расходы, какая из нижеперечисленных государственных программ должна получать меньшие объемы финансирования из федерального бюджета, чем сегодня?»
Иллюстративный пример: какие расходы сокращать? Social Security7% Оборона22% Medicare7% Помощь бедным17% Medicaid11% Пособия ветеранам6% Исследования в сфере здравоохранения13% Образование12% Дороги12% Общественный транспорт27% Помощь иностранным государствам71% Пособия по безработице19% Наука и развитие технологий22% Сельское хозяйство27% Жилищное строительство27% Охрана окружающей среды29% Ни одно из пере- численных12%
Базовые варианты разрешения дефолт –кризис банковской системы; –рост процентных ставок –депрессия. эмиссия –высокая инфляция/гиперинфляция; –рост процентных ставок; –крах национальной валюты; –депрессия.
БЮДЖЕТНЫЙ КРИЗИС ПОДРЫВ ЛЕГИТИМНОСТИ ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛОГ: СССР и постсоветские страны в конце 80-х годов 90-х годах XX в. В России фактический дефолт по социальным обязательствам произошел дважды в 1992 и 1998 гг.
Ключевые характеристики кризисного общества резкое сокращение сферы публичной власти (ее полномочий и ресурсов) и частичное ее замещение иными формами социального контроля; резкая децентрализация публичной власти (смещение обязательств и полномочий на более низкие уровни).
В сфере социальных обязательств государства: сокращение финансовых ресурсов; сокращение объема обязательств (зачастую «явочным порядком»); «сброс» обязательств с вышестоящих уровней публичной власти на нижестоящие; «сброс» обязательств с бюджетного сектора на коммерческий; деградация «бюджетного сектора».
ОПЫТ КРУШЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА МОЖЕТ БЫТЬ ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫМ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ СВОБОДНОГО ОБЩЕСТВА, ОСОБЕННО ЕСЛИ ИНЬЕЛЛЕКТУАЛЬНО ПОДГОТОВИТЬСЯ К НЕИЗБЕЖНЫМ ИСПЫТАНИЯМ.
Вводные к заданию для групповой работы: муниципалитет средних размеров (60200 тыс. жителей); относительно диверсифицированная экономика (не моногород); средний уровень благополучия до кризиса; существенная роль бюджетных трансфертов с вышестоящих уровней публичной власти до кризиса; сокращение межбюджетных трансфертов в связи кризисом на 25%; страна – по выбору группы.