ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИЯ 9 Пограничная психопатология. Неврозы. ДИРЕКТОР МОУ ППМС ЦЕНТРА « СОЗВЕЗДИЕ » СЮРИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила студентка 1 курса СДО 13 группа Земскова Валерия Тамбов 2018.
Advertisements

МОУ «СОШ 49» г. Барнаула. «Сохранение психического и физического здоровья школьников»
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Неврозы у детей. Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно- психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности,
Нарушения поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
Взаимодействие специалистов в КОНСУЛЬТИРОВАНИИ семьи, воспитывающей ребёнка с ООП Докладчик: К.п.н., доцент кафедры корр. педагогики и спец. психологии.
Адаптация первоклассников к школе. 2 Физиологическая адаптация 3 этапа приспособления ребенка к школе (с физиологической точки зрения): 1 этап – ориентировочный.
Семейные конфликты ТЕМА 6. План лекции Сущность, виды, причины семейных конфликтов Психотравмирующие последствия Виды конфликтного поведения супругов.
Заставляют действовать! Один из самых простых и быстрых способов удовлетворения потребностей подростков. Пивной алкоголизм – основная проблема страны!
ДЕТСКИЕ СТРАХИ. Страх эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной.
Фархутдинова Л.В. – доктор мед. наук, профессор МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Психосоматические расстройства. ПСИХОСОМАТИКА ГИПЕРТОНИИ Выполнила студентка отделения Лечебное дело.
Психолого- педагогичес кий аспект. В НОВОЙ СОЦИАЛЬНО- ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ПРИОРИТЕТ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ ОТДАЕТСЯ РЕБЕНКУ И СЕМЬЕ, ЛИЧНОСТНОЙ АКТИВНОСТИ И ЛИЧНОСТНОМУ.
Три критических периода в развитии речевой функции.
Тема: конфликты в семье.. В зависимости от субъектов взаимодействия семейные кон­фликты подразделяются на конфликты между: супругами и родителями каждого.
АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА Характер - это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, себе и выполняемой работе. Характер.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество.
Транксрипт:

ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИЯ 9 Пограничная психопатология. Неврозы. ДИРЕКТОР МОУ ППМС ЦЕНТРА « СОЗВЕЗДИЕ » СЮРИН СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

От общего количества детей с нервно-психическими расстройствами больные неврозом составляют 45%. Наибольшее число больных неврозами среди детей школьного возраста. Это число возрастает по мере приближения к завершению обучения. Невротических расстройств в 1,4 раза больше у мальчиков, чем у девочек. Невроз – реакция личности на неблагоприятную жизненную ситуацию. Невроз – психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно- психическое расстройство, возникающее в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляющееся расстройством нервно-вегетативных функций, в связи с чем преобладает соматическая симптоматика. Психические изменения выражаются в простых эмоциональных нарушениях и в повышенной истощаемости психических функций. При неврозах патологические явления обратимы, по происхождению они связаны с конфликтной ситуацией. Невротические расстройства у детей.

Неврозы относятся к психогенным заболеваниям, причиной которых является психическая травма или психотравмирующая ситуация. Под психической травмой чаще всего подразумевается интенсивное, но сравнительно кратковременное отрицательное внешнее воздействие, которое может вызвать болезненные переживания, а также функциональные расстройства и расстройство деятельности внутренних органов. Психотравмирующая ситуация – это продолжительная ситуация, при которой накапливаются многие отрицательные воздействия, каждое из которых само по себе не столь значительно, но их продолжительность и количество приводят к возникновению невроза. Невротические расстройства у детей.

Невротические расстройства у детей. Неврастения (астенический невроз) Вид неврозаПричина возникновения Тип акцентуации СимптомыВнутрилич - ностный конфликт Неврастения ( астенический невроз ) Истощение нервной системы из - за чрезмерного, длительного психического и интеллектуально го напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. Лабильный, астенический, сенситивный. Повышенная раздражительнос ть, возбудимость, быстрая утомляемость и истощаемость. Повышенная реактивность, психомоторное беспокойство, аффективные вспышки. Противоречие между возможностями личности и завышенными требованиями к себе.

Невротические расстройства у детей. Истерический невроз. Вид неврозаПричина возникновения Тип акцентуацииСимптомыВнутрилич - ностный конфликт Истерический невроз Психическая травма. Механизм « бегства в болезнь », выгодность или желательность симптома. ДемонстративныйНеспособность стоять при сохранных движениях конечностей, параличи, гиперкинезы, тремор, припадки, приступы удушья, спазмы желудка, кишечника, мочевого пузыря, обмороки, аффективные вспышки. Повышенная требовательность к окружающим и невозможность выполнить эти запросы.

Невротические расстройства у детей. Невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, фобический невроз). Вид неврозаПричина возникновения Тип акцентуации СимптомыВнутрилич - ностный конфликт Невроз навязчивых состояний (обсессивно- компульсив- ное расстройство, фобический невроз). Эмоциональ- ные потрясения. Астенический, психастени- ческий (тревожно- мнительный). Страхи устной речи, своей смерти или смерти родителей, закрытых дверей, острых предметов, покраснения, заражения, космических катастроф. Навязчивое обкусывание ногтей, сосание пальцев, счет, различные ритуалы. Противоречия между внутренними тенденциями, влечениями, желаниями и потребностями личности и долгом или нравственными принципами.

Невротические расстройства у детей. Психика ребенка незрела и очень ранима, а отрицательных воздействий на нее происходит великое множество, начиная от мелких огорчений и обид и кончая тяжелыми личностными потрясениями и трагедиями. Помимо отрицательных личностных переживаний, на психику ребенка негативное воздействие оказывает непрерывный, стремительно возрастающий поток информации. Требования, предъявляемые к нему современным образованием, очень высоки и он должен соответствовать им. Соответственно, условий для возникновения неврозов в настоящее время стало значительно больше, чем несколько лет назад. Как правило детские неврозы отличаются моносимптомностью, при них чаще всего поражаются ослабленные болезнями или недостаточно сформировавшиеся органы и системы. В клинической картине большое место занимают сомато-вегетативные проявления, различные формы нарушения поведения, при которых нарушаются пищевое, самозащитное поведение.

Невротические расстройства у детей. В раннем детском возрасте преобладает соматовегетативная симптоматика, которая, как правило, возникает в 6-7 месяцев. Дети становятся плаксивыми, пугливыми, не отпускают от себя мать, боятся новых лиц и игрушек, страдают нарушениями сна, расстройствами функций желудочно-кишечного тракта. Отличаются крайней утомляемостью и склонностью к реакциям протеста. В период первого возрастного кризиса (в 2-4 года) уже появляются нарушения поведения, среди которых преобладают активные (вспышки возбуждения, агрессия) и пассивные (энурез, энкопрез, анорексия, запор, мутизм) реакции протеста. Во время второго возрастного кризиса (6-8 лет) невротические расстройства становятся разнообразнее, и среди них могут быть уже системные неврозы: энурез, заикание, тики, так называемые школьные неврозы (страх посещения школы и в связи с этим рвоты, анорексия, головные боли и т.д.), трудности в поведении (непослушание, склонность к дракам).

Невротические расстройства у детей. В препубертатном возрасте реакции протеста преобретают черты сверхценных образований (например, уходы из дома). В период полового созревания наблюдаются не соматовегетативные реакции, а ипохондрические состояния, повышенная склонность к возникновению страхов разного содержания (особенно страх физических недостатков), необоснованная смена настроения, повышенная агрессивность, чрезмерная чувствительность. Для успешного лечения невроза нужно знать не только личность ребенка, но и систему воспитания. Достаточно часто в семьях детей с невротическими расстройствами применяется неадекватное воспитание. Под неадекватным подразумевается воспитание, не учитывающее психическое и личностное своеобразие детей, воспитание, всегда идущее по одному трафарету, шаблону. При таком воспитании дети испытывают состояние личностной депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность в существенных для них потребностях и прежде всего: в индивидуально-адекватной эмоциональной заботе и любви; в самораскрытии, проявлении своего я; в эмоциональном и двигательном самовыражении.

Невротические расстройства у детей. Важно отметить, что имеет значение не столько факт неудовлетворения потребностей, а сколько отношение к этому членов семьи, часто носящее яркий, аффективный характер. Чем больше выражено степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности в отношении к ребенку со стороны членов семьи, тем более напряженной и неустойчивой становится его внутренняя позиция. Это является существенным фактором, приводящим к перенапряжению нервных процессов и невротическому срыву под влиянием даже иногда незначительных добавочных психотравм и соматической ослабленности. Причиной перенапряжения является мучительное противоречивое отношение ребенка к психотравмирующему для него воспитательному подходу родителей. Противоречивое отношение ребенка составляет его основное конфликтное переживание. В то же время, он, как правило, не проявляет со своей стороны негативного отношения и активного протеста к личности родителей (ввиду предшествующего усвоения социализированных норм поведения и общего отношения принятия со стороны родителей), одновременно страдает и не находит выхода от не соостветствующего в чем-то воспитательного подхода родителей.

Невротические расстройства у детей. В проведенных исследованиях семей отмечаются наиболее характерные черты патогенных аномалий воспитательного подхода: 1) низкую сплоченность и разногласия среди членов семьи по вопросам воспитания и связанную с этим аффективную напряженность и неустойчивость в воспитательном подходе к детям; 2) высокую степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности; 3) более выраженную степень опеки и ограничительности по отношению к каким-либо определенным сферам жизнедеятельности детей; 4) повышенную стимуляцию возможностей детей, в связи с этим частое применение угроз и моральных осуждений, несмотря на позитивное отношение к детям. Поэтому при работе с детьми имеющими невротические проявления необходимо учитывать не только личность ребенка, но и его семейную ситуацию. Мишенью воздействия психологической коррекции, помимо внутриличностного конфликта, должны стать отношения в семье и стиль воспитания ребенка.

Невротические расстройства у детей. В литературе существуют различные точки зрения на характер и методы оказания психологической помощи семье с невротическим состоянием у детей. Семейная психотерапия рассматривается не как специальный метод лечения, а как необходимое звено в общей психотерапии. Наиболее эффективными являются специальные программы с семьей, включающие в себя не только психокоррекционные занятия с ребенком, но также педагогическое и социальное воздействие.