Методическая разработка раздела основной образовательной программы «Влияние художественной литературы на совершенствование словаря старших дошкольников»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВЫПОЛНИЛИ: воспитатель МБДОУ д/с 40 Мордавченко Т.С. воспитатель МБДОУ д/с 40 Настенко Г.Я.
Advertisements

Дидактическая игра как средство развития речи детей Мамонтова О.Н., воспитатель МБДОУ детский сад 59 города Белово.
Методическая разработка раздела основной образовательной программы «Развитие художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Город Азов Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 20 ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ЗАЙЧИШКИ - ШАЛУНИШКИ» Авторы: Воспитатели:
Всероссийский конкурс детских и детско-родительских творческих проектов «Солнечный зайчик-2015» Государственное бюджетное образовательное учреждение дошкольного.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Содержание проекта: 1.Постановка проблемы, актуальность. 2.Паспорт проекта «В гости к сказке». 3.Цель и задачи проекта. 4.Схема осуществления проекта.
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к чтению сказок. Задачи: Вызвать.
СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «КОСМОС ДЛЯ ДЕТЕЙ» ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ, ИСПОЛЬЗУЯ РАЗЛИЧНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ ВО ВСЕХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Смирнова И.С. Воспитатель МДОУ 31 г.Апатиты. Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать.
Проект «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ – два разных мира» два разных мира» Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Автор презентации: воспитатель Попова О.В. Средняя.
Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы» МДОУ « Центр развития ребенка – детский.
Проект «Книжкина неделя» Составлен и реализован воспитателями: Шашковой Е.П Шадировой С.М Ачинск, 2014.
Разработала воспитатель Гречкина Наталья Михайловна педагог высшей квалификационной категории.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 1 г. о. Орехово – Зуево Московской области Разработала: Воспитатель.
ДС 200 Проект для детей старшего дошкольного возраста «Сказки гуляют по свету»
Моделирование сказок. ЦЕЛИ Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов. Развивать у.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт - Петербург Информационно.
Выполнила воспитатель: Полетаева Т.И. МБДОУ Елфимовский детский сад.
Транксрипт:

Методическая разработка раздела основной образовательной программы «Влияние художественной литературы на совершенствование словаря старших дошкольников» Образовательная область «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» Выполнил: воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад 23» Исакова Е.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23»

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. решает задачу накопления и уточнения представлений решает задачу формирования понятий развитие содержательной стороны мышления развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка.

Анализ задач существующих Программ в сравнении с реализуемой «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» под редакцией Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. -Обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; - Обогащение речи детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; - Обогащение речи детей наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду; -Упражнение в подборе существительных к прилагательному; - Упражнение в подборе слов со сходным значением; - Упражнение в подборе слов с противоположным значением; - Оказание детям помощи в употреблении слов в точном соответствии с их смыслом. Выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей и ознакомлению с художественной литературой: «Развиваем речь детей», «Ребенок и книга». В конце старшего дошкольного возраста выделен раздел «Скоро в школу», где доступно изложены основные показатели развития ребенка перед поступлением в школу. Основные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: -содержательность и связность речи (диалога и монолога); -развитие речевого творчества, -выразительности речи; -развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности; -подготовка к чтению, чтение.

Реализация ООП в соответствии с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста Появляется произвольность поведения Совершенствуется вся мыслительная деятельность Возрастает познавательная активность, интерес к миру Проявляется настойчивость, сообразительность Хорошая ориентировка в окружающем мире

Цель: использование художественной литературы в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста. Цели и задачи методической разработки раздела ООП Выявить уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста Разработать и апробировать программу использования произведений художественной литературы Определить влияние разработанной программы на уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Организация разнообразных форм работы с детьми нод образовательная деятельность в режимных моментах Совместная деятельность Сюжетно-ролевая игра Дидактические игры Имитацтонные игры Строительные игры Игры – драматизации Рассматривание картин – репродукций известных художников-иллюстраторов Самостоятельная деятельность Консультации. Информационные листы. День открытых дверей. Индивидуальные беседы. Помощь в изготовлении пособий. Взаимодействие с родителями

Интеграция образовательных областей Труд Формирование словаря в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности Коммуникация Формирование словаря в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми Чтение художественной литературы Использование художественных произведений для формирования словаря детей.

Свою работу мы строили на следующих принципах: -во-первых, на тщательном, обусловленном возрастным возможностями детей, отборе материала; -во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей; -в-третьих, активного включения детей; -в-четвертых, использования развивающего потенциала литературного произведения в создании речевой среды максимально.

Система работы по использованию художественной литературы при формировании словаря у детей старшего дошкольного возраста. Констатирующий этап Задачи данного этапа: 1.Подобрать методику, соответствующую условиям нашего эксперимента. 2. Провести диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста, направленное на выявление уровня развития количественного и качественного словаря.

Формирующий этап Задачи данного этапа: - Подобрать произведения художественной литературы, которые педагог будет использовать не только на специально организованных занятиях, но и в других видах деятельности детей. -Разработать программу развития словаря с использованием отобранных произведений художественной литературы.

Работа с детьми Темами НОД по расширению словаря детей стали: 1.Чтение художественных произведений 2.Рассказывание сказок 3.Обсуждение художественных произведений 2.Заучивание стихотворений 4.Сочинение стихов 5.Сочинение небылиц 6.Перессказ литературных произведений 7.Литературные викторины Цель: расширение и совершенствование словарного запаса

Совместная деятельность взрослого и детей 1.Знакомство с новыми книгами в уголке «Читаем сами» 2.Рассматривание иллюстраций к сказкам 3.Чтение знакомых сказок 4.Беседа по произведениям 5.Загадывание загадок 6.Показ диафильмов 7.Разыгрывание диалогов из произведений 8.Инсценирование сказок 9.Неделя весёлого рассказа. Чтение произведений С.Маршака «Почта», «Пудель», «Багаж» 10.Выставка знакомых и любимых книг 11.Час загадок, скороговорок, считалок, потешек Цель: активизировать словарь детей

Самостоятельная деятельность детей 1.Сюжетно-ролевая игра 2.Дидактические игры 3.Имитацитонные игры 4.Строительные игры 5.Игры - драматизации 6.Рассматривание картин – репродукций известных художников-иллюстраторов 7.Игра – состязание «Кто больше вспомнит сказок с добрыми героями» 8.Составление небылиц

Работа с родителями 1.Изготовление пособий для НОД, необходимых при словарной работе 2.Консультация «Знакомство со сказкой» 3.Консультация «Как читать детям?» 4.Родительский уголок «Наши любимые книги» 5.Информационный стенд «Художественное слово в жизни ребёнка» 6.Беседа «Не могу сидеть на месте» 7.День открытых дверей «Пословицы» 8.Беседа «Читаем каждый день» 9.Конкурс рисунков «Мои любимые сказочные герои» 10.Рекомендации «Чтение художественной литературы в соответствии с возрастом» 11.Фото-выставки 12.Конкурс рисунков «Моя любимая сказка» 13.Консультация «Совместная деятельность взрослого и ребёнка по ознакомлению с художественной литературой в ДОУ и дома»

В своей работе я пользовалась следующим учебно – методическим обеспечением ООП

Моё планирование представлено в виде перспективного плана работы с детьми НОД Совместная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями Перспективный план.doc

Цель: 1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. 2. Учить узнавать сказку по заданию. 3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. 4. Вспомнить порядок появления героев в сказках. 5. Развивать умение действовать согласованно. 6. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление. 7. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству. «Путешествие по русским народным сказкам» Приемы: просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей. Словарная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая. Индивидуальная работа: помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. На протяжении занятия активизировать Серёжу Ш., Данила М., Катю Б. Материал: игрушки для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога. Оборудование: аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами Русских сказок, столы, стульчики. Предварительная работа: посещение детской библиотеки.

Ожидаемые результаты работы: повысить интерес к художественной литературе использовать в своей речи прилагательные, глаголы, антонимы, сравнения, обобщения в сюжетно- ролевых играх – самостоя тельно обыгрыв ать сюжет литерату рных произвед ений

Контрольный этап

Результаты работы уровень обобщения детей значительно улучшился. Ответы детей стали более разнообразнее. развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения) художественная литература значительно обогатила словарь детей антонимами. значительные улучшения в использовании детьми в речи глаголов

Перспективы на будущее Выступление и презентация на педагогическом совете в ДОУ. Продолжение тесного сотрудничества с родителями по вопросам формирования словаря детей с использованием художественной литературы