C.I.R.E.D. Eau & Changement climatique Water en Klimaatverandering La société et les services publics d eau et d assainissement face au changement climatique Bernard Barraqué, DR CNRS Коммунальное хозяйство Основные задачи развития систем водоснабжения в Европе и Франции Бернар Барраке, главный научный сотрудник Национального центра научных исследований Франции Вторая российско-французская встреча территориальных образований Санкт-Петербург, октября 2009 г.
C.I.R.E.D. Актуальные вопросы в сфере водоснабжения Желательно, чтобы системы водоснабжения окупали себя (экономическая устойчивость) Желательно побуждать потребителей к экономии воды (экологическая устойчивость) Кроме того, хочется сделать воду доступной по цене для малоимущих слоёв населения (социальная устойчивость) Это ведет к усложнению системы тарифов Кажется, система будет устойчивой, но возможно ли это? рационально ли это???
C.I.R.E.D. Государственное или частное управление Вопрос обсуждается со времён появления коммунального хозяйства Но первоначальный спор между сторонниками концессии и прямого управления усложнился: даже при наличии государственной формы управления граждане оплачивают счета за потребление воды: «консумеризация». Вначале нужно было покрывать первые вложения в отрасль средствами из бюджета (налоги, субсидии, облигации и др.) Но с ростом объёмов отпуска услуги появилась выгода тарификации с учётом объёма потребления Напротив, снижение объёмов водоснабжения в наши дни ставит под вопрос эту схему...
C.I.R.E.D. Усложняя спор о форме управления… Антиглобалистское движение сводит воедино идею воды как ресурса и идею водопроводной воды как общественного блага, жизненно необходимого и всеобщего, которым надо бесплатно обеспечивать малоимущих. Они-то, сами того не зная, приводят к путанице в понятиях. Но противоречие государственное - частное обычно не учитывает ещё две другие возможные типологии: –Централизация / децентрализация управления –Комплексная / раздельная оплата за услуги и содержание инфраструктуры Выбор технологии предоставления услуг зависит от принципов организации: мобилизация ресурсов - централизованно; очистка воды – на уровне города; работа частных скважин или доставка воды - администрация района города
C.I.R.E.D. Европейская система водоснабжения Центральная роль органов местного самоуправления (с участием ГЧП) Создание центральных коммунальных сетей Технологии обработки воды Технологии очистки сточных вод (водоочистные станции)
C.I.R.E.D. «Муниципалистская» модель В Европе расширение охвата территории коммунальными услугами было связано с особой историей Wellfare State (государства всеобщего благосостояния) – историей муниципализма. (Вопрос: способны ли развивающиеся страны избежать подобного?) Прежде всего, услуги по водоснабжению требуют больших капиталовложений, так что теперешнее равновесие было достигнуто за счёт очень давно работающих схем (напр. государственные облигации, сберкассы) С давних времён города получают субсидии от государства на развитие коммунального хозяйства Найти наилучшее соотношение формы управления и имеющихся технологий
C.I.R.E.D. Развитие муниципалистической политики в отрасли водоснабжения До перехода к ЖКХ : - Общедоступная вода - крестьянам - Мосты-водоводы для сеньоров. Пришествие удобств: - Делегирование управления частным предприятиям - Но обслуживание не в полной мере - Финансовые и технические затруднения Конец 19-го века : - Всё переходит в руки муниципальных образований, - Помощь госучреждениям в финансировании - управление на муниципальном и межмуниципальном уровне Начало 20-го века : - Станции по очистке; век качества услуг - Обоснованность выставления счетов по объёму потребления - Развитие финансирования из своих средств
C.I.R.E.D. Изменение муниципалистских идей со временем Кризис финансирования капиталовложений привёл к разработке новых, разнообразных и гибких способов управления Сохранение прямого муниципаль- ного управления; смежные сети (Дания, Ирландия, Галисия) Слияние предприятий (Нидерланды, Бельгия) Централизация (Aнглия): RWA (1974) Приватизация и регулирование государством (1989) Передача частному сектору (сдача в аренду) Компании, предоставля- ющие комплекс услуг (Франция) Создание автономных учреждений Формальная приватизация (АО - ООО) Трансверсализация (Allemagne) Водоснабжение и подключение к сетям госпредприятиями на региональном уровне + Снабжение на местном уровне (возм. частно) (Италия, Испания, Юг Франции) Португалия Италия
C.I.R.E.D. Коммунальные службы Европы самые лучшие … Высокий процент подключений, но умеренный объём потребления воды (в 2-3 раза меньше воды на человека, чем в Соединённых Штатах Америки) Управление муниципалитетом, но финансовая поддержка от других уровней власти (многоуровневая система принятия решений) Всё более частая тарификация по фактическому объёму потребления, превращающая коммунальные услуги в коллективные блага «по клубной карте», членами которого являются все. Оборот капиталов коммунальных предприятий делает из них солидных участников рынка услуг Разделение на 2 сектора: Производство питьевой воды Водоочистные станции
C.I.R.E.D. … Но устойчива ли наша система водоснабжения? Система превратилась в зрелую индустрию: она может восстанавливать свою огромную техническую базу без изначальных субсидий. Рамочная Директива ЕС о воде (DCE) предлагает улучшать экологические показатели и выставлять счета по полной стоимости услуги Однако, в большинстве государств-членов наблюдаются противостояния подъёму цен: приведение Директивы в исполнение откладывается В европейском Средиземноморье субсидии из бюджета делают инвестиции приемлемыми, но могут привести к невозможности проведения подобной водной политики в долгосрочной перспективе
C.I.R.E.D. Применимость трёх программных положений Рамочной Директивы ЕС о воде к коммунальному хозяйству Экономика Защита окруж. среды Социальная справедливость 1 - Достаточны ли вложения для восстановления огромной технической базы ? 2 - Сколько стоит улучшение экологических показателей (директивы ЕС, законы, и т.д.) ? 3 - Если удовлетворять первым двум положениям, то останется ли стоимость услуг приемлемой для всех слоёв общества? А что в политическом плане ? Здесь была бы нужна ещё четвёртая ось – управление / территория 4
C.I.R.E.D. Аспекты многопланового кризиса Санитарнын нормы достигли предела своих возможностей: их становится всё больше, а доверие к водопроводной воде все ниже? Цены на воду повышаются, т.к., с одной стороны, необходимо инвестировать в развитие инфраструктуры с применением новых технологий, с другой стороны – снижаются объемы потребления воды, как в случае Германии, как Восточной так и Западной, Парижа и др. Обнаружилось, что даже в Европе счета за воду перестали быть «пригодными для питья» для малоимущих слоёв населения. Идет поиск новых социальных тарифов. Потребители пытаются искать индивидуальные экономически- выгодные выходы из ситуации, но при этом не осознают ни побочных последствий для общих распределительных сетей, ни того, какой удар наносят по социальной солидарности
C.I.R.E.D. Распределительные и водоочистные станции позволили стать независимыми от качества природной воды Долгосрочные контракты и усложняющиеся технологии привели к созданию крупных предприятий и разнообразных возможностей реализации ГЧП. Инженерные сооружения крайне дорогостоящие и их необходимо эксплуатировать в течение долгого периода, тогда как появляются новые технологии защиты окружающей среды, предлагающие управлять водными ресурсами на основании имеющихся потребностей Чрезмерное усложнение системы толкает к пересмотру организации системы водоснабжения и необходимости учета в первую очередь характеристик природной среды, а не технологий Новая взаимосвязь коммунальных услуг и распределения средств рождает необходимость новой формы управления ! Защита окружающей среды и новый курс
C.I.R.E.D. Что помимо климатических изменений? Новые манеры долгосрочного пользования коммунальными услугами заключают в себе привлечение к проблеме внимания граждан и многоуровневое правление Но существует риск утратить доверие к тому, что являлось силой европейской модели (центральное место, отведённое городскому самоуправлению). В странах «третьего мира», в которых такое доверие отсутствует, наиболее подходящий формат хозяйства – местный. Типичный пример – сбор дождевой воды в деревнях Южной Африки при поддержке фонда Barefoot University – технология именно такого формата. Хозяйствам в целом более стойким по отношению к изменчивости условий будет легче при переменах климата
C.I.R.E.D. В заключение Надо более планомерно думать о двух сторонах восстановления отрасли: технической и организационной Классическая форма коммунального хозяйства и масштаб принятия решений в муниципальных и межмуниципальных образованиях должны занимать центральное место в системе Но можно представить себе случаи, когда вмешиваться в их дела будут с более высоких уровней власти, по вопросам равномерного распределения финансирования или объединения энергосистем (например, на уровне департаментов) И в обратную сторону, почему бы не устраивать публичные слушания на местном уровне? И ещё мы должны заняться определением границ коммунальных сетей в городах и сельских поселениях. Прогресс самостоятельно работающих технологий это позволяет, но необходимо создавать соответствующие структуры управления. Благодарю за внимание