Войта-диагностика и Войта- терапия Здвижкова.В.Н Украинский медицинский центр реабилитации детей с органическими заболеваниями нервной системы МЗ Украины,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нормальное и патологическое развитие в раннем возрасте КафедраКПРД Лекция 1 Нормальное и патологическоеразвитие большой моторики Лекция 1 Нормальное и.
Advertisements

Понятие «Осанка» ОСАНКА - это комплексное понятие о привычном положении тела непринужденно стоящего человека. Она определяется и регулируется рефлексами.
Комплексная оценка состояния здоровья обучающихся.
Инсульт– самое грозное заболевание сосудов головного мозга Поэтому инсульт требует: много мужества от больного много терпения и любви от его близких много.
Выполнила : студентка 419 группы Селиванова Светлана Медицинская реабилитация при остеохондрозе.
Нарушение деятельности нервной системы и их предупреждения.
Выполнили ученики 8 «В» класса МОУ «СОШ 82» ОСАНКА. Заболевания ОДС и их профилактика.
Роль иппотерапии в реабилитации детей с ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) заболевание, связанное с поражением головного мозга, развивающееся в результате.
Реабилитация детей с ДЦП Выполнила: Алиева А.. План: План: - - Причины ДЦП - - Классификация ДЦП - - Клиника - - Лечение, реабилитация.
Кабинет реабилитации недоношенных и маловесных детей (кабинет катамнеза).
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
ПЛАН Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Виды двигательных нарушений Причины нарушений опорно-двигательного аппарата Справочная.
Рефлексы новорожденных. Классификация рефлексов 1) сегментарные двигательные автоматизмы а ) сегменты мозгового ствола ( оральные автоматизмы ) б ) сегменты.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
ФИЗИОПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БЕРЕМЕННЫХ К РОДАМ Подготовила: Кушегулова А.С 424 группа лечебный факультет Проверила: Галицкая Т.В Астана 2010.
КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Карелина Инна Борисовна, логопед, ГУЗ ЯО «Городская детская.
Остеохондроз Остеохондроз – дегенеративно-дистрофическое заболевание позвоночника, сопровождающееся биохимическими изменениями ткани позвонков. Является.
Реабилитация детей с неврологическими заболеваниями Л.В.Шалькевич, г.
Сергей Комаров о спектрально-динамической терапии.
Строение и развитие мышц. Основные группы мышц. Типы мышечной ткани скелетная гладкая сердечная.
Транксрипт:

Войта-диагностика и Войта- терапия Здвижкова.В.Н Украинский медицинский центр реабилитации детей с органическими заболеваниями нервной системы МЗ Украины, г. Киев

Нейрокинезиология по Войта позволяет диагностировать нарушенное двигательное развитие у детей уже с периода новорожденности, еще до отсутствия четкой неврологической симптоматики при классическом обследовании и назначить раннюю терапию.

Суть диагностики это не только пассивное наблюдение за ребенком, но и активный метод обследования с использованием соответствующих функциональных проб (нагрузок, провокаций).

Показание к проведению Войта - диагностики : дети возрастом от 0 до 1 года из группы риска. Противопоказаний нет, за исключением детей с дисплазией тазобедренных суставов, у которых проверяют не все реакции на положение.

Постуральний онтогенез до полной вертикализации является основой диагностики и терапии по В.Войта. В нейрокинезиологической диагностике нужно оценивать: постуральную активность: спонтанная моторика и физиологические механизмы выпрямления (основа содержания постурального онтогенеза); постуральную реактивность с помощью реакций на положение тела (лагереакции); динамику редукции рефлексов новорожденных (примитивных рефлексов).

Локомоция - совокупность согласованных движений, благодаря которым человек перемещается в пространстве. База локомоции: Мотивация Сенсорная ориентация Автоматическое регулирование положения тела

Спонтанная моторика (постуральная активность) В идеальной моторике первого года жизни отображается постуральный (моторный) онтогенез. Ранний онтогенез ребенка первого года жизни делится на 4 триместра относительно формирования механизмов вертикализации и локомоции. Каждому триместру отвечает свой сенсомоторный, психический, предречевой, эмоциональный паттерн, который имеет генетически обусловленные временные варианты отклонений от нормы, которые представляют в среднем 2-3 недели.

Реакции на положение тела (лагереакции) относительно постурального онтогенеза: Постуральная реактивность – физиологический механизм, который обеспечивает автоматическое регулирование положения тела, это свойство приспосабливаться к изменениям положения тела. Исследование постуральной реактивности разрешает оценить степень функционально- структурных изменений ЦНС.

Чтобы реакции можно было клинически использовать необходимо: 1. Двигательный ответ на изменения положения тела был видимым и закономерным. 2. Моторный ответ отображался в разных фазах развития. 3. Были отличны физиологические (нормальные) от патологических реакций. Лагереакции - это стандартизированный метод оценки постуральной реактивности, в основе которого - рефлекторный двигательный ответ на разные положения тела в пространстве.

Каждая реакция на положение имеет свой четкий рисунок (отражение), кинезиологическим определением которого есть глобальный, часть и типичный для возраста двигательный ответ. На основе реакций на положение в диагностике по Войта можно установит достаточно точный возрастной период развития. Отсюда возникает новое понятие период реакций на положение тела. Период развития сравнивается с хронологическим развитием или гестационным (срок беременности). Таким образом, может быть определена задержка в неврологическом развитии.

В основе находится афферентно-эфферентный принцип: изменение положения тела (разнообразные импульсы): ЦНС Реакция на положение проприорецепторы (суставы, сухожилия, мышцы) интерорецепторы (внутренние органы) экстерорецепторы (кожа) телерецепторы (ощущение) вестибулярные раздражения (Magnus-de Kleijn) переработка и интеграция разнообразных афферентаций реакции на изменения положения тел в пространстве

Оценка реакций на положение 1. Определение возраста развития 2. Отставание развития 3. Патологический рисунок (количественная и качественная оценка)

В.Войта удалось из многочисленных реакций, связанных с положением тела, выделить семь реакций и составить их в диагностическую концепцию, которая не только делает возможной раннюю диагностику церебральных двигательных повреждений раньше, чем они возникнут, но и разрешает определить точную диагностику неврологического развития. Для этого он использовал реакции на положение тела.

Лагереакции по Войта 1. Реакция при подтягивании (тракции) (модифицированная и стандартизированная Vojta) 2. Ландау-реакция (Landau, 1923; модифицированная и стандартизированная Vojta) 3. Реакция подвешивания подмышки (аксилярная) 4. Реакция перебрасывания на сторону по Войта (Vojta 1967/69) 5. Горизонтальная реакция бокового подвешивания по Collis/Vojta (Collis, 1954; модифицированная и стандартизированная Vojta) 6. Вертикальная реакция подвешивания по Peiper и Isbert (Peiper и Isbert, 1927; модифицированная и стандартизированная Vojta) 7. Вертикальная реакция подвешивания по Collis (Collis, 1954; модифицированная и стандартизированная Vojta)

Рефлексы новорожденных (примитивные рефлексы) - для диагностики по Войта - Примитивные рефлексыВ нормеПатологический симптом Орофациальные рефлексы Рефлекс Бабкина0-4 неделипосле 6 недель поисковый рефлекс0-3 месяцапосле 6 месяцев сосательный рефлекс0-3 месяцапосле 6 месяцев феномен глаз куклы0-4 неделипосле 6 недель автоматической походки0-4 неделипосле 3 месяцев Разгибательные рефлексы экстензорный толчок рукс рождения экстензорный толчок ног0-4 неделипосле 3 месяцев рефлекс с корня ладонис рождения пяточный рефлекс0-4 неделипосле 3 месяцев супрапубикальный разгибательный рефлекс 0-4 неделипосле 3 месяцев перекрестный разгибательный рефлекс0-6 неделипосле 3 месяцев лифт-реакция0-4 неделипосле 4 месяцев в N форме, с рождения в патологической форме рефлекс Галанта0-4 недели< и до отсутствия в 1.триместре, +++ в 2. триместре и позднее Хватательные рефлексы С рук Со стоп к развитию опорной и хватательной функции руки к развитию опорной функции стоп < 0 и до отсутствия в 2. триместре при дискинетическом типе развития, +++ в 2. триместре при спастическом типе развития +++ в 2. и 3. триместре и > при дискинетическом типе, < 0 и до отсутствия в 2. и 3. триместре при спастическом типе РАФ (рефлекс акустико -фациальный) РОФ (рефлекс оптико-фациальный) с 10 дней до конца жизни возникает после 3 месяцев в 4 месяца отсутствует в 6 месяцев отсутствует

Центральные координационные нарушения (ЦКП) ЦКП - это недостаточная обработка мультиафферентных раздражителей в центральной нервной системе. Нарушенная способность ЦНС приспосабливаться к изменениям положения тела (т.е. постуральная реактивность). На нее уже в периоде новорожденности указывают патологические реакции на положение тела. По степени тяжести ЦКП делятся: все реакции нормальные (физиологические); легчайшие (1-3 патологические лагереакции ); легкие (4-5 патологических лагереакций); средней-тяжести (6-7 патологических лагереакций); тяжелые (7 патологических лагереакций + выраженное нарушение мышечного тонуса).

Примитивные рефлексы персистируют или блокированы патология психики Нормальное психическое и статокинетическое развитие патология моторики Примитивные рефлексы персистируют в пределах задержки постурального возраста Примитивные рефлексы вызываются в пределах нормального постурального возраста ЦКПЦКП отсутствуют патологический образец реакций, постуральный возраст описывается или не определяется нормальный образец реакций, но задержка постурального возраста больше 3 месяцев нормальный образец реакций, физиологическое постуральное развитие Скрининг реакции на положение ЦКП

Войта - терапия

Войта-терапия Согласно данным литературы, еще в 1954 году чешский врач Войта в результате многолетних наблюдений открыл основные модели рефлекторного движения вперед, которые позднее были классифицированы и предложены, как метод терапии - рефлексная локомоция или по имени автора Войта- терапия.

Принципы Войта-терапии 1. Терапия воздействует на имеющиеся нервные связи на самых разных уровнях тела (от скелетной мускулатуры до внутренних органов, с простейшего управления ЦНС и до более высоких мозговых структур), использует «естественные движения», врожденные способности пациента. 2. У младенцев ЦНС еще очень хорошо поддается формированию. Некоторые нервные пути в мозге часто полностью блокированы, но в принципе остаются доступными. Ненормальные движения (замещающие образец), возникающие из-за постоянного, но патологически измененного выпрямления и передвижения, еще не закреплены, что позволяет достичь максимального эффекта при терапии рефлексолокомоции. 3. Основная задача методики - формирование двигательных навыков соответствующих возрасту ребенка. Для его решения используют рефлекс ползания и рефлекс поворота. Их основные феномены имеют влияние на управление телом в целом, его вертикализацию и возможность передвижения.

4. Оба двигательных комплекса содержат элементарные компоненты передвижения : автоматическое управление равновесием при движении («постуральное управление»), выпрямление тела против силы тяжести и целенаправленные хватательные и шаговые движения конечностей («фазовая подвижность»). 5. Благодаря терапевтически возможному выстраиванию функций осанки и поведения в ЦНС, улучшенный уровень движения может удерживаться часто в течение целого дня. 6. Управление осанкой и движением, активизируемое в терапии, является одной из важнейших предпосылок для любой спонтанной коммуникации. Т.с. Она может быть основой для выполнения требований в других терапиях, например, в специальной педагогике, логопедии, эрготерапии и др. Принципы Войта-терапии

Различают два комплекса рефлекса локомоции: 1-ый проводится в положении на животе и обозначается как рефлекторное ползание; 2-ой в положении на спине и на боку, этот координационный комплекс обозначается как рефлекторный поворот. Имеются 10 описанных Войта зон на теле, а также на руках и ногах, чтобы вызвать образцы движений. Через комбинацию различных зон и чередование надавливания и растягивания активизируются оба рефлекса локомоции. Играют роль оптимальный угол сгибания конечностей и т.н. сопротивление (например, терапевт тормозит поворот головы во время рефлекторного ползания, достигается изометрическое сокращение близлежащей мускулатуры). Принцип-много вариаций. К трем основным позициям имеется более тридцати вариаций, для подбора индивидуальной программы и цели лечения.

Всеобъемлюющее действие Войта терапии Мускулатура скелета 1.Позвоночник сегментарно растягивается и скручивается, становится функционально подвижнее. 2.Голова может более свободно двигаться. 3.Достигается центрирование суставов(особенно плечевого и тазобедренного). 4.Кисти и стопы целенаправленнее и обширнее используются для опорной и хватательной функций. Область лица и рта 1.Облегчает сосательные, глотательные, жевательные движения. 2.Движения глаз становятся более целенаправленными и независимыми от движений головы. 3.Возрастают сила и громкость голоса. 4.Произношение становится понятнее. Дыхательная функция 1.Увеличивается объем грудной клетки. 2.Дыхание становится глубже и стабильнее. Вегетативная нервная система 1.Улучшается кровоснабжение кожи. 2.Улучшается ритм сна и бодрствования. 3.Улучшатся регуляция функции кишечника и мочевого пузыря. Восприятие 1.Улучшаются реакции равновесия. 2.Улучшается ориентация в пространстве. 3.Сильнее и точнее становятся ощущения6 холодный, теплый, острый, тупой. 4.Улучшается распознавание форм и структур с помощью ощупывания. 5.Способность к концентрации становится гибче и стабильнее. Психика Пациент становится более уравновешенным, эмоционально активным.

Условия проведения Войта-терапии 1) частое повторение упражнений на протяжении продолжительного времени (3-4 раза на день по 5-20 минут на протяжении не меньше 1 года; 2) интеграция родителей в процесс реабилитации, обучение их терапии в Центре реабилитации под руководством специалиста Войта-терапевта с дальнейшим проведением комплекса упражнений дома; 3) коррекция комплекса упражнений во время консультаций или повторных курсов реабилитации в Центре Войта-терапевтом, посредством комбинирования и вариации зон раздражения и сопротивления, а также малейших изменений направления нажатий и угла сгибания конечностей в исходном положении, терапия приспосабливается к индивидуальной картине заболевания и цели лечения пациента; 4) необходима предыдущая психологическая подготовка родителей к способу проведения терапии и ожидаемых результатов Отрицательное поведение ребенка на вынужденное положение во время проведения терапии может быть проявлением страха или естественного протеста, особенно у детей младенческого возраста. Отрицательное поведение ребенка не должно быть проявлением агрессии (требует устранения методами психологической коррекции); 5) перед началом проведения Войта-Терапии детям первого года жизни проводится Войта-диагностика, пациентов осматривает невролог и педиатр, по показаниям электрокардиография, нейросонография, электроэнцефалография; 6) Войта-терапии как реабилитационная методика используется самостоятельно, что связано с расчетом адекватной нагрузки; 7) Войта-терапия совместима с плаванием, лечебной гимнастикой и массажем, когда родители по любым причинам не могут достичь оптимальной нагрузки только за счет Войта-терапии; 8) Войта-терапия несовместима с электропроцедурами.

Показания к проведению Войта- терапии Абсолютные показания: 1. Центральные координационные нарушения (средней степени тяжести и тяжелые центральные координационные нарушения, асимметричные легкие центральные координационные нарушения, т.н. гемисиндромы). 2. Детский церебральный паралич 3. Мышечная кривошея 4. Периферические парезы и параличи (например, Spina bifida,Plexusparesen и др.). 5. Врожденные миопатии 6. Синдром поперечного поражения спинного мозга. 7. Артрогрипоз Относительные показания: 1. Задержка стато-кинетического развития 2. Даун-синдром и другие синдромы. 3. Нарушение осанки (сколиозы). 4. Функциональные нарушения суставов (дисплазия тазобедренных суставов, косолапость). 5. Проблемы с функциями глотания, жевания, дыхания.

Протипоказания к проведению Войта- терапии: дней после профилактической прививки. 2. Температура тела выше 38,5 С˚ 3. Обострение хронических соматических заболеваний. 4. Гидроцефалия (период декомпенсации). 5. Аффективно-респираторные состояния (судороги), частые серийные эпилептические припадки. 6. Родители психологически не подготовлены к проведения методики. 7. При особых заболеваниях (например, болезнь стеклянных костей). 8. При заболеваниях сердца (в периоде суб- и декомпенсации сердечно- сосудистой недостаточности).