Районный конкурс мультимедийных проектов «Край родной» Номинация «Храмы и монастыри земли Калужской» Автор: Ефименкова Анна, 9 класс, 15 лет. Руководители:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил ученик 5 A класса МОУ СОШ 33 Митянов Захар.
Advertisements

Монастыри Пскова.. Псково-печерский монастырь Один из самых известных монастырей России. Он построен в глубоком лесном овраге, по которому протекает ручей.
Город вырос около монастыря, и жизнью города распоряжался Успенский (Богородицкий) монастырь.
Урок ОПК 11 4 класс Закутская Н.Д.. Князь Владимир спешил окрестить свой народ и просветить светом Евангелия. Князь Владимир спешил окрестить свой народ.
Киево-Печерская лавра Киево-Печерская лавра. Страна: Украина Страна: Украина Город: Киев Город: Киев Конфессия: Православие Конфессия: Православие Основатель:
Подобрать материал к теме «Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения» и изучить его. Ознакомится с Шатровым зодчеством Древней Руси.
Задание по теме: 1.Озаглавить каждый слайд. 2.Выписать названия храмов, и год их создания. 3.Выделить незнакомые слова, попытаться их объяснить.
В Мониторчик посмотри! Узнаешь тайны всей Земли! Уважаемые детки из далёкого будущего,сейчас мы вам расскажем о Ярославле.
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ г. Москвы ГОУ города Москвы СОШ «Школа здоровья» 384 Проект «История Можайска» Автор:
Древнерусская архитектура Церкви, соборы, монастыри.
МОНАСТЫРИ Выполнила: учитель музыки МБОУ «СОШ36» Г.Кургана Кондрашова И.В.
Ки́ево-Пече́рская Ла́вра один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча.
АНАСТАСИЯ МАТВЕЕВА Выступление: «Хозяйственная деятельность Старицкого Свято-Успенского монастыря»
Архитектура XVI века. Церковь Вознесения в Коломенском.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
МОУ Большемурашкинская средняя школа Желтоводский Макариев монастырь Желтоводский Макариев монастырь Работу выполнила ученица 6 а Спиридонова Анна.
Работа По географическому краеведению Ученицы 11 класса Трач Анны Учитель: Згода Т.Л.
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.
МБОУ СОШ 29 с углублённым изучением отдельных предметов г. Смоленска.
Сергий Радонежский. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая сентября 1392) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой.
Транксрипт:

Районный конкурс мультимедийных проектов «Край родной» Номинация «Храмы и монастыри земли Калужской» Автор: Ефименкова Анна, 9 класс, 15 лет. Руководители: Стрижко Ф.А.-учитель истории, Алексашина Т.В.-учитель информатики. С.Мокрое, 2008 год

В конце VIII в., Король Франского государства Карл Великий перешел Эльбу, совершил военный поход против полабских славян. Этот поход вызвал переселение радимичей и Вятичей на Восток. Вятичи поселились на территории нынешней Калужской, Тульской, Орловской и Рязанских областей. В 988 году произошло Крещение Руси, но Вятичи еще долго оставались язычниками. Среди них еще действовало многоженство и обычай кровной мести. Возникновение же монастырей в Калужском крае зафиксировано лишь на рубеже веков. Одни монастыри основывались монахами подвижниками, другие – князьями в пределах городов, входивших в состав Московской Руси. В «Летописи Калужской» о крещении Руси и крещении Вятичей сказано следующее: « В 988 году, когда Владимир, приняв крещение, начал ставить по городам церкви и священников и людей крестить по всем городам и селам, Вятичи, как ниже увидим, не все крестились. В 1215 году Киевопечерский инок Кукша Вятичам, на Оке обитовавшим, проповедовал Евангелие и, крестил их, подвиги свои запечатлел мученическою смертью». Так, например, в 1444 году был основан преподобным Пафнутием Боровский Пафнутьев монастырь.

«Святой» Пафнутий – основатель Боровского монастыря. Из «жития Пафнутия», написанного его учеником и первым биографом Рыло Вассианом известно, что монастырь основан в середине XVI в. самим Пафнутием. Пафнутий родился в 1395 г. В сельце Кудинове под Боровском. Известно, что его дед был ханским баскаком, но принял христианство и остался на Руси. Сам Пафнутий в возрасте 20 лет стал монахом Покровского монастыря. Через двадцать лет после пострижения стал игуменом этого же монастыря. Пробыв десять лет игуменом, Пафнутий, приняв схиму, удалился в пригородные леса с одним из свих учеников. Вскоре к ним присоединились еще несколько монахов. В непроходимых боровских лесах возникла новая обитель и был срублен первый храм год – год освящения деревянной церкви Рождества богородицы – принято считать годом основания Боровского монастыря. Пафнутия, скончавшегося в 1477 г., в 1545 г. причислили к лику святых. С тех пор монастырь стал именоваться Боровским Пафнутьевым и пользоваться еще большей популярностью.

Географическое положение монастыря. Примерно в трех километрах от центра Боровска, недалеко от впадения речушки Истермы в Протву, окруженный холмами стоит главная достопримечательность города – древний Пафнутьев Боровский монастырь – крепость. Суровой мощью веет от его толстых крепостных стен с верхним и подошвенным боем и шести трехъярусных башен. Четко вырисовываются на фоне неба зубчатые завершения его каменной ограды, высокие шатры башен, величавый собор с шлемовидным покрытием глав и празднично нарядная колокольня.

Схематический план 1 – трапезная палата с церковью Рождества Христова; 2 – колокольня; 3 – собор Рождества богородицы; 4 – больничные палаты с Ильинской церковью; 5 – настоятельские кельи с церковью Митрофания; 6 – погребная палатка; 7 – гостиница; 8 – кельи; 9 – Тайницкая башня; 10 – Входная башня; 11 – Сторожевая башня; 12 – Оружейная башня; 13 – Круглая башня; 14 – Георгиевская башня со святыми воротами; 15 – ворота XIX в.; 16 – крепостные стены; 17 – пруды

Трапезная. Уникальна трапезная Пафнутьева монастыря, построенная в 1837 году. Это средневековая палата для совместных трапез братии начала XVI в., и к тому же, это почти единственная трапезная, дошедшая до нас в первозданном виде: почти все древние трапезные переделывались. Ее фасады с маленькими окошками, врезанные в толстые стены, отличаются суровой красотой. На стене – полоски «бегунка» и плоские нишки со ступенчатым завершением. Необычайно параден северный торец здания с довольно широкой лестницей, ведущей через лоджию, перекрытую крестовыми сводами, к главному входу в палату. Даже теперь, когда ее арочные проемы застеклены, а частью заложены, это преддверие большой трапезной палаты исполнено торжественности.

Больничные палаты с Ильинской церковью. Ильинская церковь составляет единый комплекс с одновременно возведенными больничной палатой и большой палатой, ставшей в 1768 г. Братской трапезной.

Колокольня Пятиярусная колокольня, возведенная в конце XVII в. пристроена к трапезной с севера. Искусной обработкой фасадов колонками с перехватами, поставленных на углах, ширинками парапетов и междуярусных поясов, разнообразными наличниками окон, обрамлениями арок звонов и горизонтальными рядами многоцветных изразцовых вставок она контрастирует с величаво простым обликом трапезной. Двухъярусный восьмигранник поставлен на высокий четверик не по общепринятой традиции, согласно которой четыре грани восьмерика параллельны стенам четверика, а весьма своеобразно. Здесь четыре угла восьмигранника ориентированы по оси фасадов четверика, а другие четыре направлены к его углам, что придает композиции совсем необычную остроту.

Пафнутьев монастырь в XVI– XVII века В XVI веке Московское правительство, стараясь возвратить западные и южные русские земли, боролась с Литвой. В это время Пафнутьев монастырь становится важным военно – стратегическим объектом на оборонительной линии Москва – Можайск –Боровск -Серпухов, и правительство приказывает укрепить его стены. Очевидно эти укрепления действительно отвечали требованиям, предъявляемым в это время к оборонительным сооружениям, о чем свидетельствует тот факт, что, когда в 1610 г. Лжедмитрий II осадил монастырь «… литовские же люди и Русские воры не возмогоша ему приступами ничтож сотворити». Только в результате измены двух воевод – Якова Змеова и Афанасия Челищева монастырь был взят, разграблен и частично разрушен. Защитники почти все без исключения погибли, «побиено в монастыре 12 тысяч». В конце XVII века в связи с изменением географического положения границы русского государства, сильно отодвинувшейся к югу, монастырь утратил былое значение крепости. Теперь это крупный феодал, играющий немаловажную роль в общественной и политической жизни Руси. Богатство, стекающееся в его казну, позволяет не только украшать монастырские храмы, собирать в резнице драгоценную утварь, вышитые жемчугом облачения и т. д., но и вести значительное каменное строительство. «Церкви Божии, и град, и келии и все строение каменное гораздо стройне», как сказано в книге «Древняя Российская Идрография», составленной в 1680 году.

Пафнутьев монастырь – центр русского старообрядчества. Большую роль в насаждении здесь раскола сыграл известный протопоп Аввакум. Он был сослан в Пафнутьев монастырь с конца 1665 г. Игумену было предписано держать Аввакума в строгости, но в глазах монахов очень скоро он стал выглядеть мучеником. К нему приходило и приезжало много народу за советом и указаниями, и он «полными горстями бросал семена раскола». До 13 мая 1666г., «где его держали девять недель в переменных цепях», как Аввакум писал своей жене еще до представления его на церковный собор в Москве. Аввакума снова отправили сюда с 3 сентября 1666 г. по 30 апреля 1667г. после того, как его расстригли и предали анафеме. Затем его и трёх его союзников сожгли в Пустозерске. Из последователей протопопа особой славой пользовался в Боровске «дивный божий священник Полиевкт», которого сожгли вместе с 14 учениками. Здесь голодной смертью в земляной яме закончили свою жизнь две его последовательницы – боярыня Морозова и княгиня Урусова, ее сестра. В начале июля 1675 г. в остроге была построена глубокая земляная тюрьма для узниц. Под страхом смерти запрещалось передавать им пищу и питье. 11 сентября 1675 года умерла княгиня Урусова, через некоторое время умерла и Боярыня Морозова. Узнав о судьбе своих последовательниц, протопоп Аввакум написал о них «Слово плачевное».

В.И.Суриков «Боярыня Морозова»

Монастырь в годы войны 1812 года. В 1812 году армия Наполеона, покинув сожженную Москву, отступила по Калужской дороге, намереваясь направиться в хлебородные губернии. Но победа русского войска под Малоярославцем 12 октября заставила неприятеля бежать и привела его к гибели. В октябре французы на короткое время захватили Пафнутьев монастырь и в течение нескольких дней усиленно грабили его. Сгорел ряд деревянных строений; пострадали и каменные здания.

Монастыри – центры веры и духа. Монастыри на Руси с самого первого момента возникновения становятся важными центрами духовного просвещения. Здесь велось летописание, переписывались и переводились на славянский язык церковные книги. При монастырях создавались школы, иконописные мастерские. Монастырская братия вела большую благотворительную деятельность. Были при монастырях богадельни для неимущих. Монастыри были центрами хозяйственной деятельности, владели богатыми угодьями, соляными копями. К монастырям были приписаны крепостные крестьяне. Монастыри выполняли важную военную функцию. Устроенные как настоящие крепости, русские монастыри не раз становились оплотами борьбы с захватчиками. Одним из таких духовных, хозяйственных и военных центров был и остаётся Боровский Пафнутьев Монастырь.