Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе Подготовила учитель физики Мечетновской СОШ Борщева С.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающие технологии. Критерии здоровьесбережения на уроке Критерии здоровьесбережения Обстановка и гигиенические условия в классе Количество.
Advertisements

Здоровьесберегающие технологии в работе психолога Сообщение педагога-психолога лицея «Дубна» Сухаревой О.А. Сухаревой О.А.
Что такое «здоровьесберегающая технология»? Это любая образовательная технология, обладающая качественными характеристиками, показывающими, как решается.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
эт о физическое душевное социальное а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
LOGO Программа развития «Школа как социокультурный центр-территория здоровья» « Оздоровительно- профилактические мероприятия » Автор: Максиян Ольга Валерьевна.
Рекомендации по организации урока с позиции здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие педагогические технологии- это такие технологии, при использовании которых происходит процесс формирования, это такие технологии, при.
Критерии урока здоровьесберегающей направленности Подготовила: учитель русского языка и литературы Емельянова Наталья Анатольевна.
6 КЛАСС. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. УЧЕБНИК ДЛЯ 6 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ПОД РЕД. Л. Н. БОГОЛЮБОВА, Л. Ф. ИВАНОВОЙ – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, КЛАСС.
Проведение урока математики с позиции технологии здоровьесбережения. Костромина Татьяна Дмитриевна -руководитель ШМО учителей математики, информатики.
Здоровьесберегающие технологии МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ.
«Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии» Выполнила: учитель технологии высшей категории МОУ «СОШ 5 с углублённым изучением отдельных предметов»г.Волжска.
Здоровьесберегающие технологии на ураках английского языка Материалы к семинару по здоровьесбережению учителя Кондратьевой С.Г.
Здоровьесберегающие технологии Лабунец О.Ю. МОУ СОШ 4 г. Мытищи Ноябрь 2008 год.
Самоанализ урока с позиций здоровьесбережения (выступление на семинаре для молодых педагогов) Автор: Рыбкина Н.И., учитель русского языка и литературы.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения Мамонтова Л. Г., учитель химии ГОУ Лицей 1523 Москва.
Анализ проведения урока с позиции технологии здоровьесбережения МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные.
чистота; температура и свежесть воздуха; рациональность освещения класса и доски; наличие или отсутствие неприятных монотонных звуковых раздражителей.
Основные рекомендации к разработке и проведению здоровьесберегающего урока.
Транксрипт:

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе Подготовила учитель физики Мечетновской СОШ Борщева С.В.

Здоровье человека тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Здоровье ребенка, его социально- психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Основные причины нарушения здоровья учащихся в традиционной школе. На первом месте по важности стоит информационная избыточность современных образовательных программ. Это неизбежно ведет к перегрузкам учащихся. Информационный поток остановить невозможно. Научить всему также не возможно. Этот подход неизбежно порождает проблемы. Поэтому учителю необходимо выработать правило отбора учебной информации.

Образовавшийся резерв времени должен быть заполнен важными новыми знаниями или на отработку полученных навыков. Специфика нашего времени состоит не в том, чтобы учить всех и всему, а в том, чтобы обучая всех, учить каждого в соответствии с его природными возможностями. Обучаем ровно настолько, насколько цена затрат организма минимальна.

В этом случае конечной целью учителя должна стать не 100% успеваемость на отлично (что само по себе является иллюзией), а максимально полное развитие индивидуальных способностей ученика, создание условий раскрытия его потенциала, поиск наиболее рационального индивидуального пути к успеху.

Выделим несколько причин приводящих к нарушению физического и психического благополучия, посредством этого и к ухудшению успеваемости учащихся: 1)Традиционные пед.технологии обучения скорее научают, чем развивают. 2) Часто имеет место ориентация на групповые методы обучения в ущерб индивидуальным. 3) Увеличение числа учебных дисциплин влечет к диспропорции продолжительности труда и отдыха в сторону уменьшения времени отдыха.

4) Часто обучение ведется по шаблону, в таких условиях нет возможности развивать логическое мышление и воображение. 5) Опора ведется на кратковременную память. До тех пор, пока естественный природный объем кратковременной памяти соответствует объему учебной информации, проблема не просматривается. При увеличении числа учебных дисциплин мы наблюдаем ограничение этого подхода, проявляется резкое падение учебных достижений.

6) Темп урока. Слишком завышенный темп у добросовестных учеников вызывает нервно-психическое напряжение, у отстающих, скорее всего, возникает очередной пробел в знаниях. Заниженный темп вызывает эффект монотонности - снижается интерес к обучению, происходит утомление от однообразия.

7) Успешная учебная деятельность ребенка возможна только при ежедневном удовлетворении биологической потребности в движении. Движение - есть жизнь (говорим мы на своих уроках). Движение – естественный прием достижения готовности организма к плодотворной учебной деятельности. Физкультура компенсирует 5-15% двигательной активности учащихся. Все это является причиной нежелательных физиологических изменений в организме школьника.

Утомление учащихся можно диагностировать по следующим признакам: Приветствуя учителя, ученики встают из-за парт недружно. Ответы на вопросы учителя замедленны. Дольше обычного приступают к выполнению учебных заданий. Ограничиваются кратким ответом «да», «нет». Рассеянный вид.

Периодически склоняются на бок, подпирают голову рукой. Кладут голову на парту. При объявлении перерыва встают с неохотой, потягиваются и зевают.

Учитель должен внимательно отслеживать состояние класса и в случае необходимости принять соответствующие меры. Провести физ.минутку, дать возможность отдельным учащимся пройти в конец класса и размяться. Чем старше по возрасту дети тем чаще стоит отдавать предпочтение скрытым физкультпаузам, в противоположность явным.

Например: При фронтальном опросе учащиеся встают и выходят из-за парт. Учащиеся по одному выходят к доске заполняют пропуски; показывают по таблице; и т.д. Сдают тетради с первого стола прогнувшись к сзади сидящим.

При выполнении практической или лабораторной работ разрешать учащимся перемещаться по классу, отмечая удачные варианты решения или выполнения. «Согласен», «не согласен» показывать жестами «+», «-«. Утомленным учащимся предложить пойти стереть с доски.

Как известно, полноценная трудовая деятельность возможна при чередовании труда и отдыха. Для организма человека оптимальное временное соотношение труда и отдыха примерно соответствует 1:6. При продолжительности урока 45 минут перемена должна быть не меньше 8 минут.

После 6 уроков, если учащимся предложить не отдых, а ещё один урок (что очень часто встречается в школах) утомление накапливается в большей мере. Возникающая негативная эмоциональная реакция учащихся на проведение этого урока убеждает нас в том, что имеет место переутомление. Недельный цикл труда должен завершаться отдыхом.

Необходимость выполнять д/з в выходной (часто в завышенном объеме) превращает выходной в настоящий рабочий день, общего восстановления сил после трудовой недели не происходит – утомление усугубляется. Не стоит забывать, что все это действует: комплексно и системно; длительно и непрерывно (в течение 9-11 лет ежедневно).

Критерии здоровьесбереженияХарактеристика Обстановка и гигиенические условия в классе Температура 18-20°С, свежесть воздуха 40-60%, освещение рабочего стола 300лк, доски 500лк. Количество видов учебной деятельности Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности Смена вида занятий через 7-10 мин, которых должно быть в течение урока от 4 до 7. Количество видов преподавания Чередование видов преподавания Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа.

Критерии здоровьесбереженияХарактеристика Наличие и место методов, способствующих активизации познавательной деятельности Метод свободного выбора: свободная беседа, исследовательская работа, поисковая работа (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п. Активные методы: ученик в роли учителя, исследователя; деловая игра, дискуссия. Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки. Место и длительность применения ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. Поза учащегося, чередование позыПравильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы. Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек ( Чаще всего физкультминутки проводятся на минуте урока. Учащимися выполняется 4-5 упражнений, повторяемых по 5-6 раз).

Критерии здоровьесбереженияХарактеристика Психологический климат на уроке Взаимоотношения на уроке: А) учитель ученик Комфорт напряжение, сотрудничество авторитарность, учет возрастных особенностей; б)ученик ученик сотрудничество соперничество, дружелюбие враждебность, активность пассивность, заинтересованность безразличие Эмоциональные разрядки на уроке Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие Момент наступления утомления и снижения учебной активности Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности Темп окончания урока

Распределение интенсивности умственной деятельности. Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова: 5-25 минута – 80% минута % минута – 10%

Утомление часто возникает в следующие периоды: - начало учебного года и недели; - возникает ежедневно к 3-4-му урокам; - сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня; - окончание четверти, учебного года, недели.

Создание благоприятного психологического климата на уроке Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, с целью создания ситуации успеха на уроке школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради, уместный юмор или небольшое историческое отступление вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Формируя у учащихся знания о здоровье, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.

Например: Знакомить с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей; рассказывать о принципах составления меню с учетом требований к здоровому питанию, о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления;

проводить работу по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований и т.д.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Японские ученые доказали это научно. Число ошибок учащихся снижалось на 20%, когда классную комнату наполняли запахом лаванды, на 33% – если пахло жасмином, на 54% – от запаха лимона.

В конце рабочего дня дети, занимавшиеся в «ароматном» помещении, вместо обычной утомляемости и стресса испытывали чувство покоя и уравновешенности. Ароматерапия, как показывают исследования современных ученых, может служить эффективным средством для повышения работоспособности, улучшения внимания и памяти.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье; если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. В конце своего выступления еще раз хочется сказать, что каждая школа должна стать «школой здоровья», а сохранение и укрепление здоровья учащихся должно стать приоритетной функцией образовательного учреждения.

Спасибо за внимание!