Выстраивание научно- теоретического знания на уроках физики через разрешение противоречий в процессе учебной деятельности. В.Ю. Грук, учитель физики и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВНИМАНИЕ! БЛИЦ-ТЕСТ. При помощи черновика и калькулятора (там,где это необходимо), предположи, какой ответ мог бы быть верным. Полученный ответ внеси.
Advertisements

1. Тело массой т движется со скоростью V. Каков импульс тела? А) Б) В) Г) Д) Е) 2. Тело массой т движется со скоростью V. Какова кинетическая энергия.
Законы сохранения импульса и механической энергии.
Законы сохранения в механике. Урок тематического оценивания знаний, умений и навыков учащихся.
Закон сохранения механической энергии. ЦЕЛЬ : повторить закон сохранения механической энергии и его применение.
Интерактивные методики при решении задач по механике и молекулярной физике. И.Ф. Уварова НИТУ МИСиС © И.Ф. Уварова, НИТУ МИСиС.
МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ. ОГЛАВЛЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ.
Тема 4Соударения Автор: Г.Г. Бажина – учитель физики МБОУ ГИМНАЗИЯ 11 г.Красноярск.
Импульс тела МодульНаправление Единица измерения Закон сохранения импульса.
Законы сохранения Часть А А1. Вагон массой m, движущийся со скоростью v, сталкивается с неподвижным вагоном массой 2m. Каким суммарным импульсом обладают.
Механическая энергия. Учитель физики МБОУ СОШ 6 Золотых Д.Д.
Контрольная работа 3 по теме «Законы сохранения в механике»
Итоговый тест по физике Учитель: Крестьянникова О.В. 10класс.
Термин «Энергия « в науку ввел английский физик Томас Юнг в 1807 году.
Удар толчок, кратковременное взаимодействие тел, при котором происходит перераспределение кинетической энергии В физике под ударом понимают такой тип взаимодействия.
1.Механическая 2.Тепловая 3.Электрическая 4.Световая.
Автор - составитель тестов В. И. Регельман Источник : Обобщающие теоретические тесты по МЕХАНИКЕ группа.
Тест по теме «Импульс, работа, энергия» Учитель Кононов Геннадий Григорьевич СОШ 29 Славянский район Краснодарского края.
1. Тело массой 1 кг, брошенное вертикально вверх от поверхности земли, достигло максимальной высоты 20 м. С какой по модулю скоростью двигалось тело на.
Автор презентации: Бахтина Ирина Владимировна, учитель физики МБОУ «СОШ 3» г. Новый Оскол Белгородской обл. Подготовка к ЕГЭ ЧАСТЬ А задания А 5.
Транксрипт:

Выстраивание научно- теоретического знания на уроках физики через разрешение противоречий в процессе учебной деятельности. В.Ю. Грук, учитель физики и информатики школы 91 РАО

T ~ Wk Если T – const, то Wk - const } Куда идет энергия при кипении? 1. U пара = ΣW к U жидкости = ΣW к + ΣW вз U пара < U жид. } Что больше внутренняя энергия воды или пара? 2. Чтобы жидкость превратить в пар энергию надо сообщать Uпара > Uжид. ? ?

От модели твёрдого тела к модели взаимодействия шарика с пружиной и обратно Заряды притягиваются От модели жидкости к модели гравитационного и электрического взаимодействия и обратно Земля Заряды отталкиваются

Описать движение шарика напружине. Как будет выглядеть график зависимости W k (t), для шарика на пружине? Скорость шарика на поворотах не меняется резко, он там или не разогнался еще или тормозит. t WkWk 0 t WkWk 0 Х мах 0 Х мах x,, Wk 2-3 x,, Wk 3-4 x,, Wk 4-1 x,, Wk

t WkWk 0 рис.3 t WkWk 0 рис Шарик падает от 0 до max, W k верен рис Резких поворотов нет в верхней точке немного зависает. График должен быть плавным. 3. Шарик теряет скорость время между подскоками уменьшается. 4. При отскоке скорость меняется резко, а в верхней точке плавно. Как будет выглядеть график зависимости W k (t), для стального шарика, падающего на стальную плиту? WkWk 0 рис.2 t рис.1 WkWk 0 t

Как будет выглядеть график зависимости W k (t), если нет потерь энергии? t WkWk 0 рис. 5 Как будет выглядеть график зависимости W k (y), если нет потерь энергии? 0 y WkWk y y WkWk рис. 6

h, мh=10h=8h=5h=2h=0h=1h=3h=4h=7 Wp, Дж W, Дж10 Wk=W-Wp, Дж W H Задача 1. Стальной шарик массой 100 г падет с высоты 10 м на стальную плиту. Считая удар абсолютно упругим и пренебрегая другими потерями энергии (например, на сопротивление воздуха), заполнить пустые строки таблицы и нарисовать графики полной механической энергии, график потенциальной и кинетической энергии. Зависимость потенциальной энергии от высоты задана таблицей. Wp Wk W Графики зависимости энергии от координаты для вертикально падающего тела

Задача 2. Стальной шарик массой 100 г прикреплен к горизонтально расположенной пружине и лежит на гладком столе. Шарик отклонили вправо так, что пружина растянулась на 3 см и отпустили. Зависимость потенциальной энергии деформации пружины задана таблицей. Пренебрегая потерями энергии (например, на трение и сопротивление воздуха), заполнить пустые строки таблицы и нарисовать графики полной механической энергии, график потенциальной и кинетической энергии. Графики зависимости энергии от координаты для тела на пружине Х, см Wp, Дж W, Дж Wk, Дж W Wp X W W WкWк

Как по одному из графиков Wp или Wk построить другой? В процессе решения графических задач необходимо обнаружить три характерные точки, по которым удобно проверять правильность построения. Точка пересечения графиков кинетической и полной энергий: Wk=W, Wp=0 Точка пересечения графиков кинетической и потенциальной энергий: Wk=Wp=W/2 W/2 ЗСЭ W=Wp+Wk W W X Точка пересечения графиков потенциальной и полной энергий: Wp=W, Wk=0 WpWp WкWк

По направлению к Земле летит два метеорита. Изобразите примерный ход графиков кинетической, потенциальной и полной энергий (W, x). W x 0 0 Wk > 0 X>>R Wp 0 W>0 } W x, Wk до поверхности земли

Что нужно знать, чтобы предсказать судьбу ракеты стартующей с Земли ? После выключения двигателей ее скорость будет уменьшаться. Если ракете удастся добраться до расстояния, на котором энергия взаимодействия мала, она будет дальше двигаться практически равномерно. Скорость этого равномерного движения зависит от значения полной энергии. Минимальное значение полной энергии равно нулю. W r

Может ли быть так, что энергии не хватит и ракета вернется (или станет спутником)? Когда полная энергия отрицательна, ракета «в ловушке» !!! W r Точка пересечения покажет значение полной энергии Н Пусть Н-высота подъёма ракеты Формально строим график кинетической энергии Выделяем возможные значения кинетической энергии

Демонстрация взаимодействия одноимённых и разноимённых зарядов

В начале координат закреплена равномерно заряженная по поверхности сфера. В неё издалека летит заряженный шарик. Один раз слева, другой раз справа. Изобразите примерный ход графиков кинетической, потенциальной и полной энергий (W, x). W x W В задаче надо рассматривать два случая. Эти случаи учащиеся должны выделить сами: 1) Заряды разноимённые, но тогда график аналогичен полёту метеоритов к Земле.

W И случай 2: 1) Заряды одноимённые. Они отталкиваются, поэтому при x, Wk до нуля. Затем заряд полетит в обратную сторону. W/ 2 Wk Wp Потенциальная энергия при отталкивании положительна, при притяжении отрицательна. W x

На расстоянии порядка десяти размеров атомов Wвз=0 На расстоянии сравнимом с размером атома атомы притягиваются При определённом расстоянии притяжение сменяется отталкиванием Х W Взаимодействие молекул Что знаем? Вдалеке скорость почти не меняется, затем начинает возрастать и убывает до нуля, когда атомы «сцепляются» Полная энергия равна начальной кинетической, потому что взаимодействия почти не было Находим половину полной и симметричным отражением получаем график потенциальной энергии

Из дневников Д.Б. Эльконина «До сих пор «упражнение» и «тренировка» рассматривались односторонне – только как укрепление-фиксация определенной системы связей.. Однако существует и другой не менее важный тип упражнений – это упражнения, расшатывающие сложившиеся функциональные связи или не дающие возможности рано сложиться системам. Такое расшатывание, создание возможно больших степеней свободы, до закрепления имеет большое значение.

W Х W WкWк WпWп -Q+Q -q υ0υ0 W 2 W Х W WкWк WпWп -Q+Q +q υ0υ0 W 2 Интересные задачи по теме Два закрепленных одинаковых тонких металлических кольца, заряженных равными, но противоположными по знаку зарядами, расположены на небольшом расстоянии друг от друга (см. рис.). Издалека движется по оси, проходящей через центры колец 1) отрицательно; 2) положительно заряженная частица. Опишите движение частиц. Постройте графики.