Человековедческие технологии в деятельности педагога Выполнила работу Коякова Т. А. Выполнила работу Коякова Т. А. учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое имидж? представление о человеке, складывающееся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитета, поступков и т. д.
Advertisements

«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Содержание воспитательной работы в коррекционной школе Лекция Л.В. Смирновой, к.п.н., доцента.
Содержание педагогической деятельности в социальной работе Педагогическое мастерство- комплекс свойств личности, обеспечивающий ей высокий уровень самоорганизации.
Общение педагога с родителями воспитанников. План Цель: Повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Личность педагога и его профессионально значимые качества.
Здоровье школьника – интегративный критерий качества образования МОУ общеобразовательная школа – интернат 1 среднего (полного) общего образования г. Томска.
Здоровье человека является основополагающим условием социального и экономического развития общества, главной ценностью любого государства. Человек должен.
МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы». Сысова Валентина Александровна учитель русского языка и литературы.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
СЕМЬЯ И ШКОЛА: ГРАНИ СОТРУДНИЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовила: учитель физической культуры ГБОУ шк. 476 Третьякова Е.О.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Психологическое сопровождение реализации ФГОС. Стандарт Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований,
Здоровьесбережение в образовательной деятельности Педагогический совет г. Зам. директора по НМР – Рябова О.Н.
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
Транксрипт:

Человековедческие технологии в деятельности педагога Выполнила работу Коякова Т. А. Выполнила работу Коякова Т. А. учитель русского языка и литературы Город Подольск, МОУ «СОШ 12» В каждом человеке солнце, только дайте ему светить. Сократ Сократ

План проекта 1.Человековедческие технологии в системе гуманитарной компетентности педагога. 1.Человековедческие технологии в системе гуманитарной компетентности педагога. 2. Профессиональный имидж педагога. 2. Профессиональный имидж педагога. 3. Теория и практика конфликтологии. 3. Теория и практика конфликтологии. 4. Ортобиотика: развитие умений владеть собой. 4. Ортобиотика: развитие умений владеть собой. 5. Заключение. Роль человековедческих технологий в процессе самоактуализации личности педагога. 5. Заключение. Роль человековедческих технологий в процессе самоактуализации личности педагога.

Человековедческие технологии в системе гуманитарной компетентности педагога Современная школа находится в состоянии кардинального реформирования. Явственно обозначилась необходимость усиления гуманистической составляющей в сфере образования. В законе «Об образовании» Российской Федерации она представлена как основополагающий принцип современного педагогического процесса в следующем контексте: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Современная школа находится в состоянии кардинального реформирования. Явственно обозначилась необходимость усиления гуманистической составляющей в сфере образования. В законе «Об образовании» Российской Федерации она представлена как основополагающий принцип современного педагогического процесса в следующем контексте: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».

Личность учителя в современном мире В силу сложившихся противоречивых социально- экономических обстоятельств современный учитель не имел достаточного времени на переориентацию своих гражданских и педагогических взглядов. По роду своей профессиональной деятельности педагог является социальным аккумулятором и личностным проводником существующих общественных ценностей. Это означает, что успешно функционировать в рамках профессии он может прежде всего при сознательном принятии доминирующих в обществе нравственных ценностей. Их дефицит в менталитетном пространстве учителя может привести к его профессиональной несостоятельности. В силу сложившихся противоречивых социально- экономических обстоятельств современный учитель не имел достаточного времени на переориентацию своих гражданских и педагогических взглядов. По роду своей профессиональной деятельности педагог является социальным аккумулятором и личностным проводником существующих общественных ценностей. Это означает, что успешно функционировать в рамках профессии он может прежде всего при сознательном принятии доминирующих в обществе нравственных ценностей. Их дефицит в менталитетном пространстве учителя может привести к его профессиональной несостоятельности.

Концепция В. М. Шепеля Эта проблема может быть благополучно разрешена, если обратиться к концепции «человековедческой компетентности педагога» доктора философских наук, профессора В.М. Шепеля. Человековедческая компетентность педагога – это умение практически использовать систематизированные, адаптированные к педагогике гуманитарные, естественные, художественные и другие знания для решения следующих задач: умение воздействовать на личность и социум; умение развивать лучшие качества воспитанников; умение педагогов развиваться и самосовершенствоваться.

Самоорганизация, самопознание, самопрезентация В основе данной концепции лежит антропологический подход к познанию личности учителя и ученика. Ее реализация способствует овладению учителем разнообразными способами самопознания, самоорганизации и самопрезентации. Характерной особенностью данной концепции является то, что она разработана до уровня обучающих технологий. Человековедческие технологии нацелены на развитие личностно значимых качеств человека, способствующих его внутреннему духовному росту. В основе данной концепции лежит антропологический подход к познанию личности учителя и ученика. Ее реализация способствует овладению учителем разнообразными способами самопознания, самоорганизации и самопрезентации. Характерной особенностью данной концепции является то, что она разработана до уровня обучающих технологий. Человековедческие технологии нацелены на развитие личностно значимых качеств человека, способствующих его внутреннему духовному росту.

Базовые технологии В. М. Шепель предлагает для изучения три базовые технологии, которые помогут современному педагогу успешно функционировать в рамках своей профессии: конфликтология, имиджелогия и ортобиотика. Первое название понятно без комментариев, под вторым скрываются техники самопрезентации, а третье означает технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма. В. М. Шепель предлагает для изучения три базовые технологии, которые помогут современному педагогу успешно функционировать в рамках своей профессии: конфликтология, имиджелогия и ортобиотика. Первое название понятно без комментариев, под вторым скрываются техники самопрезентации, а третье означает технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма.

Имиджелогия. Имиджелогия – это технология воздействия. Французскиий философ Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться». Из них последний наиболее эффективный – утверждал он, сожалея, что не владеет им в должной мере. Имиджелогия – это технология воздействия. Французскиий философ Блез Паскаль писал, что существуют два способа воздействия на людей: «способ убеждать» и «способ понравиться». Из них последний наиболее эффективный – утверждал он, сожалея, что не владеет им в должной мере. «Если хочешь понравиться людям, обращайся к их чувствам, умей ослепить взглядом, усладить и смягчить слух, привлечь сердце, и пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред.» «Если хочешь понравиться людям, обращайся к их чувствам, умей ослепить взглядом, усладить и смягчить слух, привлечь сердце, и пусть тогда разум их попробует что-нибудь сделать тебе во вред.» Лорд Честерфильд Лорд Честерфильд

Имиджелогия. Имиджелогия – это обращённый к каждому призыв быть обаятельным, уметь нести свет людям. Она способствует внешнему проявлению глубинной потребности человека быть достойной личностью. Имиджелогия – это мечта о благородном облике каждого гражданина, обладать которым – непременное условие создания демократичного и гуманного общества. Имиджелогия – это теоретическое отражение специфики российского менталитета, в котором огромная роль принадлежит душевному складу людей. Россияне человеколюбивы. Не случайно в Своде законов Российской империи 1897 года в качестве духовных ценностей, составляющих главные критерии законотворчества и законопослушания, выделялись человеколюбие, усердие к общему добру, покровительство невинным и оскорблённым.

При формировании любого имиджа учитывают различные компоненты. Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса : При формировании любого имиджа учитывают различные компоненты. Так, В.М. Шепель выделяет три следующих комплекса : 1) природные качества: 1) природные качества: - коммуникабельность; - коммуникабельность; - эмпатичность (способность к сопереживанию); - эмпатичность (способность к сопереживанию); - рефлексивность (способность понять другого); - рефлексивность (способность понять другого); - красноречивость (способность воздействовать словом); - красноречивость (способность воздействовать словом); 2) качества, привитые образованием и воспитанием: 2) качества, привитые образованием и воспитанием: - нравственные ценности; - нравственные ценности; - психологическое здоровье; - психологическое здоровье; - набор технологий общения; - набор технологий общения; 3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом. 3) качества, обретенные с жизненным и профессиональным опытом.

. Матрица персонального имиджа педагога личностный настрой с опорой на «я- концепцию»; мимика и физиогномика; волосы и причёска; кинесика; дизайн одежды; красноречие; этика поведения; саморегуляция.

«Я-концепция» «Я-концепция» - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. «Я-концепция» - динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. «Я-концепция» - совокупность установок, направленных на самого себя. «Я-концепция» - совокупность установок, направленных на самого себя.

Составляющие «Я-концепции» «Я-концепция » - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят: «Я-концепция » - предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется социальным опытом. В ее составляющие входят: 1) физическое «Я» - схема собственного тела; 1) физическое «Я» - схема собственного тела; 2) реальное «Я» - представление о себе в настоящем времени; 2) реальное «Я» - представление о себе в настоящем времени; 3) динамическое «Я» - то, каким субъект намерен стать; 3) динамическое «Я» - то, каким субъект намерен стать; 4) социальное «Я» - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.; 4) социальное «Я» - соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.; 5) экзистенциальное «Я» - как оценка себя в аспекте жизни и смерти; 5) экзистенциальное «Я» - как оценка себя в аспекте жизни и смерти; 6) идеальное «Я» - то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, 6) идеальное «Я» - то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные; ориентируясь на нормы моральные; 7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. 7) фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным. « Я-концепция » - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности « Я-концепция » - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающийся в общении и деятельности

Позитивная «Я-концепция » Как указывают многие авторы, положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: Как указывают многие авторы, положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: 1) твёрдой убеждённостью в том, что вы импонируете другим людям; 1) твёрдой убеждённостью в том, что вы импонируете другим людям; 2) уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности; 2) уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности; 3) чувством собственной значимости. 3) чувством собственной значимости.

«Формула оптимизма». «Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения. «Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини-гимна «Я – чудо!». 1. Прочитайте текст. 1. Прочитайте текст. 2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны. 2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны. 3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение. 3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение. 4. Ещё раз прочитайте про себя. 4. Ещё раз прочитайте про себя. 5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!». 5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!». Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с перерывом 15–30 сек. При необходимости – чаще.

Мини-гимн «Я – чудо!» Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение! Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение! Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив! Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив! Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое! Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое! На меня можно всегда положиться. Я не подведу! На меня можно всегда положиться. Я не подведу! Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело. Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело. Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно. Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно. Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью. Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью. Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения! Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!

Значение «Я-концепции» «Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного «Я» – ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц. «Я-концепция» – первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе. «Образ собственного «Я» – ключ к пониманию вашей личности и поведению», – утверждал М. Мольц.

Конфликтология Конфликт – это психологическое противоборство лиц, имеющих противоречивые или несовместимые цели и интересы. Конфликт – это психологическое противоборство лиц, имеющих противоречивые или несовместимые цели и интересы. Школа сегодня очень конфликтна. Да это и понятно: школа и общество - словно два сообщающихся сосуда,- и в нашей весьма трудной жизни различного рода конфликтов, можно сказать, сверх меры. Мастерство учителя заключается сегодня не только в том, чтобы грамотно, интересно преподать свой предмет, но и уметь предвидеть и наиболее безболезненно преодолевать конфликтные ситуации. Школа сегодня очень конфликтна. Да это и понятно: школа и общество - словно два сообщающихся сосуда,- и в нашей весьма трудной жизни различного рода конфликтов, можно сказать, сверх меры. Мастерство учителя заключается сегодня не только в том, чтобы грамотно, интересно преподать свой предмет, но и уметь предвидеть и наиболее безболезненно преодолевать конфликтные ситуации.

Конфликтогенные педагогические ситуации Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие: Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие: 1. Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебных занятий. 1. Конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебных занятий. 2. Конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках и вне школы. 2. Конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках и вне школы. 3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере общения в педагогической деятельности. 3. Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально – личностных отношений учащихся и учителей, в сфере общения в педагогической деятельности.

Модели поведения в конфликтной ситуации конструктивная – уладить конфликт; конструктивная – уладить конфликт; деструкивная – расширить конфликт; деструкивная – расширить конфликт; конформистская – пассивно наблюдать. конформистская – пассивно наблюдать.

Роль учителя в конфликтной ситуации Возможность конфликтных ситуаций заложена в должностных функциях учителя. Поэтому учитель обязан постоянно анализировать ситуацию, уметь предвидеть конфликт и приводить его к завершению. Социологическое исследование показывает, что на сегодняшний день только 1/3 учителей толерантны по состоянию души. Возможность конфликтных ситуаций заложена в должностных функциях учителя. Поэтому учитель обязан постоянно анализировать ситуацию, уметь предвидеть конфликт и приводить его к завершению. Социологическое исследование показывает, что на сегодняшний день только 1/3 учителей толерантны по состоянию души.

Технология разрешения конфликта. Прогноз: определение зон конфликта, объективных причин и субъективных обстоятельств.. Прогноз: определение зон конфликта, объективных причин и субъективных обстоятельств.. Оценка конфликтной ситуации и её направленности: деструктивная или конструктивная. Оценка конфликтной ситуации и её направленности: деструктивная или конструктивная. Предупреждение конфликта: профилактический способ или административный. Предупреждение конфликта: профилактический способ или административный. Разрешение конфликта: исключить предмет конфликта как главное противоречие, помирить участников конфликта и т. п. Разрешение конфликта: исключить предмет конфликта как главное противоречие, помирить участников конфликта и т. п. Завершение конфликта как способ предотвращения рецидива. На этом этапе важно разрушить стереотипы и провести широкое обсуждение причин конфликта как явления, поддержать социальные инициативы и др. Завершение конфликта как способ предотвращения рецидива. На этом этапе важно разрушить стереотипы и провести широкое обсуждение причин конфликта как явления, поддержать социальные инициативы и др.

Основные позиции в общении Р - родительская «сверху» (авторитарность, оценочность) Р - родительская «сверху» (авторитарность, оценочность) В - взрослая «на равных» В - взрослая «на равных» (компромисс, сотрудничество) (компромисс, сотрудничество) Д - детская «снизу» Д - детская «снизу» (заискивающая, оправдывающаяся) (заискивающая, оправдывающаяся) Создаёт конфликтную ситуацию тот, кто первый встаёт на «родительскую» позицию Создаёт конфликтную ситуацию тот, кто первый встаёт на «родительскую» позицию

Проявление «взрослой» позиции в общении 1) общается на равных с одинаковым уважением ко всем; 1) общается на равных с одинаковым уважением ко всем; 2) говорит от своего имени через «я-сообщение»; 2) говорит от своего имени через «я-сообщение»; 3) не заставляет собеседника защищаться; 3) не заставляет собеседника защищаться; 4)не ждёт благодарности. 4)не ждёт благодарности.

Структура «я-сообщения» «Я-сообщение» – это грамотное высказывание своего недовольства:«Я-сообщение» – это грамотное высказывание своего недовольства: 1) описание факта: (Когда…);1) описание факта: (Когда…); 2) ваши чувства: (Мне крайне неприятно…);2) ваши чувства: (Мне крайне неприятно…); 3) ваши мысли: (Я начинаю думать,что Вы меня не уважаете…);3) ваши мысли: (Я начинаю думать,что Вы меня не уважаете…); 4) ваши действия, импульсивные желания: (Объясните мне…);4) ваши действия, импульсивные желания: (Объясните мне…); 5) конструктивный выход.5) конструктивный выход.

Педагогический процесс – процесс конфликтов Не существует универсальных правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения. Все они ориентированы прежде всего на понимание человека как уникальной и неповторимой личности. И, если мы откажемся таковую признавать даже в детях, конфликты, особенно в педагогических ситуациях, можно считать неизбежными. Не существует универсальных правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения. Все они ориентированы прежде всего на понимание человека как уникальной и неповторимой личности. И, если мы откажемся таковую признавать даже в детях, конфликты, особенно в педагогических ситуациях, можно считать неизбежными.

Ортобиотика Ортобиотика – наука-технология о самосбережении здоровья и жизненного оптимизма. Ортобиотика – наука-технология о самосбережении здоровья и жизненного оптимизма. Здоровьесберегающие технологии – это интеграция всех направлений работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса. Здоровьесберегающие технологии – это интеграция всех направлений работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса. Здоровье – это совокупность физического, психического, духовно-нравственного состояний человека, определяющих его работоспособность и отношение к окружающему миру. Здоровье – это совокупность физического, психического, духовно-нравственного состояний человека, определяющих его работоспособность и отношение к окружающему миру.

Принципы построения здоровьесберегающей педагогики Принцип природосообразности. Принцип природосообразности. Немецкий педагог Адольф Дистервег считал его высшим принципом всякого воспитания: «воспитатель собственно не воспитывает ребёнка, он устраняет от него вредные влияния, укрепляет добрые побуждения,которыми его снабдила мать природа, и старается о том, чтобы дать им возможность предоставить случаи к естественному проявлению и природосообразной деятельности». Немецкий педагог Адольф Дистервег считал его высшим принципом всякого воспитания: «воспитатель собственно не воспитывает ребёнка, он устраняет от него вредные влияния, укрепляет добрые побуждения,которыми его снабдила мать природа, и старается о том, чтобы дать им возможность предоставить случаи к естественному проявлению и природосообразной деятельности». 2.Принцип сотрудничества. 2.Принцип сотрудничества. Выстраивание конструктивных отношений между всеми субъектами образовательного процесса, взимоподдержка, создание комфортного психологического климата в педагогическом коллективе. Выстраивание конструктивных отношений между всеми субъектами образовательного процесса, взимоподдержка, создание комфортного психологического климата в педагогическом коллективе. 3.Принцип педагогизации среды. 3.Принцип педагогизации среды. Не только педагогическая система должна быть открыта для социального окружения, но и сама социокультурная среда должна быть открыта для школы. Не только педагогическая система должна быть открыта для социального окружения, но и сама социокультурная среда должна быть открыта для школы. 4. Принцип связи знаний в области сохранения здоровья с повседневной жизнедеятельностью. 4. Принцип связи знаний в области сохранения здоровья с повседневной жизнедеятельностью.

Организация здорового образа жизни предполагает: отсутствие вредных привычек;отсутствие вредных привычек; здоровое питание;здоровое питание; полноценный сон;полноценный сон; соблюдение режима;соблюдение режима; осуществление связи с природой;осуществление связи с природой; эффективные отношения с людьми;эффективные отношения с людьми; здоровьесберегающую организацию труда;здоровьесберегающую организацию труда; двигательную активность;двигательную активность; сексуальную грамотность;сексуальную грамотность; психогигиену;психогигиену; позитивное оптимистическое отношение к жизни.позитивное оптимистическое отношение к жизни.

Создание базовой модели здоровьесбережения Виды здоровья Слагаемыеортобиоза Стандартные системы мер Духовно- нравственное КатарсисРелаксация Музыка, путешествия, творчество, ведение дневников, чтение книг, стихов, посещение театров, выставок, молитва, медитация … ПсихическоеРелаксацияРекреация Релаксационный тренинг, психофизический тренинг, дыхательные упражнения, смехотерапия, танцевальная терапия, пение, «эффект комплимента», водные процедуры, чайная церемония, контакты с природой, растениями, животными… ФизическоеРекреацияРелаксация Утренняя гимнастика, спорт, снарядовая и игровая гимнастика, прогулочная ходьба, массаж, самомассаж, танцы, фитнес, йога, цигун, баня…

Рекреация – система мер по укреплению опорно-мышечного аппарата человека. Релаксация – физическое и психическое расслабление, приостановка мыслительной деятельности. Катарсис – духовно-нравственное очищение. Цигун – китайская гимнастика по накоплению энергии.

Примерная индивидуальная технологическая карта самосбережения здоровья школьника Утро Утренняя гимнастика – 15 мин. Водные процедуры – 5 мин. Самонастрой на рабочий день – 5 мин День Проведение релаксаций на уроках – 3 мин., умнож. на 6 уроков – 18 мин. Проведение рекреации на уроках – 2 мин. – 12 мин. Подвижные игры на переменах -15 мин. Прослушивание классической музыки – 5 мин. «Пятиминутка поэзии» – 5 мин. Выполнение творческих заданий на уроке -10 мин. Вечер Занятия спортом – 40 мин. Занятия танцами или пением – 35 мин. Упражнения на очищающее, расслабляющее дыхание -5 мин. Ведение дневника самонаблюдения – 10 мин. Чтение литературы – 30 мин.

Примерная индивидуальная технологическая карта самосбережения здоровья для учителя средних лет Утро Утренняя гимнастика – 15 мин. Релаксация «Внутренняя улыбка» - 5 мин. Водные процедуры – 5 мин. Самомассаж – 5 мин. Самоободренние, настрой на рабочий день – 5 мин. День Проведение релаксаций на уроках – 3 мин., умнож. на 6 уроков – 18 мин. Проведение рекреации на уроках – 2 мин. – 12 мин. Отдых в комнате психологической разгрузки -20 мин. Прослушивание классической музыки – 5 мин. Прогулка пешком – 20 мин. Общение с природой -20 мин. Вечер Снарядовая игровая гимнастика – 15 мин. Просмотр видеотеки – 30 мин. Упражнения на очищающее, расслабляющее дыхание - 10 мин.

Английский мыслитель Джон Леббок в книге «Успехи и радости жизни» писал, что истинная слава нации состоит не столько в обширности её владений, плодородии почвы или красоты её природы, сколько в высоте нравственного и умственного уровня народонаселения. При всех наших успехах в научно- техническом развитии, в накоплении огромного информационного банка мы ещё не достигли истинных цивилизационных успехов. Ибо их мера – продолжительность человеческой жизни, масштабность овладения технологиями самосбережения здоровья, оптимизм гражданского самочувствия. Английский мыслитель Джон Леббок в книге «Успехи и радости жизни» писал, что истинная слава нации состоит не столько в обширности её владений, плодородии почвы или красоты её природы, сколько в высоте нравственного и умственного уровня народонаселения. При всех наших успехах в научно- техническом развитии, в накоплении огромного информационного банка мы ещё не достигли истинных цивилизационных успехов. Ибо их мера – продолжительность человеческой жизни, масштабность овладения технологиями самосбережения здоровья, оптимизм гражданского самочувствия.

Заключение Как показывают многочисленные исследования, повьшение общего уровня человековедческой компетентности педагога - ключ к его личностному саморазвитию и росту профессионального мастерства. Как показывают многочисленные исследования, повьшение общего уровня человековедческой компетентности педагога - ключ к его личностному саморазвитию и росту профессионального мастерства. На сегодняшний день самоактуализация является не просто привлекательной идеей, ориентиром для личностного роста и развития, а представляет собой вполне стройную теорию со своими принципами, категориями, концепциями и, что не менее важно, практическими технологиями воздействия на личность человека. В силу этого она может быть внедрена в педагогический процесс с целью его оптимизации и гуманизации. На сегодняшний день самоактуализация является не просто привлекательной идеей, ориентиром для личностного роста и развития, а представляет собой вполне стройную теорию со своими принципами, категориями, концепциями и, что не менее важно, практическими технологиями воздействия на личность человека. В силу этого она может быть внедрена в педагогический процесс с целью его оптимизации и гуманизации.

Литература. 1. Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – Ростов-на- Дону, Феникс, Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. – Ростов-на- Дону, Феникс, Баныкина С. В., Степанов Е. И. «Конфликты в современной школе:изученме и управление» М., Баныкина С. В., Степанов Е. И. «Конфликты в современной школе:изученме и управление» М., Дмитриев А. В. «Социальный конфликт: общее и особенное» М., Дмитриев А. В. «Социальный конфликт: общее и особенное» М., Баныкина С.В. «Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития», Баныкина С.В. «Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития», Коммуникативный менеджмент. Под ред. В. М. Шепеля, - М., Коммуникативный менеджмент. Под ред. В. М. Шепеля, - М., Андреева Г. В. Социальная психология. – М., Андреева Г. В. Социальная психология. – М., Шепель В. М. Профессия имиджмейкер. Ростов-на-Дону, Феникс, Шепель В. М. Профессия имиджмейкер. Ростов-на-Дону, Феникс, Антонова Л. Н. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях начального профессионального образования: монография. М., МГОУ, Антонова Л. Н. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях начального профессионального образования: монография. М., МГОУ, 2005.

Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!