«Управление рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности предприятия» «Управление рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Аудит корпоративного управления.. « Аудит корпоративного управления», «корпоративный аудит» – регулярное приведение внешним консультантом оценки соответствия.
Advertisements

Корпоративное управление и портфельные инвестиции в Украине Диана Смахтина Инвестиционная компания SigmaBleyzer Октябрь 2004 г. г. Судак.
Способы реализации инвестиций: МСФО IPO Корпоративное управление.
Раздаточный материал к семинару «Инвестиционная привлекательность компаний с эффективным корпоративным управлением» Семидоцкий Виктор Александрович к.э.н.,
Сущность и задачи финансового менеджмента. Под финансовым менеджментом понимают: систему управления формированием, распределением и использованием финансовых.
Внедрение систем управления рисками на предприятиях в основных секторах экономики как один из факторов стабильного вхождения РФ в ВТО. Русское общество.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
Основные принципы организации эффективной системы внутреннего, внешнего контроля и финансовой безопасности компании.
Годовой отчет Требования и стандарты практики корпоративного управления (095) , Конференция « Годовой отчет: опыт лидеров и новые.
1 Частный акционерный капитал как катализатор экономического развития: нормативно-правовое регулирование.
Совершенствование системы принятия управленческих решений в нефтесервисной компании Москва 2007 ШИНГАРЕВ П.В. Центр Управленческого консалтинга ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»
Источники финансирования малого бизнеса Урок-презентация элективного курса по предмету «Основы предпринимательской деятельности» Учитель технологии МОУ.
1 IV ежегодная профессиональная конференция «Неделя управления рисками в России» Роман Козлов, Генеральный директор Компании «Технологии корпоративного.
*connectedthinking Калужский Инвестиционный Форум Калуга, 15 апреля 2005 года Проект ЛистингПойнт как инструмент привлечения инвестиций Олег Мосяж Менеджер.
На рынке аудиторских и консалтинговых услуг с 1993 г , Москва, ул. Тимура Фрунзе, 16 Тел./факс: (095)
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Компания А – Презентация для инвесторов. 2 Обзор компании и рынка Финансовые показатели Стратегия развития Инвестиционная привлекательность.
Дивидендная политика ПАО «НК Роснефть». ВВОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Система управления бизнес-процессами Цели внедрения СУБП Основные этапы внедрения СУБП Результаты внедрения СУБП.
Независимый директор в Совете директоров. Цели Кодекса Независимых Директоров. Презентация для Ассоциации Независимых Директоров Москва, 26 марта 2003.
Транксрипт:

«Управление рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности предприятия» «Управление рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности предприятия» А.Г. Гавриленко, Президент Российского биржевого союза А.Г. Гавриленко, Президент Российского биржевого союза

I.Выход на IPO II.Оценка инвестиционной привлекательности III.Система управления рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности I.Содержание:

I.Выход на IPO

IPO – часть общей стратегии финансирования: Первичное размещение акций сосуществует с другими формами финансирования, либо конкурируя с ними, либо дополняя. В последнее время многие компании одновременно рассматривая различные методы финансирования: готовятся к IPO, к привлечению стратегических инвесторов или венчурного капитала. Компании телекоммуникационной отрасли – наиболее активные участники IPO I.Выход на IPO

Российские компании телекоммуникационной отрасли, проведшие IPO Эмитент Дата размещения Пакет размещенных акций, % капитала Выручка от размещения, млн.долл. Биржа 1«Вымпелком" ноябрь 1996 г ,8 NYSE 2"Голден Телеком" сентябрь 1998 г ,2 NASDAQ 3МТС июнь 2000 г. 15,4 353 NYSE 4 "РБК Информационные системы" апрель 2002 г ,28 ММВБ, РТС 5АФК «Система" февраль 2005 г. 18, LSE 6 Rambler Mediaиюнь 2005 г ,88 AIM 7 «Комстар-ОТС»февраль 2006 г LSE Источник: Эксперт #39 (533) от 23 октября 2006 Первыми на рынок размещений вышли телекоммуникационные компании: с середины 90х годов рынок услуг связи был наиболее динамичным его темпы роста составляли около 40%. В ноябре 1996 года разместилась компания «Вымпелком», в сентябре 1999го «Голден Телеком», в июне 2000го МТС. Эти компании потратили полученные в ходе IPO деньги на установку новых станций, покупку новых сотовых операторов и производителей оборудования в регионах и ближнем зарубежье. Холдинг АФК «Система», вышедший на IPO в феврале 2005 года, использовал вырученные средства на развитие проектов широкополосного доступа в Интернет (проекты «Стрим» и «МТУ-Интел»). I.Выход на IPO

Итак, целями выхода предприятий на IPO являются: Привлечение дополнительных средств для развития бизнеса Формирование структуры собственности Фиксация стоимости компании для ее акционеров Создание кредитной истории Повышение имиджа организации Однако выход на фондовые рынки имеет как положительные, таки и отрицательные последствия, к которым предприятиям необходимо заранее подготовится. I.Выход на IPO

Положительные последствия: Отрицательные последствия: Последствия выхода на IPO для компаний: Улучшение финансового положения получение дополнительного финансирования Доход от прироста капитала Прозрачность определения цены покупки бизнеса (страховка от выкупа бизнеса по нерыночной цене) Эффективный путь к слияниям и поглощениям Повышения интереса к компании (при повышении стоимости и спроса и акций) Получение объективной рыночной стоимости компании; Диверсификация инвестиционного портфеля акционеров Улучшение имиджа и корпоративной культуры Простой способ сравнения стоимости компаний-конкурентов Возможное повышение капитализации компании Получение листинга на фондовой бирже Риск потери контроля при размещении акций (в зависимости от доли акций на открытом рынке) Необходимость делиться доходами Ограничение свободы действий руководства Регулярная отчетность Первоначальные расходы; административные расходы Зависимость от экономико-политических факторов Публичность бизнеса - необходимость раскрытия информации о бизнесе и владельцах Необходимость соответствовать всем международным стандартам, в частности Закон Сарбенйнса-Оксли – обязательный к исполнению компаниям, выходящих на рынок IPO (США, 2002 г.), Стандарт ERM COSO – рекомендуется к внедрению в компаниях (США, 2004 г.) Зависимость стоимости акций от тенденций фондового рынка I.Выход на IPO

На что надо обратить внимание при подготовке компании к выходу на IPO? Необоримо оценить текущее состояние организации по следующими ключевым аспектам: Корпоративное управление Управление рисками Организационная структура Операционная структура Финансовые результаты деятельности (в т.ч. по МСФО) Налоговая структура Бюджетирование и прогнозирование Процесс составления финансовой отчетности и внутреннего контроля I.Выход на IPO

При выходе на IPO необходимо иметь в виду, что потенциальные акционеры сравнивают потенциальные объекты вложения средств и изучают их инвестиционную привлекательность Таким образом, инвестиционная привлекательность предприятия – это совокупность характеристик, позволяющая инвестору оценить, насколько тот или иной объект инвестиций привлекательнее других В результате перед субъектом возникает задача улучшения своей инвестиционной привлекательности, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. В этой связи, руководству предприятия необходимо сформировать стратегию, основной задачей которой стала бы оптимизация показателей инвестиционной привлекательности. I.Выход на IPO

II. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий

II. Оценка инвестиционной привлекательности На что покупатель или крупных инвестор в первую очередь обращает внимание при приобретении компании или пакета ее акций? Конечно на финансовые показатели деятельности предприятия, на ситуацию на рынке, инвестору должно быть выгодно вложить деньги именно в Ваш бизнес, а не в другой, прибыльность инвестиций в предприятие должна быть больше прибыльности инвестиций в другой бизнес рынка. Сравнивать стандарты корпоративного управления в разных компаниях Понимать особенности функционирования компаний и степень их прозрачности Иметь возможность оценивать свои риски Знать, как компания учитывает интересы всех акционеров (включая миноритарных) Располагать дополнительной информацией при принятии инвестиционных решений Чего хотятинвесторы? Чего хотят инвесторы?

На оценку инвестиционной привлекательности компаний влияют следующие факторы: 1)конъюнктура рынка; 2)показатели компании: стоимость компании; основные показатели эффективности бизнеса; качество корпоративного управления II. Оценка инвестиционной привлекательности

Предпочтительные сектора инвестирования: Итоги инвестиционных фондов США в III квартале 2006 года (прирост стоимости активов): Источник «К2Капитал» Наиболее привлекательные отрасли для инвестиций в России в 2006 году Нефтедобывающие и нефтесервисные компании Телеком Высокие технологии Здравоохранение, биотехнологии Финансовый сектор Производство потребительских товаров компании по недвижимости 7,7% телекоммуникационные компании 6,3% коммунальные компании 6,2% компании финансового сектора 5,6% компании здравоохранения 4,4% II. Оценка инвестиционной привлекательности Конъюнктура рынка:

Рост инвестиционной привлекательности телекоммуникационной отрасли Тенденции 3 квартала 2006 года в телекоммуникационной отрасли России: Рост акций компаний в 3 квартале обгоняет рост индекса РТС Сильные полугодовые показатели по МСФО Рост тарифов предприятий фиксированной связи. Приток инвестиций в телекоммуникационный сектор в условиях падения сырьевых цен и укрепления рубля Предприятия телекоммуникационной отрасли достаточно привлекательны для инвесторов C 2000 года рынок информационно-коммуникационных технологий увеличился в 4 раза, а объем экспорта информационных технологий повышается в последнее время на 80% в год. Инвестиции российского капитала в ИТ-сектор за последний год составили около 120 млрд.руб., а вложения иностранного капитала - около 75 млрд. руб. II. Оценка инвестиционной привлекательности

Анализ стоимости компании: Оценка балансовой стоимости Оценка стоимости нематериальных активов Оценка балансовой стоимости: анализ отчетности по результатам проверки их финансовой деятельности независимой аудиторской фирмой экспресс-анализ финансового состояния и детализированный анализ финансового состояния предприятия на основе рассчитанных показателей бухгалтерской отчетности Под нематериальными активами подразумевается: подготовленный персонал; достижения в продвижении продукции; географическое расположение; репутация; деловые качества топ-менеджмента; «Деловые связи» сотрудников компании; торговые марки; авторские права, патенты; информационно-технические разработки II. Оценка инвестиционной привлекательности

Показатели, характеризующие структуру собственников (акционеров) предприятия Показатели финансового положения предприятия Показатели рыночного положения и конкурентоспособности продукции предприятия Показатели организационно-технического и кадрового уровня предприятия Показатели использования ресурсов на предприятии Показатели, характеризующие дивидендную политику предприятия Показатели эффективности бизнеса:

В целях защиты прав инвесторов крупнейшие фондовые биржи выдвигают ряд требований к корпоративному управлению компаний, выходящих на листинг. Так, для выхода на Нью-йоркскую фондовую биржу компания должна отвечать требованиям Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC), а для выхода на Лондонскую фондовую биржу - требованиям Британского кодекса корпоративного управления. II. Оценка инвестиционной привлекательности В целом эти требования сводятся к следующему: Соблюдение прав акционеров и заинтересованных сторон Наличие эффективного наблюдательного органа Четкое разделение полномочий и ответственности между органами управления Выстроенная система управленческой отчетности для наблюдательного органа Формализованная и прозрачная политика компании, гласная процедура назначения / переизбрания и вознаграждения директоров и руководителей компании Информационная открытость для акционеров и заинтересованных сторон Наличие эффективных систем внутреннего контроля и внутреннего аудита Качество корпоративного управления:

Структура руководства Независимость директората Наличие сертификата системы качества серии ISO-9000 Структура собственности Доходность инвестиций Перспективы роста Операции на фондовом рынке Выполнение требований Акта Сарбейнса-Оксли (2002, США) Наличие у компании объекта инвестиций эффективного и честного менеджмента. Наличие независимых директоров в составе Совета директоров Предпочтительно осуществлять инвестиции совместно с западными инвесторами или другими инвестиционными фондами Закон направлен на защиту прав инвесторов Инвесторы рассматривают как перспективы роста отрасли в целом, так и наличие работоспособной бизнес-модели и стратегии, обеспечивающий высокий потенциал роста доходности Квалификация менеджмента Возможность выхода Для разных инвесторов в разных отраслях бизнеса существуют нормы доходности в диапазоне от 0 до 40% Для разных инвесторов в разных отраслях бизнеса существуют нормы доходности в диапазоне от 0 до 40% Ценные бумаги компании должны котироваться на РТС, ММВБ, на крупных международных финансовых биржах Возможность быстро продать акции через 4-7 лет по существенно более высокой цене Опыт у топ-менеджмента компании развития стратегически важных направлений развития, наличие «полезных» связей Наличие положительных ответов по данным критериям снижает риски инвестора: Качество корпоративного управления: II. Оценка инвестиционной привлекательности

III. Система управления рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности

Риски, перешедшие в проблемы III. Система управления рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности

Ниже представлены компании, которые, не имея эффективной системы управления рисками как части системы принятия решений, пострадали от наступления последствий рисковых событий: WorldCom - вторая в США по величине компания-оператор международной телефонной связи Global Crossing - одна из крупнейших телекоммуникационных компаний США Adelphia Communications – телекоммуникационная компания Enron – энергетическая компания Arthur Andersen – аудиторская компания Conseco Inc – страховая и финансовая компания United Airlines Inc. – авиакомпания Банкротства можно было бы предотвратить, если данные компании имели бы систему управления рисками, т.к. данная система направлена на выявление значимых рисков для бизнеса и предотвращение их наступления Банкротства можно было бы предотвратить, если данные компании имели бы систему управления рисками, т.к. данная система направлена на выявление значимых рисков для бизнеса и предотвращение их наступления. III. Система управления рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности

Наличие на предприятии действующая система управления рисками снижает инвестиционные риски инвесторов Цель комплексной системы управлениярисками: Цель комплексной системы управления рисками: Обеспечение стратегической и оперативной устойчивости бизнеса компании за счет поддержания уровня рисков в установленных границах Типы рисков подконтрольные предприятиям: Стратегические Оперативные Финансовые III. Система управления рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности

Инвесторам \ акционерам система управления рисками позволяет: Получить полную информацию о перечне значимых рисков для бизнеса и мерах предпринятых менеджментом для предотвращения наступления рисковых событий Оценить эффективность и прозрачность корпоративного управления Менеджменту компаний система управления рисками позволяет: Получить знание рисков для оперативного реагирования на них в целях предотвращения наступления рисковых событий Оптимизировать систему принятия решений Совершенствовать систему внутреннего управления в части управления рисками Оптимизировать инвестиционные программы с учетом рисков Осуществлять контроль над полнотой и достоверностью финансовой и иной отчетности, процессом ее подготовки и предоставления III. Система управления рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности Актуальность системы управления рисками

Повышение инвестиционной привлекательности – эффект наличия системы управления рисками Увеличение инвестиционной привлекательности Привлечение крупных инвесторов Дальновидный подход к повышению капитализации компании Повышение устойчивости (стабильности) бизнеса за счет применения превентивных мер к выявленным рискам Повышение эффективности управления компанией за счет применение менеджментом методов и инструментов управления рисками Повышение эффективности деятельности компании (повышение прибыльности) за счет применения системы внутреннего контроля и аудита в части управления рисками Повышение надежности информации Инвесторов интересует рост цен на акции компании Инвесторов интересует стабильность и рост компании Инвесторов интересуют хорошо управляемые компании Инвесторов интересуют доходные компании Инвесторов интересует надежная информация III. Система управления рисками как фактор повышения инвестиционной привлекательности