Описание актуального педагогического опыта СТРУКТУРА Типичные ошибки при оформлении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Описание актуального педагогического опыта СТРУКТУРА.
Advertisements

Описание актуального педагогического опыта СТРУКТУРА Типичные ошибки при оформлении.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
ОБОБЩЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГ О ОПЫТА Татаринова Л. П., заместитель директора по НМР Методические рекомендации учителям.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Технология обобщения и описания педагогического опыта.
Описание педагогического опыта. Структура описания: 1.Информационный блок. 2.Описание технологии опыта. 3.Заключение.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Описание передового педагогического опыта. Передовой педагогический опыт Это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Обобщение педагогического опыта.. Передовой педагогический опыт – это практика, содержащая в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности;
Как представлять опыт работы учителя. Обобщение педагогического опыта это всегда анализ и синтез информации, полученной в результате изучения; её отбор,
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Педагогический опыт как объект исследования профессиональных преобразований.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПЛАНОВ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ.
Представление педагогического опыта работы. Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем,
Транксрипт:

Описание актуального педагогического опыта СТРУКТУРА Типичные ошибки при оформлении

Кабинет педагогического мастерства БелРИПКППС Заведующая кабинетом- Вагурина Светлана Дмитриевна Методист- Строкач Светлана Васильевна Адрес рубрики АПО на сайте БелРИПКППС:

Кто имеет право на внесение в областной банк данных АПО педагоги дополнительного образования, учреждений дошкольного образования, ЧЕЙ ОПЫТ ВНЕСЕН В РАЙОННЫЙ (ГОРОДСКОЙ ) БАНК ДАННЫХ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ - ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА СРЕДИ ПЕДАГОГОВ ОБЛАСТИ ЛУЧШИЕ УЧИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ – ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА НА ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНОЙ ПРЕМИИ В РАМКАХ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

Основные нормативные документы для руководства к действию ПОЛОЖЕНИЕ О ВНЕСЕНИИ АПО В ОБД МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПИСАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ АПО, РЕКОМЕНДУЕМОГО ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ В ОБД

Структура описания АПО Раздел 1 Информация об опыте Раздел 2 Технология опыта Помимо того: содержание, перечень приложений, библиографический список, приложения.5

Формулировка темы АПО Тема – концептуальное видение собственной педагогической идеи Концепция (лат.) – «понимание», «система» - ведущий замысел, руководящая идея ( статистика: 70% педагогов-практиков затрудняются в формулировании собственной педагогической концепции)

Схема выведения концепции 1.Выявляются противоречия (затруднения) в собственной педагогической практике (аналогичной практике коллег) 2.Из противоречия (между желаемым и действительным состоянием) выводится цель как глобальная перспектива (стратегический ориентир) 3.В соответствии с поставленной целью формулируются задачи (тактические ходы педагога, как дело текущего дня)

Формулировка темы АПО Тема опыта как концептуальное видение педагогической идеи логично вытекает из поставленной цели и четко сформулированных задач (поставленные задачи не должны « зависать» в описании АПО: успешное решение каждой из них необходимо на фактах доказать в подразделе «Результативность опыта») (см. стр.20 «Практикум»)

Формулировка темы АПО «Педагогические условия оптимизации процесса обучения на уроках химии как средство повышения качества знаний учащихся» («Средство – цель» ) (она же результат)

К проблеме формулировки темы: ? Как вы оцениваете диапазон авторского замысла обобщения АПО по теме: « Развитие интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков, критического мышления, творческих способностей учащихся в процессе работы с текстом»

Заключение рецензентов в данном случае: «Содержание описания технологии и всего опыта не раскрывает тему. Автору АПО необходимо разграничить понятия: Интеллектуальные умения – это *сравнение, сопоставление; * синтез; * обобщение; * оценивание; * абстрагирование; * классификация и т.д.

Коммуникативные умения – это *владение всеми видами речевой деятельности ; * владение основами культуры устной и письменной речи Развитие критического мышления и творческих способностей – в свою очередь огромные области педагогического исследования. В итоге, описание данного АПО ЭКЛЕКТИЧНО, оно представляет собой отдельные фрагменты, не раскрывающие поэтапность (СИСТЕМНОСТЬ) работы учителя ни по одному из заявленных направлений». NB! В диагностике результативности все то же КЗ!

Тренировочное упражнение. ? Найдите среди нижеприведенных примеров неправильно сформулированные темы: Тема 1 «Создание культурно – образовательной среды как условие развития эмоциональной культуры старших дошкольников» Тема 2: «Фундамент здоровья – с детства!» Тема 3: «Развитие языковой компетенции младших школьников»

Главное условие обобщения АПО : Результативность по избранной для обобщения теме опыта должна быть отслежена на протяжении 3-х лет в одной и той же группе обучаемых ( воспитываемых) детей Методика диагностики тоже остается одной и той же

Обязательность связи темы АПО и анализа его результативности Пример 1: Тема АПО « Роль геометрических задач в курсе планиметрии как один из способов формирования целостного восприятия окружающего мира» (Цель) В качестве доказательности высокой результативности опыта автор приводит уровень обученности со следующей динамикой качества знаний: 84% 76% 69,2 %

Тренировочное упражнение. Найдите ошибки в описании результативности АПО: Пример 2 : Тема опыта: «Развитие творческих способностей учащихся через…» «С 1998 года работаю с 100% успеваемостью. Таблица качества знаний за последние 3 года: Год обучения Класс КЗ А 81.4% б 83 % А 89 %» (см. страницу 7 – 8 «Практикум»)

«Результаты диагностики умственного развития учащихся» «Для диагностики умственного развития учащихся использовался тест «ГИТ». (групповое индивидуальное тестирование) Разработан словацким психологом Дж. Ваной, адаптирован М.К.Акимовой, Е.М. Борисовой. Тест предназначен для группового обследования умственного развития детей. (см. страницу 10 – 11 «Практикум») Пример образцового исполнения методических рекомендаций:

Оформление страницы «Содержание» Содержание: Информация об опыте………… 3 Технология опыта……………… 5 Результативность опыта… 14 Библиографический список… 16 Приложение к опыту ……… 17 Объем не более 15 стр. Объем не более 20 стр.

Оформление раздела «Информация об опыте» 1.1. Условия возникновения и становления опыта. ПОЛОЖЕНИЕ (метод. рекомендации): ( здесь автор АПО дает необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе, группе)

Средняя школа 4 города Алексеевка Белгородской области представляет собой общеобразовательное учреждение, где учатся одарённые и обычные дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Контингент учащихся разнороден и представлен различными социальными слоями: 31 % - из семей служащих, 46 % - из семей рабочих, у 13 % учащихся родители занимаются предпринимательством, в 4 % семей один или оба родителя – пенсионеры, 6 % семей – безработные. Школа находится на окраине города и значительно удалена от основных объектов культуры.

1.2 Обоснование актуальности и перспективности АПО ПОЛОЖЕНИЕ (метод. рекомендации ): (анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества. Выявление противоречий и затруднений, которые встречаются в массовой практике и успешно решаются в опыте).

Образец правильной аргументации: «… таким образом возникает противоречие в рассогласованности между требованиями, которые предъявляют новые социальные условия к образованию, и ограниченными возможностями их реализации в условиях применения устаревших обучающих технологий. Используя данный опыт можно успешно разрешить ряд следующих проблем:……….»

1.3.Ведущая педагогическая идея опыта. ПОЛОЖЕНИЕ (метод. рекомендации): (это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта). Типичная ошибка: (Из рецензии) « Тема АПО и его ведущая педагогическая идея не согласованы. ( см. стр.15 «Практикум») Автор АПО слабо представляет себе собственный педагогический замысел»

1.6.Новизна опыта. ПОЛОЖЕНИЕ: 2.2.Новизна: * в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; * в радикальном преобразовании образовательного процесса (с обоснованием причин изменения в содержании образования). * в комбинации элементов известных методик;

1.7. Теоретическая база опыта: (здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта). Типичные ошибки: (Из рецензии) «К сожалению, отсутствует научно-методическое обоснование опыта: неясно на основании какой научной базы родился данный опыт?» « Почему перечисленных авторов нет в библиографическом списке?»

Оформление библиографии: Типичная ошибка: (Из рецензии) «Библиографический список сделан по старому ГОСТу» ( см. стр «Практикум») ? Что такое «новый ГОСТ» Два примера на эту тему: 1. Сноски в работах такого ранга не делаются. Вместо них рядом с цитатой печатается: (5, 124), что означает « см. 5 в библ. списке и стр.124 в статье указанного автора».

2. Помимо того, ряд нововведений связан с поисковой системой Интернета : ПОЛОЖЕНИЕ (метод. рекомендации): Библиографический список: 1.Бондалетов, В.Д. Русская ономастика / В.Д. Бондалетов -М.: Просвещение, – 800 с. 2. Введенская, Л.А. От собственных имён к нарицательным / Л.А.Введенская,И.П.Колесников.– М.: Просвещение,1981.–20 с. 3. Границкая, А.С. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе / А.С. Границкая. – М.: Просвещение, – 300 с. 4. Лихачев, Д.С. О культуре общения // Преподавание истории в школе с. 4 – 7.

Оформление раздела « Технология описания опыта» Важно помнить: Этот раздел – главное, что интересует Ваших коллег исключительно с точки зрения практического применения: Здесь Вы делитесь Вашим опытом в формате четкого алгоритма «Я делаю так: …»

Схема описания технологии АПО: (зачем? как? с каким результатом?) Цель Условия достижения цели (задачи) Содержание обучения Методы, приемы, формы организации познавательной деятельности обучаемых (Т.Е. АЛГОРИТМ моих действий) Результат

Оформление приложений. ПОЛОЖЕНИЕ (метод.рекомендации) «В приложении должны быть представлены только те материалы, которые имеют отношение к представленному целостному описанию опыта и на эти приложения в тексте описания опыта имеются ссылки в качестве примеров»

Типичные ошибки при оформлении приложений: (Из отзывов рецензентов) Пример 1. «Объем приложений многократно превышает рекомендуемый Превышение не оправдано, т. к. приложения не раскрывают тему АПО: из 20 приложений данного опыта к теме относятся только 2 » Пример 2. «Страницы приложений не обозначены должным образом, в них трудно разобраться» Пример 3. «При разработке и конструировании уроков и мероприятий некорректно используются заимствованные идеи и материалы: в приложениях нет ссылок на использованную литературу»

Пример 4. «Ценность разработок уроков значительно снижает отсутствие ссылок на используемый УМК (учебно- методический компл.), отсутствие информации о каждом конкретном уроке: класс, тип урока, форма проведения, его дидактические цели, вся группа задач, которую планируется решить на данном уроке, логика его этапов. Небесполезной будет ориентировка для коллег- -последователей – на каком этапе урока четко прозвучит тема АПО» Оформление конспектов уроков

В приложениях не нужны:. Фотографии, фоторепортажи Изобилие детских работ, их анкеты «За что я люблю Марью Ивановну» Хвалебные публикации прессы Восторженные отзывы родителей

Зачем формируется ОБД? Распространить крупицы ценных профессиональных находок Вашей педагогической практики среди педагогов области. Успехов Вам на нелегком пути обобщения и описания актуального педагогического опыта