Информатизация образования Развитие российской системы образования на основе эффективного использования ИКТ Лекция 3. к.п.н., доцент каф. ИВТ Ломаско П.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информатизация образования Развитие системы подготовки кадров для информатизации образования Лекция 2. к.п.н., доцент каф. ИВТ Ломаско П.С.
Advertisements

Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ЛИЦЕЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Презентация к педсовету Автор: директор МОУ ООШ 27 Белянова Т.Н.
«Единое информационное пространство образовательного учреждения, общие принципы его построения»
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Педагогический совет г. ТЕМА: «Инновационные образовательные модели – условие современного качества образования» 1.Некоторые аспекты модернизации.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Информационные технологии в управлении образовательным учреждением Нельзя бесконечно совершенствовать производство, не совершенствуя процесс управления.
Сегодня мы уже вступили в новое информационное общество, где одной из важнейших задач становится формирование информационно-коммуникационной культуры ученика.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Вопросы 1.Информационные технологии 2.Технические средства обработки информации 3.Интернет.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Комплексно-целевая программа Дата утверждения: решение педагогического совета от 30 ноября 2007 года Муниципальная общеобразовательная средняя школа 17.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
ТЕМА КУРСОВОЙ РАБОТЫ : ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ СОЗДАНИЯ ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ РАЙОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Магистрант : М. Г. Зверева Научные.
Программа информатизации МОУСОШ гг..
Информационная культура преподавателя вуза: проблемы определения и становления Дорощук Елена Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая.
Информатизация системы образования Республики Беларусь, текущее состояние и перспективы развития Н.И. Листопад, Директор Главного информационно- аналитического.
Транксрипт:

Информатизация образования Развитие российской системы образования на основе эффективного использования ИКТ Лекция 3. к.п.н., доцент каф. ИВТ Ломаско П.С.

Информационное общество Основные продукты производства: –Информация –Знания Основные черты: –Увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; –Увеличение количества специалистов в области обработки информации –Усиленная информатизация –Создание глобального информационного пространства

Документы Концепция формирования информационного общества в России 1999 г. Описаны возможности и пути перехода России к информационному обществу –Определено значение информатизации системы образования – идеология непрерывного образования и внедрения ИКТ в образование

Документы Стратегия развития информационного общества в России 2008 г. Определены стратегические цели информатизации Определены показатели, по которым оценивается уровень информатизации

Информатизация образования и развитие информационного общества тесно связаны. Становление информационного общества существенно влияет на процессы проникновения информационных технологий во все сферы образовательной деятельности Информатизация образования формируя информационную культуру членов общества, существенно способствует его информатизации. Информатизация Информационное общество

«Образовательные» направления внедрения информационных технологий в общественную жизнь 1.Изменение в условиях информационного общества содержания и функций образования, форм и методов педагогической деятельности; 2.Положительное влияние информационных технологий и средств информатизации на развитие творческих способностей и профессиональной ориентации; 3.Воспитательное воздействие информационных технологий; 4.Появление возможности использования мультимедиа- технологий в образовании; 5.Дальнейшее развитие непрерывного образования в условиях информационного общества; Гриншкун, Григорьев

«Образовательные» направления внедрения информационных технологий в общественную жизнь 1.Становление развивающего обучения на основе информационных ресурсов общества; 2.Внедрение информационных и коммуникационных технологий в дополнительное образование; 3.Сочетание возможностей традиционного и инновационных способов обучения в информационном обществе; 4.Формирование информационной культуры преподавателей для работы во всех формах учебного процесса; 5.Порождение новых подходов к управлению учебным заведением и оценке качества педагогического труда; 6.Глобализация и интеграция образовательных услуг в информационном обществе. Гриншкун, Григорьев

Информационное пространство эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Концепция формирования информационного пространства России

Информационное пространство Формирование информационного пространства позволило наметить следующие пути развития системы образования: –Определение особенностей обучения в информационном обществе –Проектирование и разработка ИОС –Инновационная педагогика на основе ИКТ

Особенности обучения в информационном пространстве Ориентация на развитие интеллектуального потенциала обучающегося Личностно-ориентированное обучение Открытость и непрерывность образования Использование новых информационно- образовательных технологий (нелинейные и мультимедиа технологии) Индивидуализация и дистанционность обучения Мотивация самостоятельной познавательной деятельности учащихся Компетентностный подход

Информационно- образовательная среда Информационное пространство Информационная среда

Пространство и среда Исследователи АИО РАО Е.А. Ракитина, В.Ю. Лыскова, различают понятия "пространство" и "среда" Они являются близкими, но не синонимичными понятиями.

Иинформационно- образовательная среда В Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России, утвержденной постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию 31 мая 1995 г., под информационно- образовательной средой понимается "системно- организованная совокупность: – средств передачи данных, –информационных ресурсов, –протоколов взаимодействия, –аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей"

Информационная среда Вид этой деятельности определяет характер ИС – если деятельность образовательная, то и среда – информационно-образовательная ИС - это часть информационного пространства, ближайшее внешнее информационное окружение индивида, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивидаЕ.И.Ракитина) в которых непосредственно протекает деятельность индивида (Е.И.Ракитина) Индивид

Вопросы методологии и практической разработки информационно- образовательных сред рассматривают в различных аспектах многие исследователи: Козырев В.А.; Солдаткин В.И.; Ракитина Е.А., Роберт И.В.; Уваров М.Ю., Е.В. Ермолович, Н.И. Пак; другие авторы.

Нет однозначного определения ИОС взаимосвязь условий, обеспечивающих эффективный образовательный процесс (в условиях ОУ, на основе ИКТ)взаимосвязь условий, обеспечивающих эффективный образовательный процесс (в условиях ОУ, на основе ИКТ) информационной система, объединяющая посредством сетевых технологий, программные и технические средства, организационное, методическое обеспечение, предназначенная для повышения эффективности и доступности образовательного процесса

Образовательная среда специально организованные педагогические условия развития личности образовательная среда выступает не только как условие, но как и средство обучения и воспитания информационно-образовательная среда - это педагогическая система нового уровня

Подходы к определению ИОС Педагогический: среда строится исходя из модели обучения Технологический: среда строится как совокупность информационных систем Организационный: среда строится как инструмент для управления образовательной системой или процессом Методологический: исследование свойств и принципов проектирования среды

ИОС это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение,это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е.подсистемы финансово-экономическая, материально-т.е.подсистемы финансово-экономическая, материально- техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента А.А.Андреевтехническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента А.А.Андреев Цель для чего учить? Содержание чему учить? Технологическая подсистема СредстваМетодыФормы с помощью чего? каким образом? в каких условиях? Студент Преподаватель СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Педагогический подход

Структура ИОС - (характеристики, измерения, компоненты) Материально-техническое обеспечение - компьютеры, сети, хранилища информации, архивы информации и ПО, видеотехника, дополнительное оборудованиеМатериально-техническое обеспечение - компьютеры, сети, хранилища информации, архивы информации и ПО, видеотехника, дополнительное оборудование информационное обеспечение - производство УИР, организация доступа к ресурсам, формирование навыков работы с информацией в условиях ИС,информационное обеспечение - производство УИР, организация доступа к ресурсам, формирование навыков работы с информацией в условиях ИС, коммуникационное обеспечение - организация возможностей общения и обмена информацией участников образовательного процесса,коммуникационное обеспечение - организация возможностей общения и обмена информацией участников образовательного процесса, информационное коммуникационное Материально-техническое Технологический подход

Организационный Административная подсистема - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, взаимосвязь всех основных модулей; Подсистема учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий; Библиотечная подсистема (электронная библиотека) - накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей и на условиях, определяемых учебным заведением; Подсистема организации учебного процесса (электронный деканат) - формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль за ходом учебного процесса и т.д.; Подсистема контроля знаний (тестовая подсистема); Подсистема статистики - сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе ВП, протоколирование работы; Подсистема документирования - выпуск на бумажном носителе различных документов. Организационный подход

Методология ИОС информационно-образовательная среда, способствующая формированию приемов управления учебной деятельностью на базе ИКТ, должна обладать следующими свойствами: на концептуальном уровне: изоморфизм (структура и функционирование среды определяются совокупностью видов учебной, информационной, коммуникационной и организационно-управляющей деятельности студентов и преподавателей); целостность (формирование информационно- образовательной среды учебного заведения как целостного явления, подчиненного задаче создания условий для комплексного восприятия обучающимися окружающего мира, взаимодействие с которым служит целям личностного становления и овладения общими и частными способами его изучения и преобразования); открытость (модификация существующих, подключение новых модулей среды и встраивание их в существующую систему с условием установления связей и самоорганизации компонентов);

Методология ИОС на технологическом уровне: модульность (каждый модуль предоставляет возможность инструментирования определенного вида деятельности при решении учебных задач); интерактивность (реализация возможности коммуникаций субъектов учебного процесса, определение способов управления учебной деятельностью студентов, мониторинг и коррекция содержания, методов и форм обучения); самоорганизация (автоматизация процессов расширения и модификации структуры и содержания среды). на содержательном уровне: распределенность (распределение содержания обучения в различных компонентах среды с использованием нелинейных технологий представления информации, отбор содержания образования с целью создания эффективных условий для организации самостоятельной деятельности студентов); избыточность содержания (предоставление возможности самостоятельного проектирования учащимися личностно- значимого содержания обучения, выбор учащимися вариантов содержания и траектории обучения).

ИОС образовательного учреждения Информационно-образовательная среда должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением. Гриншкун, Григорьев

Модель обучения на основе ИКТ Информационно-образовательная среда субъект объекты Средства, методы, формы Технологии, аппаратно-программные решения

Студент и ИОС В современном учебном процессе студент переходит из объекта педагогического процесса в его субъект Функции студента в условиях ИОС –Составление индивидуального учебного плана –Самостоятельная работа по плану –Навыки и умения ориентирования в научной и учебной информации –Навыки и умения библиографической работы –Навыки и умения использовать ИТ

Преподаватель и ИОС ИОС изменяет роль преподавателя: –Координирование и консультирование –Помощь в составлении учебного плана –Подготовка учебно-методических материалов

edu.kspu.ru

Проблемы «электронной» педагогики Качество и оптимальный состав УМК Восприятие человеком учебного материала с экрана – психология и эргономика Готовность вхождения студента и преподавателя в ИОС

Задание Изучить в учебнике Гриншкуна и Григорьева РАЗДЕЛ 7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО А также основные материалы из папки Занятие 3\Материалы и спроектировать структуру ИОС школы на основе педагогического подхода

Ресурсная база Управленческий аппарат ЦельСодержание Методы Формы Средства Преподаватель Обучающийся Материально- техническая база