Т ЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Работа Смирновой Светланы Витальевны, учителя химии высшей категории МОУ АСОШ 2 города Андреаполя Тверской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Advertisements

Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
В методическую палитру тьютора ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Технология критического мышления через чтение и письмо.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Методические приемы для развития критического мышления на уроках истории и обществознания.
1 Критическое мышление. 2 Что дает применение технологии? вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Технология развития критического мышления (ТРКМ) разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит) ТРКМ известна в России с 1997 года.
Т ЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Применение ТРКМ на уроках в начальной школе Презентация учителя начальных классов Нижнегорской ОШ I- III ступеней.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Технология развития критического мышления «…Всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе.
Развитие критического мышления через чтение и письмо Городской семинар на базе МОУ гимназия56, г. Томска выступление: Успеховой М.В.
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Учитель математики ГБОУ СОШ 77 Доброумова Ольга Викторовна.
Транксрипт:

Т ЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Работа Смирновой Светланы Витальевны, учителя химии высшей категории МОУ АСОШ 2 города Андреаполя Тверской области

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Авторы:Халперн Д., Хьюелл Л., Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл и др. являются членами консорциума «За демократическое образование». С 1996г. технология распространяется совместно институтом «Открытое общество», Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью; его характеризует использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата Халперн Д.

Т ЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт

К РИТИЧЕСКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ : Формирует собственное мнение; Совершает обдуманный выбор между различными мнениями; Решает проблемы; Аргументировано спорит; Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение; Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

У ЧЕБНЫЕ УСЛОВИЯ Условие 1. Предоставлять время и возможность для приобретения опыта критического мышления. Условие 2. Давать возможность учащимся размышлять. Условие 3. Принимать различные идеи и мнения. Условие 4. Способствовать активности учащихся в учебном процессе. Условие 5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. Условие 6. Выражать веру в то, что каждый из них способен на критические суждения. Условие 7. Ценить проявления критического мышления.

Т РЕБОВАНИЯ К УЧАЩИМСЯ Требование 1. Развивать уверенность в себе и понимание ценности своих идей. Требование 2. Активно участвовать в учебном процессе Требование 3. Уметь делиться своими мыслями. Требование 4. Быть готовыми как формулировать суждения, так и воздерживаться от оных.

С ТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ УРОКА

1 СТАДИЯ «В ЫЗОВ » активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, «вызвать» уже имеющиеся знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу

2 СТАДИЯ «О СМЫСЛЕНИЕ » Создание условий для работы с информацией, Выбор приемов и методов критического мышления, позволяющих сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.

3 СТАДИЯ «Р ЕФЛЕКСИЯ » целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного (новый вызов); анализ собственного мыслительного пути и собственных действий в процессе урока; анализ образовательного процесса в целом.

П РИЁМЫ НА СТАДИИ «В ЫЗОВ » «Покопаемся в памяти» «Ассоциация» «Ключевые слова» «Перепутанные логические цепочки» «Инструкции» «Зашумлённая тема» «Подсказка» «Свободное письменное задание» «Реставрация» «Верные – неверные утверждения» «Разбивка на кластеры (блоки идей)» «Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака » «Парная мозговая атака. Групповая мозговая атака » «Словолов » «Словолов » «Белые пятна» «Таблица»

П РИЁМЫ НА СТАДИИ ОСМЫСЛЕНИЯ «Пометки на полях» (инсерт) «Маркировочная таблица» «Двухчастный дневник» «Лист решения проблем» «Таблица аргументов» «Взаимоопрос» «Продвинутая лекция» «Взаимообучение» «Протест» «Парная работа» «Зигзаг»

П РИЁМЫ НА СТАДИИ РЕФЛЕКСИИ «Кластер» «Синквейн» «Эссе» «Самоанализ» «Шесть шляп критического мышления» «Ключевые слова» «Взаимообучение» « Кубик» «Ромашка Блума» «Возвращение к ключевым терминам» «Возвращение к маркировке текста» «Предсказание» «Мой эпиграф» «Устная рефлексия» «Письменная рефлексия» «Супер – контрольная» «Работа по карточкам с цитатами» «Трёхчастный дневник»

Т РИ УРОВНЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Домашнее задание одновременно дается в двух или трех уровнях: на оценку «3» - обязательный минимум; на оценку «4» - задания на понимание процессов и явлений, требующих объяснить их причины или взаимосвязи; на оценку «5» - два задания на применение знаний в новой ситуации, анализ явлений и процессов, выдвижение гипотез и др.

О ПРОС – ИТОГ В конце урока ученикам задаются вопросы, побуждающие к рефлексии: Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Или закончить предложение: Урок не прошел даром, потому что… Я чувствую, что стал лучше…

П РИЁМ 1 «П ОКОПАЕМСЯ В ПАМЯТИ » 1. Какая тема? (назовите ее); 2. Что вы уже знаете об этом? 3. Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать? 4. Почему вам это нужно знать? Учитель объявляет тему урока. (см. приложение 1) Дети записывают в тетради всё, что придёт на ум. Не имеет значения правильно ли то, что записали или нет. После того, как учащиеся записали всё, что знают по теме, необходимо это обсудить с партнером. После того, как партнеры завершат своё обсуждение, члены группы должны поделиться своими знаниями. По мере того, как они делятся своими знаниями, учитель записывает их на доске или на экране компьютера. Любые разногласия должны быть вынесены на обсуждение. Задаёт время от времени вопрос, все ли согласны с тем, что сказано.

П РИЁМ 2 «А ССОЦИАЦИЯ » Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите тему урока? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на доске или на экране компьютера.

П РИЁМ 3 «К ЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА » После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини- рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы ПРИЁМ 4 «ПЕРЕПУТАННЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ» На доске или на экране компьютера написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак + там, где они считают, что высказывание правильное и знак - там, где, по их мнению, оно не верно.

П РИЁМ 5 «И НСТРУКЦИИ » На стадии вызова учащимся могут быть даны инструкции по их дальнейшей работе в течении урока. ПРИЁМ 6 «ЗАШУМЛЁННАЯ ТЕМА» Тема урока записывается с добавлением других букв без разрывов между словами. Ученикам предлагается прочитать «про себя» или помочь прочитать учителю. Например, можно давать понятия прошлого урока, суждения, определения

П РИЁМ 7 «П ОДСКАЗКА » приводится краткая информация с целью вызвать любопытство; ПРИЁМ 8 «СВОБОДНОЕ ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ» учащимся предлагается за 5 минут, не останавливаясь, записать всё, что им приходит в голову по теме. ПРИЁМ 9 «РЕСТАВРАЦИЯ» Учащиеся получают текст, уравнение с пропуском, недостающими элементами. Необходимо заполнить «пробелы».

П РИЁМ 10 «Р АЗБИВКА НА КЛАСТЕРЫ ( БЛОКИ ИДЕЙ )» учащиеся высказывают свои соображения по теме, группируют их, рисуя некоторое подобие грозди винограда; предлагается составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить ее; ПРИЁМ 11 «ПАРНАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА. ГРУППОВАЯ МОЗГОВАЯ АТАКА.» Записываются все вероятные и невероятные идеи по данной теме(В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).

П РИЁМ 12 «В ЕРНЫЕ – НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ » на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

П РИЁМ 13 «Б ЕЛЫЕ ПЯТНА ». Например, в теме «Общие свойства металлов» учащимся предлагается дать ответы на «белые пятна»: общие химические свойства, способы получения, закономерности изменения свойств и т.д. ПРИЁМ 14 «СЛОВОЛОВ » Учащимся предъявляется набор букв с записанными понятиями по изучаемой теме. Необходимо отыскать эти понятия, показать мелом на доске или выписать отдельно.

П РИЁМ 15 «Т АБЛИЦА » Работа условно разделена на три этапа: Подготовительный этап к восприятию материала. Из ранее изученного материала отбираются необходимые понятия, которые вносятся в графу «Знаю». Второй этап: работа с учебником, проведение эксперимента, собственные выводы. Это оформляется в графе «Хочу узнать» Далее в ходе подведения итога урока создаются проблемные ситуации. Ответы учащимся предлагается найти дома и внести их в графу «Узнал». Это очень важно и дает возможность дифференцированного подхода: сильному ученику в соответствии с его уровнем обученности предлагается сообщение или реферат, работа в библиотеке; слабому – материал учебника ЗнаюХочу узнатьУзнал

П РИЁМ 1 «П ОМЕТКИ НА ПОЛЯХ » ( ИНСЕРТ ) Учащиеся получают текст и делают в нем соответствующие пометки: «+» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; «-» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или думали, что это знаете; «V» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым; «?» - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

П РИЁМ 2 «М АРКИРОВОЧНАЯ ТАБЛИЦА » Этот приём целесообразно применять совместно с приёмом 1 После прочтения текста ученик составляет маркировочную таблицу, в каждый столбик которой вписываются предложения с соответствующими пометками: Материал обсуждается в парах, ученик от пары сообщает информацию, которая фиксируется учителем на доске. Обсуждение информации способствует ее систематизации и дает возможность ответить на возникшие вопросы. +-V?

П РИЁМ 3 «Д ВУХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК ». Этот приём применяется на уроках, когда учащиеся самостоятельно работают с текстом и затем обучают друг друга по изученному вопросу. Во время объяснения материала ведутся такие дневники, состоящие из двух частей, в первой части ведется конспект излагаемого материала, очень важно вовремя объяснения не перебивать докладчика, поэтому возникающие вопросы или не ясные моменты фиксируются во второй части и затем к ним возвращаются. Также работать с такими дневниками можно и во время лекции, читаемой учителем. Особенно полезно использовать двойные дневники, когда учащиеся получают задание самостоятельно изучить какой-то большой текст дома. В этом случае, необходимо оговорить заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать ученик. ПометкиВопросы

П РИЁМ 4 «Л ИСТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ». Очень хорошие результаты дает использование приёма 4 при решении задач, особенно со слабыми учениками. В этом виде деятельности идет детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и самостоятельно ищут пути ее решения для достижения конечной цели. Так же этот приём целесообразно использовать на практических работах.

П РИЁМ 5 «Т АБЛИЦА АРГУМЕНТОВ » Составляется следующим образом: учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции учителя или при работе с учебником. ПРИЁМ 6 «ВЗАИМООПРОС». Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала.

П РИЁМ 7 «П РОДВИНУТАЯ ЛЕКЦИЯ » Это активное слушание, партнерские отношения, развитие социальной компетенции. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии– идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интереснейший диалог ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.

П РИЁМ 8 «П РОТЕСТ » записываются ассоциации, на другой половине помещается собственный комментарий, поясняющий, что заставило записать именно эту цитату, какие мысли она вызвала, какие вопросы; ПРИЁМ 9 «ВЗАИМООБУЧЕНИЕ». В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя: суммируют содержание абзаца; придумывают вопрос и предлагают другим ответить на него; разъясняют, что непонятно; дают задания для чтения следующего абзаца. Процесс взаимообучения, желательно, начинать с включения в роль учителя сильных учеников.

П РИЁМ 10 «П АРНАЯ РАБОТА » - два ученика читают текст, останавливаясь после каж­ дого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном. ПРИЁМ 11 «ЗИГЗАГ» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

П РИЁМ 1 «К ЛАСТЕР ». Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается: 1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски. 2. Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой. 3. По мере того, как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.

П РИЁМ 2 «С ИНКВЕЙН » Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях. Каждому ученику дается время 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернётся к партнеру, и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме, того этот метод потребует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими мыслями. Затем весь класс может ознакомиться с парными синквейнами. Правила написания синквейна: 1. В первой строчке тема называется одним словом (существительным). 2. Вторая строчка-это описание темы в двух словах (два прилагательных). 3. Третья строка-описание действия в рамках темы тремя глаголами. 4. Четвертая – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Синоним из одного слова, который повторят суть темы.

П РИЁМ 3 «Э ССЕ » Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Учащиеся письменно отвечают на два вопроса: - Что они узнали по пройденной теме? - Что хотели бы узнать? (или задать вопрос, на который они не получили ответа). Работы собираются и используются при планировании следующего урока.

П РИЁМ 4 «С АМОАНАЛИЗ ». Тренинг навыков рефлексии собственных состояний «знаю - не знаю». Особое значение имеет создание установки успешности учебной деятельности учащихся, для чего используются словосочетания, содержащие конкретный позитивный смысл – «знаю уверенно», «надо повторить» - как движение в сторону уверенного знания. В этих словосочетаниях подразумевается, что учение уже работал, знания уже есть, но их надо закрепить, учителем демонстрируется доверие к ученику, если сравнить с классической формулировкой «знаю», «не знаю».

П РИЁМ 5 «Ш ЕСТЬ ШЛЯП КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ». Класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему. «Белая шляпа» статистическая (констатируются факты по проблеме, без их обсуждения); «Желтая шляпа»положительная (высказываются положительные моменты); «Черная шляпа» негативная (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме); «Синяя шляпа» аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?); «Зеленая шляпа» творческая (можно высказывать самые «бредовые идеи и предположения»); «Красная шляпа» эмоциональная (члены группы формулируют свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом).

П РИЁМ 6 «К ЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА » На основе данных слов составить рассказ- предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова. ПРИЁМ 7 «ВЗАИМООБУЧЕНИЕ. Легче всего научиться, обучая других. Взаимообучение происходит в группах из четырёх-семи человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль учителя, роль, которая требует от них выполнения пяти определённых действий: 1) «учитель» суммирует содержание абзаца; 2) он придумывает вопрос к тексту и просит других учащихся на него ответить; 3) «учитель» растолковывает то, что для других осталось неясным; 4) он даёт задание на чтение следующего абзаца, а затем передаёт бразды правления в руки следующего ученика.

П РИЁМ 8 « К УБИК » Грани Дай описание. Сравни с чем-нибудь. Проассоциируй (на что похоже). Проанализируй (из чего состоит). Примени это. Приведи примеры.

П РИЁМ 9 «Р ОМАШКА Б ЛУМА ». Структура вопросов: Структура вопросов: I тип – простые вопросы. Они требуют однозначных ответов (Например: что?, где?, когда? и т.п.) II тип – уточняющие вопросы (Например: Вы сказали то-то …) III тип – практические вопросы (Например: Как то, что мы узнали связано с жизнью …) IV тип – оценочные вопросы. Требуют от учащихся умения оценивать, сопоставлять (Например: Каково Ваше отношение к данной теме) V тип – творческие вопросы. Требуют от учащихся показа предпосылок, составления прогноза (Например: Что бы Вы сделали, если бы ситуация сложилась таким образом) VI тип – интерпретационные вопросы. По сути своей уточнение точки зрения, поиск гипотезы, перенос знаний в иную область

П РИЁМ 10 «В ОЗВРАЩЕНИЕ К КЛЮЧЕВЫМ ТЕРМИНАМ » сравниваются предположения и высказывания до чтения текста и сложившиеся у учащихся представления после работы с текстом; ПРИЁМ 11 «ВОЗВРАЩЕНИЕ К МАРКИРОВКЕ ТЕКСТА» ученики заполняют таблицу, приведенную выше, обсуждают информацию, выписанную в те или иные колонки; ПРИЁМ 12 «ПРЕДСКАЗАНИЕ» ПРИЁМ 12 «ПРЕДСКАЗАНИЕ» учащимся предлагается предсказать, о чем пойдет речь в следующей главе, параграфе и т.д.; ПРИЁМ 13 «МОЙ ЭПИГРАФ» после текста приводится несколько эпиграфов, учащимся предлагается выбрать «свой» и выбор пояснить в тетради.

П РИЁМ 14 «У СТНАЯ РЕФЛЕКСИЯ » учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

П РИЁМ 15 «П ИСЬМЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ » позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого) эссе – письменные размышления на заданную тему, напишите письмо - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени химического вещества. составление телеграммы, инструкции, памятки научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.

ПРИЁМ 16 «СУПЕР – КОНТРОЛЬНАЯ». Тест контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На этой контрольной ученик получает три оценки – за придуманные задания, ответы и выполнение новых заданий. Выставляется средняя оценка. ПРИЁМ 17 «РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ С ЦИТАТАМИ». Цитаты подобраны по принципу тезис – антитезис. Каждый высказывает свою точку зрения и защищает ее. Для учащихся с недостаточным уровнем учебных навыков этот технологический шаг может содержать приёмы «Кубики» или «Домино» (на каждой грани кубика прописано задание разного уровня: опиши; сравни; проассоциируй; проанализируй; примени; приведи доводы «за» и «против»). ПРИЁМ 18«ТРЁХЧАСТНЫЙ ДНЕВНИК» (В третьей колонке - письмо учителю, описание впечатлений, предложения).