Урок-путешествие «Откуда к нам пришла книга?» Мультимедийный итоговый урок по теме «Текст» 3 классе старший учитель высшей категории Бабенко Валентина Васильевна
Вавилонянин. – В моём прекрасном Вавилоне книги глиняные, мы пишем острыми палочками. В царском дворце пишут на деревянных досточках, покрытых воском, тогда письмо можно исправлять.
Запиши каллиграфично: Праздник Освобождение
Египтянин. – Мы придумали делать книги из папируса. Папирус изготовляем из склеенных стеблей болотного растения, которое очень хорошо цветёт; вы называете её осокой; а мы – папирус. Написанную на папирусе книгу не складывали, а сворачивали в сувой. Такая книга могла быть до 40 м длиной.
Словарный диктант Знакомство со словарным словом Солома
Машина времени останавливается на Ближнем Востоке, в столице древней Сирии городе Пергами. Папирус быстро высыхает и ломается, поэтому египетские книги недолговечны. В Пергами пишут на вычищенных телячьих шкурах – пергаменте. На пергаменте удобно писать и даже соскребать ошибки.
Работа по схеме Типы текстов Повествование (Что делает?) Описание (Какой? Какая? Какое? Какие?) Рассуждение (Почему? Зачем?)
Определите типы текстов Текст 1 ЯЩЕРИЦА Особенно красива ящерица весной. В это время года у нее праздничный зеленый наряд. Кто сказал, что ящерица противная? Как горят на солнышке щитки и чешуйки! Настоящая малахитовая красавица! Текст 2 МУЗЫКА ЛЕЧИТ Музыку любят все. Хорошая музыка улучшает настроение. А плохая музыка разрушает нервную систему человека. От хорошей музыки даже растения растут быстрее. От плохой музыки они могут погибнуть. Текст 3 ПОЧЕМУ МОЮТСЯ ВОДОЙ? Почему вода смывает грязь? Не уносит ли она ее просто с собой, как река уносит щепку? Проверьте. Подержите грязные руки под краном. Станут ли они от этого чистыми? Нет. Ведь так никто не моется. Мы обязательно трем одну руку о другую. Для чего? Чтобы стереть, соскоблить грязь. Грязь счищена, и воде нетрудно унести ее прочь. (По М. Ильину)
Давай заглянем в древний Китай. Сначала мы писали на шелке, потом бумагу стали изготовлять из старых рыболовецких сеток, позже из коры деревьев, бамбука.
Физкультминутка Раз, два, три, четыре, Кто живёт у нас в квартире? Раз, два, три, четыре, пять, Всех могут пересчитать: Папа, мама, брат, сестра, Кошка Мурка, два котёнка, Мой сверчок, щегол и я – Вот и вся моя семья.
Машина остановилась в древнем Киеве. Мы славяне, пишем на дешёвом материале – на бересте (берёзовая кора).
Я приготовил вам задание, записанное на бересте. Составить текст по зачину и вопросам. Наступила осень. С деревьев опали желтые и красные листья. - О чём говорится в зачине? - Как можно продолжить этот текст?
Наша машина переносит нас в один из монастырей древне-русского государства. В нашем монастыре книги изготовляют из разного материала. В мастерской, которая называется скриптория, монахи изготовляют книги от руки. Эта работа занимает много времени, поэтому они очень дорогие.
Я крылатый, я мохнатый, Золотистый, полосатый, Над лужайкой кружу, Звонко, весело жужжу. (Шмель) Составление текста-описания по аналогии с загадкой
Текст-описание 1) Общее представление о предмете. 2) Признаки предмета. 3) Вывод делать не обязательно. 1. То, что нужно доказать. 2. Доказательство. 3. Вывод. Текст-рассуждение
Мы переносимся в Львов в 1574 год. Иван Фёдоров. – Мне удалось придумать первый печатный станок.
Составьте текст-рассуждение не тему «Удивительный мир природы». Примерный текст Почему природу называют удивительным миром? Это потому, что в природе скрыто много любопытного. Нам интересна жизнь животных и растений, они не перестают удивлять нас. А сколько еще неведомых тайн и возможностей!
Наша машина времени возвращается в настоящее время. Сейчас в мире есть масса разнообразных книг: энциклопедии, словари, справочники, учебники, художественные книги.
Составить текст-рассуждение. Домашнее задание Найти в учебнике и списать текст- описание. Выполнить упражнение 115 (С. 53 учебника).
Итог урока Как и раньше, так и теперь, книга имеет очень большую ценность. Книга – это мудрый друг, который не умеет говорить вслух, но учит нас, рассказывает нам, ведёт нас в страну знаний. Поэтому книгу нужно беречь. Какой вид работы показался самым интересным? Что нового узнали на уроке?