VII Всероссийский конкурс учебно- исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация 03. Этнографические исследования Автор: Шевелькова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГОТОВИМСЯ К ПАСХЕ МОУ ДОД ЦВР «Истоки» Педагог дополнительного образования Колягина Ирина Геннадьевна.
Advertisements

Светлое Христово Воскресение. Пасха Рассказова Н.С.. Воспитатель МБДОУ «ДС 31»
Светлое Христово Воскресение. Пасха Александрова З.В., учитель физики и информатики МОУ СОШ 5 п.Печенга, Мурманская область 2008г.
Пасха. Светлое Христово Воскресение. Муниципальное общеобразовательное учреждение « Заводоуковская общеобразовательная средня Школа 4»
Пасха. Светлое Христово Воскресение. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. Так как Иисус был распят перед Пасхой,
ПИСАНКА Писанка - традиционная роспись на живом яйце.
Пасха. Светлое Христово Воскресение.. 1.Какое событие легло в основу праздника Пасхи? 2.Как издавна отмечали этот праздник наши предки? 3.Как празднуют.
Тема: Пасхальное яйцо.. Цель: способствовать формированию специальных умений и навыков в изготовлении пасхального сувенира.
Наш выбор …. «ПИСАНКА» «КАПАНКА» Р А З М Ы Ш Л Я Е М… По горизонтали: 1.Более простой способ написания писанки. 3.Писанку изготавливали только.
Светлое Христово Воскресение. Пасха. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. Так как Иисус был распят перед Пасхой,
Выполнение эскиза росписи пасхального яйца Открытый урок Учитель: Мокроусова Г. В.
Распределите перечисленные праздники по столбцам по их статусу. Новый год; Рождество; свадьба; Пасха; 9 Мая; день рождения; Масленица; День независимости.
Челюскинская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней администрации Новоазовского района ТЕХНОЛОГИЯ РОЗПИСИ ПИСАНКИ Подготовила учитель трудового обучения.
Значение цвета в русской народной вышивке. Славянская символика С древнейших времен человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду.
Цель проекта Цель проекта Расширить свои знания и умения по созданию писанки Расширить свои знания и умения по созданию писанки.
Исследовательская работа «Красна птица перьем, а человек – уменьем.
- от слова «красить». Первоначально яйца были красного цвета. Краску получали из луковой шелухи. Цвет будущей крашенки зависит только от лука и времени,
Учитель МОУ « ООШ п. Лощинный» Егерева Оксана Петровна.
МКОУ «Тайдаковская СОШ» Символизация вышивки в народном костюме Автор: Стрижко Валентина Ильинична, учитель технологии.
Пасхальные игрушки. Пасхальные деревья Пасхальные деревья: Обычно используются веточки вербы (с распущенными почками – «пушистиками»), ели и др. деревьев.
Транксрипт:

VII Всероссийский конкурс учебно- исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация 03. Этнографические исследования Автор: Шевелькова Екатерина, 11А МОУ школа 58 г. о. Тольятти Самарской области Научный руководитель: Клименко Людмила Григорьевна, учитель технологии МОУ школы

«…только писанки могут рассказать нам то, о чем молчит народная память…» С.Кульжинский

Автор проекта Шевелькова Екатерина, ученица 11А МОУ школы 58 г. о. Тольятти Победитель XV городского конгресса молодых исследователей «Шаг в будущее» (2008) Победитель школьной научно-практической конференции «Познанью нет границ» (2008)

Объект исследования: традиции «Славянской писанки» Цель: изучить традиции росписи славянской писанки и сохранить их преемственность в обыденной жизни Задачи: изучить существующий в литературе материал по данной теме; освоить технологию традиционной росписи; выполнить коллекцию писанок; разработать авторский вариант оформления коллекции писанок для выставки

Обоснование целей и задач Тема "Славянская писанка" выбрана на основании глубокого интереса к изучению традиций русского народа, раскрытию древнего знания в новом времени, при­менения его в жизни человека. Возрождение традиций актуально в сегодняшние дни. Традиция славянской писанки - особая традиция. В ней много нераскрытого, это объемный материал для исследования, который открывает совершенно новый аспект в истории нашего народа и дает возможность применения этих знаний в жизни человека. Традиция славянской писанки нуждается в бережном отношении к ее смысловой наполненности и технологии. Важно ее сохранение в неизменном виде, поскольку только работая в рамках традиции, можно раскрывать все новые стороны понимания писанки и реализовывать свои возможности.

Актуальность темы Традиция украшать яйца более древняя, чем христианский Пасхальный обычай. По археологическим данным традиции росписи яиц более пяти тысяч лет. Традиция писанки была ранее распространена среди всех славянских народов от Южного Урала до Одера. Признание писанки как уникального искусства впервые прозвучало в сообщении антрополога Федора Вовка на втором археологическом съезде в Киеве в 1874 году. Этнографы Оскар Кольберг и Николай Сумцов составили альбомы с изображением росписи, на основе которых действительный член Российского Географического общества С.К. Кульжинский в 1889 году издал первый каталог. В наши дни эта традиция живет на Украине, в Белоруссии, в некоторых странах Восточной Европы (в Чехии, Словении, Моравии). Украинские диаспоры в США и Канаде также сохранили традицию писанки. В России эта традиция только возрождается.

Методы, использованные в работе Информационный поиск Интервью с Остроушко Мариной Геннадьевной (мастером по росписи писанок) Освоение технологий изготовления писанок Разработка авторских способов выполнения писанок

Полученные результаты

«Из яйца, из нижней части, Вышла мать-земля сырая; Из яйца, из верхней части, Стал высокий свод небесный; Из желтка из верхней части, Солнце светлое явилось; Из белка, из верхней части, Ясный месяц появился…»

Писанка это дошедшая до наших дней традиция росписи на живом яйце. Это оберег, который несет в себе образы благополучия, достатка, семейного счастья, здоровья. Через писанку можно заглянуть в тот мир, где жили наши предки, а на самом деле – заглянуть в себя, ведь, как оказывается этот образ мира мы до сих пор храним в себе, потому что есть в них что-то такое, про что мы говорим - «это настоящее..»

Как считали наши предки, через Писанки шла передача душевного тепла от человека к человеку, писанки защищали, давали силу, надежду. Их дарили друг другу с пожеланиями удачи, счастья, любви… Так Писанкой творилась народная магия. Традиция Писанки передавалась из века в век, от поколения к поколению, и дошла до наших дней.

По дошедшим до нашего времени образцам писанок видно, что на яйцо, как символ мира, наносились знаки дождя, солнца, огня, воды, растений, животных. Еще в прошлом веке писанка сопровождала человека от рождения до смерти. Существовал обычай класть писанки в колыбель младенцу, желая новому жителю Земли здоровья и благополучия. Младенцам несли писанки, написанные на белом фоне, так как белый цвет считался символом небесной чистоты. Согласно этнографическим данным, писанки были обязательным атрибутом погребальных обрядов и поминальных трапез. При погребении умершего писанки клали в могилу. Умерших родственников поминали крашанками - одноцветными вареными яйцами разных колеров. Крашанки умеет красить всякая хозяйка и готовит их только для себя. Писанки - яйца разных цветов и узоров - умеет готовить только мастерица-писанчарка. Кроме крашанок и писанок различают "крапанки", "малёванки" и "дряпанки".

Техники написания Технику написания писанки может освоить практически любой человек, обладающий ловкостью рук и хорошим зрением. Время выполнения зависит от умения и навыков человека, насколько он знаком с данным видом народного творчества.

Техники написания Восковая техника выполнения писанки состоит в чередовании нанесения воска и постепенного окрашивания яйца. Растопленный воск накладывается на поверхность яйца при помощи «кистки» («писачка», «косточки», «кыстки») – инструмента в виде тонкой металлической трубочки, прикрепленной к деревянной ручке. Чем тоньше трубочка, чем уже в ней отверстие, тем тоньше и изящнее будет линия и весь рисунок на писанке.

Выполнение писанки в технике «крапанка» Наиболее легким в изготовлении является такой вид писанки, как «крапанка». Сначала яйцо красят одним цветом, самого светлого оттенка, когда яйцо высохнет, на него наносят капли горячего воска, воск быстро застывает, и яйцо кладут в раствор другого цвета. После высыхания краски опять наносят капли горячего воска и опускают в раствор другого цвета. Процесс повторяется несколько раз. Заключительным этапом является «рождение крапанки», которое заключается в следующем: яйцо держат над горящей свечой, чтобы разогреть воск, затем его стирают салфеткой или хлопчато-бумажной ветошью. Чтобы крапанка засияла, ее смазывают растительным маслом.

Выполнение писанки «40 клинцов» С помощью карандаша поделить поверхность яйца на поля, согласно схеме на 2,4,8 частей. Затем с помощью кистки разогретым воском обвести эти линии, добавив еще 4 дуги, согласно схеме. Положить яйцо в ложку и аккуратно опустить на 1-2 минуты в желтую краску. Окрашенное в желтый цвет яйцо промокнуть салфеткой. С помощью кистки провести полоски, согласно схеме. Окрасить яйцо в красный цвет, просушить и покрыть воском клинья, расписанные полосками. Опустить яйцо в черную краску, просушить с помощью салфетки. А теперь поднесите яйцо к огню. Когда воск растает, сотрите его мягкой хлопковой салфеткой, и в ваших руках, как солнце после грозы, засияет писанка. Готовую писанку как следует натереть растительным маслом или несоленым салом.

В ходе выполнения работы изучен исторический, этнографический материал по выбранной теме, а также дана общая характеристика о мифологических представлениях славянских народов. Этот материал освещает космологические представления о яйце, раскрывает значение традиции росписи Славянской писанки в жизненном цикле, ее символику и бытование этой традиции в наши дни в празднике Пасха.

Шаги по распространению традиций славянской писанки: Проведение мастер – классов:

Шаги по распространению традиций славянской писанки: Участие в городской ярмарке ремесел «Золотые руки» Участие в Самарском региональном конкурсе детских творческих работ на экологическую тему (номинация «Поделки и малые скульптурные формы) Участие в городском фестивале «Радуга надежд». Конкурс декоративно прикладного творчества Проведение школьной выставки «Традиции славянской писанки»

Список литературы Афанасьев А. Н. Древо жизни: избранные статьи. Современник. Москва, 1982 Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX – начала XX века. Л., Велецкая Н. Н. Языческая символика славянских архаических ритуалов. М., Восточнославянский этнографический сборник. Очерки народной материальной культуры русских, украинцев и белорусов XIX – начала XX века. М., Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л., Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4 М., 1996 Декоративное искусство СССР , , 3. Декоративное искусство Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1980 Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1981.

Информация об авторе Шевелькова Екатерина, ученица 11А МОУ школы 58 г. о. Тольятти Информация о научном руководителе Клименко Людмила Григорьевна, учитель технологии МОУ школы 58 г. о. Тольятти Адрес: Самарская обл. г. Тольятти ул. Фрунзе д. 2 Телефон: (8482)